Урок в 5 классе "Степень числа. Квадрат и куб числа"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Самаркина Елена Александровна

Технологическая карта урока "Степень числа. Квадрат и куб числа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе.  (ФГОС)  

Тема урока: Степень числа. Квадрат и куб числа.

Тип урока: изучение и  первичное закрепление  новых знаний и способов действий.

Цель: формировать умение возводить в степень натуральное число.

Формировать УУД:  

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
  • Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
  • Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты:  

            Предметные:

          Научиться: читать и записывать степень; называть компоненты степени; заменять произведение степенью; представлять степень в виде               произведения; объяснять, что называется квадратом и кубом числа;

            Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
  • Коммуникативные:  Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.

Основные понятия: основание, показатель степени, степень , квадрат числа, куб числа.

Оборудование к уроку:

  • Раздаточный материал.
  • Мультимедийная презентация.
  • Ноутбук, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя.

Учебная деятельность учащихся.

 Формирование метапредметных УУД.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

I Организационный этап

Мотивация изучения темы урока

 

 

 

Целеполагание        

Вступительное слово учителя.

  • В IX веке стала известна задача об изобретении шахматной игры. В награду за свое изобретение автор  потребовал от индийского царя пшеницу. Ее должно быть столько, чтобы на первую клетку доски можно положить одно зерно, на вторую – два, на третью- четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось. Сначала индийский царь обрадовался, что дешево отделался, и лишь потом выяснилось, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли в течение десятков лет. А чтобы его получить, то надо засеять пшеницей площадь всей Земли, считая моря, океаны, горы, пустыни.

Решение этой задачи выглядит так: 1+2²+2³+2 +…+2 =

  •  Какое же математическое действие нужно выполнить, чтобы получить такое большое число?

А узнаем мы это после  того, как изучим новую тему.

(Слайд 1)

  • Ребята, тема урока перед вами. Какие понятия  вам знакомы?
  • Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
  • Кроме изучения понятий, что мы еще будем делать?
  • Да, сегодня мы научимся находить значение степени?
  • Откроем тетради, запишем дату и  тему урока.

Слушают учителя.

 Отвечают на вопросы.

Под руководством учителя ставят цели урока.

Изучить  понятие степени; квадрата и куба числа;

Научиться:

  -читать и записывать степень;

-определять основание и показатель степени.

Планируют пути их достижения.

Дети называют знакомые понятия.

 

Дети предлагают варианты ответов.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Выражают свои мысли в устной форме.

II. Повторение. Устный счет

  • Но сначала давайте проведем разминку.
  • Упростите выражения:     ( слайд  2)
  • Используя логическую связь, догадайтесь, какое число пропущено?                   ( слайд 3 )

Учащиеся учатся контролировать свои действия.

Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить  необходимые коррективы по ходу реализации действий.

Учащиеся выполняют задания, проверяют правильность ответов.

Осуществляют контроль

Оценивают одноклассников.

III. Актуализация опорных знаний.

Проблема

  • Давайте вспомним, как записать сумму, в которой все слагаемые равны друг другу.

5+5+5+5=

( слайд 4)   (слайд 5)

  • А сейчас посмотрите на следующие примеры.

             (слайд 6)

5х5х5=

3*3*3*3=

10х10=

4х4х4=

  • Что особенного в каждом из этих примеров?

 Учитель ставит проблему:

  • Подумайте, а произведение одинаковых множителей можно записать короче?

Высказывают свои мнения. Выбирают альтернативные способы решения примеров.

Анализируют условия данной задачи, комментируют исходные и конечные данные.

Учащиеся вспоминают, отвечают.

Дети заменяют сложение умножением.

Ребята рассматривают примеры на слайде.

Находят сходство и различие с предыдущими примерами.

Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Учатся внимательно слушать  товарища, с уважением принимать его точку зрения.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

Работа с новыми понятиями

 

V. Первичное закрепление изученного.

Физминутка

( слайд 7 )

  • Ученые математики всегда стремились выполнить работу быстрее, для этого использовали удобные формы записи.

(слайд 8 )

  • Так  400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей.

Эту запись читают:  «пять в четвёртой степени».

В этой записи ( слайд 9)

 выражение 5  называют степенью,

 число 5 -  основанием степени,

Число 4 – показателем степени.

   (слайд 10)

Откройте учебники и прочитайте  самостоятельно п.16 на  с.98-99 и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Вопросы: (слайд 11 )

-  Что показывает показатель?

(Показатель показывает сколько множителей было в произведении)

-  Что показывает основание?

( Основание показывает какое число умножается )

   (слайд 12)

  • Учитель предлагает назвать основание, показатель степени.

  • Если показатель степени равен 1, то что это значит?
  • А если показатель степени равен 2?

 -  Вторую степень называют квадратом числа.  (слайд 13)

  • А если показатель степени равен 3?

 -  Третью степень называют кубом числа.  (слайд 14)

  • Какой порядок действий в выражении, если в это выражение входят степени чисел?  (слайд 15)
  • Вспомните, о чем мы говорили в начале урока. Задача про изобретателя шахмат.

ФИЗМИНУТКА  (слайд 16)

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё все выше, выше.

  • Сейчас мы потренируемся в чтении степеней:

(слайд 17 )

  • Попрактикуемся на примерах:  (слайд 18)

  • Придумайте по 2 степени и предложите соседу для того, чтобы он степень заменил произведением.
  • Взаимопроверка.
  • Вычислите устно:  (слайд 19)

Учатся основам сомоорганизации своей деятельности.

Дети высказывают свои мнения.

Принимают решение на основе переговоров с учителем.

Учатся оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы по ходу реализации действия.

Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Осуществляют контроль по результату.

 Дети должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы. К выводу, произведение одинаковых множителей записывают короче.

Возвращаются к мотивационной задаче.

Дети называют.

 Ребята рассуждают, предлагают ответы.

 

Читают степень, называя основание и показатель

Учатся внимательно слушать  товарища, с уважением принимать его точку зрения.

Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Выражают свои мысли в устной форме.

VI. Выработка умения применять новые знания, формирование УУД.

Работа по учебнику.

Самостоятельная работа.

А сейчас выполним :  (по очереди )

№653  -  1 столбик

№ 654  -  1 и 2 столбики

№657   -  1 столбик

***Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, выполним небольшую самостоятельную работу.

(На листках)

 

Самостоятельно анализируют пути решения задачи. Выполняют задания в тетради.

Осуществляют взаимоконтроль по результату  действия.

Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Реализует пути достижения целей урока.

Вычисляют значение степени в тетрадях.

Проверяют правильность выполнения.  

Каждый ученик выполняет задание, , затем отдает  тетрадь соседу для проверки.

Выполняют самостоятельно вычисления в тетради, предлагают ответы, проверяют правильность выполнения.

 Объясняют последовательность выполнения действий, находят значение выражения, проверяют правильность выполнения.

Планируют общие способы деятельности. Устанавливают рабочие отношения в группе.

Осуществляют контроль. коррекцию действий партнера.

 Ставят друг другу оценки.

Осуществляют контроль. коррекцию действий партнера.

VII. Рефлексия

  • Повторим все изученные понятия. ( слайд 20)

  • Что означает цифра 3?
  • Что означает цифра 7?
  • Чем можно заменить эту запись?
  • Как читается эта запись?

  • Чему равна первая степень числа?
  • Как иначе называется вторая степень числа?
  • Третья степень числа?

  • Что нового узнали на уроке?  (слайд 21)
  • Что запомнили?
  • Чему научились?
  • Что вызвало затруднения?
  • Оцените свою деятельность на уроке, достигли ли вы поставленной цели.

Учатся адекватно оценивать свои возможности в достижении цели, уровень реализации поставленных задач.

Учащихся учатся оценивать планируемые результаты

Учащиеся  анализируют свою деятельность на уроке.

 

Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.. мотивов действий.

VIII. Информация о домашнем задании.

Учитель предлагает домашнее задание.   (слайд 22)

 п.16. №667, №668 (учебник Н.Я. Виленкин).

 Учитель выставляет оценки. Благодарит за помощь в проведении урока

Ребята записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Степнь числа. Квадрат и куб числа"

Данный урок представлен  в соответствии с требованими федерельного государственного образовательного стандарта.План урока представлен по новой форме, в виде таблицы, в которой прописано, как на у...

Урок по теме: Степень числа. Квадрат и куб числа.

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы: Что такое степень числа. Квадрат и куб числа? Затем потренируем...

Урок по теме: Степень числа. Квадрат и куб числа.

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы: Что такое степень числа. Квадрат и куб числа? Затем потренируем мозги...

Урок по теме: Степень числа. Квадрат и куб числа.

Настрой на урок: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы: Что такое степень числа. Квадрат и куб числа? Затем ...

Урок: «Степень числа. Квадрат и куб числа»

Урок: «Площадь.Площадь прямоугольника, треугольника, квадрата»ЦЕЛИ УРОКА:Создать условия для получения  теоретических сведений по теме, и учится применять их на практике.ЗАДАЧИ:Получение теоретич...

Презентация к уроку: "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Презентация к уроку:"Степень. Квадрат и куб числа"...