решения целых рациональных уравнений
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
I. Организационный момент
1. Сообщение темы урока и его целей.
- Обобщить и углубить сведения об уравнениях;
- закрепить умения и навыки решения целых рациональных уравнений; систематизировать материал по данной теме;
- Способствовать развитию навыков решения дробно-рациональных уравнений;
- побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оценочный лист
Фамилия, имя___________________________
Домашнее задание | Сделай выбор | Эстафета | Графический диктант | Самостоятельная работа | Всего баллов | Средний балл |
2. Домашнее задание.
На перемене детям раздаются тетради. В оценочный лист они выставляют оценку, полученную за выполнение домашней работы.
II. Актуализация ранее полученных знаний
Устный опрос:
1. Что называется целым рациональным уравнением с одной переменной?
Ответ: Целым рациональным уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая части которого – целые выражения.
2. Что называется корнем уравнения?
Ответ: Корнем уравнения называется значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.
3. Что значит решить уравнение?
Ответ: Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать что их нет.
4. Какие уравнения называются равносильными (эквивалентными)?
Ответ: Два уравнения называются равносильными, если все корни уравнения первого являются корнями второго и наоборот, все корни второго уравнения являются корнями первого.
5. Какие тождественные преобразования приводят к равносильным уравнениям?
Ответ: Если:
- Члены уравнения можно переносить из одной части уравнения в другую с противоположным знаком;
- обе части уравнения можно умножить или разделить на любое отличное от нуля число;
6. Какое уравнение называют дробно-рациональным?
Ответ: Рациональное уравнение, в котором левая или правая части являются дробными выражениями, называются дробно-рациональными уравнениями.
4. Сделай выбор: определить вид уравнения (целое рациональное или дробное рациональное).
5. Игра «Эстафета». (решение уравнений у доски)
6. Графический диктант.
Ребята, вы знаете, что один из способов решения уравнений – графический. И, чтобы воспользоваться им, необходимо знать, что представляет собой график той или иной функции. На слайдах представлены графики функций, а ваша задача записать общую формулу, которой задаётся функция. На слайдах представлены графики функций: y = kx + b (при k > 0, k < 0), y = kx (k > 0, k < 0), y = k/x (k > 0, k < 0), y = x2, y = x3, y = √ kх, (k > 0, k < 0), , y = │х│).
После выполнения дети обмениваются тетрадями и проверяют работы друг у друга. При этом правильные ответы проектируются на экран.
За пять верных ответов – оценка «5»; за четыре – оценка «4»: за три – «3»; за два и менее правильных ответов – оценка «2».
7. Релаксация.
(На экран проектируется картина золотой осени. Звучит лёгкая музыка.). Учитель предлагает детям немного отдохнуть и произносит следующее: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по осеннему парку. Поднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох; опустите руки, медленно делайте выдох. Вокруг стоят деревья с золотыми и багряными листьями. Сквозь кроны деревьев пробиваются лучи солнца. Воздух прозрачен и чист.
Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох. Ещё раз вдох и выдох… Раз, два, три… Закончили».
8. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа выполняется по карточкам. После выполнения, ответ проектируются на экран и учащиеся сами выставляют себе оценки.
9.Подведение итогов урока.
Учитель предлагает детям подсчитать общее количество баллов, выставленных в оценочном листе, и найти средний балл. Это и будет оценка за урок (при получении дробного числа, его округлить).
Даётся домашнее задание: (индивидуальное)
Молодцы, ребята! Спасибо за урок.
Эстафета: (решение уравнений у доски)
1. Решите уравнение:
Решение:
; х2+2х-7х+14-8 = 0, О.Д.З. (х-2)(х+2)≠0
х2-5х+6=0; D=b2-4ac=25-24 =1, х1= , х2=,
Проверка: (3-2)(3+2) ≠ 0, (2-2)(2+2) = 0 → х2 = 2 – не удовлетворяет О.Д.З.
Ответ: х = 3
2. Решите уравнение:
; О.Д.З. 3-х ≠0
3х – 9 – 3х+х2 = 0, х2 - 9 = 0, х2 = 9,
х1=3, х2 = - 3;
Проверка: 3-х=3-3=0 не удовлетворяет О.Д.З., 3-х = 3-(-3) ≠0
Ответ: х=-3
3. Решите уравнение:
;
4. Решите уравнение:
Самостоятельная работа.
Решите уравнение:
х4-7х2+12=0;
х2=у; у2-7у+12=0 D=49-48=1 х1=
х2=4 или х2=3
х1=2, х2=-2 х1=√3, х2=-√3
Ответ: х1=2, х2=-2, х3=√3, х4=-√3
Домашняя работа:
Решите уравнение:
а)
б)
х3+2х2-4х-8=0
(х3+2х2)-(4х+8)=0
х2(х+2)-2(х+2)
(х2-2)(х+2)=0
(х2-2)=0 или (х+2)=0
х1=√2, х2=-√2 х=-2
Ответ: х1=√2, х2=-√2, х3=-2
Алгоритм решения дробно-рационального уравнения:
1. найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2. умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
3. решить получившееся целое уравнение;
4. исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...
Решение дробных рациональных уравнений
Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...
Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.
Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....
Способы решения систем рациональных уравнениий
В данном документе представлены способы решения рациональных уравнений. Подобран теоретический, практический метериал. Материал оформлен в форме буклетов....
Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...
решения целых рациональных уравнений
урок закрепление...
Открытый урок “Методы решения целых рациональных уравнений»
Урок повторения и систематизации знаний (10 класс, математический) . Форма урока: турнир...