Статья "Проблемное и игровое обучение на уроках математики".
статья по алгебре (9 класс) на тему
В материале отображены разные формы обучения. Подробнее остановилась на кейс- методе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudina_n.i._statya_problemnoe_i_igrovoe_obuchenie.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемное и игровое обучение на уроках математики.
Современное образование предполагает применение в образовательном процессе индивидуального подхода, использование таких образовательных технологий и программ, которые развивают у каждого ребёнка интерес к процессу обучения. Решение этих задач требует обеспечения компетентностного подхода в обучении, взаимосвязи теоретических знаний и практических умений.
Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании
межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебный процесс. При этом важное значение имеют типы уроков. Большие возможности для активизации познавательного интереса учащихся имеют уроки обобщения и систематизации знаний, интегрированные уроки, нетрадиционные уроки (уроки-соревнования, уроки-путешествия, деловые игры и др.)
Одним из средств реализации являются прикладные задачи, содержание которых раскрывает возможности математики в различных областях знаний, сфер призводства, быта и др. Необходимо использовать достоверные числовые данные; условия, моделирующие ту или иную ситуацию окружающей действительности.
Каждого учителя волнует вопрос, - как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися? В этом и приходит на помощь проблемное и игровое обучение. Игровые технологии позволяют вовлечь учащихся в процесс урока, способствуют проявлению творческих способностей. На уроках-деловых играх ребята расширяют собственный кругозор, оказываясь в ситуации, моделирующей реальную деятельность, где можно применить полученные знания.
Принцип связи теории и практики, сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона предполагает создание атмосферы сотрудничества между учителем и учащимися, стимулирование интереса учащихся и их активности, применения теоретических знаний для решения практических задач.
Реализация зависит от выбора методов и типов обучения. Следует учесть задачи изучения конкретного материала, уровня обученности учащихся, их способностей.
Существует много видов педагогических технологий. Опишу те из них, элементы которых использую на своих уроках.
Имитационная технология (или технология «активного обучения») предполагает создание в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Среди методов данной технологии есть игровые и неигровые методы. К неигровым методам относится анализ и решение конкретной ситуации. Данные методы обеспечивают деятельностный характер обучения, групповые формы работы, самообучение.
Приобрёл популярность метод конкретных учебных ситуаций –«кейс-метод». Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определённых знаний, умений, навыков. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей. Этот метод предполагает значительную долю самостоятельной работы учащихся, взаимодействие между участниками учебного процесса, развивает гибкость мышления, коммуникативные способности учащихся.
Работа с кейсом на уроке организуется по следующему принципу: 1)знакомство с ситуацией; 2) анализ и обсуждение решения в мини-группах;3) общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального; 4)обобщающее выступление учителя.
Создание кейса по какой-либо теме требует определённых условий:
- Кейс должен соответствовать реальности, описывать факты, имеющие возможность быть;
- Он не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, и время работы с кейсом ограничено уроком;
- Необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму;
- Кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.
Информацию, необходимую для создания кейсов, можно почёрпнуть из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа.
В данной форме обучения индивидуальная работа совмещается с групповой. Учитель выступает в роли консультанта по решению проблемы. Кейс- метод близок к игровым методам и проблемному обучению, его применяют при повторении или обобщении изученного материала. Этот метод можно использовать и во внеурочной деятельности.
Приведу пример. Кейс «Цена привычки». Тема: Арифметическая прогрессия.
-Мам, я ухожу! – сказал громко Миша Коршунов.
-Сейчас, сейчас, - отозвалась Наталья Ивановна Коршунова, мама Мити. Она вышла из кухни с кошельком и достала оттуда 20 рублей.
-Это тебе на обед. Конфеты и мороженое не покупай. Поешь обязательно, не ходи весь день голодным. Иначе заработаешь гастрит.
-Хорошо, хорошо, - сказал быстро Митя, засовывая две бумажки в задний карман брюк.
На большой перемене все ребята пошли в столовую, но Митя остался в классе. Он уже давно не тратил деньги, которые давала ему каждое утро мама на обед. Он покупал на них сигареты. Впервые он попробовал их осенью, когда второгодник Сидоров перед началом уроков окликнул его и предложил закурить. Митя и так был самым маленьким по росту в классе и побоялся отказаться. Сидоров был хорошо известен как большой хулиган и забияка. Мите пришлось проявить слабоволие и согласиться. Но потом отказаться самому сделалось невозможным. Курение стало его привычкой. Правда, чтобы купить пачку сигарет, ему приходилось 2 дня подряд не завтракать, так как цена пачки составляла 32 рубля. Сначала Митя выкуривал по 3 сигареты в день, затем он стал курить всё больше и больше. Количество выкуриваемых сигарет стало увеличиваться каждые две недели на 2 штуки в день.
Как-то в конце года на уроке биологии учитель озвучил следующую информацию: «Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то его жизнь сокращается по сравнению с некурящими на 4,5 года, от 10 до 15 сигарет - на 5,5 лет. Человек, выкуривающий 20 сигарет в день, получает такую же дозу радиации, как 200 рентгеновских снимков». Митя тяжело вздохнул.
Учебный год подходил к завершению. Митя так и остался самым маленьким в классе. Он закончил год с трудом, еле-еле получив по всем предметам удовлетворительные оценки.
Вопросы:
- Как может помочь математика в определении последствий поступков Мити?
- Определите, сколько сигарет в день выкуривал Митя в конце учебного года? За весь учебный год? Чем ему это грозит?
- Оцените его привычку с экономической точки зрения. Какую сумму он потратил за год? Как можно было распорядиться этой суммой?
- Подумайте, что вы можете предложить Мите для выхода из данной ситуации.
Игровые методы включают в себя познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры. В дидактических играх изучаемый учебный материал включается в необычный игровой контекст. Это элементы занимательности, задачи-шутки, конкурсы знатоков, «Поле чудес», игры-путешествия, составление сказок и т.д. Игровые методы характеризуются эмоциональной включенностью учащихся в процесс игры, определением и принятием игровых ролей, правил игры.
Активные методы обучения на уроках способствуют запоминанию материала, развитию мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности.
Игровые формы я применяю на занятиях математического кружка «Мы пока не Архимеды» для шестиклассников. Дети этого возраста очень любят играть и соревноваться. Уже после первых занятий кружка я заметила у слабых деток повышение интереса к предмету. Важно показать детям, что математика – интересный и увлекательный предмет. Возможностей для этого много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...
Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ
quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...
Игровые технологии обучения на уроках математики для учащихся 5-6 классов»
описание игровых технологий, которые можно применить на уроках математики...
Игровые методы обучения на уроках математики.
Игровые методы обучения на уроках математики.Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, разви...