методическая разработка урока "Деление и дроби" (по ФГОС)
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
урок усвоения нового материала. Методическая разработка. 5 класс. По ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе (по ФГОС)
по теме « Деление и дроби»
учитель математики: Гордеенко Г.А.
2015г
Предмет:Математика
Класс: 5
Автор: УМК Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Тема урока: «Деление и дроби»
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления
Оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер учителя.
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Главная дидактическая цель: сформировать умение записывать результат деления двух натуральных чисел с помощью дробей; развитие математической речи, познавательной активности; воспитание положительного отношения к предмету.
Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
предметные:
отработать умения и навыки решать задачи по данной теме
личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- понимать причины успеха в учебной деятельности;
метапредметные (универсальные учебные действия):
регулятивные
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
- использовать знако-символические средства при оформлении решения задания;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности. | -Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе». Л. Толстой Подскажите мне, какую тему вы изучали на прошлом уроке? Молодцы. Вы умеете складывать и вычитать дроби. А, что мы знаем о понятии дроби? Какие дроби вы знаете? Почему их называют правильные и неправильные? А, вы не забыли, где пишется числитель, а где знаменатель? | Дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные. Правило: правильная дробь – числитель меньше знаменателя; неправильная дробь – числитель больше или равен знаменателю. Числитель над чертой, а знаменатель под чертой. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, выбирать средства достижения цели. |
2. Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Выберем из предложенных дробей дроби, которые равны 1. По какому признаку вы их выбирали? Выберем из предложенных дробей дроби, которые больше 1. По какому признаку вы их выбирали? Выберем из предложенных дробей дроби, которые меньше 1. По какому признаку вы их выбирали? Откройте учебник на стр.209
Стр.210
| . Дроби, у которых числитель равен знаменателю, равны одному и называются неправильными.
Дроби, у которых числитель больше знаменателя, больше одного и называются неправильными. Дроби, у которых числитель меньше знаменателя меньше одного и называются правильными. правильные дроби (меньше 1), в них числитель меньше знаменателя неправильные дроби (больше или равна 1), в них числитель ≥ знаменателя. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
3.Постановка учебной задачи | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого | Для следующего задания мне необходимы три помощника. Задача: Как разделить два банана поровну на троих человек? Давайте подведем итог. Мы 2 делили на 3, а получили дробь . Тема нашего урока: …..? | Разделим банан на три равные части. Дадим каждому по одной части от банана. Каждая часть - это банана, а две такие части - это банана. Значит, каждый получит банана. Деление и дроби. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
4. Открытие «нового» знания | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия Цель: здоровьесбережение, активизация внимания | Запишем дату и тему урока в тетрадь и на доске. Пишем правильно. Деление и дроби. Откройте учебник на странице 162. Прочитайте правило (сведения которые надо запомнить). Давайте запишем правило в тетрадь. Ребята внимательно следим за мной. 2:3=. Обратить внимание на правильную запись дроби. Дробную черту из середины знака равно. Делимое в числитель, делитель в знаменатель. Было частное от деления двух на три, а получили дробь. С помощью дробей можно записать результат деления двух любых натуральных чисел. Запишем пример. 27:3= . Если деление выполняется нацело, то частное является натуральным числом. 3:1==3 . Если же разделить нацело нельзя, то частное является дробным числом. 5:6= ; 9:4=. Мы друг друга слушали устали, а теперь физкультминутка. Физкультминутка “Весёлая переменка”. 1) Помогаем дома (правой рукой заколачиваем гвозди, левой гладим бельё). 2) Отдыхаем (правой рукой гладим по голове от затылка ко лбу, левой гладим живот по часовой стрелке. 3) Танцуем (массажируем мочки ушей, одновременно вращая носком левой и правой ноги). | Дробь получилась при делении 2 на 3 равные части. Поэтому черту дроби можно понимать как знак деления. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Строят логичное рассуждение по заданной памятке в определенной последовательности. Выполняют решение задач. Анализируют, сравнивают, классифицируют, осуществляют выбор, делают выводы | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Личностные: осознавать ответственность за общее дело. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию |
5.Первичное закрепление нового способа действия | Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий | Продолжим работу. Закрепление новой темы. Рассмотрим №1051. Дети цепочкой выполняют задание на доске, проговаривая вслух. Назовите среди этих дробей правильные и неправильные дроби. Вывод: Если дробь правильная то …. Если дробь неправильная то… Значит, в них можно выделить целую часть. Можете сделать в тетрадях. Запишем домашнее задание. П.27, № 1076, 1078(прочитать ту часть пункта, которую мы рассмотрели на уроке) Время осталось, и мы можем решить задачу. №1056. Прочитайте задачу(про себя) вслух. О чём говорится в задаче? 4 м - 7 юбок. Какой вопрос в задаче? Что значит на каждую? Сколько ткани, значит чего? ? м - 1 юбку Как решить задачу? Какой дроби это равно? Запишем в тетрадях и на доске. Пишем пояснение. Ответ: Давайте посмотрим, какая дробь получилась? Поэтому ответ мы оставим в виде…. Следующий номер 1057. Прочитайте задачу(про себя) вслух. О чём говорится в задаче? Какой вопрос в задаче?
Что значит на каждого? Запишем на доске и в тетрадях краткую запись и решение. Рассмотрим следующее задание. При каких значениях Х дробь будет не правильной? | 2:5= 1:6= 15:8= 7:1= 20:4= 77:10=. Т.е частное равно дроби. … частное остается дробным числом. …больше одного, делится на цело можно записать натуральным числом. Из 4 м ткани сшили 7 юбок. Сколько ткани пошло на каждую юбку? Значит на одну. Сколько метров. Значит, нужно метры делить на юбки. Т.е 4:7 4:7=(м)ткани пошло на каждую юбку. м. Правильная Дробного числа Веревку длинной в 7м разрезали на 12 равных частей. Найти длину каждого куска? Одного. 7 м – 12 кусков ? м – 1 кусок 7:12=(м) длина одного куска. Ответ: м. Правильная дробь, дробное число. От 1 до 8. Т.к Х – это знаменатель дроби, и он должен быть меньше или равен 8. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь добывать новые знания |
6 . Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | - Подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? - Чему вы научились? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый
Спасибо ребята за урок. | Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Обобщают знания об изученном материале. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Умножение дробей" 6 класс
Урок является первым в изучении темы «Умножение дробей». Основной целью урока является объяснение правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число и закрепление его при решении примеров...
Методическая разработка: "Деление обыкновенных дробей". Математика 6 класс.
Методическая разработка: "Деление обыкновенных дробей". Математика 6 класс....
Методическая разработка: "Деление обыкновенных дробей". Математика 6 класс. Конспект урока.
Методическая разработка: "Деление обыкновенных дробей". Математика 6 класс. Конспект урока...
Приложение к методической разработке "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Приложение к уроку для 5 класса "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"...
Методическая разработка Тема: «Рациональные дроби и их свойства» предмет алгебра 8 класс практикум
Тема урока: «Рациональные дроби и их свойства»Цель урока:Ø формирование знаний и представлений об рациональных дробяхØ создание условий для самостоятельного добывания новых знаний и способов действий ...
методическая разработка урока "Сравнение дробей с разными знаменателями"
Выравнивание знаний учащихся. Ученики не просто повторяют прошлые уроки, но и активизируют все знания, необходимые для прохождения задания. Выравнивание знаний гарантирует успешное движение всех учащи...
Методическая разработка раздела "Обыкновенные дроби" 5 класс + конспект урока
Методическая разработка по разделу программы "Обыкновенные дроби" 5 класс + подробный конспект урока...