Занятие по внеурочной деятельности в 7 классе (математика)
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Технологическая карта и сценарий занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема "Матаматические фокусы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Математические фокусы" | 681.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта и сценарий занятия
по внеурочной деятельности в 7 классе
ТЕМА: «Математические фокусы»
Работу выполнила : Бунцева Наталья
Евгеньевна, учитель математики
ГБОУ СОШ №22 г.о.Чапаевск Самарской области
2016
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности
Тема занятия: "Математические фокусы"
Класс: 7
Учитель: Бунцева Наталья Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск Самарская область
Тип занятия: практическое применение математических знаний
Цели по содержанию:
развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, рецензировать
воспитывающие: создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи, активной жизненной позиции, воспитание личной позиции здравого подхода к содержанию объявлений в СМИ
обучающие: обеспечить формирование умений составлять и применять математические модели при разгадывании математических фокусов, правил устного счёта, чтении объявлений в СМИ
Планируемые результаты занятия:
Личностные:
- форсированность познавательных интересов, направленных на развитие умений составления математических моделей;
- понимание смысла поставленной задачи;
- форсированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;
- ориентированность в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в предлагаемых обстоятельствах;
- нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»).
Метапредметные:
- умение делать анализ и отбор информации;
- умение планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
- умение аргументировано отстаивать свою позицию, общаться и взаимодействовать друг с другом.
Предметные:
- знание, что с помощью математического языка можно описать различные реальные ситуации в виде математических моделей;
- умение переходить от реальной ситуации к её математической модели;
- использовать правила решения уравнений.
Используемая технология: ИКТ (презентация), технология сотрудничества.
Информационно-технологические ресурсы:
1. Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательный учреждений- М. Мнемозина, 2015;
2. Вырезки из журнала "Обереги" № 12 (2013 год), из газеты «АИФ» № 41, 2015г (7-13 октября), «АИФ» № 42, 2015г (14-20 октября), журнал «Биография» № 10 (октябрь 2015), журнал «Загадки истории» № 12 (2016), журнал «Биография» № 4 (2016);
3. Фрагмент видео https://www.youtube.com/watch?v=4yT8Hhgu7q4
4. Образцы различных памяток-предостережений.
Учебно-лабораторное оборудование: компьютер, проектор, документ-камера, ноутбуки, принтер.
Гигиенические условия в классе (кабинете) в соответствии с СанПиНом ФГОС: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей соответствуют требованиям ФГОС
Технологическая карта, сценарий занятия по внеурочной деятельности
Тема занятия: "Математические фокусы"
Класс: 7
Учитель: Бунцева Наталья Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск Самарская область
Тип занятия: практическое применение математических знаний
Цели по содержанию:
развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, рецензировать
воспитывающие: создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи, активной жизненной позиции, воспитание личной позиции здравого подхода к содержанию объявлений в СМИ
обучающие: обеспечить формирование умений составлять и применять математические модели при разгадывании математических фокусов, правил устного счёта, чтении объявлений в СМИ
Планируемые результаты занятия:
Личностные:
- сформированность познавательных интересов, направленных на развитие умений составления математических моделей
-понимание смысла поставленной задачи
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли
-ориентированность в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в предлагаемых обстоятельствах
-нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Метапредметные:
- умение делать анализ и отбор информации
- умение планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми
- умение оценивать свою работу и работу одноклассников
- умение аргументировано отстаивать свою позицию, общаться и взаимодействовать друг с другом
Предметные:
-знание, что с помощью математического языка можно описать различные реальные ситуации в виде математических моделей
-умение переходить от реальной ситуации к её математической модели
-использовать правила решения уравнений
Используемая технология: ИКТ (презентация), технология сотрудничества
Информационно-технологические ресурсы :
1. Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательный учреждений- М. Мнемозина, 2015;
2. Вырезки и их копии из журнала "Обереги" № 12 (2013 год), из газеты «АИФ» № 41, 2015г (7-13 октября), «АИФ» № 42, 2015г (14-20 октября), журнал «Биография» № 10 (октябрь 2015), журнал «Загадки истории» № 12 (2016), журнал «Биография» № 4 (2016)
3. Образцы различных памяток-предостережений;
4.Фрагмент видео https://www.youtube.com/watch?v=4yT8Hhgu7q4
Учебно-лабораторное оборудование: компьютер, проектор, документ-камера, ноутбуки
Гигиенические условия в классе (кабинете) в соответствии с СанПиН ФГОС: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей соответствуют требованиям ФГОС.
Сценарий и технологическая карта занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
(3-5 минуты) Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | Учитель проводит оргмомент: приветствует учащихся, проводит мотивацию : показывает слайд 1 и предлагает задумать число; высказать предположение о теме и цели занятия (слайд 2,3)( проектор отключает) - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Надеюсь, нам будет интересно сегодня поработать вместе. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
-Внимание на экран. Перед вами таблица, в которой записаны числа от 1 до 31. Задумайте какое-нибудь число от 1 до 31 и укажите, в каких столбцах оно находится. Я тот час угадаю это число. Вопрос: в роли кого же я сейчас выступила перед вами -Да, фокусника. Значит, на нашем занятии мы поговорим о фокусах, математических фокусах. Тема нашего занятия «Математические фокусы» Вопрос: Как вы думаете, практическую значимость имеют математические фокусы и умение их разгадывать? Сформулируйте цель нашего занятия. | Смотрят на экран, задумывают число; формулируют тему и цель занятия | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
II Этап актуализации и пробного учебного действия (7-10 минут) | Учитель даёт задание 1, 2, 3 группам последовательно, включает документ камеру (после просмотра записей 1-го и 5-го учащихся документ-камеру выключает) Учитель предлагает найти разгадку данного фокуса, составив математическую модель и поработать с ней. Учитель организует фронтальную работу с учащимися УЧИТЕЛЬ ФОКУС ВТОРОЙ -Вы разделены на 3 группы. Выполните следующее задание. 1 группа Один ученик записывает на листочке бумаги любое трехзначное число. Передает другому. Второй приписывает к этому числу справа такое же число и передает эту запись уже шестизначного числа участнику 2 группы 2 группа Третий ученик разделит данное число на 7 и передаст четвертому. Четвертый разделит этот результат на 11 и передаёт пятому участнику 3 группы. 3 группа Пятый разделит результат на 13. Первый и пятый участники показывают задуманное и полученное число с помощью документ-камеры. Если все вычисления были выполнены правильно, то вы видите на экране трехзначное число, которое задумал первый участник 1 группы. -Как это получилось? Давайте найдём разгадку этому фокусу, составив математическую модель этого фокуса. РАЗГАДКА Пусть число выглядит в записи ХУZ, его числовое значение 100Х + 10У + Z. Когда ещё раз припишем это же трёхзначное число, получим 100000Х + 10000У + 1000Z + 100Х + 10У + Z = 100100Х +10010У + 1001Z = 1001·(100Х + 10У + Z). Значит, приписывая к трехзначному числу точно такое же трехзначное число, мы умножаем его на 1001. -Когда участники выполняли деление последовательно на 7, на 11, на 13, на какое число выполнили деление шестизначного числа? (на 7х11х13=1001)
| Учащиеся трёх групп выполняют действия, предложенные учителем. Учащиеся сравнивают результаты Предлагают варианты математической модели, работают с моделью | Познавательные УУД: работа с информацией, структурирование знаний., составление математической модели и работа с ней Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. . |
III Основной этап (10-15 минут) 1) этап выявления места и причины затруднения; 2) этап построения проекта выхода из затруднения Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | -Теперь следующее задание. Выполните умножение на 11. 1 задание 1 группе Возведите в квадрат двузначные числа, оканчивающиеся на 5. 1) 45² 2) 95² 3) 55² -Составьте математическую модель и предложите правило возведения в квадрат двузначного числа, оканчивающегося на 5. 1 задание 2 группе Выполните умножение 1 ) 17 · 11 2 ) 25· 11 3 ) 36 · 11 Постарайтесь найти закономерность при умножении на 11 двузначного числа, составьте математическую модель и предложите правило умножения на 11. 3 задание 3 группе - Возведите в квадрат двузначных чисел с числом десятков 5 1 группа 57² 2 группа 54² 3 группа 59² -Составьте математическую модель и предложите правило возведения в квадрат двузначного числа, имеющего 5 десятков. Учитель предлагает трём группам задания на возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5; на выполнение умножения двузначных чисел на 11, трёхзначных чисел на 11, , возведение в квадрат двузначных чисел с числом десятков 5. (Слайды 4, 5,6) | Выполняют действия умножения, возведения в квадрат. Выявляют закономерности, делают выводы и формулируют правила. С помощью документ-камеры демонстрируют полученные математические модели. | Познавательные УУД: общеучебные универсальные учебные действия, логические универсальные действия. Коммуникативные УУД: обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. |
3) Динамическая пауза (Физкультминутка сайт Инфоурок) | Физкультминутка. Учитель объясняет. Для чего она нужна и вместе с учащимися выполняет упражнения под музыку (упражнения для глаз, двигательные упражнения) | ||
Фрагмент видео https://www.youtube.com/watch?v=4yT8Hhgu7q4 Слайд 7 Слайд 8 | -Ребята, сейчас посмотрите фрагмент видео, обратите внимание, что показывает пожилая женщина, что и как она говорит. Ваше отношение к этому. Учитель предлагает учащимся перед просмотром видео обратить внимание, что они видят и как они к этому относятся (включает фрагмент видео слайд 6) -Вашему вниманию предлагается следующее объявление: 1000000 рублей до сих пор не вручен! Проверьте, возможно, именно Вы получите приз! 1) Возьмите день Вашего рождения и умножьте его на 2. 2) Прибавьте 3 и умножьте полученную сумму на 4. 3) Вычтите 12 и полученный результат разделите на день Вашего рождения. Тот, у кого получилось число 8, скорее звоните по бесплатному номеру… Проверьте со своим днём рождения. Получилось 8? Составим математическую модель согласно предложенному алгоритму ((2х + 3) · 4 - 12 ) : x = 8 Вывод: объявление, призывающее получить 1000000, предназначено каждому читателю. Вряд ли авторы объявления готовы отдать столько миллионов. Учитель читает объявление со слайда 8 Предлагает выполнить действия по предложенному в объявлении алгоритму Учитель задает вопрос: « У всех ли получилось число 8? Попробуем составить математическую модель по этому алгоритму» и сделать вывод. | Смотрят на экран, объясняют, что они видят и выражают своё отношение к увиденному. Выполняют действия по предложенному алгоритму, дают ответ. Составляют модель и работают с ней. Делают вывод. | Личностные УУД: направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию к данной ситуации |
4)этап реализации построенного проекта (самостоятельная работа в группах) (8-10 минут) | - Теперь предлагаю каждой группе рассмотреть такие объявления и доказать, что они предназначены для любого читателя. Составьте математическую модель согласно предложенному алгоритму .Результат показать через документ-камеру другим учащимся 7б «Дата Вашего рождения может сделать Вас миллионером! Мы разыскиваем победителя Юбилейной 259-й акции, чтобы вручить ему Суперприз: 2 500 000 рублей! Проверьте прямо сейчас:
(х –259 + ( 2015 – х ) +744 ) · 1000 = 2500000 7а Проверьте прямо сейчас:
(2х + 312) : 2 - x = ? 7в Проверьте прямо сейчас:
х + у + 12 – 8 – х +3 – у = 7 Учитель раздаёт каждой группе вырезки из газет и журналов, предлагает доказать, что обмануться может каждый читающий. Учитель включает документ-камеру | В группе составляют модели, работают с ними. Выполнив работу, демонстрируют одноклассникам свои результаты с помощью документ-камеры. | Познавательные УУД: отбор и структурирование информации, моделирование изучаемого содержания |
Ваше отношение к тем, кто даёт такие объявления? Давайте составим памятки доля пожилых и доверчивых людей, чтобы им не пришлось пожалеть о том, что они позвонили или обратились по указанному адресу. Учитель предлагает составить памятку для пожилых людей, чтобы они могли избежать «ловушек мошенников» | Составляют памятки в группах, рецензируют полученные тексты, демонстрируют с помощью документ-камеры | Коммуникативные УУД: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли. | |
IV Рефлексия (3-5 минут) Слайд 9 Слайд 10 | - Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки. Учитель подводит итог занятия. Предлагает вспомнить цель, поставленную в начале занятия. «Достигли ли мы результата? Оцените свою работу на занятии, продолжив предложение я узнал(а)… было интересно… было трудно… я понял(а), что… теперь я могу… я приобрел(а)… у меня получилось … я смог(ла)… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Всем спасибо за работу! | Учащиеся аргументировано отвечают на поставленный вопрос. Оценивают свою работу на занятии | Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по внеурочной деятельности 1 класс
Тема занятия: Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления....
Занятие внеурочной деятельности, 5 класс, Оригами в руках математика
Занятие направлено на закрепление изученного, на практическое применение имеющихся теоретических знаний. Ранее на уроках была изучена тема «Объем и площадь поверхности куба». Учащиеся имеют пред...
Занятие по внеурочной деятельности 2 класс "Моя малая Родина"
Виды детской деятельности:игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, групповая.Цель:формирование у детей патриотических чувств, толерантности и качеств,...
Открытое занятие по внеурочной деятельности. Мастер-класс "Изготовление броши "Незабудка""
МБОУ «Щетинская основная общеобразовательная школа» Мастер-класспо предмету «Технология» на тему: «Незабудка»...
Общая карта занятости во внеурочной деятельности 6 класса
Примерная общая карта занятости во внеурочной деятельности учащихся 6 класса...
Конспект занятия по внеурочной деятельности 5 класс
Конспект занятия по внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе на тему "Достопримечательности Лондона"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика...