система подготовки к ОГЭ 2016
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему

система подготовки к ОГЭ 2016

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Система подготовки к ОГЭ по математике»

Слайд 1

Система – это целое, состоящее из частей, связанных между собой. Я расскажу о тех главных, на мой взгляд, составляющих, которые обеспечивают подготовку к выпускному экзамену по математике за курс основной школы.

Слайд 2.

С годами совершенствуется экзамен, совершенствуется и методика подготовки учащихся. Поэтому очень важным является то, чтобы сам учитель был готов к экзамену: представлял его структуру, количество заданий по разделам математики и по типам заданий, знал перечень элементов содержания, понимал принципы оценивания. Только в этом случае учитель эффективно может выстроить подготовку к экзамену.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие составляющие: (переход по гиперссылкам на слайды №3, №4, №5))

Слайд 3

Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.) (возврат на слайд №2 по кнопке )

Слайд 4

Психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена) (возврат на слайд №2 по кнопке )

Слайд 5

Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания)

Именно на этом я остановлюсь подробнее.

Предметная готовность к сдаче экзамена складывается в процессе всего периода обучения с 1 по 9 класс. И здесь трудно переоценить роль учителей начальных классов. В результатах ОГЭ есть и их вклад: либо положительный, либо со знаком минус.

В общем, факторов, которые влияют на предметную подготовку большое количество.

Я хочу рассказать о тех элементах системы подготовки к ОГЭ, которые, по моему мнению, являются наиболее значимыми(переход по соответствующим пунктам происходит при нажатии на , возврат на слайд №5 по кнопке ).

Слайд 6,7,8

Устный счёт – один из важных приёмов математической подготовки учащихся.

В начальной школе устные упражнения сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

         Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Виды устного счёта, которые я использую:

  • Математический диктант
  • Презентация
  • Раздаточные таблицы

Слайд 9

Учащегося, который не усвоил алгоритмов действия с десятичными, обыкновенными дробями, не умеет решать основные типы уравнений, не знает свойства степени, основных теорем геометрии т.д. мы не вправе ожидать результатов.

Для слабоуспевающих учеников часто использую карточки для коррекции знаний из книги. (Гиперссылка по слову «пример»)

Отработка алгоритма не должна базироваться на однотипных упражнениях.

Исследования психологов показали, что хотя путём выполнения однотипных упражнений можно довольно быстро добиться спешного их выполнения учащимися, однако этот успех может оказаться обманчивым. Часть учащихся быстро теряет навык в выполнении подобных упражнений, кроме того, они не могут применять знания в изменённой ситуации.

Так на своих уроках часто использую задания из учебников других УМК. Делаю это с той целью, чтобы дети не привыкали к довольно однообразным формулировкам в заданиях одного УМК. Так же, чтобы каждый раз при выполнении какого-нибудь упражнения они вдумчиво читали задание и осмысливали то, чего от них требуется, а не выполняли действия только по аналогии.

Слайд 10

Повторение изученного материала должно проходить нитью через весь курс математики. Человеку естественно забывать то, что он давно не использовал. Тем более объём информации в школьной программе настолько велик…. А если сюда добавить то количество информации, которое дети получают из телевизора, Интернета и пр.

Поэтому считаю, что на каждом уроке математики обязательно нужно в большей или меньшей степени повторять ранее изученный материал. Приёмы включения его в урок разные.(Смотри слайд).

Важную роль играют уроки, на которых происходит систематизация знаний. Например, изучили в 8 классе множество действительных чисел. Дать задание детям: изобразить все числовые множества в виде кругов Эйлера, или после изучения темы «Векторы» создать кластер. В 9 классе в процессе повторения видов уравнений и способов их решения учащиеся составили схемы решения всех видов уравнений, встречающихся в курсе основной школы. (Пример по гиперссылке на)

Слайд 11

Чтобы вид и содержание экзаменационной работы не стали «сюрпризом» для ученика в 9 классе, необходимо, чтобы работы похожей структуры он выполнял в течение всего времени обучения.

В данный момент для этого издано огромное количество дидактических материалов. Задача учителя из этого количества отобрать нужные.

Слайд 12

Для облегчения и контроля над усвоением материала я использую диагностические карты, где четко прописаны те требования, которые используются в кодификаторе. Выполняя работу, можно проследить по такой карте, что ученик усвоил, а над чем еще нужно поработать.

Слайд 13,14

Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся  КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.

Слайд 15

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютерное тестирование это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Слайд 16

И в заключении мне хотелось бы сказать: Успехов нам всем в работе. Спасибо за

внимание.

Слайд 17

Используемые ресурсы



Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность на уроках математики».

( выступление на ШМО учителей математики).

Учитель математики

МАОУ СОШ № 19

Синицына Татьяна Петровна

2014 год

Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам.

(Ф. Нейман )

С каждым годом школьное образование все  больше реформируется и изменяется, поэтому в обучении появляются новые формы, методы и приемы. Однако и современные учителя используют способы обучения. Разработанные много лет назад.

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем. Основоположники этого метода – американский философ и педагог Дж. Дьюи , а также его ученик У.Х. Килпатрик. Идея этого метода : вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс. У Килпатрик выделил несколько типов проекта: потребительский:  имеющий своей целью  потребление в широком значении слова, включая развлечение), проблемный ( представляет проект решения каких либо интеллектуальных препятствий, выступающих сопутствующими в создающемся проекте) и проект – упражнение.

Дж.Дьюи  предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. У.Х. Килпатрик продолжил дело своего учителя. Главная его идея в методе проектов составляет следующие: деятельность ребенка должна выполняться с большим увлечением, которую выбрал он сам свободно, и она не должна строиться в русле учебного предмета. Лозунгом всей этой деятельности были слова: « Всё из жизни – всё для жизни».

В современном понимании проектная деятельность- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

Развитие коммуникативных исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая)деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов.

 Эти требования должны пронизывать все стадии осуществления проектной деятельности:

  1. Представление темы проекта.
  2. Формулирование темы проекта.
  3. Планирование работы.
  4. Осуществление проекта.
  5. Представление проекта.
  6. Оценка проекта.

 Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного- двух уроков (мини проекты или краткосрочные проекты) В этом случае тема проекта связана с темой урока или  применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

Примеры краткосрочных проектов ( в рамках изучения программного материала)

7 класс. Тема урока « Теорема о сумме углов треугольника».

На каждой парте у учащихся произвольный треугольник. Как найти сумму углов этого треугольника? Это проблема и ее предлагается решить.

Ученики работают в парах. Предлагают различные способы:

а) измерение углов треугольника с помощью транспортира

б) достроить треугольник до прямоугольника

Роль учителя:  направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства и тут же поставить вопрос -  а если сумма углов в треугольнике  действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов? Т.е. учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, где сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов больше 180° - геометрия Римана.  Эти геометрии выполняются в пространстве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости и здесь выполняется геометрия Эвклида, где сумма углов в треугольнике равна 180 . Как это доказать? Организуется  работа в группах  по доказательству данной теоремы.

Результат решения проблемы три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.

9 класс. Мини- проект был дан в форме домашнего задания к открытому уроку по теме « Квадратичная функция». Проект был представлен в виде  презентации « Связь с реальным миром».

Где учащиеся показали, что парабола встречается в жизни:

траектория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.

6 класс. Тема: « Координатная плоскость»

Проблему предлагает учитель: - Вы все читали книгу   Жюль Верна « Дети капитана Гранта». Вопрос, почему дети долго не могли найти своего отца?

Как определить положение ладьи на шахматной доске?

На экране вы видите билет. Какой билет? (ответ билет в цирк.)

Что можно определить по этому билету?

10 класс. Тема : «Правильная пирамида.»

После введения определения правильной пирамиды, ставлю проблему. Что общего для всех правильных пирамид?

На столах учащихся разнообразные виды правильных пирамид:

треугольная, четырехугольная, шестиугольная, восьмиугольная. Класс разбивается на  4 группы. Выдвигаются гипотезы, ведется исследование и от каждой группы выступление по поводу решения данной проблемы.

Учитель должен продумывать весь ход работы на мини – проектом также , как и для решения более сложных для понимания вопросов. Ни саму проблему , ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения отличные от мнения учителя, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения.

Для решения крупных задач ( проблем) по математике, сложных для пониманиях вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Этого так называемые среднесрочные проекты. ( макро- проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы ( кружки, факультативы, элективные курсы).

Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромны. Проект может быть связан с изучением какой -либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.

Примерами могут служить проекты последующим темам:

  1. Метод координат в пространстве и решение задач
  2. Решение уравнений высших степеней

Для учащихся 11 класса разработала элективный курс по теме:

« Решение уравнений высших степеней». Этот курс существенно дополняет школьный курс и необходим учащимся к подготовке в ЕГЭ. На вводном занятии знакомила учащихся с различными видами уравнений высших степеней. Сформулировали проблему:

Найти способы решения данных уравнений. Используя литературу по теме, а также возможности интернета. Макро -проект  разбили на мини- проекты для каждого учащегося. Например: формула Кардано, алгебраические уравнения и группы Галуа, схемы Горнера, и т.д.

На итоговом занятии были заслушаны проекты выполненные учащимися.  Оценивали каждый проект участники занятий, высказывая свое мнение по поводу каждого способа решения уравнений высших степеней.

Результат элективного курса :

учащиеся создали для себя методичку для решения уравнений высших степеней, в помощь для сдачи ЕГЭ.

Рефлексия необходима после работы над любым проектом. Что вы приобрели для себя в процессе работы над проектом?

Реализация методом проектов, методики сотрудничества перспективны при изучении математики;

работа над проектами развивает мотивацию к обучению, более результативно,  чем на традиционных уроках.

                                        Литература.

  1. Сидоров С.В. Когда появился метод проектов. ( Электронный ресурс)
  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогике. Учебное пособие. М. 1998
  3.  М.И. Величко Проектная деятельность учащихся.Учитель. 2008 г
  4. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М Бим- Бада. М. 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ 2016 года по истории

Задания расчитаны на отработку определенных навыков решения разнообразных заданий...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс (элективный курс). Подготовка к ОГЭ-2016

Рабочая программа по русскому языку (электив) рассчитана на 34 учебных часа. Элективный курс направлен на интенсивную подготовку к ОГЭ-2016....

Система подготовки к ЕГЭ по биологии 2016

ЕГЭ становится не только формой контроля знаний и умений выпускников, но и оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.Задачи единого государственного экзамена по биологии:·...

Воспитательная система 8 класс (2015-2016)

Воспитательная система "Познай себя!" (8 класс)...

Задание №16 (системы счисления) в ЕГЭ 2016 по информатике

Презентация содержит теоретический материал, а также разбор решения некоторых заданий №16 ЕГЭ 2016 по информатике. Может быть полезна учащимся, учителям при подготовке к сдаче ЕГЭ....

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки...