статья
статья по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
Информационные технологии на уроках математики.
Каримов Р.Ф.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ново-Арышская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района республики Татарстан, село Новый Арыш.
В современном обществе происходят стремительные изменения, которые требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Сегодня наши выпускники должны обладать необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих им уверенно чувствовать себя в современном высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.
Я, как учитель математики, понимаю, что в современных условиях моя главная задача не только дать определённую сумму знаний, умений и навыков, но и научить эти знания добывать самим, используя различные источники информации. Замечаю, что учащиеся, которые работают с компьютером, имеют более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Значит, необходимо применять информационные технологии в нашей повседневной школьной жизни. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают учащиеся по их применению, тем лучше применяют их при решении конкретных задач. Информационные технологии активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем. На каждом этапе урока можно использовать ИКТ, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, и активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер.
Особое значение в преподавании математики именно в 7—11 классах имеют видео уроки и уроки с использованием презентаций, сделанных как самим учителем, так и учениками.
Подготовка видео урока — очень трудоёмкая работа, но время, затраченное на подбор и оформление нужного материала, окупается вниманием учеников, их живым интересом на уроке и как следствие хорошими знаниями пройденного материала.
При подготовке я часто использую готовые видео уроки, размещенные в Интернете, но иногда создаю и сам.
Я так же практикую применение на уроках презентаций. Особенно ценно, когда её создаёт ученик. Ведь чтобы сделать хорошую презентацию к уроку, необходимо применить знания и навыки работы с компьютерными программами. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.
Подготовленные презентации превращают ранее скучные и невыразительные уроки в яркие и запоминающиеся. Урок становится продуктивным и насыщенным.
Компьютерные презентации можно создать, используя Microsoft PowerPoint. Презентации представляют собой последовательность слайдов. Слайд может включать в себя вставки текста, рисованные фигуры и рисунки, фотоснимки, диаграммы. Применение готовых шаблонов позволяет выдержать оформление в едином стиле. На экран можно вывести и заметки учителя. Подготовка и показ слайдов, сопровождающих выступление учителя или ученика, позволяет правильно построить само занятие и рационально распределить время его. Презентации могут демонстрироваться с помощью компьютера, распечататься на бумаге, служить раздаточным материалом. Они также могут использоваться на различных этапах урока.
В свете введения обязательного экзамена по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ, особую важность в настоящее время приобретает работа по проведению контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий. Компьютерные тесты использую для повторения ранее изученного материала, например, для повторения перед итоговыми работами по теме, перед зачётами. При подготовке к ГИА целесообразно работать на сайте «Решу ЕГЭ» и «Сдам ГИА» Дмитрия Дмитриевича Гущина. Здесь работать очень удобно и интересно, можно тренироваться по любым заданиям ЕГЭ- и базовый и профильный уровень есть, они постоянно идут в ногу со временем, можно сделать достаточно быстро раздаточный материал. Можно задать детям вариант ЕГЭ на дом и система сама проверит- нам останется только оценку в журнал поставить, а если надо, то и разобрать тут же ошибки- учителю все решения покажут. Вся теория разбирается на уроках, затем пишутся работы, направленные на проверку этих знаний. Дальше начинаем решать всем классом, причем не только на элективном курсе, но и обязательно на уроках, когда изучается соответствующая тема. Сам основатель этого сайта Д. Д. Гущин является разработчиком контрольно-измерительных материалов к экзаменам, поэтому все материалы достаточно приближены к реальным экзаменационным заданиям.
Серию «Все задачи школьной математики» для 5-9 классов и 10-11 классов применяю, как для работы со всеми учащимися: способными усваивать материал на разных уровнях, со слабоуспевающими учениками и с учениками, которые достаточно быстро усваивают учебный материал урока на обязательном уровне. На уроке я делаю так: после первичного закрепления материала учащиеся, которые успешно справились с работой, выполняют новые задания по теме за компьютером, после выполнения предложенных заданий, приступают к заданиям уже повышенного уровня сложности. А в это время с остальными учениками класса отрабатываю материал обязательного уровня. Такая организация деятельности на уроке позволяет сильным ученикам не скучать и не расслабляться, показывать высокие результаты по изучаемой теме. Также при таком ходе урока можно переключить внимание на слабоуспевающих учеников, выполнив с ними больше заданий обязательного уровня, и тем самым добиться от них более полного понимания по теме, что совсем немаловажно. Обучающие программы применяю в качестве тренажёра для слабоуспевающих учеников по математике и для коррекции знаний тех учеников, у которых по какой-то теме появились пробелы в знаниях. Положительная сторона такой работы заключается в том, что ученик выбирает самостоятельно степень сложности учебных заданий, с которыми он на данный момент в состоянии справиться. При работе ему даётся возможность запросить у программы определённую форму помощи, начиная от подсказки и справочного материала по теме до появления правильного решения. Ученик может самостоятельно повторить весь материал по теме: прочитать изложение учебного материала, разобрать примеры решений тех или иных заданий. Работая с обучающей программой, слабоуспевающий ученик получает возможность убедиться в правильности своего хода решения или узнать о допущенной ошибке в решении задания, получив соответствующий сигнал на экране компьютера, и затем, исправив её, довести самостоятельно решение до конца, иногда опираясь на необходимую помощь. Ученик, работающий с программой, выбирает свой определённый темп работы, ему нет необходимости под кого-то подстраиваться или за кем-то торопиться. Я считаю, если слабоуспевающий ученик сделает даже одно задание за весь урок, но самостоятельно от начала до конца и сам получит правильный ответ, это даст больший результат, нежели то, если он сделает все задания, что были предложено учителем, но постоянно списывая с доски или у соседа. И всё это, в конечном счёте, позволяет устранить одну из причин отрицательного отношения к учёбе многих учеников — неуспех, причиной которого является непонимание темы, пробелы в знаниях. Но самым большим плюсом в организации подобной работы является то, что ученик самостоятельно может приобретать знания по предмету с помощью обучающих программ.
Известно, что наиболее эффективной является такая организация учебного процесса, при которой максимально стимулируются творческие способности учащихся. Вот только максимально они стимулируются тогда, когда ученик непрерывно чувствует внимание со стороны учителя к себе самому, своему творчеству и проблемам. Применение информационных технологий на уроках математики могут выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
ИКТ могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом компьютер для ученика исполняет роль учителя. Выполняя тест, ответы отмечаются только один раз, первоначальный ответ исправить нельзя. Такой приём заставляет детей ответственно подходить к выполнению заданий и не надеяться на возможность исправления. Я, надеюсь, этот навык им поможет на экзамене.
Хотя стоит отметить, что не все умения и навыки по предмету можно проконтролировать с помощью тестовых заданий, так как при выполнении отдельных заданий, важно видеть не только конечный результат, но и ход рассуждений, промежуточные вычисления, пояснения действий. Поэтому при выборе форм контроля знаний, надо понимать по каким темам подходит тестирование с помощью информационных технологий, а по каким необходимо подобрать такие обучающие программы, применение которых для контроля позволит проследить весь ход работы, а не только конечный ответ. Компьютерные тесты использую для повторения ранее изученного материала, например, для повторения перед итоговыми работами по теме, перед зачётами. Правильное использование информационных технологий на уроках математики помогает повысить качество обучения и способствует:
- повышению интереса учащихся к предмету;
- совершенствованию практических умений и навыков;
- развитию конструктивного алгоритмического мышления;
- развитию творческого мышления;
- формированию умения принимать правильные решения, в возникающих сложных ситуациях;
- формированию умений осуществлять отбор и обработку информации;
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
- формированию информационной культуры.
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
При всём при этом необходимо помнить, что компьютер и различные программные средства обучения математике не заменяют традиционные средства обучения, а являются вспомогательными. Внедрение информационных технологий одновременно развивает и ученика, и учителя, наблюдается творческое сотрудничество учителя и ученика, но тем не менее надо не забывать и о здоровье сберегающих технологиях, о нормах работы, учащихся с компьютером и мультимедийными средствами в зависимости от их возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....