Комбинаторные задачи
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Урок математики в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 5 кл с требованиями ФГОС "Комбинаторные задачи" | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ
«Комбинаторные задачи»
Тема урока | Комбинаторные задачи |
- Цель урока: формировать представление о всевозможных комбинациях, о комбинаторных задачах, познакомить учащихся со способами решения комбинаторных задач, рассматривая дерево возможных вариантов, таблицу вариантов ,правило произведения и графы.
3. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации решать комбинаторные задачи, выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
4.Тип урока: Комбинированный.
5.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
6.Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, CD-диск с презентацией к уроку, раздаточный материал (разноцветные полоски, )
7.Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Речь учителя. Задания для учащихся. | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личност- ные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов деятельности. | (слайд 1). Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мне хотелось бы начать со слов Владимира Мономаха “Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…” А знаете ли вы, кто такой Владимир Мономах? Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – полководец и государственный деятель Древней Руси, писатель, мыслитель. (слайд 2)В некоторых русских народных сказках добрый молодец оказавшись на распутье, читает на камне: «вперед поедешь- голову сложишь, направо поедешь- коня потеряешь, налево поедешь- меча лишишься». С какой проблемой сталкивается богатырь? А в нашей жизни встречаются похожие проблемы? Встречаются ли в математике задачи с похожей проблемой? Задачи, содержащие вопросы типа: “Сколькими способами?”, “Сколько всего существует вариантов, комбинаций” , называются комбинаторными. Раздел математики, занимающийся комбинаторными задачами, называется комбинаторика. Комбинаторные задачи – это задачи, требующие осуществления перебора всех возможных вариантов или подсчета их числа. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? Запишите тему урока. (Слайд 3) | Слушают учителя, Определяют тему урока и намечают шаги учебной деятельности. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление причин затруднения. | Учащимся раздает цветные полоски (белая, синяя, красная). Организует фиксирование индивидуального затруднения. Объясняет значения цветов флага России. | А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем решить комбинаторную задачу. Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде 3-х горизонтальных полос одинаковых по ширине и цвету: синий, красный и белый. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой отличный от других флаг? Попробуйте составить из полосок эти флаги. Есть ли среди них вам известный флаг? (слайд 4) А что же означают цвета на Российском флаге? Белый- мир, чистота, совершенство,синий- веру и верность, красный- силу, энергию. А знаете ли вы, какие государства имеют флаги с теми же цветами?(слайд 5) Россия, Сербия, Нидерланды | Слушают учителя. Участвуют в работе по выходу из проблемной ситуации, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний | Уметь проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Учебное сотрудни-чество со сверстниками и учителем |
3 | Построение проекта выхода из затруднения | Вместе с учениками определяет цель урока- научиться более рациональным способам решения задачи. Составляют совместный план действий. Знакомит учащихся с способами решения задачи. Слайды 3-4 Комментирует, направляет работу учащихся. | Метод поребора всех вариантов без какого- либо правила- не самый рациональный. Как вы думаете, в математике есть другие способы решения подобных задач? Какую же цель мы поставим сегодня на уроке? (слайд 6)Есть несколько способов решения комбинаторных задач. Сейчас мы их рассмотрим. Существует общий подход к решению самых разных комбинаторных задач с помощью составления таблицы вариантов. (слайд 7). Во многих случаях оказывается полезным еще один прием – построение картинки- схемы перебора вариантов. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда название – дерево возможных вариантов. При правильном построении дерева ни один из возможных вариантов решения не будет потерян. (слайд 8) Но способ перебора возможных вариантов далеко не всегда применим, ведь количество комбинаций может исчисляться миллионами. Здесь на помощь приходят несколько замечательных комбинаторных правил, которые позволяют подсчитать количество комбинаций без их прямого перечисления. Мы с вами рассмотрим одно из таких правил – правило умножения. (слайд 9) Есть еще один способ решения (слайд 10) комбинаторных задач – с помощью графов. Задача. Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий? Для начала необходимо выяснить с учащимися, как можно обозначить каждого человека (быстрее и удобнее изображать людей точками, которые располагаются примерно по кругу, чтобы записи были понятными и наглядными). Рукопожатия удобно обозначить черточками. Сначала составить рукопожатия одного человека (точку соединить со всеми остальными), потом перейти к другому человеку. Проведенные линии помогут увидеть, с кем он уже поздоровался, а с кем нет. Составить недостающие рукопожатия. Так действовали до тех пор, пока все не поздоровались друг с другом. Сосчитать количество черточек. | Учащиеся определяют цель урока. Слушают, отвечают на вопросы учителя и решают задачу методом составления таблицы вариантов Слушают, составляют дерево вариантов Решают задачу по правилу произведения Решают задачу с помощью графов | Структурирование знаний. | Уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. | Умение слушать и вступать в диалог Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Проявление терпения и аккуратности при поиске решения
|
4 | Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | (слайд 11) Вижу, что вы немного устали, так давайте немного разомнемся.
. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу | Планирование своей деятельности | Умение слушать | Осознание ценности здоровья | |
5 | Реализация построенного проекта и первичное закрепление. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, фиксирование нового знания в речи и знаках. Учитель в процессе работы учащихся – консультант. Выслушивает ответы , задает наводящие вопросы. Хвалит детей. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу | А теперь посмотрим, как вы усвоили тему. (Слайды 12-21)
Работа в паре
Самостоятельная работа
| Решение с комментированием.Под руководством учителя фиксируют новое знание в речи и знаках. 3 • 3 = 9 способами, т.е. получится 9 чисел. 14,17,41,47,71,74. 4 • 3 • 2 • 1= 24 (варианта) 4 • 2 = 8 (маршрутов) КЧ, КЗ, КС, ЧЗ, ЧС, ЗС 3 • 4 • 2 = 24 (варианта костюма.) 11 • 10 = 110 (способами.) | Уметь добывать новые знания, использовать знаково- символические средства для решения задач | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Уметь работать в группе, формулировать свои мысли, слушать и понимать других. | Проявление доброжелательности в дискуссии. Проявление доверия к собеседнику |
6 | Рефлексия учебной деятельности | Подводит итоги работы. Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку. Вносит корректировку в ответы учащихся Задает домашнее задание. | Вот и подходит к концу наш урок. (слайд 22) Ребята, вы сегодня сделали шаг в большой раздел математики- «элементы статистики и теория вероятностей».Комбинаторика- это начало этого раздела. В заданиях ГИА и ЕГЭ встречаются задачи из этого раздела. А в ВУЗах этот раздел математики изучается отдельным предметом. Вот почему важно уметь решать подобные задачи. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему? Ученикам предлагается ответить на 3 блиц - вопроса: (слайд 24)
Домашнее задание:
| Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, что получилось. Осуществляют самооценку. Самостоятельно выполняют домашнее задание | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Выделение и осознание изученного | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Ориентация в межличностных отношениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Комбинаторные задачи"
Урок алгебры в 8 классе...
Презентация "Комбинаторные задачи", 9 класс
Презентация к заключительному уроку по теме "Комбинаторные задачи" в 9 классе. Имеется удобная таблица для различия задач на размещения, сочетания и перестановки и интерактивный тест....
Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности
Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...
Комбинаторные задачи
Предмет: алгебра и начала анализаКласс: 11Учебник: Алгебра и начала анализа. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. Учреждений / Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. ...
Решение комбинаторных задач
Данная презентация содержит задачи на применение знаний по теории вероятности. Будет полезна для работы с учащимися 9 классов....
Разработка урока по теме: "Правило умножения для комбинаторных задач"
Презентация урока, подготовка к контрольной работе....
Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"
Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...