Масштаб. Работа с географическими картами.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Калмыкова Елена Ивановна

Технологическая карта. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Закрепление нового материала проходит в ходе виртуального путешествия по достопримечательностям Белгородской области. Каждый ученик узнает много полезной информации о географических картах и их масштабе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №    , дата _____________

Предмет

математика

Класс

Тема урока

П.23. Анализ к/р. Масштаб. (1/2)

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

создать у учащихся представление о масштабе и его видах; научить учащихся решать практические задачи с помощью пропорции при заданном масштабе

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоить понятие «масштаб» и научиться применять его при решении задач

Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и других дисциплинах, в окружающей жизни; выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Развивать внимательность, логическое мышление;

Формировать навыки анализа

Основные понятия, изучаемые на уроке

масштаб

Организационная структура урока

Этап урока

УУД

Содержание урока

ЭОР

Время

1

Мотивация

Уметь организовываться к работе, составлять план действий

Учитель:       Прозвенел звонок.

                       Начался урок.

                       Здравствуйте! Садитесь!

                       Все мне улыбнитесь!

Ребята, проверьте готовность  к уроку: тетрадь, учебник, дневник, ручка, карандаш, линейка.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Отношения и пропорции». Пусть девизом нашего занятия станут слова философа Сенеки:

«Не успокаиваться в случае удачи,  не приходить в отчаяние в беде».

          Пускай кому-то мил английский,

          Кому история важна.

          Без математики же всем нам

          И ни туда, и ни сюда.

- У вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите каждый  лист самоконтроля. Напишите фамилию. Вы будете себя оценивать на каждом этапе урока. В конце урока оцените свою работу, поставив себе общую оценку.

 -Определим наши дальнейшие действия. Что необходимо сделать?

(повторить ранее пройденный материал)

- С какой целью?

(чтобы подготовить себя для дальнейшего изучения нового материала)

- А сейчас, опираясь на знания ранее пройденного материала, постараемся вплотную подойти к теме нашего урока.

    Внимание! Начинаем разминку с целью повторения изучено-

го ранее материала, который поможет нам в дальнейшей работе

на уроке

Слайд 1

Слайд 2

2

Актуализа-ция субъектив-ного опыта.

Постановка учебной задачи.

Уметь ясно и точно излагать свои мысли в устной речи, формулировать вопросы к предложенным заданиям

РУУД:

формулировать тему урока и цель учебной деятельности

Работаем устно (в форме игры «Лото»).  (интерактивная доска)                      

  1. Во сколько раз число 4 меньше числа 12?     3
  2. Найдите отношение чисел 1 и 5.                    0,2

Как называется данное равенство:    4 : 12 = 3 : 9?    Да(1)

(пропорция)

- Что такое пропорция?

(Пропорцией называется равенство двух отношений.)

- Проверьте, является ли данная числовая пропорция верной.

(Пропорция верная, так как верно равенство двух отношений:

4:12 = 1/3, 3:9=1/3.)

- Как еще можно проверить верность числовой пропорции?

(Используя основное свойство пропорции (обратное утверждение): Если произведение крайних членов равно произведению средних членов,  то пропорция верная.) )

Является ли пропорция верной?

  1. 3 : 5 = 12 : 20                           Да(2)
  2. 7:4=8: 5                                      Нет(1)
  3. Решите пропорцию: 1:100=4:x      

- Что значит решить пропорцию?

(Решить пропорцию – это значит найти её неизвестные члены. x =  400.)

  1. Решите пропорцию:  а:7=20:14.                   a = 10
  2. Решите пропорцию:                                       x = 7,5
  3. 2:50 = 4:x,                    x = 100
  4.  2:50 = x:1000,             x = 40
  5. 3,5 км = ... м,              3500

1 400 000 см = ... км,         14

- В ходе разминки мы повторили основные приемы решения уравнений, записанных в виде пропорций.

Учитель: Посмотрите на карту России - нашей Родины. Чтобы вам удобнее было работать, возьмите карту № 1, которая есть в раздаточном материале.

- Найдите на карте столицу нашей родины - Москву.

- Ребята, назовите главный город нашего областного центра.

(Белгород)

- Найдем расстояние от Москвы до Белгорода ( возьмите линейку).

Какое расстояние у вас получилось?   (ответы учащихся)

Скажите, а в действительности это такое же расстояние?(Нет)

- А теперь посмотрите на карту Белгородской области. Скажите, в действительности наша область имеет такие же размеры? (Нет)

- Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Чтобы иметь четкое представление о расстояниях, необходимо все детали уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Запишите тему урока: «Масштаб. Работа с географическими

картами».

- Сформулируйте главную учебную цель (ответы)

Сегодня на уроке мы:

Вспомним из курса географии определение масштаба, его виды; научимся вычислять расстояние между географическими объек-

тами с помощью пропорции при заданном масштабе

- Где нам могут пригодиться эти знания?.

Тема "Масштаб" важна тем, что полученные знания пригодятся

не только на уроках математики, но и географии, истории, чер-

чения, а самое главное в жизни.

Слайды

3-16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

3

Восприя-тие и осмысле-ние нового материала

Уметь определять, что  такое «масштаб», называть его виды.

Определять способ решения задачи, составлять алгоритм.

- Что же такое масштаб? Попробуйте дать определение.

(Отношение длины отрезка на карте к длине соответствую-щего отрезка на местности называют масштабом карты.)

- С какими видами масштаба вы знакомились на географии?

(Именованный, численный и линейный масштабы.)

- Мы с вами будем пользоваться численным масштабом.

Посмотрите на доску: карты, которые вы видели имеют разный масштаб. Давайте выясним, что же показывает масштаб.  

/рассмотреть различные виды масштабов/

Вернемся к нашей задаче.

Задача №1. Вычислим расстояние от Белгорода до Москвы.

  1. Длина отрезка между городами:    3,5 см.
  2. Масштаб карты:  1:16 000 000, т.е. 1 см – 160 км.
  3. Составим и решим пропорцию:    1:16 000 000 = 3,5 :X
  4. Получим  X = 3,5 ∙ 16 000 000 см = 56 000 000 см = 560 км.
  5. Ответ: 560 км.

(в ходе работы учащиеся формулируют алгоритм действий)

- Какие достопримечательности Москвы вы знаете?

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

4

Первичная проверка понимания

Решать задание по аналогии, исполь-зуя алгоритм действий.

Осуществлять самоконтроль.

- Ребята, вы любите путешествовать?

Что  впервую очередь нужно для этого сделать?  (выбрать место, куда поедем и узнать расстояние до него). В этом нам поможет географическая карта.

В Белгородской области много замечательных мест. Я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие с целью формирования навыка работы с картой, с масштабом; а также ознакомления с интересными местами нашей малой родины.

Начнем путешествие с нашего районного центра – г. Короча.

- Ребята, мы же находимся в с. Алексеевка. До пункта отправки нам еще надо добраться.

Задача №2. Вычислим, используя карту № 2 расстояние Алексеевка – Короча.

  1. Длина отрезка между пунктами:  L = 7 мм = 0,7 см.
  2. Масштаб карты:   1:1 700 000
  3. Составим пропорцию:  1:1 700 000 = 0,7:x
  4. Получим: x=1 700 000 ∙ 0,7 = 1 190 000 см = 11,9 км

Ответ: 11,9 км.

- Назовите достопримечательности этого населенного пункта.

(колодец «Ясный ключ»)

Слайды  26

Слайд 27

Слайд 28

Физкуль-минутка

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши- ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.

Что ж, мы с вами немного отдохнули, приступим к решению задач.

Слайд 29

5

Первичное закрепление

КУУД: формиро-вать навыки учеб-ного сотрудни-чества в ходе индивидуальной и парной работы.

ЛУУД: формиро-вать устойчивой мотивации к обу-чению на основе алгоритма выпол-нения задания.

РУУД:удерживать цель деятельности до получения ее результатов.

ПУУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

- Ребята, путешествие продолжим в парах, Вам предстоит выполнить практическую работу: по нахождению расстояния от г.Короча до населенного пункта, указанного в карточке с заданием.

 «Найти расстояние от г.Корочи до населенного пункта X».

Название конечного пункта  вы увидете в карточке с заданием на вашей парте.

Подумайте, чем известен город, село, в который мы совершим экскурсию?

Итак, маршруты таковы:

I группа.       Короча – Белгород

II группа.     Короча – Шебекино

III группа.    Короча – Прохоровка

IV группа.    Короча – Чернянка

V, VI группы. «Известно расстояние от г.Короча да населенного пункта Y . Отметьте этот населенный пункт  на карте, используя масштаб и указанное направление движения».

1 – 4 группы работают по картам №2 и №3; 4 и 5 группы – по картам №2 и №4.

Слайд 30

6

Анализ

ЛУУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

- Проверим, ваши работы.

(проверка с помощью слайдов презентации, представители 4 и 5 групп могут вынести решения на доску)

Достопримечательности демонстрируются с помощью фото:

  1. Короча – Белгород, музей-диарама
  2. Короча – Шебекино, музей народного творчества, с. Купино
  3. Короча – Прохоровка, звонница
  4. Короча – Чернянка, мужской монастырь, с.Холки
  5. Короча – с. Головчино, круглое здание
  6. Короча – Чернянка, мужской монастырь, с. Холки

Слайды

31-42

7

Рефлексия

РУУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Выполните задания по вариантам, используя карту №2.

1 вариант.  Расстояние Короча - Бехтеевка.

  1. Длина отрезка между пунктами:  L = 3 мм = 0,3 см.
  2. Масштаб карты:   1:1 700 000
  3. Составим пропорцию:  1:1 700 000 = 0,3:x
  4. Получим: x=510 000см = 5,1 км.              Ответ: 5,1 км.

2 вариант.  Расстояние Алексеевка - Бехтеевка.

  1. Длина отрезка между пунктами:  L = 9 мм = 0,9 см.
  2. Масштаб карты:   1:1 700 000
  3. Составим пропорцию:  1:1 700 000 = 0,9:x
  4. Получим: x=1 530 000 см = 15,3 км.       Ответ: 15,3 км.

Алексеевка – Короча 11,9, Короча – Бехтеевка 5,1

Алексеевка – Бехтеевка 11,9 + 5,1 = 17 км. 

  • Ребята, подведем итоги нашего занятия.  
    Продолжите, пожалуйста следующие фразы:
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • теперь я могу…

Поставьте себе оценку за урок.

Вы все хорошо поработали, но особенно мне хотелось бы отметить ........(учитель выставляет мотивированную оценку)

Слайд 43

Слайд 44

8

Задание на дом

Анализировать  д/з, сопоставлять с выполненными заданиями. ПУУД.

  1. Найдите расстояние от с. Бехтеевка до населенного пункта, в котором вы хотели бы побывать. Расскажите о его достопримечательностях.
  2. Измерьте длину и ширину своей комнаты и изобразите ее в масштабе 1:100.    

  - Ребята, благодарю вас за активную работу на протяжении всего урока. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением каждый из вас закончил этот урок.

- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе! До свидания!

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Тема: Масштаб.    Дата 28.01.14

Лист самоконтроля обучающегося 6 а класса

 ____________________________.

Вид деятельности

Самооценка

Оценка учителя

1

«Лото»

2

Задание №1

3

Задание №2

4

Работа в группе

5

Доп. задание

Итог

Тема: Масштаб.    Дата 28.01.14

Лист самоконтроля обучающегося 6 а класса

 ____________________________.

Вид деятельности

Самооценка

Оценка учителя

1

«Лото»

2

Задание №1

3

Задание №2

4

Работа в группе

5

Доп. задание

Итог

Тема: Масштаб.    Дата 28.01.14

Лист самоконтроля обучающегося 6 а класса

 ____________________________.

Вид деятельности

Самооценка

Оценка учителя

1

«Лото»

2

Задание №1

3

Задание №2

4

Работа в группе

5

Доп. задание

Итог

Тема: Масштаб.    Дата 28.01.14

Лист самоконтроля обучающегося 6 а класса

 ____________________________.

Вид деятельности

Самооценка

Оценка учителя

1

«Лото»

2

Задание №1

3

Задание №2

4

Работа в группе

5

Доп. задание

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с географической картой как элемент технологии подготовки учащихся к ГИА

В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено не просто содержание проверяемых на экзамене знаний, но активное их усвоение и припоминание вследствие работы с географическими...

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

Работа с географической картой в программе Paint

материал содержит рекомендации по созданию карты с использованием средств программы Paint...

Программа элективного курса Работа с географической картой в программе Paint

Цель курса: создать условия для развития ИКТ – компетенций у учащихся средней школы на уроках географииЗадачи курса:2. Способствовать формированию представления о работе в графическом редакторе Paint3...

Методы и приемы работы с географической картой.

В презентации показаны несколько приемов работы с географической картой. ассоциативные загадки, работа с матрицами, интерактивные карты, составление картосхемы....

"Подготовка к ОГЭ по географии: географическая номенклатура как одно из средств работы с географической картой"

В статье отражены наиболее эффективные приёмы работы по изучению и повторению географической номенклатуры. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты - язык географии....

Практическое задание "Формирование умений работы с географической картой"

Формирование  умений работы с географической картой, определение направленийи расстояний между географическими объектами....