Рабочая программа по математике для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Рабочая программа по математике для 9 класса. УМК по алгебре Макарычев Ю.Н., по геометрии Атанасян Л.С. 3 часа алгебры и 2 часа геометрии в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matematika_9_klass.docx54.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Хабарская средняя общеобразовательная школа №1

«РАССМОТРЕНО»: руководитель  ШМО учителей математики_______        

Протокол № 1 от 27 августа 2015 года

«СОГЛАСОВАНО» : заместитель  директора по УВР_____(

______________

«УТВЕРЖДЕНО»: директор МБОУ «Хабарская СОШ №1»_____________

(

Приказ №_____от

_________ __2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Математика»

для 9 класса

основного общего образования

на 2015-2016 учебный год

Составитель: Заика Л.А., учитель математики

Хабары 2015

 Пояснительная записка

             Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом от 05.03.2004г.
  • Примерной программы основного общего образования по математике;
  • авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков, С. Б. Суворова. Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы», - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2010 г.
  • авторской программы к учебнику «Геометрия, 7-9 класс», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы», - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г.
  • Положения о рабочей программе учителя, работающего по ФКГОС МБОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №1»

Особенности рабочей программы

       Данная программа предназначена для обучающихся 9 класса  и разработана на основе 1 варианта авторского планирования 170 ч. в год, 5 ч. в неделю (алгебра – 102 ч., геометрия – 68 ч.). В связи с тем, что в учебном плане МБОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №1» отводится на изучение математики 33 учебные недели,  на итоговое повторение материала по алгебре будет отведено 18 часов, вместо 21 часа,  по геометрии  - 7 часов, вместо 9 часов. Таким образом, на изучение предмета отводится 165 часов в год (алгебра – 99 ч., геометрия – 66 ч.).

Цели и задачи образовательной деятельности по математике

          Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, продолжение формирований качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, внимания как свернутого контроля, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

          В содержании рабочей программы предполагается  реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют       задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,  личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

          В ходе преподавания математики в 9 классе работа ведется так, чтобы обучающиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • использования различных языков математики (словесного, символического, графического);
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Срок реализации программы

Программа реализуется в течение одного учебного года.

Формы и методы, технологии обучения

    Методы обучения:

 - объяснительно-иллюстративный (рассказ, учебная лекция, беседа, показ иллюстрированных пособий, демонстрация приборов, геометрических тел);

 - метод стимулирования и мотивации – учебная деятельность мотивируется внутренними (учусь, потому что интересно) и внешними (учусь, потому что поставят хорошую оценку) мотивами. Создание ситуации успеха, использование различного дополнительного материала (исторические сведения, занимательные задачи, задачи в стихотворной форме, кроссворды, стихи), эмоциональная окраска излагаемого материала.

 - анализ, синтез. Анализ – рассуждение от неизвестного к известному, т.е. поиск способа решения задач, доказательства теорем. Синтез – рассуждение от известного к неизвестному, т.е. непосредственное решение задачи, доказательство теоремы.

 - индукция, дедукция. Индукция – метод, при котором общий вывод основывается на изучении отдельных частных факторов. Дедукция – новое предложение выводится чисто логическим путем, т.е. по определенным правилам логического вывода из некоторых известных предложений.

 Типы уроков:

  • урок-лекция;
  • урок-практикум;
  • урок-семинар;
  • урок-зачет;
  • урок-игра;
  • урок с элементами историзма.

        Технологии: личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проблемного, проектного обучения,  здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред.

С. А. Теляковского. /– М.: Просвещение, 2010.

  1. Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителей./ Ю. Н. Макарычев,

Н. Г. Миндюк./ – М.: Просвещение, 2011.

4.  Уроки алгебры.  9 класс. Книга для учителя  / В.И. Жохов,  Л.Б. Крайнева/ - М.: Просвещение, 2014

5.  Алгебра. Тематические тесты. 9 класс Пособия для учителей.  /Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л./ - М.: Просвещение, 2011
6. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н. Макарычев,  Н.Г. Миндюк /– М.: Просвещение, 2016.

7. Алгебра. Рабочая тетрадь. 9 класс. В 2-х ч. / Н. Г.  Миндюк, И.С. Шлыкова/ – М. : Просвещение, 2014

  1. Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др./ – М.: Просвещение, 2009.
  3. Геометрия. Методические рекомендации. 9 класс. /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков/ – М.: Просвещение, 2015.
  4.  Геометрия. Тематические тесты 9 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков/  -

М. : Просвещение, 2014.

  1.    Геометрия.  Рабочая тетрадь.  9 класс. /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов  и др. /-  М.: Просвещение, 2014.
  2.   Геометрия. Дидактические материалы.  9 класс / Б.Г. Зив  /- М.: Просвещение, 2014.


Содержание учебного материала

Содержание учебного предмета не прописывается, так как рабочая программа составлена на основе авторской и не имеет существенных расхождений.

Учебно-тематический  план

Алгебра, 3 часа в неделю, всего 99 ч.

№ п/п

№ уро

ка

Содержание материала

Количество часов

Примечание

Глава 1. Квадратичная функция

22

1-5

Функции и их свойства

5

6-9

Квадратный трёхчлен

4

10

Контрольная работа № 1

1

11-18

Квадратичная функция и её график

8

19-21

Степенная функция. Корень n-й степени

3

22

Контрольная работа № 2

1

Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной

14

23-30

Уравнения с одной переменной

8

31-35

Неравенства с одной переменной

5

36

Контрольная работа № 3

1

Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными

17

37-48

Уравнения с двумя переменными и их системы

12

49-52

Неравенства с двумя переменными и их системы

4

53

Контрольная работа № 4

1

Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессия

15

54-60

Арифметическая прогрессия

7

61

Контрольная работа № 5

1

62-67

Геометрическая прогрессия

6

68

Контрольная работа № 6

1

Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

13

69-77

Элементы комбинаторики

9

78-80

Начальные сведения из теории вероятностей

3

81

Контрольная работа №7

1

82-99

Повторение

18

Итоговая контрольная работа

2

Итого:

                      из них контрольных работ

99

8

Геометрия 9 класс, 2 часа в неделю, всего 66 часов.

№ п/п

№ уро

ка

Содержание материала

Количество часов

Примеча

ние

Глава IX. Векторы

8

1-2

Понятие вектора

2

3-5

Сложение и вычитание векторов

3

6-8

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

3

Глава X. Метод координат.

10

9-10

Координаты вектора

2

11-12

Простейшие задачи в координатах

2

13-15

Уравнения окружности и прямой

3

16-17

Решение задач

2

18

Контрольная работа 1

1

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

19-21

Синус, косинус, тангенс угла

3

22-25

Соотношения между сторонами и углами  треугольника

4

26-27

Скалярное произведение векторов

2

28

Решение задач

1

29

Контрольная работа № 2 

1

Глава XII. Длина окружности и площади круга

12

30-33

Правильные многоугольники

4

34-37

Длина окружности и площадь круга

4

38-40

Решение задач

3

41

Контрольная работа № 3

1

Глава XIII. Движения

8

42-44

Понятие движения

3

45-47

Параллельный перенос и поворот

3

48

Решение задач

1

49

Контрольная работа 4

1

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии

8

50-53

Многогранники

4

54-57

Тела и поверхности вращения

4

58-59

Об аксиомах планиметрии

2

60-66

Повторение. Решение задач

7

Итого:

                        из них контрольных работ

66

4

Всего по курсу математики:

                         из них контрольных работ

165

12

       Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ, математических диктантов (по 10 – 20 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения математики в 9 классе обучающийся  должен

знать/понимать 
  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Геометрия

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Лист внесения изменений в рабочую программу

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

График контрольных работ по математике для 9 класса

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Номер работы

Кол-во часов

Дата проведения

1

Контрольная работа №1 по алгебре

1

23.09

2

Контрольная работа № 2 по алгебре

1

21.10

3

Контрольная работа № 1 по геометрии

1

29.10

4

Контрольная работа № 3 по алгебре

1

30.11

5

Контрольная работа № 2 по геометрии

1

15.12

6

Контрольная работа № 4 по алгебре

1

20.01

7

Контрольная работа № 5 по алгебре

1

08.02

8

Контрольная работа № 3 по геометрии

1

11.02

9

Контрольная работа № 6 по алгебре

1

26.02

10

Контрольная работа № 4 по геометрии

1

10.03

11

Контрольная работа № 7 по алгебре

1

04.04

12

Итоговая контрольная работа  по алгебре

2

16.05

13

Всего   12 контрольных работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...