«Деление с остатком»
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Есаян Астгик Аршалуйсовна

Предварительный просмотр:

                               МАОУ СОШ № 15 г.-к. Анапа

                                             

                                 Технологическая карта уроков математики в 5 классе по теме

               

                                                  «Деление с остатком»

                                                                                                                           Выполнила:

                                                        Есаян Астгик Аршалуйсовна,

                                                                                                                          учитель математики МАОУ СОШ №15 г.-к.Анапа                                                                                                                            

                                                       

                                                             

                                                                                       2015г

                                                                                     

         Конспект уроков по   математике в 5 классе (Н.Я.Виленкин, А. Г.Мордкович, математика 5) в соответствии с требованиями к формированию УУД

Есаян Астгик Аршалуйсовны  учителя математики МАОУ ООШ №15 г.-к. Анапа

Предмет: математика

Класс: 5

Тип 1урока: изучение нового материала

         2урока: применение и совершенствование знаний

Тема урока  Деление с остатком

Цель:  

-формирование навыков у  учащихся решать примеры на все арифметические действия

-формирование умения у учащихся делить с остатком и применять при решении текстовых задач с использованием данного действия

Планируемые предметные результаты:

1)учащиеся научатся называть компоненты при делении с остатком и выполнять деление

2 учащиеся научатся выражать делимое, используя равенство a = b * n + r

3) учащиеся научатся решать текстовые  задачи, используя  свойство деления

Формы работы учащихся:  групповая, фронтальная, индивидуальная

Ресурсы основные: учебник «Математика»5 класс (авт.Н.Я.Виленкин, А.Г.Мордкович)

Вспомогательные: презентация к уроку. Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор, экран        

                                                                           

Структура и ход урока

Этапы     урока

назва-ние

исполь-

зуемо-

го СОТ

Форма работы учителя

     

      Деятельность

         ученика

планир время в мин

         

            УУД

  1

Организационный

момент.

Приветствие учащихся. Контроль готовности к уроку.

Подготовка к началу урока (тетрадь, запись даты проведения урока).

1

  2

3

Мотивационный

Постановка проблемы

(создание проблемной ситуации)

I.  Проводит устный счет:

        

 

на доске пример

II .Вычислить

Осуществляет коррекцию

- Всегда ли из двух данных натуральных чисел одно

делится на

другое?

приведите примеры  на делении

устно решают задачи

1.Устный счет:

а)29+51    б) 26+48        

      : 5                     : 37

      *4                * 29

     +36                - 49

      : 25                *6

2.

 308*46:56+48*501:72-439

а) определяют порядок действия.

б) выполняют действия в тетрадях

3.

а) 250908:618=406

 б)  81606:201=406

 в)    65049:78=833ост75

(выполняют на доске и в тетрадях)

Проблема - остается

число при делении

5 : 2, 7: 3

дети

-не всегда

7

3

Личностные:

самоопределение

регулятивные:

определение

последовательности с учетом

конкретного результата

Коммуникативные:

инициативное

сотрудничество

учащиеся осуществляют

взаимоконтроль

Коммуникативное:

постановка вопросов,

инициативное сотрудничество

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы

4

5

 Изучение нового материала

(открытие, осмысливание, добывание новых знаний)

Первичное закрепление

Слайд1

Слайд 2

Обсудим проблему, определим тему урока, поставим перед собой цель…

Учитель

(вернемся к последнему примеру)

-назовите компоненты в данном примере

-как вы думаете нельзя ли их обозначить?

вместе с учащимися

 вводит новые понятия

а- делимое(65049)

в- делитель(78)

n- неполное (833)

частное

r –остаток(75)

а:в=n(ост r), r<в

вопрос

-мог ли остаток при делении по-

лучится 80

-сделайте вывод

работа с учебником

а)решить №284(1)

(самостоятельно)

записать в тетради прокомментировать

б) прочитать теорию после номера

Формулируют тему урока и записывают в тетради (определяют границы знания и незнания)

-делимое, делитель,

неполное частное, остаток

записывают в тетради

Остаток всегда меньше делителя

деление одного натурального

числа на другое

нацело не

всегда возможно

комментируют решение

а = b*n+r

75:9=8(ост3)

75=9*8+3

10

познавательные:

общеучебные,

логические,

умение анализировать,

выведение следствий

Коммуникативное:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

познавательные: общеучебные  умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание  в устной

форме

6

Физкультминутка

Выполнение упражнений для глаз

2

7

Закрепление нового материала, на примере текстовой задачи добывая новые знания

Организовать реализацию решения текстовой задачи

решить №279

 

Вопрос

-Расскажи своими словами,

как ты понимаешь…

-на математическом языке (формула)

- какое равенство вы могли бы

записать

- как понимаете остаток 1 в нашей задаче?

- вспомните

компоненты при

делении

решают №279(читают задание)

за 4 ч автомобиль преодолел расстояние 497км.

Какова скорость этого автомобиля?

V =S : t

- Надо длину пути разделить на время

497:4

- не делится на 4

 

497: 4=124(остаток1)

- скорость приближенно равна

124км/ч

497-делимое

4- делитель

124- неполное частное

последний компонент –остаток

10

познавательные:

анализировать и

осмысливать

текст задачи

Регулятивные:

осознание учащимися того

что уже усвоено

деление, но и что еще подлежит усвоению

коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками

Участие в диалоге,

выполнение работы по

предъявленному

алгоритму

8

Реализация плана.

фиксация новых знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов изученного материала, коррекция, обеспечение закрепление в памяти, необходимых при самостоятельной работе.

Устный опрос:

-назовите остаток при делении на 10 числа 346

- назовите остаток при делении на 100 числа 346

-какой остаток будет при делении числа47 на 5?

-назовите остаток при делении на 5 числа 31;

-какой будет остаток при делении числа 100 на 9?

Фронтальная работа с учебником№285(устно)

№286(2ученика на скрытой доске  остальные по вариантам)

учащиеся отвечают на вопросы и обсуждают если допущена ошибка

устно определяют делитель и неполное частное

взаимопроверка, работа в парах

а)8*7+3=59

б)12*7+2=86

2

регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и её результата с заданным эталоном.

логические: анализировать ответы.

Коммуникативные:

коррекция , оценка действия партнёра

участие в коллективном диалоге (элементы волевой саморегуляции)

9

10

Итог урока

Рефлексия  

Инициировать рефлексию детей по поводу

психоэмоционального состояния их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и

другими детьми в классе

Домашнее задание

Слайд3

Организовать фиксацию, изученного на уроке

- что нового узнали на уроке?

- какая  цель поставлена  в начале урока

-наша цель достигнута?

- как можете оценить свою работу?

(используйте в своих ответах высказывания: я запомнил, смогу, использую)

возьмите смайлики

и покажите своё  настроение

Мы с вами хорошо поработали.

Всем спасибо.

прочитать материал параграфа(с82-83)

разобрать решение задания 282,291

на «5» №295

Остаток не может

быть больше делителя или равен

ему.        

Можем найти делимое по неполному частному, а так же

по делителю и остатку

В смайликах рисуют

Учащиеся записывают

домашнее задание

5

познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности

коммуникативные: умение выражать свои мысли.

регулятивные: волевая саморегуляция;

осознание учащимися того, что усвоено и того, что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Коммуникативное:

выражение своих мыслей

Личностные: самоопределение

осознание учащимися того, что усвоено и что подлежит еще усвоению.

Конспект второго урока  по теме «Деление с остатком» Математика 5класс.

                                                   Структура и ход урока

Этап урока

Названия

используемых СОТ

деятельность

учителя

деятельность

ученика

УУД

вре

мя

1

Организационный

момент

приветствие учителя

Начнём урок с таким высказыванием

«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» (Ф.Хаусдорф)

-Давайте попробуем определить, что же может нас с вами привести в восторг?

- диктант

Включаются в

деловой ритм

урока

называют разные варианты

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

1

2

Актуализация

опорных знаний (создание ситуации успеха путем проверки владения материалом прошлого урока) с/р

приложение 1

слайд 4

(ответы)

диктант

посчитайте количество верных ответов и запишите в кружочек в конце диктанта

запись решения выражений по вариантам

самопроверка

обсуждение

Личностные: оценивание своих достижений, выяснение причин неудач, осмысление учащимися своих действий

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

7

3

4

5

постановка проблемы и ее решение

Закрепление, коррекция пробелов ранее изученного материала

физкультминутка

слайд 9

работа с учебником№290(устно)

-запишите числа

1,3,5,7,9 и

2,4,6,8

-чем они отличаются

повторить определения четных и нечетных чисел

-какой остаток дают при делении на 2 нечетные числа

работа с учебником

решить №292(2)

решить №293(У)

самостоятельно выполняют задание и устно решают, повторяя теорию

выдвигают гипотезы, вспоминают, что существуют четные и нечетные числа

определяют четные и нечетные числа

и

записывают формулы четного и нечетного числа, отвечают на вопрос

разбирают самостоятельно,

анализируют, разбирают в группах

Познавательное: построение логической цепи рассуждений

Коммуникативное участие в

коллективном диалоге, развитие навыков сотрудничества, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение речевого высказывания в устной и

письменной форме

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

Коллективные: аргументация своего мнения

19

6

итоговый

самоконтроль и

самооценка(выявление качества усвоение знаний, а также выявление недостатков в знаниях, устранение причин выявленных недостатков)

Слайд 5,6

слайд7

(ответы)

тест на слайде

посчитайте количество верных ответов и запишите в кружочек в конце диктанта:

сложите количество

верных ответов в тесте и в диктанте, оцените себя по предложенным  критериям.

самопроверка,

решение теста

критерии оценивания

7-«5»

6-«4»

4,5-«3»

менее 5заданий

оценка «2»

Личностные:оценивание своих достижений, выяснение причин неудач, осмысление учащимися своих действий

8

7

подведение итогов. Рефлексия

подводит итоги урока

выставляют оценки

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

3

8

Домашнее задание

слайд8

записывают на дом

2

Приложение 1

Диктант. Деление с остатком

1.Найти частное и остаток, если делимое 18(20), делитель 7(6).

2. Найти частное и остаток, если делимое 26(28), делитель 13(14).

3.Запишите все остатки, которые могут получиться при делении различных чисел на 6 (5)

4.Найдите делимое, если делитель 3 (5), частное 7 (6), остаток 2.

(В скобках указаны задания для второго варианта)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление с остатком Тема урока

Слайд 2

a=b*n+r а- делимое в– делитель n – неполное частное r – остаток а :в = n (остаток r ) , r< в

Слайд 3

Домашнее задание Прочитать материал параграфа (стр82-83) разобрать решение задания№279,282,286 на «5» №295.

Слайд 4

Ответы диктанта 1)2 остаток4 2) 2 остаток 0 3) 0,1,2,3,4,5 4) 23

Слайд 5

Тест по теме «Деление с остатком» 1)При делении числа на 46 может получится остаток: а)48; б)45; в)46; г) 47. 2)Скорость пешехода 5км/ч, а скорость велосипедиста 20км/ч. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода? а)в 2раза; б)в 3раза; в)в 4раза; г)на15км/ч

Слайд 6

Продолжение теста 3) За 3часа теплоход проплыл 105 км/ч, а поезд за 2 часа проехал 110км.Во сколько раз скорость поезда больше скорости теплохода? а) в 4 раза; б) в 3 раза; в) в 2 раза

Слайд 7

Ответы к тесту 1- б 2-в 3-в

Слайд 8

Домашнее задание к 2-му уроку 1. придумать задачу, используя равенство: 2991=2*1000 + 891 2.выполнить контрольные задания стр85 3.решить№299

Слайд 9

Числа , которые делятся на 2 без остатка, называют четными, а все остальные – нечетными. а = 2 n b = 2 m + 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление с остатком"

Презентация данного урока составлена к уроку № 51 по теме "Деление с остатком" к методическому пособию "Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина". Автор пособия Л. П. По...

Контрольная работа по математике 3 класс « Школа 21 века» По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»

Контрольная работа по математике  3 класс « Школа 21 века»По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»...

Задачи на деление с остатком

Это сборник арифметических задач, который поможет учителю в составлении дифференцированных заданий ученикам....

Урок в 5 классе по теме "Деление с остатком"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Деление с остатком", второй в теме....

Деление с остатком

Презентация к уроку в 5 классе...

Контрольная работа "Деление и деление с остатком"

Контрольная работа "Деление и деление с остатком". Учебник: Виленкин Н. Я....

Математика 6 класс. Деление с остатком. Когда может пригодиться деление с остатком.

Математические знания полученные в школе применимы в жизни. Примеры практических задач и их решение. О роли в жизни человека темы "Деление с остатком"Геометрия 8 класс....