Информационная карта урока "Первообразная и неопределенный интеграл"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Тип урока: открытие нового знания.
Уровень: профильный.
УМК: "Алгебра и начала математического анализа. 11 класс", Мордкович А. Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_pervoobraznaya.docx | 52.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Реймхен Л.Л., учитель математики МБОУ СОШ № 36
Информационная карта урока
ФИО учителя: Реймхен Людмила Леонидовна
ОУ: МБОУ СОШ № 36 г. Мурманска
Тема урока: Первообразная и неопределенный интеграл
Класс: 11, уровень: профильный
Количество часов: 2
Тип урока: «открытие нового знания» (ОНЗ)
Планируемые образовательные результаты:
- личностные: формировать умения
- работать в коллективе;
- находить согласованные решения;
2) метапредметные: формировать умения самостоятельно
- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
- ставить цели;
- выбирать и создавать (конструировать) алгоритмы решения учебных математических задач;
3) предметные:
- познакомить с понятием первообразной и неопределенного интеграла;
- научить вычислять первообразную и неопределенный интеграл;
- научить применять первообразную при решении большого круга задач.
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
- распознавать виды элементарных функций;
- строить график логарифмической функции по анализу её свойств, по точкам;
- описывать свойства логарифмической функции, заданной аналитически и графически;
- показывать схематически положение на координатной плоскости графика логарифмической функции при проведении всевозможных видов
преобразований;
- применять полученные знания к решению различных видов задач: сравнение чисел, содержащих логарифм числа, решение уравнений
(неравенств), нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции.
Формируемые УУД:
- личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация
- регулятивные: познавательная инициатива, планирование, контроль, прогнозирование
- познавательные:
- общеучебные: извлечение необходимой информации, построение речевого высказывания, аргументация, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
- логические: обобщение, аналогия, сравнение, установление причинно-следственных связей
4) коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, согласование общего решения, адекватное использование речевых средств
Этапы урока | Цель этапа | Тип учебной ситуации | Описание учебной ситуации | Конструктор задач (виды заданий, соответствующие уровням) | ||||||
репродуктивному | конструктивному | творческому | ||||||||
ознакомление | понимание | применение | анализ | синтез | оценка | |||||
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности | 1; 2 | 4 | 3 | |||||
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Подготовка обучающихся к ОНЗ, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения | №1. Ситуация-проблема | Подбор возможного закона движения, если известна формула скорости материальной точки в момент времени t. | 5 | 5 | 6 | |||
3. | Выявление места и причины затруднения | Выявить и зафиксировать (вербально и знаково) возникшее затруднение, соотнести свои действия с используемым алгоритмом и зафиксировать во внешней речи причину затруднения | 7; 8; 9 | |||||||
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий | 11; 12 | 10 | ||||||
5. | Реализация построенного проекта | Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания | 13; 15; 17 | 14 | 16 | |||||
6. | Первичное закрепление во внешней речи | В форме коммуникативного взаимодействия решить типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма | №2. Действие по алгоритму. | Вычисление первообразных и неопределенных интегралов | 18 | 19 | ||||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельное пошаговое сравнение с эталоном, выявление и корректировка возможных ошибок | №3. Ситуация-тренинг. | Вычисление первообразных и неопределенных интегралов | 21 | 22 | 20 | |||
8. | Включение в систему знаний и повторения | Выявление границ применяемости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривает как промежуточный шаг | №4. Ситуация-оценка. | Оценка решения и заполнение пропусков в решении задачи на на исследование функции на монотонность и экстремумы по заданной функции | 26; 29 | 23; 29 | 24; 25; 27 | 27; 28 | ||
9. | Рефлексия, домашнее задание | Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели деятельности |
Репродуктивный уровень | Конструктивный уровень | Творческий уровень |
| ||
В курсе алгебры и начал анализа 10-го класса мы, руководствуясь различными формулами и правилами, находили производную заданной функции и убедились в том, что производная имеет многочисленные применения. | ||
1. По прямой движется материальная точка. Найдите её скорость движения в момент времени t = 2, если закон движения задан формулой . Перечислите основные этапы решения задачи. | ||
2. Составьте список понятий и правил дифференцирования, используемых при решении задачи. | ||
3. Смоделируйте на основе решения условие обратной задачи. | ||
4. Переформулируйте условие составленной задачи с использованием термина «производная» (сообщаем ученикам, что действие, обратное дифференцированию, называется интегрирование, а функция, которую мы в результате ищем – первообразной для данной) | ||
| ||
Учебная ситуация №1: ситуация-проблема | ||
5. Подберите возможный закон движения, если скорость материальной точки в момент времени t задается формулой: а) ; б) ; в) . | ||
6. Оцените однозначность ответа. Поясните. | ||
| ||
7. В чём вы испытываете затруднение? (ответ: не всегда легко подобрать функцию). | ||
8.Почему возникло затруднение? (ответ: 1- не знаем принципа выполнения данного действия, правил, таблиц аналогичных таблице дифференцирования 2-ответ не однозначен). | ||
9. Сформулируйте цель урока. | ||
| ||
10. Дайте (сформулируйте) определение первообразной для функции . | ||
11.Найдите в §20 учебника подтверждение (или опровержение) вашему определению. Запишите в тетрадь. | ||
12. Перечислите какие на ваш взгляд знания могут понадобиться для отыскания первообразных: (ответ: 1 – правила отыскания первообразных, аналогичные правилам дифференцирования; 2 – таблица первообразных) | ||
| ||
13. Найдите в тексте учебника таблицу первообразных и правила их отыскания. Ознакомьтесь с примерами. | ||
14. Вернемся к вопросу о неоднозначности определения первообразной для функции. Предложите способ записи множества всех первообразных для функции . | ||
15. Найдите в §20 учебника определение для множества всех первообразных. Запишите в тетрадь новое понятие и его обозначение. | ||
16. Сравните понятие первообразной и интеграла. | ||
17. Найдите в тексте учебника таблицу интегралов и правила их отыскания. Подтвердите или опровергните свои предположения. | ||
| ||
Учебная ситуация №2: действие по алгоритму | ||
18. Решить № 20.11 (а,б), 20.12 (а,б), 20.13 (а,б), 20.42(а,б), 20.43(а,б) у доски с перечислением табличных первообразных и правил их вычисления, применяемых в каждом задании. | ||
19. Предложите способ, позволяющий найти первообразную № 20.16(а,б), 20.17(а,б), не имея правил вычисления первообразной сложной функции, первообразной произведения. (ответ: преобразуем данную функцию на основе тригонометрических формул) | ||
| ||
Учебная ситуация №3: ситуация-тренинг | ||
20. Выполните экспресс-диагностику: самостоятельно решите №20.11-20.16, 20.44 (г) на нахождение первообразной | ||
21. Проверьте по образцу (по эталону) правильность выполнения задания. | ||
22. Переформулируйте задание № 20.19 (г) и выполните его. | ||
| ||
23. Предложите способ, позволяющий найти ту первообразную для функции, график которой проходит через заданную точку: №20.20(а) | ||
24. Найдите ту первообразную, областью значения которой является луч: №20.30(а). Проанализируйте вопрос с точки зрения свойств функции. Разработайте план решения данного задания. | ||
Учебная ситуация №4: ситуация-оценка | ||
25.Проанализируйте решение задачи на исследование функции на монотонность и экстремумы по заданной функции , где заполнив в решении пропуски. (№20.41 (б)) | ||
26. Какой алгоритм исследования функции на монотонность использован при решении задачи? | ||
27. Оцените отсутствие какого этапа решения может привести к неправильному ответу? | ||
28. Определите возможные критерии оценки решения предложенной задачи (ответ: фактическая грамотность, полнота решения, рациональность решения, наличие описок в решении и т.д.). | ||
29. Как изменится ответ задачи, если ? | ||
| ||
|
Источники информации
1). Алгебра и начала анализа 10-11. А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. под редакцией А.Н. Колмогорова .Учебник для общеобразовательных учреждений.- 21-е издание.-
М. Просвещение 2012 г.
2). «Алгебра и начала анализа 10-11» Часть 1. – А.Г Мордкович. Учебник для общеобразовательных учреждений.- 6-е изд.-М.:Мнемозина,2005
3) «Алгебра и начала анализа 10-11» Часть 2. – А.Г Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Мордковича. Задачник для общеобразовательных учреждений.- 6-е изд.-М.:Мнемозина,2005
4) Математика. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике и алгебре и началам анализа за курс средней школы 11 класс. 5-е издание –Москва «Дрофа» 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая "Нахождение неопределенного интеграла"
Цель: выработать навык нахождения неопределенного интеграла несложных функцийМетодические рекомендации: практическая работа в 5 вариантах может использоваться в качестве тренировочного обу...
Применение мультимедийной презентации на практических занятиях. Вычисление неопределенного интеграла.
Разработка практического занятия по теме: "Вычисление неопределенного интеграла" с использованием мультимедийной презентации....
Методическая разработка открытого урока. Обобщающее занятие по теме "Неопределенный интеграл. Спобы вычисления"
Открытый урок "Неопределенный интеграл. Спобы вычисления" разработан для студентов 2 курса, учитывая основные положения коллективного способа обучения, объяснительно-иллюстративной технологии, т...
Конспект урока "Нахождение неопределенного интеграла"
Данный материал содержит карточки, призванные помогать учащимся 11 класс при решении неопределенных интегралов...
Открытый урок по теме "Неопределенный интеграл"
Разработка открытого урока по теме "Неопределенный интеграл"...
Неопределенный интеграл. И способы вычисления
Урок повторения по теме : Неопределенный интеграл. И способы вычисления...
Первообразная. Неопределенный интеграл и его свойства
Открытый урок на тему "Первообразная. Неопределенный интеграл и его свойства"...