Использование ЭОР на уроках математики
методическая разработка по алгебре на тему

Полуян Екатерина Вячеславовна

Об использовании ЭОР на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_eor.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: 

Полуян Екатерина Вячеславовна

Использование  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках математики различного типа

Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

ЭОР  для учащегося – это прежде всего – возможность действительно научиться.

ЭОР для  учителя – это возможность не писать ежедневно и кропотливо конспекты к урокам; применять  практически ежеурочно контролирующие тесты или модули, избавляя себя от долгих проверок;  выставления объективных  оценок ( их выставляет компьютер); решить проблему заинтересованности детей учебным предметом ( ни для кого не секрет, что даже самый «слабый» ученик предпочтёт компьютерное тестирование контрольной работе)

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:  1) http://fcior.edu.ru       2)http://eor.edu.ru

Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система.

Очень удобно, что среди модулей различают всего три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

Все информационные модули И имеют структуру:
1. Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели.
2. Контрольные вопросы.
3. Краткий конспект.

П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. Отличие этого типа модулей от других заключается в том, что имеется функция «Подсказка», которой может воспользоваться учащийся.

В модуле К-типа представлены задания, аналогичные заданиям П-типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможности получить подсказку и выполнить задание повторно. Задание К-типа имеют, в первую очередь, контролирующую функцию и могут быть использованы в качестве контрольно-измерительных материалов.

Среди основных типов уроков можно выделить следующие три:

  • урок введения (объяснения) нового материала;
  • урок закрепления знаний, умений и отработки навыков;
  • урок обобщения и контроля знаний, умений и навыков.

Урок введения (объяснения) нового материала может быть выстроен в виде:

  • рассказ (беседа) учителя,
  • лекция,
  • экскурсия,
  • обучающий семинар,
  • исследовательская лабораторная работа,
  • игровое учебное занятие и т.д.

Урок закрепления знаний, умений и отработки навыков может быть выстроен в виде:

  • лабораторная работа,
  • практикум по решению задач,
  • практическая работа,
  • моделирование,
  • проблемный семинар,
  • игровое учебное занятие и др.

Урок обобщения и контроля знаний, умений и навыков может быть выстроен в виде:

  • дискуссия,
  • консультация,
  • собеседование,
  • теоретический зачёт,
  • практический зачёт,
  • общественный смотр знаний,
  • лабораторная работа,
  • практическая работа,
  • самостоятельная работа,
  • контрольная работа.

На уроках объяснения нового материала электронные образовательные ресурсы помогают учителю наглядно и доходчиво изложить материал. С ЭОР изменяется компонент обучения – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Кроме этого, на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Урок введения нового материала можно начать с проблемного вопроса, ответ на который учащиеся пока не знают, но с помощью новой темы они смогут на него ответить. Можно предложить выполнить задание, которое учащимся кажется посильным, но на самом деле у них пока не хватает знаний для его выполнения.

Возможна следующая последовательность:
1. Новый материал следует начинать изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей (ФЦИОР) в качестве домашнего задания.
2. Выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса будет гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса.
3. Вместо одностороннего изложения учебного материала необходимо организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, нужно сформулировать общие выводы.
4. Если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.

В данном  варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества – повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным, рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала, подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении, выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам, применении изученного материала при решении практических задач.

Активизация познавательного интереса учащихся на лекции может быть осуществлена использованием проблемной ситуации, которая возникает в решении математической, практической или прикладной задачи. Прикладные задачи являются основным источником возникновения математических проблемных ситуаций, поэтому следует ориентироваться на широкое их использование при разработке сценариев всех типов уроков.В ходе учебного процесса модуль И-типа может быть использован как целиком, так и его отдельные части. В целях достижения максимального педагогического результата целесообразно организовать работу по освоению учащимися модуля И-типа в двух формах:
1. индивидуальная форма работы, позволяющая учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
2. работа в парах.

Учитель при этом может выступать в роли  координатора, сотрудника, помощника.
При выполнении заданий из  П-типа количество прохождений одного задания неограниченно, после первого прохождения учащийся может воспользоваться кнопкой «Подсказка» для получения помощи при выполнении задания. Целесообразно использовать ЭУМ П-типа не только для повторения и закрепления полученных знаний, но и для создания для учащихся новых возможностей для получения дополнительной информации.
Достичь  максимального результата можно, используя работу в малых группах сотрудничества, сформированных учителем с распределением ролей учащихся (координатор, исполнитель, эксперт),роль учителя — координатор, помощник; либоиндивидуальную работу учащихся, роль учителя — эксперт.

Обобщённая схема урока введения (объяснения) нового материала может быть следующей:

1. Организационный момент.
2. Вступительная часть. Определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
3. Основная часть:

  • организация усвоения материала: подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний, ознакомление с новым материалом;
  • отработка учебного  материала: первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

4. Домашнее задание.
5.Заключительная часть. Подведение итогов урока.

 

Обобщённая схема урока закрепления знаний, умений и отработки навыков может быть следующей:

1. Организационный момент.
2. Вступительная часть.

  • проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
  • определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.

3. Основная часть:

  • воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
  • перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.

4. Домашнее задание.
5.Заключительная часть. Подведение итогов урока.

 

Обобщённая схема урока обобщающего повторения может быть следующей:
1. Организационный момент.
2. Вступительная часть: определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
3. Основная часть:

  • воспроизведение и коррекция опорных знаний;
  • повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
  • обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
  • усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний;

4. Домашнее задание.
5. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

 

Обобщённая схема урока проверки и контроля знаний, умений, навыков может быть следующей:
1. Организационный момент.
2. Вступительная часть: ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
3. Основная часть:

  • проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
  • проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
  • проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
  • проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях.

4. Домашнее задание.
5.Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Самостоятельная работа учащегося заключается в  познавательной учебной деятельности, выполняемой по заданию учителя, под его контролем учителя , но без непосредственного участия учителя.
Ученику предоставляется возможность выбора индивидуальной траектории изучения темы. Исходя из собственных интересов и способностей, учащийся может выбрать путь линейного изучения материала, при котором он знакомится с информацией всех учебных элементов, предложенных для ознакомления. Обладая определенным запасом знаний, он сможет выбрать из информационного модуля только интересующую его информацию.

Иногда урок может соединять в себе элементы обоих видов уроков. Основные задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: систематизация и обобщение знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок контролирующего типа нацелен на решение двух основных задач — установку уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают творческие задачи теоретического или практического характера.

Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля целесообразно проводится урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

В последнее время в связи с проведением ЕГЭ и ГИА часто практикуется тестирование учащихся. Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста. Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий.
Электронные учебные модули обладают инновационными качествами: возможно проведение практических компьютерных работ, тестирование с проверкой. Интерактивность повышает возможности самостоятельной работы учащихся.

Учитель может быстро проанализировать результаты выполнения теста: сравнив время, затраченное на выполнение каждого задания, а также полученные результаты. Если на решение каждого задания учащийся тратил только 4-5 с, то это значит, что он не вдумывался в содержание вопросов, а нажимал на кнопки наобум и машинально.

К – модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).


 Разрабатывая свои уроки , добавляя модули  И, П, К-типа для каждого этапа урока с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников задания для них  можно дифференцировать работу учащихся , и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. В предельном случае такая траектория составляется для каждого ученика, причём сделать это может уже и сам учащийся.

Электронные образовательные ресурсы могут использоваться при дистанционном образовании, дающем возможность ученику и его родителям знакомиться с лекционным материалом, выполнять тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении, болеющих или находящихся в отъезде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики

Презентация педагогического проекта...

Использование ИКТ на уроках математики с целью мотивации учащихся и повышения качества знаний.

В классе есть только один компьютер и проектор.Как сделать урок интересным? Как сэкономить время на уроке для решения более сложных заданий и своё личное время при подготовке к уроку? Делюсь опытом....

О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики

В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...

Использование ИКТ на уроках математики

Мое выступление на  педагогических чтениях районного уровня....

Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"

В работе представлена программа самообразования на три года....

Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1

Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...