Личностно – ориентированное обучение
учебно-методический материал по алгебре на тему
Из выступления на педагогическом совете учителя математики высшей категории ГБОУ СОШ с. Шигоны Гусаровой А.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_sovete.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из выступления на педагогическом совете учителя математики высшей категории ГБОУ СОШ с. Шигоны Гусаровой А.М.
Личностно – ориентированное обучение.
На сегодняшний день можно выделить два компонента содержания образования: базовый компонент, включающий систему знаний, умений и навыков, а также продвинутый, содержащий опыт работы творческой деятельности, т.е опыт переноса знаний, умений и навыков в новую, нестандартную ситуацию и опыт эмоционально – ценностного отношения ребёнка к миру, к людям, к себе. Между этими компонентами существует связь: продвинутый компонент формируется на основе базового.
Как вы считаете, на формирование какого компонента – базового или продвинутого должна быть ориентирована система образования для того, чтобы после окончания школы ребёнок мог успешно существовать в современном обществе? Примите во внимание тот факт, что, если результатом образования признаётся базовый компонент, то продвинутый при этом не формируется. Если результатом образования является продвинутый компонент, то базовый в этом случае переходит из категории результата образования в средство для достижения результата образования.
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире на сегодняшний день является личностно – ориентированное образование. Личностно – ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъективного опыта ребёнка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъективного опыта учащегося.
В основе личностно – ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в педагогике, психологии и философии, разработанные учёным Карлом Роджером:
- ребёнок находиться в центре постоянно меняющегося мира и этот мир не может быть до конца познан никем извне,
- взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения с другими людьми,
- ребёнок воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
- ребёнок всегда стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию.
Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения
( по И.С. Якиманской) являются:
- цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребёнка;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребёнка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения;
- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъективного опыта каждого ученика и его социализация;
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.
Опыт реализации личностно – ориентированного обучения, в нашей стране, лежит в основе создания «Школы жизни» Ш.А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е.Н. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманитарной основе Н.Н. Палтышева.
Реализация личностно – ориентированного обучения возможна при использовании личностно – ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.
Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:
- Опора на субъективный опыт.
При организации урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте ребёнка, которые затем следует обсудить в равноправном диалоге.
- Знание психофизических особенностей.
Подбор дидактических материалов к личностно – ориентированному уроку требует от учителя знание не только объективной сложности самого материала, но и знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом.
- Обучение в роли равноправных партнёров.
При подготовке к уроку надо учителю заранее спроектировать все возможные типы общения, подчинённые учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учётом их оптимального личностного взаимодействия. На таком уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса. Гибко распределяя детей по группам с учётом их личностных особенностей.
Основные отличия личностно – ориентированного обучения от традиционной дидактической системы обучения:
Традиционное обучение | Личностно – ориентированное обучение |
Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание. | Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания. |
Обучение: преподавание + учение: учитель передаёт знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят. | Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе усвояемых предметов. |
Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель | В центре процесса обучения – ученик. |
Образное понимание обучаемого: «человек-глина» –не имеет изначальной сущности («чистый лист») | Образное понимание обучаемого: «человек-семя»- имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств. |
Общественные интересы ставятся выше личных. | Признаётся высшая самоценность личности ребёнка. |
Учитель, вместе с учебником, являются основными источниками знания, а учитель ещё и контролирующим субъектом познания. | Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения. |
Следует констатировать, что реализация личностно – ориентированного обучения в современной российской школе вызывает определённые затруднения в силу ряда причин:
- Комплектование групп учащихся – в классе по 25 – 30 человек. Учитель часто не в состоянии увидеть индивидуальные особенности каждого учащегося, не говоря уже о том, чтобы выстраивать обущающие воздействия на основе субъективного опыта каждого ребёнка.
- Ориентация процесса обучения на «среднего» ученика.
- Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности
и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.
- Необходимость «равномерно» уделять внимание всем учебным предметам – и
тем, которые для ребёнка значимы, и «нелюбимым» предметам.
- Приоритет оценки знаний, умений и навыков, а не усилий, которые
затрачивает ученик на овладение содержанием образования.
Так или иначе, можно констатировать тот факт, что реализация личностно – ориентированного обучения в современной российской школе – процесс сложный и болезненный. Наряду с объективными причинами, препятствующими внедрению личностно – ориентированного обучения, можно говорить и о консерватизме определённой части педагогов, работающих в рамках авторитарной педагогики, или же привыкших внедрять инновации в образовательную практику по формальным признакам, не вникая в глубинную суть преобразований. Внедрение личностно – ориентированного обучения возможно только при переосмыслении функций всех участников образовательного процесса и соблюдении всех необходимых условий.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров, под ред. Е.С. Полат. - Москва, «Академия», 2001 г.
- Хуторский А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – С – Петербург, «Питер», 2001 г.
- Якиманская И. Личностно–ориентированный урок. Журнал «Директор школы», 1998 г., № 2
- Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. Журнал « Директор школы», 1998 г., № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...
Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения
Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...
Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»
I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве. 1.Науч...