«Умножение десятичных дробей».
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок открытия новых знаний. Тема урока: Умножение десятичных дробей.Применяемая технологиятехнология проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей».

Класс:    5

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема урока: Умножение десятичных дробей.

Цели урока:

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Умножение десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: умножение десятичных дробей. Подвести учащихся к пониманию правила умножения десятичных дробей; учить выполнять умножение десятичных дробей

Задачи урока:

образовательные:

- ввести новые знания о правиле умножения десятичных дробей;

- выработать алгоритм умножения десятичных дробей;

- овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;

развивающие:

- развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;

- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

воспитательные:

-  развитие коммуникативных умений  обучающихся через организацию групповой  и фронтальной работы на уроке.  

Перечень универсальных учебных действий:

- личностные ,

- коммуникативные,

- познавательные (общеучебные и логические),

 -регулятивные.

Планируемые результаты:

предметные:

- уметь в реальной ситуации использовать произведение десятичных дробей;

- уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;

- применение знаний в различных ситуациях.

метапредметные

- понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;

- контролировать свои действия в процессе выполнения;

- обнаруживать и исправлять ошибки;

-  оценивать свои достижения;

- развивать внимание, логическое мышление.

личностные

- формировать учебную мотивацию;  

- уметь проводить самооценку;

- понимать необходимость приобретения новых знаний;

- уметь аргументировать свою точку зрения.

Применяемая технология:

технология проблемного обучения.

Формы организации работы:

- коллективная (фронтальная),

- групповая,

- индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.

Дидактическое обеспечение урока:              

- компьютерная презентация,

- карточки с тестовыми заданиями,

- бланк ответов к тестам

Список учебной и дополнительной литературы:

  1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
  2. С.С.Минаева, 30 тестов по математике. (Ко всем учебникам по математике за 5-7 классы), М. «Экзамен», 2011г.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
  4. И.Л.Гусева,С.А.Пушкин,Н.В.Рыбакова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика 5 класс, М: «Интеллект-Центр», 2013

Этапы урока

Целевая установка

Действия учителя

Действия учеников

Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались)

1.Мотивация к учебной деятельности.

-настроить учащихся на активную работу на уроке;

- включить учащихся в учебную деятельность;

- создать положительный эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазами пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

Все  ученики встают.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Включение

учащихся в учебную деятельность.

Ценностно- смысловая;

Личностная.

2.Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.

- На слайде  представлена таблица

- Угадайте секрет составления таблицы.

- Заполните таблицу.

Вопросы:

  1. Как называются компоненты при умножении?
  2. Как найти неизвестный множитель?
  3. Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?
  4. Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?
  5. В чем возникли сомнения?

-Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.

2,2

8,3

0,9

4,23

7,5

15

3

4

1,5

6

1,8

2,2

3

6,6

12,3

-Первая строчка – 1множитель, вторая строчка – 2 множитель, третья строчка – произведение.

После решения всеми учащимися вписываются ответы в заготовленную в презентации аналогичную таблицу.

-Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило.

-При умножении десятичных дробей.

Осознание потребности к построению нового способа действий.

Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;

3. Выявление места и причины затруднения.

организация коммуникации, в ходе которой  

- фиксируется затруднение;

-согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

-В чем причина затруднения?

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой?

-Умножить десятичные дроби.

-Нет.

-Не известен алгоритм  умножения

десятичных дробей

-Научиться  умножать десятичные дроби.

-Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей.

Принятие цели и задачи урока.

Ценностно-смысловая;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- найти алгоритм выхода из затруднения.

 -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: Найдите площадь пола в кабинете  математики.

 - Подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать площадь пола.

-Ребята предлагают свои способы.

-Измерить длину, ширину пола; вычислить  ее площадь по формуле площади прямоугольника.

Принятие плана выхода из затруднения.

Коммуникативная  (создание алгоритма действия)

5. Реализация построенного проекта.

- найти алгоритм умножения десятичных дробей.

-Вычислим площадь пола.

Ребята! Я предлагаю встать из-за парт и выполнить необходимые измерения. Результаты измерений округляйте до десятых.

- Запишем на доске полученные данные: а=5,2 м, в=4,8м

-Вычислим площадь пола. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

- Каков наш следующий шаг?

- Обучающиеся проводят необходимые измерения, работая в группах.

-Перевести метры в дециметры

5,2м = 52дм; 4,8м = 48дм.

52дм *48дм = 2496дм2 = 24,96м2

-Формулируют алгоритм.

-Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

-Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.

-Да.

-Научиться применять данный алгоритм при умножении десятичных дробей

Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей.

Коммуникативная

Физкультминутка

Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд

- Предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть. У нас – физкультминутка.

Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд.

Дети проводят физкультминутку.

(Ученики повторяют движения за дежурным одноклассником)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

Коммуникативная

Личностная

Снятие усталости, утомления.

6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

-коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

Задание на слайде:

-Произведение чисел 126 и 22 равно 2772. Используя этот результат, соедините каждое произведение десятичных дробей с соответствующим числом:

1,26 *2,2                  27,72

1,26 *0,22                0,02772

12,6  *2,2                 2,772

0,126 *0,22              0,2772

- Выполните действия:  а) 4,24  .  3, 6;

б)  6,5  . 0,39;  в)  5, 027 . 23, 27.

Обучающиеся применяют правило.

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей;

Коммуникативная;

учебно – познавательная

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.

-Ребята. Вы уверены, что научились умножать десятичные дроби?

-Приступаем к выполнению тестовых заданий

Каждый ученик получает текст теста (Приложение 1) и бланк ответов (Приложение 2)

- Нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу в форме теста, заполняют банк ответов.

Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование по алгоритму);

регулятивная.

8.Включение в систему знаний и повторение.

- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.

- Выполните № 1403(а, б) из учебника в парах постоянного состава.

- Каким способом вы решали?

- Какое свойство умножения для этого применяли?

- Решить № 1400 самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание.

-Удобным.

- Переместительное.

Учащиеся выполняют задание.

Учебно – познавательная ;

исследовательская;

Регулятивная;

Личностная;

Коммуникативная

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению

домашнего

задания.

- Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – г); 1433

Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание

Коммуникативная;

Личностная.

9.Рефлексия учебной деятельности.

- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли её достичь?

- Игра «Микрофон»

Предлагаю закончить предложения на выбор:
• сегодня я узнал…
• было интересно…
• было трудно…
• теперь я могу…
• я научился…
• я смог…
• я попробую…

Вы хорошо сегодня  поработали. Спасибо за урок!

Ученики отвечают фронтально.

-Научиться умножать десятичные дроби.

-Да.

-Ответы учащихся.(заканчивают предложения , анализируя собственную деятельность на уроке)

Коммуникативная;

Личностная.

Приложение 1

Вариант 1.

А1. Вычислите: 0,54 ∙ 0,03.

1) 0,162; 2) 0,00162; 3) 1,62; 4) 0,0162.

А2. Известно, что 64 ∙ 39 = 2496. Используя этот результат, найдите

0,039 ∙ 6,4

1) 2,496; 2) 0,02496; 3) 0,2496; 4) 24,96.

А3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6,4 см и 1,35 см.

1) 8,64 см2 ; 2) 7,54 см2; ;3) 15,5 см2 ; 4) 86,4 см2

А4. Найдите корень уравненияx ÷ 0/04=2,4

1)2,44; 2)0.096; 3)0,96; 4)свой ответ____

Вариант 2.

А1. Вычислите: 0,064 ∙ 0,4.

1) 2,56; 2) 0,0256; 3) 0,256; 4) 0,00256.

А2. Известно, что 57 ∙ 46 = 2622. Используя этот результат, найдите

0,57 ∙ 0,046.

  1. 0,2622; 2) 0,02622; 3) 26,22; 4) 2,622.

А3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3,8 см и 2,25 см.

  1. 85,5 см2; 2) 12,1 см2; 3) 8,45 см2; 4) 8,55 см2

А4. Найдите корень уравнения  x ÷ 0/03=2,4

1)7,2; 2)0.072; 3)0,72; 4)свой ответ____

Приложение 2

БЛАНК ОТВЕТОВ

Фамилия___________________

Имя______________

Класс__________________

Количество  баллов_________

                                     Дата___________

№ задания

№ 1

№2

№3

№4

Ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

"Десятичные дроби.Умножение десятичных дробей"

Урок математики в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей",урок открытия новых знаний,соответствует требованиям ФГОС....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация по ФГОС

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация  урок открытия новых знаний...

Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Презентация на тему Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число. Задания для закрепления материала (5 класс)...