Игровые формы занятий во внеклассной работе по математике
методическая разработка ( класс) на тему
Игра как форма внеклассной работы по математике предполагает командные, групповые или индивидуальные соревнования учащихся по решению математических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_formy_zanyatiy_vo_vneklassnoy_rabote_po_matematike.docx | 111.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые формы занятий во внеклассной работе по математике
Игра как форма внеклассной работы по математике предполагает командные, групповые или индивидуальные соревнования учащихся по решению математических задач.
Признаки, характеризующие игру:
- наличие объекта игры;
- наличие правил общения в условиях соревнований;
-наличие общей цели игрового коллектива;
- динамизм ситуации;
- ограниченность игрового времени и его распределение по этапам игры;
- объективность оценки результатов;
- четкая система организации, планирования и стимулирование игры;
- занимательная формулировка заданий, задач.
Основные характеристики игры:
а) цели: образовательные, развивающие, воспитательные, игровые;
б) объект: сюжет, тема программного материала;
в) роли: количество игроков, жюри, болельщики и т.п.;
г) правила: подробные инструкции для выполнения каждой роли, последовательность действий игроков;
д) реквизит;
е) время;
ж) система оценки результатов;
з) ход игры.
“А ну-ка математики!»”
Внеклассные мероприятия по математике.7 класс.
Цели:
- Обучающие - контроль и оценка знаний, умений и навыков по теме уравнения с одним неизвестным, решение систем уравнений, умножение многочлена на многочлен, приведение подобных членов, решение геометрической задачи.
- Развивающие – развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, математическую речь, смекалку, умение самооценивать и анализировать свои ошибки;
- Воспитательные – воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг к другу.
- Игровые - набрать наибольшее количество очков
- Объект – игра проводится в конце учебного года, после прохождения всех тем.
Роли: Две команды по 6 игроков, один капитан. Жюри 3 человека, болельщики, ведущие 2 человека.
Правила игры: организационный момент, приветствие команд.
1конкурс «Разминка»: задается по 5 вопросов обеим командам. Команды отвечают по очереди. Если команда не знает ответа на вопрос, то он снимается, другая команда не имеет право на него отвечать. За правильный ответ команде приписывается по 2 балла. Жюри подсчитывает количество правильных ответов и подводит итоги первого конкурса.
2конкурс «Алгебраический тренажер»: каждая команда получает 2 листа, один с заданиями другой для оформления решения. Время на решение заданий 7 минут. По одному баллу за правильный ответ. После участники сдают оба листочка. Жюри проверяет правильность решения и оформления заданий, после этого подводят итоги первого конкурса.
3 конкурс «Художники-математики»: Каждой команде раздается по листу бумаги, на котором им нужно нарисовать человечка из цифр и презентовать его. В рисунке должно содержать не более 30 цифр. Каждая цифра может использоваться не более 3 раз. Время для рисования 5 минут, если команда вовремя нее успевает справиться с задание то останавливается на том месте где закончила. Ставится 5 баллов за рисунок и 3 дополнительных балла за лучшую историю про человечка.
4 конкурс «Конкурс капитанов»: Это конкурс капитанов, требуется решить пример, на решение отводится 3 минуты. Кто быстрее и правильно решит ставиться 5 баллов. В это время команда отвечает на вопросы, каждый правильный ответ приносит команде по 2 балла. На вопрос первым отвечает та команда, участник которой быстрее поднимет руку. Если одна команда неправильно отвечает на вопрос, то право ответить передается другой команде. За выкрикивание с команды снимается два балла. Жюри следят за выполнение правил конкурса, подсчитывают количество правильных ответов и подводит итоги.
5 конкурс «Я-первый!»: Команде дается листочек заданием, на котором написана геометрическая задача. Задание надо решить не только правильно, но и быстрее другой команды, тогда команде ставится 5 баллов. Команда которая решит медленнее, за правильное выполнение ставится 2 балла. Жюри проверяет работы и подводи итоги конкурса.
Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы набранные командами на протяжении всей игры и называет команду которая победила в игре. Побеждает та команда которая набрала большее количество очков.
Реквизит: Доска, проектор, плакат для написания результатов (Приложение 1), три бланка для жюри (Приложение 2), карточки с заданиями для команд.
Время: 45 минут
Ход игры
Организационный момент. Приветствие.
Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас не совсем обычное занятие, а занятие–конкурс “А ну-ка, математики!”
Вопросы из области математики, которые вы услышите и на которые попытаетесь правильно ответить, очень разнообразны по степени серьезности и глубины. Встретятся и вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости. Итак, мы начинаем!
На сцену приглашаются команд. Представление команд.
Разминка.
Командам задается по 5 вопросов, за каждый правильный ответ они получают по 1 баллу. На вопросы отвечают по очереди. Если команда не отвечает на вопрос то право ответить передается другой команде и за правильный ответ они получают дополнительные баллы.
1.Хозяйка несла корзину с яйцами, а дно упало. Сколько осталось яиц? (ни одного) | 1.Петух, стоя на одной ноге, весит 2 килограмма. Сколько он будет весит тоя на двух ногах? (2 кг) |
2.Найти два таких числа произведение которых 24 и частное 24? (21 и 1) | 2.Идут по дороге 3 мальчика и нашли 6 рублей. За ними идут еще 4 мальчика, сколько найдут они? (0 рублей) |
3.Продолжите высказывание: «Математику уже затем учить надо, что …..» («…она ум в порядок приводит») | 3.Продолжить высказывание: «Математика-……….» («…царица всех наук») |
4.На грядки сидели 5 воробьев. К ним прилетели еще 3 воробья. Кот Барсик подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели) | 4.Пассажир автобуса ехал в село. По дороге он встретил 7 грузовиков и 9 легковых машин. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина-автобус, остальные ехали из села) |
5.Портной имеет кусок ткани в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечению скольких дней он отрежет последний кусок? (по истечению 7 дней, а не 8) | 5.Разделить 5 яблок между 5-ю лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине? (один возьмет яблоко с корзиной) |
Подведение итогов испытания.
Алгебраический тренажер
Выдается бланк с заданиями и листочки для решения. За каждое правильное решенное задание команде приписывают 2 балла.
1команда 2команда
Решить уравнение: 8у-9-(4у-5)=12у-(4+5у) (0) | Решить уравнение: 4+8у+8=2у-(10+7у)+9 (-1) |
Найти значение: 12∙102-53∙10 (-50) | Найти значение: 92∙2+200∙0,12 (164) |
Упростить выражение: (3х-2у)(9х2+6ху+4у2) (27х3-8у3) | Упростить выражение: (3х+2у)(9х2-6ху+4у2) (27х3+8у3) |
Решить систему уравнений: -=-3 – =-1 (3;4) | Решить систему уравнений: = х-у= (; ) |
Решить уравнение: ∣х-1∣=∣х+3∣ (х1=-1) | Решить уравнение: ∣2х-1∣=∣х-1∣ (х1=0) |
Подведение итогов испытания.
Конкурс художников математиков
Каждой команде раздается по листу бумаги, на котором им нужно нарисовать пирата из цифр и презентовать его. В рисунке должно содержать не более 30 цифр. Каждая цифра может использоваться не боле 3 раз. Время для рисования 5 минут, если команда вовремя нее успевает справиться с задание, то останавливается на том месте где закончила. Ставится 5 баллов за рисунок и 3 дополнительных балла за лучшую историю про человечка.
Подведение итогов.
Конкурс капитанов
Конкур капитанов. Команде, капитан которой быстрее и правильно решит, задание ставится 5 баллов. В это время команда отвечает на теоретические вопросы. За каждый правильный ответ ставится 2 балла. На вопрос первым отвечает та команда, участник которой быстрее поднимет руку, за выкрикивание снимается два балла.
Нужно найти произведение одночленов х и -2у (-у и 2х соответственно) и записать его в третью клетку. Найти произведение последних двух одночленов и результат записать в следующую клетку и т.д. Какой одночлен будет в 8-й клетке?
1.
х | -2у |
(-8192х8у13)
2.
-у | 2х |
(-8192х13у8)
Вопросы к командам:
1. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из одной точки?
А. угол
В.луч
С.прямая
2. Уравнение-это?
А. равенство записанное буквами,
В.выражение записанное буквами,
С.равенство, содержащее неизвестные число, обозначенное буквой.
3. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла?
А. медиана
В. биссектриса
С. Высота
4. Корень уравнения- это?
А. значение неизвестной,
В.Значение неизвестной, при котором это уравнение обращается в верное равенство.
5. Как называются два угла, если стороны одного угла являются продолжением сторон другого?
А. вертикальные
В. накрестлежащие
С. равные
6. Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от одной точки?
А. круг
В. дуга
С. Окружность
7. Решить уравнение-это ?
А. значит найти один корень уравнения,
В. значит найти все его корни,
С. значит найти все его корни или установить, что их нет.
8. Часть прямой, ограниченная двумя точками?
А. интервал
В. луч
С. отрезок
Подведение итогов.
Конкурс «Я-первый!»
Команде дается листочек заданием. За правильное выполнение ставится 5 баллов.
- В равнобедренном треугольнике CDE с основанием СЕ проведена высота СF. Найдите ∠ECF, если ∠D=54∘. (27∘)
- Один из углов прямоугольного треугольника равен 60∘, а сумма гипотенузы и меньшего из катетов равна 26,4см. Найдите гипотенузу треугольника. (17,6см)
Подведение итогов.
Подведение итогов.
Жюри подсчитывает очки и объявляет победителя.
Заключительное слово учителя: Я хочу поблагодарить всех участников за активное участие в игре, за то, что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми.
Желаю вам хорошего настроения и удачи!!!
Приложение 1
Бланк результатов
№ испытания | 1 команда | 2 команда |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
Итог: |
Приложение 2
Бланк жюри
№ испытания | 1 команда | 2 команда |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
Итог: |
Ответы к конкурсу « Алгебраический тренажер»
1 команда:
- 8у-9-(4у-5)=12у-(4+5у)
8у-4у-12у+5у=9-5-4
-7у=0
У=0
- 12∙102-53∙10=12∙100-125∙10=1200-1250=-50
- (3х-2у)(9х2+6ху+4у2)=27х3+18х2у+12ху2-18х2у-12ху-8у3=27х3-8у3
- -=-3 ∙12
– =-1 ∙24
−15у=-36
−21у=-24
х=
20х-21у=-24
х=
=66
х=
у=4
х=3, у=4
Ответ: (3;4)
- ∣х-1∣=∣х+3∣
- + - - + +
Х-1 -3 1 х х+3 -3 1 х
Если х≤-3, то –х+1=-х-3 решения нет
Если -3
-2х=2
х=-1
Если х>1, то х-1=х+3 решения нет
Ответ: х=-1
2 команда:
- 4+8у+8=2у-(10+7у)+9
12+8у=-1-5у
13у=-13
У=-1
- 92∙2+200∙0,12=81∙2+200∙0,01=162+2=164
- (3х+2у)(9х2-6ху+4у2)= 27х3-18х2у+12ху2+18х2у-12ху+8у3=27х3+8у3
- = ∙6
х-у=
3х+3у=2
х=+у
х=+у
6у=
у=, х=
Ответ: (;)
- ∣2х-1∣=∣х-1∣
- - + - - +
2х-1 1/2 1 х х-1 1/2 1 х
Если х≤1/2, то -2х+1=-х+1
-х=0
х=0
Если 1/2
х=0
Если х>1, то 2х-1=х-1
х=0
Ответ: х=0
Примеры рисунков к конкурсу художники математики
Ответы к конкурс «Я-первый!»
- В равнобедренном треугольнике CDE с основанием СЕ проведена высота СF. Найдите ∠ECF, если ∠D=54∘.
Дано: ∆ CDE-равнобедренный, высота СF, ∠D=54∘
Найти: ∠ECF
Решение: ∠C+∠E=180∘-54∘=126∘ D ∠C=126∘/2=63∘ F Рассмотрим ∆ CFD- прямоугольный
По теореме Пифагора: C E
∠С=180∘-(90∘+54∘)=36∘, тогда ∠ ECF=63∘-36∘=27∘
Ответ: ∠ ECF=27∘
- Один из углов прямоугольного треугольника равен 60∘, а сумма гипотенузы и меньшего из катетов равна 26,4см. Найдите гипотенузу треугольника. В
Дано: ∆ АВС- прямоугольный, ∠С=60∘, ∠В=30∘
ВС+АС=26,4см
Найти: гипотенузу А С
Решение: катет лежащий на против угла в 30∘ равен половине гипотенузы, тогда АС=ВС/2. Следовательно ВС+ВС/2=26,4см
3ВС=52,8см
ВС=52,8/3
ВС=17,6см
Ответ: ВС=17,6см.
Литература
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.-М.:Наука,1979.
Написанные известным математиком Игнатьевым, они в доступной, легкой и занимательной форме вводят читателя в область математических знаний, в необъятное «царство смекалки». Книга могет послужить недурным пособием для математического саморазвития, самодеятельности и уяснения весьма важных дисциплин.
По мнения автора книг - для чтения и усвоения их содержания не требуется никакой особой специальной математической подготовки. Это—Арифметика для всех, чувствующих желание и склонность к работе ума. Здесь нет ничего или почти ничего, чего не осилит не только взрослый человек, но любой из юных читателей, знакомый с элементами математики, которые преподаются в начальных и средних школах. Многое, если не все, может служить предметом бесед, развлечения и занятий с детьми. А разгадывание незаслуженно забытых задачек на смекалку, которых здесь подобрано великое множество может быть отличным развлечением в любой компании.
- Карп А.П, Даю уроки математики.-М.:Просвещение,1992
Книга отражает опыт работы школы с углубленным изучением математики.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.-М.:Просвещение,1990
В книге показано использование дидактических игр в процессе обучения и воспитания школьников.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка.-М.:Просвещение,1984
Настоящая книга поможет научиться решать сложные задачи и овладеть новыми приемами и методами рассуждений. Большинство задач, помещенных в книге, имеют занимательный характер, и для их решения необходимы смекалка и сообразительность. Этим они будут интересны и младшим школьникам, и учащимся старших классов, и даже взрослым людям.
- Шуба Н.Ю. Занимательные задания в обучении математике.-М.:Просвещение,1994
В книге изложены приемы составления занимательных заданий и методика их использования на уроках. Автор, учитель математики, заслуженный учитель России, не только описывает разнообразные занимательные методы обучения, но и предлагает более 500 содержательных задач, подобранных в соответствии с программой курса математики 5—9 классов.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.-М.:Просвещение,1990
В книге показано использование дидактических игр в процессе обучения и воспитания школьника. В ней приведено большое число разнообразных по сюжету дидактических игр.
- Давыдов М.А. Красота математики.-2007
В книге собрано большое количество упражнений на развитие внимания, памяти, сообразительности, что в свою очередь, способствует быстрому запоминанию приемов устного счета, решению нестандартных задач, математических ребусов, головоломок.
- Болховитинов В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. Твоё свободное время: Занимательные задачи, опыты, игры. – М.: Детская литература, 1970.
Эта книга — сборник задач, игр и опытов. Многие из них относятся к новым, разработанным авторами, типам задач. Они в свое время были опубликованы в журналах «Техника — молодежи» (1945—1956 гг. ), «Юный техник» (1956—1961 гг. ), «Наука и жизнь» (1961—1965 гг. ) и отдельной книжкой не выходили. При составлении сборника использованы также задачи и идеи задач, публиковавшихся в различных иностранных журналах и сборниках. Почти ко всему даны решения или ответы. Но не надо, прочитав задачу, сразу заглядывать в ответ. Воспитывайте терпение и настойчивость. Действуйте самостоятельно, без подсказки, и мы уверены, что многое вы сумеете решить своим, оригинальным способом, а не тем, который приводится в ответах.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1999.
Книга известного американского популяризатора науки М. Гарднера содержит множество занимательных задач и головоломок из самых различных областей математики. Благодаря удачному подбору материала, необычной форме его подачи и тонкому юмору автора она не только доставит удовольствие любителям математики, желающим с пользой провести свой досуг, но и может быть полезной преподавателям математики школ и колледжей в их работе.
- А. В. Фарков Внеклассная работа по математике. 5-11 классы.-2009.
В пособии рассматриваются вопросы организации и методики проведения основных форм внеклассной и внешкольной работы по математике для учащихся 5-11 классов: факультатива, кружка, олимпиады, различных соревнований, недели математики, школьной математической печати и т.д. Предложены примерные разработки для указанных форм внеклассной и внешкольной работы. Книга адресована учителям математики, в первую очередь начинающим. Будет полезна и студентам педвузов, а также преподавателям вузов, работникам Центров дополнительного образования, Домов детского творчества для организации внешкольной работы по математике.
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике.- М.: ТЦ СФЕРА.
Эта книга с новыми оригинальными материалами позволит вам не только провести весёлые, нестандартные и интересные мероприятия в 5 - 11-х классах (частично и в начальной школе), но и вовлечь в них абсолютно всех учащихся. Вопросы и задания книги подобраны и составлены так, что будут "по зубам" не только отличникам по информатике и математике, но и любителям других школьных дисциплин. Все смогут проявить себя в лучшем свете, и вряд ли кто останется безучастным и скучающим.
Весёлые познавательные игры, КВНы, конкурсы значительно оживят изучение таких строгих, "сухих", а для многих даже и "страшных" дисциплин, какими являются информатика и математика, научат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, разовьют их память и логику. Явный недостаток занимательных материалов по информатике (и в некоторой степени по математике) побудил к написанию подобной книги. Автор надеется, что она будет отличным помощником всем педагогам, желающим живо, творчески и увлекательно построить внеклассную работу по этим предметам.
- Пардуз Байрамукова Внеклассная работа по математике.-Феникс,2007.
В пособии раскрыт теоретический материал: дается характеристика каждого вида внеклассной работы (внеклассное занятие, кружок, математическая газета, утренник).
В книге приведен большой практический материал для использования на занятиях.
- Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.-Издательчтво Учитель,2008.
Данное пособие представляет собой сборник разновозрастных увлекательных внеклассных мероприятий по Математике. Предлагаемые смотры знаний, игры, конкурсы, вечера, включающие в себя интересные сведения из истории развития науки, оригинальные практические задания и задачи на смекалку, помогут содержательно организовать Досуг учащихся, спланировать Неделю математики в школе.
Журнал: Издательский дом: Первое сентября. Математика.
№17 1-15сентября 2009г. Игра «Что? Где? Когда?» ст.24
№7 1-15 апреля 2009г. Урок-игра «Четырехугольники» ст.13-14
№1 1-15 января2009г. 22 вопроса для игры «Что? Где? Когда?» ст.31-32
№17 1-15 сентября 2010г. Вн. Работа: по волнам математической регаты. Ст.30-38
№12 16-30 июня 2010г. «Прощание с планиметрией» ст.3-8
Игра «Что? Где? Когда?» ст.8-9
Вн. мероприятие «Своя игра» ст.33-35
Игра «Поле чудес» ст.41
Игра «Математика вокруг нас» ст.42-43
Математический хоккей. ст.45-46
«Звездный час» ст.47-48
№5 1-15 марта 2010г. Декада математиков. ст.31-34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
Клубы по интересам, как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе.
Статья об организации работы летнего математического лагеря в "Лицее 21" на примере клубов по интересам школьников. Приводится пример работы одного из клубов....
Внеклассная работа по математике, как форма развития творческой личности
Внеклассная работа по математике – это составная часть учебно-воспитательной работы. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, раскрытию их индивидуальных спос...
Основные формы внеклассной работы по математике в средней школе
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклас...
Статья об эффективности использования игровой формы обучения во внеклассной образовательной деятельности при реализации ФГОС
В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование многих универсальных учебных действий....
Игровая форма занятий на уроках русского языка
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности....