Рабочая программа по математике для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 9 класса. УМК по алгебре Макарычев Ю.Н., по геометрии Атанасян Л.С. 3 часа алгебры и 2 часа геометрии в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_matematika_9_klass.docx | 54.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хабарская средняя общеобразовательная школа №1
«РАССМОТРЕНО»: руководитель ШМО учителей математики_______ Протокол № 1 от 27 августа 2015 года | «СОГЛАСОВАНО» : заместитель директора по УВР_____( ______________ | «УТВЕРЖДЕНО»: директор МБОУ «Хабарская СОШ №1»_____________ ( Приказ №_____от _________ __2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для 9 класса
основного общего образования
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Заика Л.А., учитель математики
Хабары 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 9 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом от 05.03.2004г.
- Примерной программы основного общего образования по математике;
- авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков, С. Б. Суворова. Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы», - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2010 г.
- авторской программы к учебнику «Геометрия, 7-9 класс», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы», - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Положения о рабочей программе учителя, работающего по ФКГОС МБОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №1»
Особенности рабочей программы
Данная программа предназначена для обучающихся 9 класса и разработана на основе 1 варианта авторского планирования 170 ч. в год, 5 ч. в неделю (алгебра – 102 ч., геометрия – 68 ч.). В связи с тем, что в учебном плане МБОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №1» отводится на изучение математики 33 учебные недели, на итоговое повторение материала по алгебре будет отведено 18 часов, вместо 21 часа, по геометрии - 7 часов, вместо 9 часов. Таким образом, на изучение предмета отводится 165 часов в год (алгебра – 99 ч., геометрия – 66 ч.).
Цели и задачи образовательной деятельности по математике
Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, продолжение формирований качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, внимания как свернутого контроля, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
В ходе преподавания математики в 9 классе работа ведется так, чтобы обучающиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- использования различных языков математики (словесного, символического, графического);
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Срок реализации программы
Программа реализуется в течение одного учебного года.
Формы и методы, технологии обучения
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, учебная лекция, беседа, показ иллюстрированных пособий, демонстрация приборов, геометрических тел);
- метод стимулирования и мотивации – учебная деятельность мотивируется внутренними (учусь, потому что интересно) и внешними (учусь, потому что поставят хорошую оценку) мотивами. Создание ситуации успеха, использование различного дополнительного материала (исторические сведения, занимательные задачи, задачи в стихотворной форме, кроссворды, стихи), эмоциональная окраска излагаемого материала.
- анализ, синтез. Анализ – рассуждение от неизвестного к известному, т.е. поиск способа решения задач, доказательства теорем. Синтез – рассуждение от известного к неизвестному, т.е. непосредственное решение задачи, доказательство теоремы.
- индукция, дедукция. Индукция – метод, при котором общий вывод основывается на изучении отдельных частных факторов. Дедукция – новое предложение выводится чисто логическим путем, т.е. по определенным правилам логического вывода из некоторых известных предложений.
Типы уроков:
- урок-лекция;
- урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-зачет;
- урок-игра;
- урок с элементами историзма.
Технологии: личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проблемного, проектного обучения, здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода.
Учебно-методическое обеспечение
- Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2010.
- Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред.
С. А. Теляковского. /– М.: Просвещение, 2010.
- Изучение алгебры в 7-9 классах. Пособие для учителей./ Ю. Н. Макарычев,
Н. Г. Миндюк./ – М.: Просвещение, 2011.
4. Уроки алгебры. 9 класс. Книга для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева/ - М.: Просвещение, 2014
5. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс Пособия для учителей. /Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л./ - М.: Просвещение, 2011
6. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк /– М.: Просвещение, 2016.
7. Алгебра. Рабочая тетрадь. 9 класс. В 2-х ч. / Н. Г. Миндюк, И.С. Шлыкова/ – М. : Просвещение, 2014
- Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, - Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009.
- Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др./ – М.: Просвещение, 2009.
- Геометрия. Методические рекомендации. 9 класс. /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков/ – М.: Просвещение, 2015.
- Геометрия. Тематические тесты 9 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков/ -
М. : Просвещение, 2014.
- Геометрия. Рабочая тетрадь. 9 класс. /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. /- М.: Просвещение, 2014.
- Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив /- М.: Просвещение, 2014.
Содержание учебного материала
Содержание учебного предмета не прописывается, так как рабочая программа составлена на основе авторской и не имеет существенных расхождений.
Учебно-тематический план
Алгебра, 3 часа в неделю, всего 99 ч.
№ п/п | № уро ка | Содержание материала | Количество часов | Примечание |
Глава 1. Квадратичная функция | 22 | |||
1-5 | Функции и их свойства | 5 | ||
6-9 | Квадратный трёхчлен | 4 | ||
10 | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
11-18 | Квадратичная функция и её график | 8 | ||
19-21 | Степенная функция. Корень n-й степени | 3 | ||
22 | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | |||
23-30 | Уравнения с одной переменной | 8 | ||
31-35 | Неравенства с одной переменной | 5 | ||
36 | Контрольная работа № 3 | 1 | ||
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | |||
37-48 | Уравнения с двумя переменными и их системы | 12 | ||
49-52 | Неравенства с двумя переменными и их системы | 4 | ||
53 | Контрольная работа № 4 | 1 | ||
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессия | 15 | |||
54-60 | Арифметическая прогрессия | 7 | ||
61 | Контрольная работа № 5 | 1 | ||
62-67 | Геометрическая прогрессия | 6 | ||
68 | Контрольная работа № 6 | 1 | ||
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | |||
69-77 | Элементы комбинаторики | 9 | ||
78-80 | Начальные сведения из теории вероятностей | 3 | ||
81 | Контрольная работа №7 | 1 | ||
82-99 | Повторение | 18 | ||
Итоговая контрольная работа | 2 | |||
Итого: из них контрольных работ | 99 8 |
Геометрия 9 класс, 2 часа в неделю, всего 66 часов.
№ п/п | № уро ка | Содержание материала | Количество часов | Примеча ние |
Глава IX. Векторы | 8 | |||
1-2 | Понятие вектора | 2 | ||
3-5 | Сложение и вычитание векторов | 3 | ||
6-8 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 3 | ||
Глава X. Метод координат. | 10 | |||
9-10 | Координаты вектора | 2 | ||
11-12 | Простейшие задачи в координатах | 2 | ||
13-15 | Уравнения окружности и прямой | 3 | ||
16-17 | Решение задач | 2 | ||
18 | Контрольная работа 1 | 1 | ||
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | |||
19-21 | Синус, косинус, тангенс угла | 3 | ||
22-25 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | ||
26-27 | Скалярное произведение векторов | 2 | ||
28 | Решение задач | 1 | ||
29 | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
Глава XII. Длина окружности и площади круга | 12 | |||
30-33 | Правильные многоугольники | 4 | ||
34-37 | Длина окружности и площадь круга | 4 | ||
38-40 | Решение задач | 3 | ||
41 | Контрольная работа № 3 | 1 | ||
Глава XIII. Движения | 8 | |||
42-44 | Понятие движения | 3 | ||
45-47 | Параллельный перенос и поворот | 3 | ||
48 | Решение задач | 1 | ||
49 | Контрольная работа 4 | 1 | ||
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии | 8 | |||
50-53 | Многогранники | 4 | ||
54-57 | Тела и поверхности вращения | 4 | ||
58-59 | Об аксиомах планиметрии | 2 | ||
60-66 | Повторение. Решение задач | 7 | ||
Итого: из них контрольных работ | 66 4 | |||
Всего по курсу математики: из них контрольных работ | 165 12 |
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ, математических диктантов (по 10 – 20 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики в 9 классе обучающийся должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
Лист внесения изменений в рабочую программу
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
График контрольных работ по математике для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Номер работы | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Контрольная работа №1 по алгебре | 1 | 23.09 |
2 | Контрольная работа № 2 по алгебре | 1 | 21.10 |
3 | Контрольная работа № 1 по геометрии | 1 | 29.10 |
4 | Контрольная работа № 3 по алгебре | 1 | 30.11 |
5 | Контрольная работа № 2 по геометрии | 1 | 15.12 |
6 | Контрольная работа № 4 по алгебре | 1 | 20.01 |
7 | Контрольная работа № 5 по алгебре | 1 | 08.02 |
8 | Контрольная работа № 3 по геометрии | 1 | 11.02 |
9 | Контрольная работа № 6 по алгебре | 1 | 26.02 |
10 | Контрольная работа № 4 по геометрии | 1 | 10.03 |
11 | Контрольная работа № 7 по алгебре | 1 | 04.04 |
12 | Итоговая контрольная работа по алгебре | 2 | 16.05 |
13 | Всего 12 контрольных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...