Числовые суеверия
творческая работа учащихся по алгебре (7 класс) по теме
Автор: Ёлохова Наталья
Изучение истории возникновения числовых суеверий и их распространение в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislovye_sueveriya.docx | 44.6 КБ |
chislovye_sueveriya.pptx | 795.7 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРЕЩАГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«СОКОЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Направление: математика
ТЕМА: «Числовые суеверия»
Работу выполнила: ученица 7 класса Ёлохова Наталья Дмитриевна Руководитель: учитель математики Вихарева Ольга Григорьевна | |
д. Соколово, 2014
Содержание
Откуда возникли числовые суеверия?
Число 13, приносящее несчастье
Приложения 1. Результаты анкетирования
Приложение 2. Пословицы и поговорки о числах 7 и 13
Введение
Числа сопутствуют нам всю жизнь. Ни один наш шаг не обходится без них – осознаем мы это или нет. Прошли века и тысячелетия, но вера в то, что числа могут приносить удачу или беду, прочно удерживается в сознании суеверных людей. Некоторые философы древности придавали им мистический смысл, наделяя числа особыми свойствами, способными влиять на судьбу человека. Хотя я себя не отношу к суеверным людям, но иногда события заставляют убедиться в обратном. Меня заинтересовал вопрос о том, какую роль играют числа в нашей судьбе? Почему одни числа вызывают уважение, а другие – боязнь или страх? Поэтому я выбрала для своего проекта тему «Числовые суеверия».
Я не согласна с высказыванием Белинского В. Г «Суеверие проходит с успехом цивилизации», так как в наше время в век прогрессивных технологий и научно-технического прогресса, люди всё равно верят в числовые суеверия.
Обоснование проблемы: я считаю, что влияние веры в числовые суеверия на жизнь людей существует.
Актуальность проблемы: увеличение численности молодежи, верящих в магию чисел.
Гипотеза: я предполагаю, что числа не оказывают того влияния на жизнь человека, как об этом говорится в различных числовых суевериях.
Предмет исследования: числа.
Цель проекта: Изучение истории возникновения числовых суеверий и их распространение в настоящее время.
Задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу;
- Проанализировать всевозможные случаи, связанные с числовыми суевериями, среди моих одноклассников и учащихся школы;
- Узнать об истории происхождения числовых суеверий и о том, как их можно объяснить с точки зрения современной науки;
- Подготовить презентацию и выступление на школьную научно-практическую конференцию.
Методы исследования:
- наблюдение, сравнение;
- изучение литературы; Интернет - источников;
- обработка информации (работа в различных программах).
В начале работы я провела исследование и опросила 46 человек.
В результате получилось следующее:
На вопрос: «Ваше счастливое число?» оказались, что счастливым числом является 13.
А на вопрос: «Число, приносящее вам несчастье», оказалось, что большинство ответили тоже 13. Остальные числа смотрите в приложении 1.
Вот здесь уже нужно задуматься о суеверии числа 13. И я попробую доказать и убедить всех что числа не могут влиять на судьбу людей.
Откуда возникли числовые суеверия?
Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина — в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых они хотели бы предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию. Суеверие — это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.
Вначале древний народ южной Месопотамии, живший в III в. до н. э., а в Греции мистики школы Пифагора (VI в. до н. э. ) изучая окружающую природу, пришли к тому, чтобы каждому явлению природы, каждой вещи поставить в соответствии число. По их мнению «вещи есть копии чисел, число суть, начало вещей». Числа почитались не только как основание великого познания, не только как причина всякого порядка и всякой определенности, не только как управляющая миром божественная сила, но и прямо объявляли, что мир состоит из чисел.
Счастливое число 7.
Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Известны, например, факты, когда знахари не очень-то веря, в целебные качества назначенных ими трав пытались воздействовать на воображение больного многочисленным повторением магической семерки в своих врачебных предписаниях: «Возьмите семь пакетов с травой лечебной, сделай настой на семи водах, затем пей семь дней по семи ложек». Так, например, о жителях величайшего города древней Греции Афины рассказывается, что они посылали в качестве ежегодной дани минотавру 7 юношей или девушек, признавали 7 чудес света, 7 мудрецов. Римляне считали, что Рим построен на семи холмах, река Стакс семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семи областей. По преданиям, вавилонская башня имела семь этаже. Не случайно в неделе семь дней, в радуге семь цветов, а в музыке семь нот.
Таким образом, я выяснила, что число 7 и ни не счастливое и ни счастливое.
Я провела исследование и выяснила, что у людей число 7 не счастливое.
Результаты, изображены на диаграмме.
Число 13, приносящее несчастье
Существуют приметы, связанные с числом 13. Кто не знает, что 13 – «чертова дюжина» - число несчастливое. В пятницу 13 люди вообще боялись выходить из дома, считалось, что в этот день выходит вся нечисть. По этой причине люди не обозначали этой цифрой дома, квартиры; пугаются, когда за стол садятся 13 человек или в автобусе находится 13 пассажиров; не назначают на это число важные дела или совещания. Самыми суеверными людьми раньше считались моряки. Они считали, что 13-ого числа не стоит сниматься с якоря, а лучше совсем не выходить в море. Если сила суеверия превышает силу разума, человека, то он становится немножко сумасшедшим. Они перестают отличать правду от лжи, и когда с ними произойдет несчастье они будут обвинять во всем неблагоприятные числа, приметы или скажет, что это дурной сон, но так и не сможет понять настоящую причину своей не удачи. Например, самая знаменитая морская катастрофа – гибель английского пассажирского судна «Титаник» - произошла 15 апреля 1912 года в 2 часа 30 минут. Тогда погибло 1503 человека. Почему же это не случилось в пятницу 13 числа в 1913 году в 13 часов? 7 мая 1915 года немецкая подводная лодка затопила крупные пассажирский пароход «Лузитанию»; при этом погибло более 1000 пассажиров. Пассажиров оповещали о том, что в пароход запущена вражеская подводная лодка. И если бы рейс был назначен на 13, то число желающих отплывать на этом судне резко бы упало вниз. [9]
Таким образом, я поняла, что число 13, как и ни несчастливое, так и ни счастливое.
Я провела исследование и выяснила, что большинству опрашиваемых людей не приносит число 13 несчастье. Результаты изображены на диаграмме.
«Роковая девятка»
Таинственную силу приписывали числу 9, при чем в одни времена - добрую, а в другие - недобрую. "У девяти не будет пути" - говорили в древности. Название картины И. Айвазовского "Девятый вал" отражает народное поверье о грозных силах природы, из которых девятая волна - самая опасная.
У древних греков за числом 9 установилась добрая слава. Жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей, существовало девять покровительниц науки и искусства. В русских народных сказках действие часто происходит "в тридевятом царстве, в тридевятом государстве", за "тридевять земель".
Среди моряков было распространено поверье, что девятый вал - самый грозный. Те кто бывает на море могут сами проверить насколько верна эта примета. Когда штормит, волны накатываются на берег не равномерно: одни из них круче и выше других. Если заняться подсчетом самых высоких волн, то лишь в редких случаях девятый вал будет из числа наикрупнейших. [9]
Тем самым я считаю, что число 9 не является роковым, но и числом, приносящим удачу.
«Число дьявола»
Развитию математических суеверий много способствовала цифровая система древних греков, где числа обозначались буквами. Было очень соблазнительно подсчитать числовые значения букв, сходящих в то или иное имя, и получить, скажем, «звериное число» — 666. (В «Апокалипсисе» было сказано, что в мир придет «Антихрист» и число его будет — 666 — число зверя.) Если же подсчет не давал желаемого результата, занимались подгонкой.
Вот, например, как иные русские люди во время Отечественной войны 1812 года истолковывали имя Наполеона. Имя завоевателя не давало числа 666, поэтому к нему «приделали хвостик», написали «Наполеонтий» и подставили числовые значения славянских букв (они тождественны с греческими). Получилось «звериное число». Различные толкования числа 666 были и среди русских. Так, например, известно, что при жизни Петра I на него смотрели как на антихриста, число которого 666. Герой романа Л.Н.Толстого Пьер Безухов(«Война и мир»), подсчитывая по значению букв численное значение имени Наполеона пришел к выводу, что он и есть тот зверь, о котором написано в Библии, а поэтому он, Пьер Безухов, должен убить Наполеона. По рассказу Библии зверю дано свирепствовать 42 месяца. Пьер Безухов написал французскими словами 42, а затем по значению французских букв подсчитал сумму и нашел, что эта сумма тоже равна 666. А когда он узнал, что Наполеону в 1812 году исполнится 42 года, то это еще больше утвердило Безухова в правоте его вывода о зверином числе. Он решил избавить человечество от человека- зверя Наполеона, который непочтителен к имени божьему. Пьер Безухов как и все мистики, не считался с правилами грамматики и арифметики. Он подогнул написание своего имени так, чтобы тоже получить число 666, и наконец, с большими трудностями (изменяя буквы, добавляя артикли, записывая свою национальность) ему удалось получить сумму букв равную 666.
После этого он считал подтвержденным свое решение об убийстве Наполеона. [5]
Про число 666 я могу сказать то же самое, что и про остальные оно и ни несчастливое и ни счастливое.
Заключение
«В древности говорили: числа правят миром. Если подумать, то легко в этом убедиться. Мы постоянно отсчитываем дни календаря, годы, часы и минуты, расстояния. Цифры помогают нам ориентироваться в пространстве и времени.
Есть у математики особенность, благодаря которой она по праву может называться наукой магической, сверхъестественной. По удивительной закономерности ее расчеты, основаны на том, чего нет в природе, часто оказываются верными! Прежде это объясняли тем, что Бог, творя мироздание, использовал математические закономерности. Выходит, они были еще до него? Так или иначе, а имеются очевидные соответствия между природой и математикой, которая занимается тем, чего нет в природе: абстрактными цифрами, идеальными геометрическими фигурами и формулами. Не менее замечательно то, что все на свете можно сосчитать, даже число атомов во вселенной. Числа – великое изобретение людей. Это и есть настоящее чудо.
Работая над проектом, я изучила литературу по данному вопросу и выясниила, что числа не влияют на жизнь людей. Я провела опрос среди учащихся 5-9 классов нашей школы и выяснила, что большинство опрошеных тоже верят в числовые суеверия. Я узнала о происхождении числовых суеверий и о том, как их можно объяснить с точки зрения современной науки. Я подготовила презентацию и выступление на школьную учебно - исследовательску конференцию. В дальнейшем я хочу продолжить свою работу и надеюсь выпустить буклеты по числам 7 и 13.
Во время моей учебно – иследовательской работы у меня возникли некоторые трудности: мало современной литературы по данному вопросу, мало иллюстраций подтверждающие тот или иной случай.
Литература
1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Сост. А. П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова: Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, А. Е. Шабельник, А. О. Хоменко. – М.: АСТ, 1995. – 480 с.
2. Энциклопедический словарь для юношества. Математика от «А» до «Я» / Сост. А. П. Савин. – 4-е изд., - М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2001. – 512с.: ил.
3. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. Э-68 А. П. Савин. – М.: Педагогика, 1989. – 352с.: ил.
4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/Глав. Ред. Э68 М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002. - 688 с.: ил.
5. Я познаю мир: Приметы и суеверия: Дет. Энцикл. / Р.К. Баландин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 400 с.: ил.
Приложения 1. Результаты анкетирования
Счастливое число | Количество человек |
- | 9 |
4 | 4 |
13 | 5 |
8 | 3 |
5 | 3 |
12 | 2 |
6 | 2 |
23 | 2 |
7 | 2 |
3 | 2 |
25 | 2 |
18 | 2 |
17 | 2 |
1, 2, 10, 14, 26, 28 | 1 |
Число, приносящее несчастье | Количество человек |
- | 12 |
13 | 10 |
2 | 4 |
1 | 3 |
7 | 3 |
9 | 2 |
6 | 2 |
5, 8, 10, 11, 18, 21, 27 | 1 |
Приложение 2. Пословицы и поговорки о числах 7 и 13
7 лет не виделись, а сошлись - и говорить нечего.
Не строй 7 церквей, а пристрой 7 детей (сирот).
7 раз по-твоему, а хоть раз по- моему.
Семеро одну соломинку поднимают.
Всякая беда по 7 бед рожает.
7 генералов, да 1 рядовой.
7 не один, в беду не дадим.
7 дел в одни руки не берут.
1 с сошкой, а семеро с ложкой.
У 7 нянек дитя без глаза.
7 деревень, а лошадка 1.
7 сел, 1 вол, да и тот гол.
Сам не дерусь, семерых боюсь.
Семеро одного не ждут.
7 верст до небес.
7 бед – 1 ответ.
Лук от 7 недуг.
За 7 морями.
7 пядей во лбу.
7 пятниц на неделе.
На седьмом небе и т. д.
Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут.
Тринадцатый гость под стол.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Исследование числовых суеверий. Задачи: Изучить литературу по данному вопросу Проанализировать всевозможные случаи, связанные с числовыми суевериями среди 5-9 классов нашей школы Узнать о происхождении числовых суеверий о том, как их можно объяснить с точки зрения современной науки
Подготовить презентацию и выступление на школьную научно –практическую конференцию Выпустить буклеты по числам 7 и 13 Обоснование проблемы : я считаю, что влияние веры в числовые суеверия на жизнь людей существует.
Актуальность проблемы: увеличение численности молодежи, верящих в магию Гипотеза: я предполагаю, что числа не оказывают того влияния на жизнь человека, как говорится об этом в различных числовых суевериях. Предмет исследования: числа
Методы исследования: Наблюдение, сравнение, математические расчеты. Изучение литературы; Интернет- источников. Обработка информации (работа в различных программах)
Исследование
Откуда возникли числовые суеверия? Древний народ , изучая окружающую природу, решил дать каждому явлению и вещи свое число.
Счастливое число 7. Семь цветов радуги Семь чудес света Семь дней в неделе Семь музыкальных нот
Семь недель великого поста Рим построен на семи холмах … «И прошли 7 лет изобилия… и наступили 7 лет голода»
Число 13, приносящее несчастье . 13-особенно несчастливо если выпадает на пятницу 13 день распятия Христа. Иисус Христос был тринадцатым участником тайной вечери вместе с 12-ю апостолами.
У племен майя 13 считалось священным числом В христианстве 13 – символ предательства. Само имя Иисуса Христа по-гречески пишется 13-ю буквами.
В библии перечисляются 13 важных качеств Бога. На ближнем Востоке и в Китае 13 до сих пор воспринимается как вторжение в замкнутую астрологическую систему, состоящую из 12 знаков зодиака.
«Роковая девятка» У девяти не будет пути Жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей Существовало 9 покровительниц науки и искусства
Девятый вал – самый грозный У славян поминки по усопшему отправлялись на 9-ый день после его кончины
«Число дьявола» Герой романа Толстого Пьер Безухов, подсчитывая по значению букв численное значение имени Наполеона пришел к выводу, что он и есть тот зверь, о котором написано в Библии , а поэтому он, Пьер Безухов, должен убить Наполеона.
Известно, что при жизни Петра I на него смотрели как на антихриста, число которого 666.
Выводы. Изучила литературу по данному вопросу Проанализировала всевозможные случаи, связанные с числовыми суевериями среди учащихся 5-9 классов нашей школы Узнала о происхождении числовых суеверий о том, как их можно объяснить с точки зрения современной науки Подготовила презентацию и выступление на школьную научно –практическую конференцию В дальнейшем надеюсь выпустить буклеты по числам 7 и 13
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Животные, приметы и суеверия"
Внеклассное мероприятие направлено на развитие познавательного интереса школьников в области истории, биологии, мифологии, расширение их кругозора. На конкретных и интересных примерах ученики ра...
Математическое заседание цифр "числовые суеверия"
Сегодня на повестке дня очень интересный вопрос: «Тайна чисел. Суеверия, связанные с числами первого десятка». Каждое число желающее выступить сегодня, считает, что оно самое главное. Так, что наша за...
Приметы и суеверия связанные с числами
Выполнила: ученица 5«в» класса МБОУ ЗСОШ№1 Елизавета ВайгандтРуководитель: учитель математики Баган Сергей Васильевич...
Приметы и суеверия
Информационно-игровой час....
Визитная карточка проекта "Англичане и русские - мы родственники?" (сравнение примет и суеверий России и Англии)
Работая над проектом, учащиеся будут иметь возможность совершенствовать ЗУНы в области иностранных языков, истории, литературы, русского языка. и развивать УУД: личностные, коммуникативные...
Школьная научно-практическая конференция. "Приметы и суеверия в разных странах"
Проектная работа учащихся, выполненная в рамках недели наук....
Россия и ее суеверия
Познакомить учащихся с суевериями в России....