программа элективного курса "Модуль"
рабочая программа по алгебре (8, 9 класс) на тему
программа элективного курса для учащихся 8-9 классов "Модуль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul8-9klass.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Модуль» составлена на основе курса «Модуль» , автором которого является Студеницкая В.Н. Элективный курс рассчитан на 1 занятие в неделю и соответствует 17-часовой программе.
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов и носит предметно-ориентированный характер.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих величину под знаком абсолютной величины, необходимы любому ученику, желающему успешно сдать выпускной экзамен и продолжить обучение в профильном физико-математическом классе, а затем и в ВУЗе. Материал содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс задач.
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений – данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса :
1.повышение уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как а)преобразование выражений, содержащих модуль; б)решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком абсолютной величины; в)построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.
2.создание базы для развития способностей учащихся;
3.привитие интереса к предмету;
4.повышение качества подготовки учащихся к сдаче переводного ( 8 класс) и итогового ( 9 класс) экзаменов.
Задачи курса :
1.научить учащихся преобразовывать выражения, содержащих модуль;
2.научить учащихся решать уравнения и неравенства с модулем;
3.научить строить графики, содержащих абсолютную величину;
4.помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
5.помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает чёткое изложение вопросов теории, решение типовых задач, самостоятельную работу. Основные формы организации учебных занятий : лекция, объяснение, практическая и самостоятельная работы, семинар, творческие задания. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки : уровень сложности варьируется от простых до олимпиадных и «егэшных». Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решении новых и интересных задач.
Программа может быть использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышлению учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
В данную программу по сравнению с авторской внесены изменения :
Тема | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в данной программе | |
1 | Модуль : общие сведения. Преобразования выражений, содержащих модуль. | 1 | 3 |
2 | Решение уравнений и неравенств с модулем. | 3 | 7 |
3 | Графики функций, содержащих модуль. | 2 | 3 |
4 | Модуль в экзаменационных заданиях. | 1 | 3 |
5 | Проверочная (зачётная) работа. | 1 | 1 |
Тематический план.
Тема | Кол-во часов | |
1 | Модуль : общие сведения. Преобразования выражений, содержащих модуль. | 3 |
2 | Решение уравнений и неравенств с модулем. | 7 |
3 | Графики функций, содержащих модуль. | 3 |
4 | Модуль в экзаменационных заданиях. | 3 |
5 | Проверочная (зачётная) работа. | 1 |
Содержание учебного материала.
1.Модуль : общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Цель : повторить и уточнить знания учащихся, рассмотреть свойства модуля, способствовать выработке навыков в упрощении выражений, содержащих модуль.
Определение модуля . алгебраическая и геометрическая интерпритация модуля. Некоторые свойства модуля. Вычисление значений выражений, содержащих модуль. Формула √(а2)=|a|. Область определения выражения ( дроби ), содержащих переменную под знаком модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.
2.Решение уравнений и неравенств с модулем.
Цель : выработать алгоритм решения уравнений и неравенств с модулем.
Уравнения вида |f (x )| = a, f (| x |) = a, |f ( x )| = g ( x ), |f ( x )| = |g ( x) | Аналитический метод решения уравнений и неравенств с модулем. Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей. Метод замены переменной. Модуль в модуле. Решение уравнений и неравенств с модулем , используя геометрический смысл модуля . Выбор и запись ответа.
3.Графики функций, содержащих модуль.
Цель: закрепить приёмы построения графиков элементарных функций, выработать алгоритм построения графиков с модулем.
Графики простейших функций – прямая, парабола, гипербола. Построение графиков функций вида y=f(|x|), y=|f(x)|, y=|f(|x|)|, y=|f(x)|+|g(x)| на основании определения модуля и на основании правил ( алгоритмов) геометрического преобразования графиков функций. Отображение графиков функций. Метод вершин. Кусочно- линейные функции.
4.Модуль в экзаменационных заданиях.
Цель : формировать умение по выбору способа решения заданий с модулем Уравнения с модулем, содержащие параметр. Иррациональные уравнения. Наименьшее ( наибольшее) значение функции. Наибольшее (наименьшее) значение выражения. «Кусочные» функции. Неравенства с модулем, содержащие две переменные.
Поурочное планирование.
Тема занятия | |
Модуль : общие сведения. ( 3 часа) | |
1/1 | Алгебраическая и геометрическая интерпретация модуля. |
2/2 | Преобразование выражений, содержащих модуль. |
3/3 | Преобразование выражений, содержащих модуль. |
Решение уравнений и неравенств ( 7 часов ) | |
4/1 | Решение линейных уравнений с модулем. |
5/2 | Решение линейных уравнений с модулем. |
6/3 | Решение квадратных уравнений с модулем. |
7/4 | Метод замены переменных. |
8/5 | Решение систем уравнений, содержащих модуль. |
9/6 | Решение неравенств с модулем. |
10/7 | Решение систем неравенств с модулем. |
Графики функций, содержащих модуль ( 3 часа ) | |
11/1 | Построение графиков функций, содержащих аргумент под знаком модуля. |
12/2 | Построение графиков функций, содержащих функцию под знаком модуля. |
13/3 | Построение графиков функций, содержащих модуль. |
Модуль в экзаменационных заданиях ( 3 часа ) | |
14/1 | Преобразования выражений с модулем. |
15/2 | Трансцендентные уравнения с модулем. |
16/3 | Неравенства с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости. |
17/1 | Проверочная ( зачётная ) работа. |
Требования к уровню освоения курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
Знать :
-определение модуля;
-основные способы решения уравнений и неравенств с модулем;
-аналитические и графические способы решения неравенств и уравнений с модулем;
Уметь :
-точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать свои рассуждения в ходе решения заданий;
-применять изученные алгоритмы при решении заданий с модулем;
-преобразовывать выражения, содержащие модуль;
-строить графики элементарных функций, содержащих модуль;
-выбирать и записывать ответ;
Владеть :
-алгоритмом решения уравнений и неравенств с модулем.
Предполагаемые результаты .
Изучение данного курса даёт учащимся возможность формировать и развивать
-личностные УУД : самоопределение, самооценка, понимание причин неудач, осознание ответственности за общее дело ( при групповой работе);
-метапредметные УУД : целеполагание, планирование, анализ и синтез, сравнение и обобщение, умение структурировать знание, выражение и аргументация своих мыслей;
-предметные УУД : формирование научного типа мышления, владение терминологией и ключевыми понятиями, повышение уровня математической культуры, ознакомление и использование на практике нестандартных методов решения задач.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся.
Критерии при выставлении оценки за зачётную работу могут быть следующие :
Зачтено – учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; владение набором стандартных методов, сообразительность, математическую культуру и освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определённые положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Не зачтено – ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.
Литература.
1.Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов : учебное пособие для учащихся и классов с углублённым изучением математики. 3-е изд. М.:Просвещение,1995.
2.Коршунова Е. Модуль и квадратичная функция.// Математика. №7, 1998.
3.Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. М.:Илекса, 2001.
4.Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля.// Математика, №33, 2004.
5.Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы.// Математика, №20, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.
Элективный курс "Visio" по информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...