Личностно ориентированное обучение
учебно-методический материал по алгебре на тему

Кашталова Татьяна Юрьевна

Материал для работы по методической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob_detey.docx77.24 КБ
Файл lich-orien_urok.pptx236.18 КБ

Предварительный просмотр:

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представления о трех типах: «мыслительном», «художественном» и среднем, промежуточном. По представлению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которые существует в их совместной деятельности
Инструкция: разложи карточки 3 на 3 группы так, чтобы в каждой было что-то общее.
Наглядный материал: 9 карточек, на каждой написано по одному слову:
«КАРАСЬ», «ОРЕЛ», «ОВЦА», «ПЕРЬЯ», «ЧЕШУЯ»,
«ШЕРСТЬ», «ЛЕТАТЬ», «ПЛАВАТЬ», «БЕГАТЬ»
Оценка результатов:
1 ВАРИАНТ
1-я группа карточек: «карась», «орел», «овца»
2-я группа карточек: «бегать», «плавать», «летать»
3-я группа карточек: «шерсть», «перья», «чешуя»
Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает 2-я сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
2 ВАРИАНТ
1-я группа карточек: «карась», «плавать», «чешуя»
2-я группа карточек: «орел», «летать», «перья»
3-я группа карточек: «овца», «бегать», «шерсть»
Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает 1 сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
3 ВАРИАНТ
Одновременное выполнение 1, 2 варианта теста. Смешанный тип.

1.5. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ (ИСТОЩАЕМОСТИ) ШКОЛЬНИКОВ»

Возрастная категория: с 1 по 4 класс (5 секунд), 5 - 11 класс (10 секунд).
Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут.
Время на обработку одного класса: 10-15 минут.

На листе бумаги рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим образом:


1

2

3

6

5

4

(это делается для того, чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового здания при переходе к работе с 3-го в 4-ый квадрат).
Инструкция: «По сигналу как можно быстрее начать ставить точки карандашом в первый квадрат. По сигналу, не останавливаясь, перейти во второй квадрат и продолжить ставить точки во втором квадрате, потом в третьем и т.д.» Сигналы о переходе в следующий квадрат подаются через каждые 5 сек. Все время следует подгонять испытуемых. Продолжительность проставления точек в каждом квадрате по 5 секунд.
Интерпретация результатов:
К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более чем на 10% числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель высчитывается путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т.е. На 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.
Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителен и характеризуется перепадами.

1.6. ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА» (Определение типа функциональной конституции)

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.
Время, затрачиваемое на проведение: 5 -10 минут.
Время на обработку одного класса: 10 -15 минут.
Обследование может проводиться родителями. Ребенок удобно сидит, расслаблен. В поле зрения часы отсутствуют. Взрослый предлагает ему послушать: «Какая длинная минута, но считать при этом нельзя». Затем взрослый сообщает ребенку, когда минута началась, а потом - когда она закончилась. Затем предлагает ребенку поиграть. Взрослый скажет, когда минута началась, но время окончания должен назвать сам ребенок. Фиксируется время, которое, по мнению ребенка, составляет минуту. Если оно менее 52 сек - ребенок спринтер, если более 68 сек стаер, если 52 - 68 микст.

1.7. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Основные особенности типов функциональной конституции»

У
спринтеров внутренние биологические часы текут быстрее, чем астрономические. Связано это с тем что, будучи изолированным, в помещении без источника естественного света, спринтер подсознательно устанавливает суточный ритм длительностью менее 24 часа. Работает импульсивно, интенсивно, но непродолжительное время. Монотонная работа, для спринтеров утомительна. У них сильная нервная система, высокая активность, экстраверсия, социальная энергичность, высокая коммуникативность и целеустремленность, стремление к самоутверждению и соперничеству. Им прекрасно подходит руководящая, организаторская работа, со сменой впечатлений и характера работы, где меньше скучного монотонного труда. Характерна эмоциональная устойчивость к стрессам. Стратегия преодоления стрессов у них - по типу преодоления барьера, кратковременная, с большими усилиями, а при невозможности выполнения вышеперечисленного спринтер уходит или защищается. Спринтер хорошо бежит короткие дистанции, но длительный бег не выдерживает.
Стайеры же интравертивны, замкнуты, социально пассивны, старательны, часто - с заниженной самооценкой, требуют одобрения и опоры. Они устойчивы к монотонному труду. Внутренние биологические часы протекают медленнее астрономических. При изоляции от источника естественного света, у стайера устанавливается продолжительность суток более 24 час. В.П.Казначеев образно характеризует спринтеров и стайеров так: «В горах стайеры идут, а спринтеры ругаются».
Миксты по своим характеристикам занимают промежуточное положение по отношению к спринтерам и стайерам.
Анализ исследований подтверждает что,
ученикам стайерам трудно работать в условиях цейтнота. При дефиците времени даже интеллектуально продвинутый ребенок-стайер соображает плохо. Им трудно работать в условиях повышенной ответственности (контрольные, самостоятельные работы), выдерживать большие нагрузки высокой интенсивности. Трудно быстро отвечать на вопросы, особенно неожиданные. Трудно отвлекаться на реплики, переключать внимание с вопроса на вопрос, особенно, если не ясна их последовательность. Письменные работы предпочтительнее, чем устные. Так как письменная речь у таких школьников художественная, с длинными витиеватыми предложениями. Качество работы у этих детей ухудшается после двойки, замечания, при работе в условиях шума или толпы. Им трудно учиться у вспыльчивого педагога, который дает большой объем разнообразной информации. Очень трудны ситуации, когда учитель после выдачи задания начинает уточнять его уже после начала работы школьника. Для стайера лучше, если планирование, исполнение и проверка знаний не смешиваются, следуют друг за другом, чередуясь небольшими перерывами для отдыха. Любая работа должна быть спланирована заранее. А работать ему лучше в уединении.
Ученику-спринтеру трудно высидеть длительное время неподвижно, выполняя монотонную, однотипную работу, однако работа в группе ему по душе. Нравится работать с разнообразными вопросами, в быстром темпе. Работу планирует и проверяет в процессе ее исполнения. Прекрасно выдерживает быстрый ритм работы. Этим детям нравятся эмоциональные, энергичные учителя.
Стайеры и спринтеры - полярные группы функциональной конституции. Промежуточная группа представлена микстами. Для этой группы не характерны «застревание» в выборе стратегии адаптации. В условиях общеобразовательной школы они оказываются и более успешными.
По данным психологических исследований «портрет» спринтера-учителя: быстрый темп речи, недооценка наглядности, работа на контрастировании учебной информации (экспресс-опросы, неожиданные вопросы, уточнение задания в процессе работы), недооценка чувственно-эмоциональных и переоценка мотивационно-волевых качеств личности школьника, логика и аналитичность. Безусловно, для некоторых детей это - вариант «трудного» учителя. Совершенно не случайно, дети с противоположной конституцией - стайеры - первыми попадают в группу риска по школьной дезадаптации и ухудшению здоровья.

1.8. ТЕМПЕРАМЕНТ

Сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов определяет стиль его поведения и называется темпераментом. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы, их разделяют на четыре типа: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.


Холерик Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях. Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.


Сангвиник
Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.


Меланхолик
Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстротой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоции при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиваться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и разного рода испытаний. Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.
Для того чтобы определить тип своего темперамента, ответьте на вопросы, выбрав один из четырех вариантов. Запишите 1 балл в соответствующий столбик.


Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

1. Как вы ведете себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

Легко включаетесь

Действуете со страстью

Спокойно, без лишних слов

Неуверенно, робко

2. Как реагируете на замечания учителя?

Говорите, что больше не будете, а сами - снова

Возмущаетесь

Выслушиваете спокойно

Молчите, но обижаетесь

3. Как говорите о том, что вас затрагивает?

Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим

Быстро, не слушая других

Медленно, уверено

С большим волнением и сомнением

4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена:

Легко реагируете

Торопитесь закончить

Решаете спокойно, пока не отберут

Сдаете работу, но неуверенно

5. Трудная задача не получается сразу:

Решаете упорно и настойчиво

Бросите-продолжите - бросите - еще попробуете

Спокойно продолжаете

Проявляете растерянность, неуверенность

6. После уроков вы спешите домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу

Быстро соглашаетесь

Возмущаетесь: «почему я?»

Остаетесь, не говоря ни слова

Проявляете растерянность

7.Родители делают вам не совсем справедливое замечание:

Спокойно выслушиваете, спокойно заявляете о своем мнении

Взрываетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение

Не обращаете внимания: «пусть повыступают»

Очень переживаете, плачете

8. Вы получаете плохую оценку; как изменяется ваше настроение:

Внешне незаметно, но внутри есть горечь

Раскаиваетесь, развиваете деятельность по исправлению

«Ну и что? Исправлю»

Приходите в отчаяние, в уныние

9. Ваш друг (подруга) не пришёл на встречу:

Ничего не предпринимаете до выяснения причин

Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии

«Всё, что ни делается, все к лучшему!»

Переживаете, воображаете измену, крах отношений

10. Вы проигрываете в соревновании, в игре:

Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе

Теряете самообладание, обрушиваете обвинения на окружающих

«не корову же проигрываем»

Приходите к выводу о своём ничтожестве

3. МОТИВАЦИОНННЫЙ КОМПОНЕНТ

  • Анкета «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Интерпретация результатов:
Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.

  • Анкета «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ» 

Подчеркните 1- 3 утверждений, с которыми Вы согласны:
Я учусь, потому что
1. Заставляют родители.
2. На уроках интересно.
3. Хочу больше знать.
4. Чтобы потом получить хорошую работу.
5. Чтобы не огорчать родителей.
6. Чтобы не отставать от товарищей.
7. Чтобы не опозорить класс.
8. Мне нравятся учителя в нашей школе.
9. Чтобы потом много зарабатывать.

Интерпретация: все вопросы анкеты можно разделить на группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности (внутренние мотивы).
1. Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явления и т.п. (утверждение № 3)
2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявить интеллектуальную активность, ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты (утверждение №2).
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (внешние мотивы).
1. Широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями (утверждение №7);
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе (утверждение №4).
2. Узколичные мотивы - стремление занять достойное место среди товарищей (утверждение № 6), ради материального вознаграждения (утверждение № 9).
3. Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятности со стороны учителей, родителей, одноклассников (утверждение № 1 и 5)
Утверждение № 8 также можно отнести к внешнему мотиву.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
 «ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА»
В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов.
Инструкция: «Я буду говорить о разных случаях, которые бывают в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для Вас, вызывают у Вас страх, беспокойство. Если этот случай, эта ситуация в Вашей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для Вас, Вы ставите «++»; если это только немножко неприятно для Вас, Вы ставите один «+»; если этот случай не страшен в Вашей жизни не страшен Вам - то «0».
Психолог (учитель) зачитывает вопросы:
1. Отвечаешь у доски на уроке.
2. Тебя ругает мама или папа.
3. Встречаешься с ребятами из школы.
4. Пойдешь, а гости к незнакомым людям.
5. Ты дома остаешься один.
6. Сам подходишь, разговариваешь с учителем.
7. Не можешь справиться с заданием на уроке.
8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
9. Думаешь о своих делах.
10. На тебя смотрят как на маленького.
11. Ты часто плачешь.
12. Учитель тебе неожиданно задает вопрос на уроке.
13. Никто не обращает на тебя внимания на уроке, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
14. С тобой не согласны, спорят с тобой.
15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе в подъезде.
16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.
17. Тебе снятся страшные сны.
18. Учитель дает трудное задание.
19. Выбираешь в игре главные роли.
20. Оценивают твою работу дома или ребята.
21. Не понимаешь объяснения учителя.
22. Ребята смеются, когда отвечаешь на уроке.
23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные» истории.
24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель).
26. Учитель оценивает твою работу, которую ты выполнил на уроке.
27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.
28. У тебя что-то не получается.
29. Ребята с тобой не играют (не беру никогда в игру), не дружат с тобой.
30. Учитель делает замечание на уроке.
Методика включает в себя ситуации трех типов, которые определяют виды тревожности:
1. Ситуации связанные с процессом обучения, общения с учителем;
2. Ситуации, анализирующие представления о себе;
3. Ситуации общения.
Интерпретация: ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: «++» - 3 балла; «+» - 2 балла; «0» - 0 баллов.

Учебная

1

6

7

12

13

18

21

22

26

30

Самооценочная

5

8

9

11

17

19

20

23

24

28

Межличностная

2

3

4

10

14

15

16

25

27

29

4.2. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Особенности школьной тревожности»

Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно с точки зрения взрослых), являясь следствием определенных личностных конфликтов или нарушений в развитии самооценки у данного ребенка.
Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, невроз подобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает не насыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п., выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной не успешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют преодолеть эту не успешность, то во втором — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой.
Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

 

5. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

5.1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ

1 вариант:
Материалы: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись: счастье, здоровье, ум (можно ввести такие качества, как: красота, богатство, успех и пр.)
Инструкция:
«Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, умные, здоровые дети, на самой низкой – самые нездоровые, неумные, несчастливые. Отметь на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенку здоровья? Куда на лесенку ума?»
2 вариант (для старших детей)
Материалы: лист белой бумаги, карандаш, ластик
Инструкция: «Нарисуй три лесенки из пяти ступенек. Воспитатель рисует одну лесенку на доске так, чтобы она была лесенкой «счастья», другая «здоровья», а третья «ума». Можешь нарисовать их любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них». Дальше инструкция повторяется. 
Этот вариант подходит для групповой работы со старшими детьми и позволяет оценить величину каждой лесенки: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости и неустойчивости самооценки.
Анализ результатов: 
1. Анализ самооценки следует производить в баллах: 5 лесенка - 5 баллов, 4 - 4 балла, 3 - 3 балла, 2 - 2 балла, 1 - 1 балл.
2. Если все показатели в сумме дают 14-15 баллов - самооценка завышенная, от 9 до 13 баллов - адекватная (нормальная), от 8 до 3 - заниженная. Все полученные показатели следует соотнести с результатами других исследований.
Интерпретация носит свободный характер.
Ребенок с завышенной самооценкой (или же с тенденцией к ней) нечувствителен к ситуации обучения, не умеет видеть во взрослом учителя.
Ребенок с позитивной, адекватной самооценкой (даже если он себя объективно переоценивает) имеет достаточные внутренние ресурсы для развития и обучения. Он нуждается в более точных представлениях о себе, во внимании взрослого, к которому, может быть, в высокой степени чувствителен.
Ребенок с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуации искусственного успеха, в закреплении позитивных эмоций и в поддержании психологического комфорта. А также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение и пр.

 

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ВЗРОСЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5 - 11 КЛАССОВ»

Психологические особенности личности в подростковом возрасте
(от 10 - 11 лет до 13 - 14 лет)

Подростковый период - это время завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

  • Основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития;
  • Центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность, неповторимость

Ведущая деятельность - общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение с взрослыми, основывающееся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.
Основные характеристики возраста:

  • Формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;
  • Стремление к общению со сверстниками;
  • Развитие рефлексии;
  • Бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;
  • Формирование абстрактного и теоретического мышления;
  • Становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
  • Развития самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;
  • Бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.

1.2. «ВАК - ОПРОСНИК» (Визуальная. Аудиальная. Кинестетическая.)

«ВАК-опросник» позволяет выявить ведущую репрезентативную систему подростка, то есть ту модальность, которой он чаще всего пользуется при описании мира. Результаты его могут показать, какая стратегия в усвоении учебного материала чаще всего используется учеником (визуальная, аудиальная или кинестетическая).
В каждом абзаце, состоящем из трех утверждений, выберите то, которое подходит Вам больше всего.

  • «1» - предпочтительный вариант.
  • «2» - менее подходящий вариант.
  • «3» – самый неподходящий вариант.

1.Как вы предпочитаете учиться?
А. Читая конспект, сделанный в классе и рассматривая иллюстрации.
Б. Повторяя молча про себя всю информацию.
В. Рисуя диаграммы, схемы и иллюстрации на основе вновь полученной информации.
2.Каким образом вы предпочли бы узнать о влиянии алкоголя на организм?
А. С помощью фильма.
Б. Через объяснения учителя, говорящего о том, что происходит.
В. Разбирая на части муляж тела человека и размышляя о том, что же происходит с различными органами, если человек много выпил.
3.Когда вы занимаетесь, что вас больше всего раздражает?
А. Люди входящие и выходящие из комнаты.
Б. Громкий звук телевизора.
В. Чувство голода или жажды.
4.Вы готовитесь к экзаменам.
А. Составляя перечень вопросов, и отмечая галочкой выученное.
Б. Обзванивая друзей и обсуждая информацию с ними.
В. Делая рисунок по материалу и мысленно проходя через все ступени в уме.
5.Входя в свой класс, что вы, скорее всего, делаете?
А. Смотрю на плакаты на стене, обстановку в классе.
Б. Поговорю с учеником сидящим рядом со мной.
В. Похожу по классу.
6.Во время ссоры с кем-нибудь из родителей, что вы вероятнее всего сделаете?
А. Сделаете сердитое лицо.
Б. Закричите.
В. С сердитым видом выйдете из комнаты.
7. Чем вы предпочли бы заниматься?
А. Рассматривать плакаты со звездами в музыкальном салоне- магазине.
Б. Слушать музыку.
В. Танцевать под музыку.
8. Вы только что сильно поссорились с одним из ваших друзей. Как вы расскажете об этом своему лучшему другу?
А. Напишите записку о том, что случилось.
Б. Позвоните другу и расскажите ему обо всем.
В. Подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось.
9. Когда вы слушаете музыку, вы…
а. Мысленно идите образы, навеваемые музыкой.
Б. Напеваете под звучащую музыку.
В. Пританцовываете под музыку.
10. Когда ваш учитель объясняет материал на занятиях по тому или иному предмету, вы предпочитаете…
а. Видеть иллюстрации.
Б. Чтобы материал громко зачитывался.
В. Чтобы учитель привел вам пример (может быть, пустил по рядам муляж или поделку и т.п.).
11. Что больше всего влияет на ваше настроение, самочувствие?
А. На меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение.
Б. Я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них.
В. Я очень чувствителен к тому, насколько удобна мая одежда. Приятно ли телу в ней находиться, двигаться и т.д.
12. Для вас просто…
а. Подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветные комбинации.
Б. Найти идеальную громкость звучания магнитофона, стерео-системы.
В. Выбрать наиболее удобную, комфортную мебель.
13. Выбирая и читая книги, вы больше ориентированы…
а. На описание внешнего: пейзажа, декорации, краски и т.п.
Б. На монологи между персонажами, на нюансы в описании разговоров.
В. На действие, динамичность сюжета.
Во всех разделах ответы даны в следующей последовательности визуальный; аудиальный, кинестетический. Для получения результатов необходимо подсчитать, сколько баллов «получила» каждая модальность. Чем меньше количество баллов, тем больше вклад данной модальности в создание образа мира. Для наглядного представления результатов рекомендуем построить диаграмму.

  • Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга

В общении каждого человека преобладает один из трех элементов общения:

  • Визуальный: данный элемент характеризуется быстрой речью, в предложениях часто проскальзывают слова: ярко, мелькает, вижу, ясно вижу, нарисуйте график.
  • Аудиальный: этот элемент характеризуется четко размеренной речью (РЭП без музыки?). Слова: слышу, говорю.
  • Кинестетический элемент характеризуется медленной речью, голос мягкий, задумчивый. Слова: чувствую, ощущаю.

Таким образом, если свести все различия в таблицу получим систему ВАК


Тип

Речь

Цвет лица

Осанка

Жесты

Визуал

Быстрая

Бледный

Прямая спина
Голова на вскидку
Шея напряжена

Жесты выше груди

Аудиал

Размеренная

Неопределенный
(что-то среднее)

Все среднее

Уровень

Кинестетик

Медленная

Розовый

Сутулость
Голова опущена
Шея расслаблена

Жесты ниже пояса

.
Ключи глазного доступа (КГД)
Визуал: зрение, картины.
Аудиал: слух, пение, музыка.
Кинестетик: вкус, запах, ощущения.


Предикаты и полимодальные слова
Предикаты – это слова, наиболее часто употребляемые в одном из элементов общения (ВАК), с некоторыми из них вы уже знакомы. Полимодальные слова – это слова, которые не привязаны ни к одному из элементов общения. В таблице 3. Представлены некоторые предикаты и полимодальные слова по системе ВАК, которые дают возможность уловить общий принцип их подбора.
Полимодальные слова и предикаты


B

A

K

Полимодальные

Вижу
Красивый
Цвет
Заметил
Гляжу
Взгляд

Слышу
Ритмичный
Сказал
Пересказ
Фраза

Чувствую
Ощущаю
Чистый
Грязный
Липкий
Шероховатый

Замечательный
Классный
Знаю
Понимаю
Интересно


Паттерны

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Дигитал

Предикаты

Кажется
взгляд
яркий
перспектива
фокус
красочный

Чувствую
схватывать
касание
прочный
теплый
спокойно

Тон
громкий
отзвук
послышалось
звучит как...
Ритмичный

Разумный
логичный
знаю
понимаю
язык цифр
функционально

Поза

Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты

Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед.

Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая

Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.

Тип тела

Как «тощий» так и «тучный»

Пухлый, округлый, мягкий

Четкой зависимости нет

Мягкое,
полное

Движения

Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.

Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.

То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища.

Движения не гибкие, обычно застывшая поза.

Форма губ

Тонкие, узкие

Пухлые, мягкие.

Различная.

Узкие, стянутые.

Дыхание

Высокое, грудное.

Низкое, брюшное.

В полном объеме.

Ограниченное.

Голос

Высокий, чистый, быстрый, громкий.

Низкий, медленный, хриплый.

Мелодичный, ритмичный, меняющийся.

Монотонный. Прерывистый, густой.

Направление взгляда

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены.

Смотрит над толпой.

Правила общения

«Посмотри, чтобы услышать».

Скорее прикоснется, нежели посмотрит.

«Чтобы услышать, не смотри».

Никакого зрительного контакта.

Дистанция

Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят.

Очень близкая, чтобы коснутся

Небольшая, но предохраняются от прикосновений.

Отдаленная.

Характерная черта

Не хотят быть ниже собеседника.

Из стресса выходят, беря вину на себя.

Очень многословны, нет риторических вопросов.

При стрессе становятся сверхрациональны.

Главное слово

КРАСИВО

УДОБНО

ТИХО

ФУНКЦИОНАЛЬНО

Очень часто визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы. Привычная гримаса - слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий. Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы б). Для визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде - не из соображений приличия, а по требованию эстетики.


Визуалы - хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам - красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно! Для визуалов зрение и слух - это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.
Если визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении. Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.
Кинестетики.
А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы - широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид - не столь важно. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ребенок постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть своего или вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это, скорее всего, кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет визуал.
Кинестетики - это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия - тело, а способ - движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно кинестетики, кстати): «И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги - он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...».
Кинестетики, обычно, весьма слабо планируют - в этой системе нет возможности что- то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так. И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие.
Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла - с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. Кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации - они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.
Аудиалы.
Поза аудиала - нечто среднее между позами визуала и кинестетика - они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» - голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал. Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет. Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить - для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве. Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?» аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) - они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим. Причем содержание особой роли не играет, главное - голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.
Дигиталы.
У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно - интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только кинестетики). Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный».
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: - Я понимаю, что вы чувствуете, - он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: дигиталы не сочувствуют, они понимают. Для дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов. А вот телом, кстати, дигиталы бывают похожи на кинестетиков - плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из кинестетиков - если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них - уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде: «Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...».
Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.
Отличия
Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал - произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит). Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал - рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья. На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.
Каждая система восприятия имеет собственные тонкости и особенности. Например, самая скоростная - визуальная. Аудиальная несколько менее быстрая. А кинестетическая самая медленная. Какая буква в алфавите идет перед «Р»?
Кто сейчас начал проговаривать про себя алфавит? Так нас учили в школе - запоминать алфавит аудиально. А эта система вроде магнитофона - для того, чтобы добраться до какой-то информации, нужно прослушать в голове весь кусок, который находится до нее. Естественно, обычно люди умеют сокращать время прокрутки - увеличивают скорость прослушивания (правда, сильно ускорить не удается - может потеряться содержание), или разбивают на куски.
Так, скорее всего, большинство из вас начало проговаривать алфавит не с «А», а откуда-нибудь с середины - например с «И» или «Ж». Именно поэтому, когда ваш собеседник что-то вспоминает в аудиальном канале, нужно дать ему время прокрутить «пленку» в голове.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

2.1. ТЕСТ «СЕМЬ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА»

(Определение склонностей и способностей учеников)

Инструкция: прочтите каждый пункт и, если в нем выражается что-то характерное для вас или какое-нибудь положение представляется вам правильным, пометьте его буквой «В». А если нет буквой «Н». Если какое-то утверждение вы ставите под сомнение, оставьте этот пункт без отметки.

1.Я лучше нарисую схему, чем буду пытаться объяснить на словах, как добраться до какого-нибудь места.
2. Если я доволен или рассержен, то обычно знаю, чем именно.
3.Умею играть (или когда-то играл) на музыкальном инструменте.
4.Могу подобрать музыку себе по настроению.
5. Могу быстро вычислять в уме.
6. Могу помочь приятель разобраться в его чувствах, поскольку хорошо контролирую свои.
7. Люблю работать с калькуляторами или компьютерами.
8.Быстро схватываю новые танцевальные движения.
9. Легко выражаю свои мысли в спорах или дискуссиях.
10. Мне доставляет удовольствие слушать хорошую лекцию, речь или проповедь.
11. Где бы я не находился всегда могу определить, где север и юг.
12. Мне нравится устраивать различные встречи и вечеринки.
13. Жизнь без музыки кажется мне пустой.
14. Хорошо разбираюсь в схемах прилагаемых к бытовым приборам и технике.
15. Мне нравятся различные головоломки и игры.
16. Я быстро научился кататься на велосипеде (на коньках).
17. Меня раздражают нелогичные высказывания.
18. Могу убедить других в правильности своих планов.
19. У меня хорошая координация движений и чувство равновесия.
20. Я быстрее других устанавливаю числовые закономерности.
21. Люблю собирать модели (заниматься лепкой).
22. Быстро нахожу нужное слово.
23. У меня хорошо развито пространственное воображение.
24. Почто каждое событие моей жизни ассоциируется у меня с определенным музыкальным произведением.
25. Люблю иметь дело с цифрами и числами.
26. Люблю поразмышлять в одиночестве.
27. Я любуюсь архитектурными формами.
28. Люблю насвистывать и напевать в ванной.
29. Я хороший спортсмен.
30. Люблю писать длинные письма друзьям.
31. В любой момент хорошо представляю себе выражение собственного лица.
32. Хорошо улавливаю настроение людей по выражению их лиц.
33. В любой момент я без труда могу выровнять свое настроение.
34.Чутко улавливаю настроение других.
35.Я хорошо чувствую, как ко мне относятся окружающие.

Обработка результатов:
Отметьте кружком пункты, которые вы пометили буквой «В». Если в какой-нибудь из колонок окажутся хотя бы четыре отмеченные цифры, - вы обладаете именно этим типом интеллекта.


А
Лингвистический

Б
Логико-математический

В
Пространственный

Г
Моторно-кинетический

Д
Музыкальный

Е
Внутрилич-ностный

Ж
Межлич-
ностный

9

5

1

8

3

2

12

10

7

11

16

4

6

18

17

15

14

19

13

26

32

22

20

23

21

24

31

34

30

25

27

29

28

33

35

А - лингвистический - характерен для многих писателей и людей, легко усваивающих иностранные языки;
Б – логико-математический - характерен для математиков и ученых;
В – пространственный - характерен для шахматистов мореплавателей и ученых;
Г – моторно кинетический - характерен для танцоров, спортсменов и изобретателей;
Д – музыкальный - характерен для сочинителей и исполнителей музыки;
Е – внутриличностный - характерен для некоторых писателей, поэтов, врачей и умудренных жизнью старцев;
Ж – межличностный - характерен для людей, способных разделять радость и горе других людей: политических и религиозных деятелей, учителей наставников.

3. МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

3.1. «ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА»

Инструкция: Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружочком нужный балл:
0 - почти не имеет значения;
1 - частично значимо;
2 - заметно значимо;
3 - очень значимо.


1

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

0 1 2 3

2

Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

0 1 2 3

3

Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

0 1 2 3

4

Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

0 1 2 3

5

Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция

0 1 2 3

6

Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

0 1 2 3

7

Если ты школьник, то обязан учиться хорошо

0 1 2 3

8

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

0 1 2 3

9

Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

0 1 2 3

10

Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

0 1 2 3

11

Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей

0 1 2 3

12

Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

0 1 2 3

13

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

0 1 2 3

14

Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

0 1 2 3

15

На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на вопросы.

0 1 2 3

16

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, команде, группе).

0 1 2 3

17

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0 1 2 3

18

Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

0 1 2 3

19

Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)

0 1 2 3

20

Учеба в моем возрасте - самое главное дело.

0 1 2 3

21

В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

0 1 2 3

Ключ


Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2 9 15

Коммуникативные

3 10 16

Эмоциональные

1 8 21

Саморазвития

6 13 19

Позиция школьника

7 14 20

Достижения

5 12 18

Внешние (поощрения, наказания)

4 11 17

3.2. Анкета «ПОРТРЕТ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА»

1. Назовите, какие сложившиеся традиции в вашей школе отличают ее от других?
А) научно-исследовательская деятельность
Б) спортивные мероприятия
В) ученические общественные движения
Г) ученическое самоуправление
Д) художественное творчество
Е) изобретательство и конструирование
2. Есть ли в вашей школе такие дела (мероприятия, праздники) к которым подключается вся школа (назовите их)?
3.Вы гордитесь своей школой? (да, нет). Почему?
4.Что удовлетворяет вас в школе?
А) все
Б) отношения между учащимися
В) отношения с педагогами
Г) организация занятий
Д) качество преподавания
Е) физкультурная подготовка,
Ж) затрудняюсь ответить,
З) организация досуга
5.Что не удовлетворяет вас в школе?
А) все,
Б) отношение педагогов с детьми, организация досуга,
Е) качество преподавания.

4. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

4.1. Тест «САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»

Инструкция: предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если Вам это состояние присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Описание состояний
I. Уровень тревожности

  • Не чувствую в себе уверенности.
  • Часто из-за пустяков краснею.
  • Мой сон беспокоен.
  • Легко впадаю в уныние.
  • Беспокоюсь только о воображаемых неприятностях.
  • Меня пугают трудности.
  • Люблю копаться в своих недостатках.
  • Меня легко убедить.
  • Я мнительный.
  • С трудом переношу время ожидания.

II.Фрустрация

  • Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  • Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

  • Я нередко чувствую себя беззащитным.
  • Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  • Чувствую растерянность перед трудностями.
  • В трудные минуты жизни - иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.
  • Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III. Агрессивность

  • Оставляю за собой последнее слово.
  • Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  • Меня легко рассердить.
  • Люблю делать замечания другим.
  • Хочу быть авторитетом для окружающих.
  • Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  • Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаюсь.
  • Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  • У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  • Я мстителен.

IV. Ригидность.

  • Мне трудно менять привычки.
  • Нелегко переключаю внимание.
  • Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  • Меня трудно переубедить.
  • Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
  • Нелегко сближаюсь с людьми.
  • Меня расстраивают даже незначительные нарушения порядка.
  • Нередко я проявляю упрямство.
  • Неохотно иду на риск.
  • Редко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Оценка и интерпретация баллов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  • Тревожность:

0-7 баллов – не тревожны;
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
15-20 баллов – очень тревожный.

  • Фрустрация:

0-7 баллов – не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боитесь трудностей;
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
15-20 баллов – у вас низкая самооценка.

  • Агрессивность:

0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

  • Ригидность:

0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
8-14 баллов – средний уровень;
15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны перемены в личной жизни.

4.2. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Основные психические состояния»

Тревожность - это состояние повышенного психологического беспокойства, часто по незначительным поводам. Связано с повышенной чувствительностью, раздражительностью нервной системы (слабый тип). Проявления: часто «комплекс неполноценности» из-за сосредоточенности на своих недостатках, самоанализ, самокопание, занудство при выполнении поручений (неосознанное стремление обезопасить себя от неудачи, повышенное чувство ответственности за порученное дело, беспокойство о возможных неприятностях).
Фрустрация - состояние, переживаемое человеком, когда между ним и желаемым объектом возникает препятствие, имеющее внешнюю природу. Сопровождается кратковременной дезорганизацией психической деятельности и ощущением безысходности.
Агрессивность - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству. Тесно связана с темпераментом, наиболее высокая у холериков. Завышенная самооценка, иногда затруднительность в общении из-за неумения прислушиваться к мнению окружающих.
Ригидность - инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу старых друзей, тенденция заранее спланировать свои действия, отрицательная реакция на внезапное изменение планов.



4.3. ТЕСТ «САМООЦЕНКА»
Допускается пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по схеме:

  • Очень часто - 4 балла;
  • Часто -3 балла;
  • Иногда - 2 балла;
  • Редко -1 балл;
  • Никогда - 0 баллов.
  • Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  • Постоянно чувствую ответственность по работе.
  • Я беспокоюсь о своем будущем.
  • Многие меня ненавидят.
  • Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
  • Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  • Я боюсь выглядеть глупцом.
  • Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  • Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  • Я часто допускаю ошибки.
  • Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
  • Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  • Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  • Я слишком скромен.
  • Моя жизнь бесполезная.
  • Многие неправильного мнения обо мне.
  • Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  • Люди ждут от меня очень многого.
  • Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  • Я слегка смущаются.
  • Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  • Я не чувствую себя в безопасности.
  • Я часто волнуюсь и напрасно.
  • Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  • Я чувствую себя скованно.
  • Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  • Я уверен, что почти все люди понимают лучше, чем я.
  • Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.
  • Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  • Как жаль, что я не так общителен.
  • В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  • Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Обработка результатов
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов
от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов
от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подделаться под мнение других.
Сумма баллов
от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критику в свой адрес, часто страдает от «комплекса неполноценности».

 

5.4. Анкета «ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПО ПАВ У ПОДРОСТКОВ»

Дорогой друг! Пожалуйста, заполни эту анкету. Твои ответы помогут нам в дальнейшей работе.

Утверждение – вопрос

Да

Нет

Не знаю

1. Легкие наркотики безвредны

2. Наркомания - это преступление

3. Наркотики повышают творческий потенциал

4. Наркомания - это болезнь

5. У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков

6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

7. Наркомания излечима

8. Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»

9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

10. Зависимость наркотиков формируется только после их многократного применения

11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет

12. Наркоман может умереть от передозировки

13. Продажа наркотиков не преследуется законом

14. Наркоман может умереть от спида

15. СПИД излечим

16. Мать может заразить ВИЧ- инфекцией своего неродившегося ребенка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология личностно- ориентированного развивающего обучения: методы и приемы Автор - Пономарева Т.А. (учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 26» Предгорного муниципального района Ставропольского края)

Слайд 2

Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия. И.С. Якиманская .

Слайд 3

Характеристика технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: прагматическая. По основному фактору развития: психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД). По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп. По организационным формам: классно-урочная, индивидуально - дифференцированная. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучающихся: массовая.

Слайд 4

Личностно- ориентированное обучение –это такое обучение, которое во главу угла ставит: Самоценность ребенка Самобытность ребенка Субъективность процесса учения

Слайд 5

Акцент целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка Выявить, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт ребенка Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться

Слайд 6

Цель личностно- ориентированного обучения сохранение и укрепление физического и психологического здоровья; развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, самореализация в образовательных видах деятельности, поддержка индивидуальности ребенка; формирование ключевых компетентностей учащихся

Слайд 7

Актуальность На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Слайд 8

Особенности содержания и методики 1. Гуманно-личностный подход к ребенку. 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. 3. Концепция воспитания. 4. Педагогизация окружающей среды

Слайд 9

Основные принципы технологии Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Слайд 10

Методы обучения 1. Организация образовательного процесса. Здесь важны: – новизна, практическая значимость подаваемого материала; – четкое структурирование; – логичное, яркое, контрастное выступление; – ритмичное чередование видов деятельности; – опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности. 2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие. 3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии. 4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе. 5. Чувство юмора. 6 . Ситуация успеха.

Слайд 11

Личностно-развивающие ситуации – проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы; – прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого); – конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях; – оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки; – аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников; – репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Слайд 12

Личностно –ориентированное образование включает в себя следующие подходы : разноуровневый дифференцированный индивидуальный субъективно-личностный

Слайд 13

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности

Слайд 14

Требования к личностно- ориентированному уроку использование разнообразных форм и методов; создание атмосферы заинтересованности; поощрение ученика находить свой способ работы; использование проблемных творческих заданий; оценка деятельности ученика не только по конечному результату ,но и по процессу достижения; создание педагогических ситуаций общения на уроке.

Слайд 15

Принципы личностно - ориентированного урока Создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Терпимость к недостаткам. Формирование положительной «я» концепции. Право на ошибку. Обучение в сотрудничестве, сотворчестве. Взгляд на обучающего как на личность , соответствующую цели образования.

Слайд 16

Типы уроков Театрализованное представление Защита проекта Урок-путешествие Урок-экскурсия Урок-исследование Развитие речи Литературно-тематический вернисаж Игровые

Слайд 17

Основные этапы урока проверка усвоения материала; самостоятельная работа; самоконтроль и самооценка результата; подведение итогов урока; контроль за усвоением знаний

Слайд 18

Методические приемы Исследование текста Синквейн Кластеры Опорный конспект Сочинения-миниатюры Деловая игра Исследовательские проекты Сочинения на лингвистические темы

Слайд 19

Деятельность учителя на уроке Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Использование проблемных творческих заданий. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Слайд 20

Сравним Традиционный урок Материал однотипный Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму) Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для «сильных» учеников) Чаще фронтальная или самостоятельная работа Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых» Личностно - ориентированный урок Материал разного типа, вида и формы Преобладают проблемные, неоднозначные задания Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая) Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

Слайд 21

Заключение На рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин: в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования; личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией; в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность; необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Слайд 22

Вывод Личностно- ориентированное обучение –это важнейший принцип воспитания и обучения. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...