Самостоятельная работа учащихся на уроках математики 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Методические рекомендации для учителей математики, молодым специалистам.
Формирование навыков самостоятельной работы – одна из главных задач современного образования. И эта задача решается, во-первых, в процессе восприятия учащимися информации на уроке; во-вторых, в процессе применения изученной информации на уроке, факультативе, в кружке; в-третьих, в процессе выполнения домашних работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_uchashchihsya_na_urokah_matematiki_5_kl.docx | 250.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХОВУ-АКСЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Ч.Д. КЫЗЫЛ-ООЛ
«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ»
Методические рекомендации
для учителей математики, молодым специалистам
Хову-Аксы- 2010
ВВЕДЕНИЕ
Формирование навыков самостоятельной работы – одна из главных задач современного образования. И эта задача решается, во-первых, в процессе восприятия учащимися информации на уроке; во-вторых, в процессе применения изученной информации на уроке, факультативе, в кружке; в-третьих, в процессе выполнения домашних работ.
Надо учесть, что навыки самостоятельной деятельности не являются чем-то данным человеку от рождения. Выработка их происходит постоянно, в течение всех лет обучения.
Творческий подход к учебе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельно работать не приходят сами собой, они формируются, воспитываются в ходе всего обучения, от класса к классу степень самостоятельности должна возрастать. Особое место в организации самостоятельной работы учащихся занимают те классы, с которых начинается каждая ступень обучения, - 1, 5, 10 классы. Среди этих трех классов особенно надо выделить 5 класс.
Во-первых, с 5 класса начинается предметное обучение, увеличивается число учебных предметов, объем информации, прикладная ориентация каждого из учебных предметов, в том числе и математики, что требует формирования навыков самостоятельной работы.
Во-вторых, ученики 5 класса имеют уже достаточный запас знаний по математике, имеющий в известной степени законченный характер. Эти знания служат основой не только для приобретения новых знаний, но и для их самостоятельного применения.
В-третьих, в курсе математики 5 класса постоянно усиливается роль доказательств, элементов дедуктивных рассуждений, учащиеся знакомятся с особыми математическими оборотами речи. Эти особенности школьного курса математики ставят учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать свои выводы, убеждать, а в отдельных случаях критиковать.
В-четвертых, в 5 классе ученики уже достаточно свободно читают, поэтому целесообразно учить их самостоятельной работе с учебником.
Поэтому организация самостоятельной работы учащихся 5 класса приобретает особое значение. И если элементарные навыки самостоятельного приобретения знаний в 5 классе не будут привиты детям, то учитель просто упустит время и возможность.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Виды самостоятельных работ в 5 классе
- Работа с книгой (учебником):
а) Чтение текста вслух;
б) Чтение текста про себя;
в) Воспроизведение содержания прочитанного вслух.
Основное значение этого приема заключается в ориентации учащихся на запоминание материала, не менее важной целью является развитие устной речи учащихся, обучение их использованию математических терминов;
г) Обсуждение прочитанного материала. Этот прием является сильным средством развития самостоятельности учащихся. Обсуждение прочитанного на первых уроках проводится в виде беседы, в ходе которой задаются вопросы, учащиеся отвечают, учитель применяет различные методы стимулирования учащихся.
Например, прочитав текст учебника «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» с учениками можно обсудить его:
Учитель. В тексте, который вы прочитали, приводится примет разделения буханки хлеба на части. На какие части разрезали буханку хлеба?
Учащиеся.Буханку разрезали на 8 частей.
Учитель. Какими были эти части?
Учащиеся. Эти части были равными.
Учитель. На тарелку положили 2 части буханки хлеба. Сколько на тарелке хлеба?
Учащиеся. буханки.
Учитель. А как записать, что на тарелку решили положить еще 5 частей буханки?
Учащиеся. буханки.
Учитель. Сколько частей буханки теперь находится на тарелке?
Учащиеся. буханки.
Учитель. А как было получено это число?
Учащиеся. +.
Учитель. Запишите этот результат в виде равенства.
Учащиеся записывают: +=
Учитель. Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Учащиеся сначала зачитывают правило по учебнику, затем проговаривают наизусть; учитель предлагает решить задачи из учебника. После этого учащиеся получают задание придумать несколько аналогичных задач, решение которых надо объяснить классу. Проводится игра на лучшую задачу. (на этом этапе урока ребята получают жетоны; кому какой дать, решают сами учащиеся.)
Примеры жетонов, сделанных самими учащимися:
Красный – 5 (круг).
Зеленый – 4 (квадрат).
Синий – 3 (треугольник).
Вторая часть урока – учащиеся продолжают читать текст учебника. Но теперь класс делится на 2 группы – учителей и учеников. Учителя задают вопросы, ученики отвечают на вопросы. При оценке вопросов и ответов учитель следит за правильностью постановки вопроса, последовательностью и логичностью. Раздаются жетоны. Вновь решаются задачи из учебника, придумываются аналогичные задачи, решение которых прослушивает весь класс. Повторяется правило. В заключение этого урока проводится игра-соревнование.
Класс делится на 3 группы. Условие: следующий решающий проверяет предыдущего. После решения заданий всеми группами проверяется его правильность выполнения сначала на всех трех досках, исправляются ошибки, а затем организуется взаимопроверка: соседи по парте проверяют и оценивают работы друг друга. Объявляются результаты проверки.
В заключении урока все учащиеся с жетонами получают оценки за урок, но при этом, отдавая жетон, проговаривают правило «Как сложить (вычесть) две дроби с одинаковыми знаменателями».
Дома учащиеся повторяют правило по учебнику и решают задания из учебника с применением правила.
д) Разбиение прочитанного текста на смысловые части. Такая работа проводится по-разному. Сначала учитель разбивает текст на части и предлагает учащимся воспроизвести содержание каждой части. Затем ученики должны выполнить самостоятельно деление текста на смысловые части.
Весьма интересным и полезным для учащихся может стать придумывание самими коротких заголовков к каждой из выделенных частей текста. Так они постепенно обучаются составлению плана прочитанного текста.
е) Самостоятельное составление плана прочитанного. Этот план используется при подготовке к ответу.
Например, работая с текстом «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда», учащийся составил такой план:
- Объем – что это такое?
- Единицы объема.
- Объем маленького кубика.
- Объем прямоугольного параллелепипеда.
- Объем куба.
- Формулы объемов.
При составлении плана учитель обращает внимание учащихся на то, что абзац обычно содержит законченную мысль.
ж) Работа с оглавлением и предметным указателем. Такая работа особо не вызывает трудностей, но она важна для формирования у учащихся работать с учебной книгой. Для этого на уроке специально создается такая ситуация, в которой ученику необходимо найти ответ на заданный вопрос в учебнике. Например, после изучения уравнений ученикам предлагался такой вопрос: «Что называют уравнением?» Тем, кто затруднялся ответит на вопрос, предлагается самостоятельно, пользуясь оглавлением, найти пункт «Уравнение» и прочесть там, что называют уравнением.
После изучения темы «Десятичные дроби», решая примеры на все действия, учащиеся стали допускать ошибки в постановке запятой при умножении и деления десятичных дробей. В этом случае учитель всегда предлагает найти главу учебника «Десятичные числа», в ней – параграф об умножении и делении десятичных дробей, а затем пункт, страницу и прочесть правило. Когда правило прочитано, рассказано, учащиеся придумывают примеры на выученное правило.
В 5 классе, с самого первого урока важно приучить учащихся запоминать правила, придумывать примеры на их закрепление, составлять карточки с вопросами. Хранятся такие карточки в конвертах. После изучения материала, на уроках повторения, можно провести игру «Математические карты».
Суть игры такая: класс делится на 6 групп по 5 человек, в каждой группе есть консультант. Карты раскладываются вниз вопросами, каждый член группы по очереди берет по одной карточке и отвечает на вопрос. Карта считается битой, если правильно ответили, и остается в руках, если ответ неправильный. Каждому члену группы дается от трех до пяти карточек. Консультант ведет учет, оценивая каждого, а его оценку выводит группа. После ответов на все вопросы к доске выходят учащиеся с карточками в руках, читают вопросы, класс отвечает. Затем эти учащиеся берут карточки домой, дома находят ответы на эти вопросы в учебнике, консультанты на перемене (на следующий день) проверяют. А многократное повторение этого правила приводит к тому, что учащиеся надолго запоминают его и умело используют при решении задач, уравнений, примеров.
з) Работа с рисунками и иллюстрациями. Роль рисунков и иллюстраций в 5 классе велика. Рисунки (модели) в большинстве случаев являются первоначальными источниками знаний, основой для обобщения.
Например, едва ли надеется лучший прием, приводящий быстрее всего к цели, чем рисунок с чашечными весами при формировании понятия уравнения. При этом сам термин получает разъяснение. Если же рисунок будет подкреплен действиями «настоящих» чашечных весах, то ценность такого приема возрастает.
Решается такая задача:
- На левой чашке весов лежит арбуз и гиря 2 кг, а на правой – гиря 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?
При решении задачи вводится переменная и получается равенство
х+2=5, которое и называют уравнением.
Чертежи и рисунки, схемы позволяют учащимся перейти от учебных задач к задачам прикладного характера.
Например:
- На рис. 1 изображен прямоугольный параллелепипед.
А) сколько см3 содержится в одном горизонтальном слое?
Б) сколько см3 содержится в двух горизонтальных слоях?
В) сколько см3 содержится в данном прямоугольном параллелепипеде?
2) на рис. 2 указаны длины трех ребер прямоугольного параллелепипеда. Найдите
А) длину ребер DN, AB, AB;
Б) площадь грани ADNE
В)площадь поверхности этого прямоугольного параллелепипеда;
Г) объем этого прямоугольного параллелепипеда.
Часто для лучшего запоминания правил необходимо к нему сделать рисунок.
И) Работа над понятием, термином.
Самостоятельная работа учащихся имеет большое значение при формировании понятий. Математические диктанты проводятся для того, чтобы дети умели правильно написать и объяснять понятия.
Например, после объяснения и изучения темы «Окружность и круг» учащимся предлагается написать такие слова, как окружность, круг, центр, радиус, диаметр, полукруг, полуокружность, дуга. А также объяснить: «Что называется радиусом, центром, диаметром?»
Можно предложить учащимся найти ошибку в рассуждении. Например: верно ли, что дроби – правильные; или: верно ли, что дроби – неправильные. Работа с терминологией продолжается и на внеклассных мероприятиях. Несколько занятий предусматривают разгадывание и составление кроссвордов. Эта работа учащимся нравится и перерастает в игру «Поле чудес», участниками которой становятся составители математических кроссвордов.
- Письменные самостоятельные работы.
А) Выполнение упражнений, решение задач на закрепление пройденного материала.
Например, при изучении темы «Законы сложения» учащиеся должны умет записывать переместительное и сочетательное свойства с помощью букв и применять их при вычислениях. Поэтому закрепление этого материала направлено на а) формирование у учащихся умения записывать законы сложения с помощью букв; б) обучение применять законы сложения для получения верных равенств из данного и для вычисления рациональным способом значения числовых выражений. В зависимости от подготовленности учащихся примеры могут быть разной степени сложности.
Например:
- Запишите с помощью букв m и n переместительное свойство.
- Известно, что m+n=35. Чему равна сумма m+n? Какой закон сложения использовали?
- Запишите с помощью букв х, у и z сочетательное свойство сложения.
- Известно, что х+(у+z)=25. Верно ли равенство (х+у)+z=25?
- Запишите сочетание свойств для слагаемых 8, 15, n.
- Вычислить наиболее удобным способом сумму: 523+846+177+4154.
- Найдите с+а, если а+(b+с)=6897 и b=6597.
Б) составление задач и упражнений самими учащимися. Такие задания учащихся приучают думать, мыслить, творить. Начинать эту работу необходимо с элементарных задний:
- составить вопрос;
- придумать аналогичную задачу, пример или составить выражение;
- составить самостоятельную работы для соседа;
- составить кроссворд;
- придумать сказку (с каждым шагом задания увеличиваются и требую больше творчества, а значит, мысли);
В) Проведение практических работ. При выполнении таких работ учащиеся на практике используют свои знания, умения и навыки. Учащиеся учатся измерять, вычислять, округлять.
Например:
- Постройте отрезок длиной 10 см.
- Постройте квадрат, если его площадь равна 20 кв.см.
- Измерьте длину, ширину и высоту вашей комнаты. Найдите объем.
- Найдите расстояние между городами с помощью географической карты.
Г) Организация работы над ошибками. Работа над ошибками планируется следующим образом:
1) Повторяется правило.
2) Решается тот же пример или задача.
3) Решается аналогичное задание.
4) Выполняется самостоятельная работа на внимание «Найди ошибку».
Например: Верно ли округлили? (Составить рисунок)
До целых:
- 1,692
- 1,12
- 37,437
- 802,3022802
Учащиеся представляют ответы в виде рисунков, по ним учитель сразу знает, где учащийся ошибся, а у доски он отвечает на вопрос «Почему неправильно?»
Д) Создание проблемной ситуации. Почти каждая задача включает в себя какую-то проблему. При разрешении проблемы обсуждаем различные варианты и предложения, даже если они не совсем правильные.
Например: при введении правила округления чисел рассматривается неравенство 3<3, 7<4. Каким числом лучше всего заменить 3, 7? Ответов два: а) числом 3; б) числом 4.
Обоснованием того, что надо взять число 4, может служить такой аргумент, что 3, 7 ближе к числу 4.
Е) Выполнение домашних заданий.
С целью обеспечения самостоятельности при выполнении домашних заданий и предупреждения перегрузки учащихся необходимо на уроках уделять внимание обучению:
а) алгоритмам действий;
б) решению текстовых задач;
в)выполнению практических работ на вычисление и построения; изготовлению моделей; выполнению рисунков, схем, таблиц.
Ж) Выполнение обучающих самостоятельных работ на внимание, творческих заданий. Выполнение таких заданий требует определенных умений и навыков от учащихся. Задания даются разноуровневые, посильные, включаются логические задания, которые решаются не по шаблону.
Тема: «Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями».
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать ранее сформированные компетенции учащихся: складывать, вычитать обыкновенные дроби, умножать и делить обыкновенные дроби на натуральное число в ходе творческой деятельности.
Развивающие: Развивать коммуникативные компетенции через применение на уроке различных форм взаимодействия: индивидуальной, парной, групповой,
Развивать познавательные процессы учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.);
Формировать представление об историческом развитии темы.
Воспитательные: Воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельность на уроке.
Тип урока: урок обобщение и систематизации знаний, умений и навыков.
Форма проведения урока: урок – экскурсия.
Класс: 5
Учебник: Мордкович А. Г.
Оборудование: презентация, карточки - самооценка, карточки №1 «Восстановите запись», карточки № 2 «Кухня Вычислений», карточки - гири № 3 «Тяжеловес» и «Супертяжеловес», Карточки № 4 «Башня Сравнений», нумерация групп, ПК, проектор.
Структура урока:
1. Организационный момент.
Постановка темы и целей урока
2. Актуализация опорных знаний
- кроссворд
3.Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков учащихся
-Исторический Зал
-Читальный Зал
- Кухня Вычислений
Физкультминутка.
-Тренажерный Зал.
- Башня Сравнений
4.Выставление оценок.
- Балкон Раздумий.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня этот урок математики у вас проведу я, меня зовут Татьяна Сергеевна.
Сегодня мы отправимся на экскурсию в удивительный замок. Но прежде, чем туда попасть вы должны отгадать, кто является хозяйкой замка.
Внимание загадка: Она бывает барабанная, а ещё бывает охотничья, и в математике она тоже существует. Что это такое? (Дробь)
И тема урока «Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями»
ЧЕЛОВЕК ПОДОБЕН ДРОБИ,
ЧИСЛИТЕЛЬ КОТОРОЙ ЕСТЬ ТО,
ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ
СОБОЙ, А ЗНАМЕНАТЕЛЬ- ТО,
ЧТО ОН ДУМАЕТ О СЕБЕ!
Л.Толстой
Откройте тетради и подпишите число, классная работа.
Ребята, какие операции с дробями вы уже умеете выполнять? (Складывать, вычитать, умножать и делить на натуральное число)
Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Какие умения и навыки мы будем совершенствовать? ( Совершенствовать умения и навыки складывать, вычитать обыкновенные дроби, умножать и делить обыкновенные дроби на натуральное число).
Я думаю, что нам всем вместе удастся добиться успеха в достижении поставленных целей.
По мере продвижения по замку, вы должны будете ставить сами себе оценки за выполнение задания на каждом остановочном пункте. Перед вами сигнальные карточки красная и зеленая. В том случае, когда вы будете согласны с ответом или выполненным заданием, то поднимаете зеленую карточку, если не согласны- то красную
Карточка- самооценки.
Замок Дробей | Самооценка |
Кроссворд | |
Читальный Зал | |
Кухня Вычислений | |
Тренажерный Зал | |
Башня Сравнений | |
Балкон Раздумий |
2. Актуализация опорных знаний.
А сейчас, внимание, нас ждет увлекательная экспедиция в Замок Дробей. (Презентация. Слайд 2)
Двери нашего замка закрыты. Чтобы отворить ее, нам необходимо разгадать кроссворд. ( Презентация. Слайд 3)
1 | з | н | а | м | е | н | а | т | е | л | ь | ||||||
2 | д | р | о | б | ь | ||||||||||||
3 | п | р | а | в | и | л | ь | н | а | я | |||||||
4 | о | б | ы | к | н | о | в | е | н | н | а | я | |||||
5 | д | р | о | б | н | а | я | ||||||||||
6 | н | е | п | р | а | в | и | л | ь | н | а | я | |||||
7 | ц | е | л | а | я |
1. Число, которое стоит под чертой.
2. Доля или сумма нескольких равных долей.
3. дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
4.Дробь, которая записывается с помощью черты.
5. какой частью смешенного числа 3 является ?
6. Дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю.
7. 1 является …. частью числа 1.
Поставьте оценку себе за выполнение этого задания в карточке - самооценки.
За все выполненные задания «5», За 5-6 – оценку « 4», менее 5 – оценку «3»
3. Совершенствование умений и навыков.
Прошу для начала пройти в исторический зал замка. (Презентация. Слайд 4)
- Первой дробью была дробь . Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте. (Презентация. Слайд 5)
В Древнем Китае вместо черты использовали точку. (Презентация слайд 6)
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. (Презентация слайд 7).
На Руси дроби называли долями, позже «ломаными» числами. В старых записях найдены следующие записи дробей. (Презентация слайд 8)
У нас есть поговорка: «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», оказались в затруднительном положении.
Итак, ребята, задача нашего исследования - выяснить, смогут дроби поставить нас в затруднительное положение или нет.
Переходим в читальный зал. А кто знает, что такое читальный зал? (Презентация слайд 9). Кругом много разных книг: интересных, умных. Но некоторые записи от времени стёрлись. Восстановим эти записи. (Работа в парах). (Презентация слайд 10).
Ваша задача за 2 минуты вместо многоточий поставить или слова или словосочетания. Так чтобы получилось целостное предложение.
Карточка 1.
1. Чтобы сложить дроби с … знаменателями, надо сложить их числители, а ….
2.Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями надо … , а знаменатель оставить без изменения.
3. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо ….
4.Чтобы умножить … дробь на натуральное число, надо её … на это число.
5. Если числитель дроби делится на натуральное число n , то чтобы разделить эту дробь на n, надо её числитель …
6. Если числитель дроби не делится на натуральное число n , то чтобы разделить эту дробь на n, надо её … на это число.
Проверяем. С помощью сигнальных карточек. Сегодня все эти правила, мы будем использовать при выполнении заданий.
Поставьте оценку себе за выполнение этого задания в карточке - самооценки. За все выполненные правильно – «5», За 5 правильно выполненных – «4», менее 5- оценка «3»
Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующими заданиями в Кухне Вычислений.
Карточка 2.Выполняем данное задание по вариантам
Вычислите: При выполнении этого номера вам надо вспомнить, умножение и деление обыкновенное дроби на натуральное число.
1 Вариант 1) . 3 = 1 2) : 5= 3) : 2 =
2 Вариант 1) . 3 =1 2) : 7= 3) : 3 =
Проверка по слайду. Подняли зеленую карточку, у кого получилось так. У кого получился другой ответ, подняли красную карточку (Выясняю причину ошибки)
Поставьте оценку себе за выполнение этого задания в карточке - самооценке. Всё выполнено правильно – «5», 2 задания выполнено правильно – «4», только одно правильно – «3»
Физкультминутка.
Продолжаем экскурсию. Внимание перед нами Тренажерный Зал.
Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела.
Вы устали ребята сейчас отдохнём,
Чтобы дальше идти по замку нам смело.
Дружно встали, делаем зарядку (если согласны с утверждением - руки вверх и встали на носочки, если нет -руки вперед и присели.)
1, 1-; 1-1= ; 3, 1; 1
Отдохнули? Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов продолжать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и в клетку тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ребята, мы всё ещё находимся в тренажерном зале. И сейчас объявляется конкурс по поднятию тяжестей. У вас на партах лежат гири с заданиями на категорию «Тяжеловес» и «Супертяжеловес»
Карточка № 3. «Тяжеловес»
Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? ( . 5=)
Карточка № 3. «Супертяжеловес»
Улитка за 7 минут проползла м. С какой скоростью ползет улитка? Какое расстояние она преодолеет за 9 минут? (: 7= м/мин . 9=м)
Каждый из вас выбирает « гирю» по силам и выполняет задание в тетради (выполнение заданий). Если кто то желает поднять сразу две гири пожалуйста.
Подведем итоги конкурса. Начнем с категории «Тяжеловес» (проверяем по слайду 15)
Поднимите гири те, кому оказалась по силам данная тяжесть.
Я вас поздравляю, вы - чемпионы!
А теперь борцы сильной категории «Супертяжеловес» проверьте себя. Поднимите гири те, кому оказалась по силам данная тяжесть. Я вас поздравляю, вы - суперчемпионы!
А если среди вас борцы, поднявшие обе гири?
А тем, кому не удалось выполнить задание, я советую не огорчаться, а дома позаниматься и потренироваться. И тогда всё получится.
Не забудьте поставить оценку себе за выполнение этого задания в карточке - самооценке
А сейчас мы поднимемся высоко- высоко по винтовой лестнице в Башню Сравнений. Здесь видимо что-то произошло, дроби находятся в беспорядке. А математика, как вы знаете, любит аккуратность и точность.
Класс разбивается на группы по 4 человека в каждой группе. Каждому дается вычислить один пример, а затем, решив все свои задания, необходимо записать ответ или в порядке возрастания или в порядке убывания. Формируется 6 или 7 групп. Если в одной группе не 4, а 3 человека то один ребенок выполняет два задания.
Задание: Вычислите и расположите дроби в нужном порядке. Четные группы располагают дроби в порядке возрастания, нечетные - в порядке убывания.
Карточка № 4.
1) () . 7 = . 7 = =3
2)() . 3 =() . 3= . 3= ==2
3) () : 5 = () : 5 = : 5= =
4) () . 2= . 2== =1
В порядке возрастания: 1; 2; 3.
В порядке убывания: 3; 2; 1.
Кто выполнял 4 задание, тот поднимает карточку синего цвета, если это правильно и карточку красного- если не правильно.
Поставьте оценку себе за выполнение этого задания в карточке - самооценке.
4.Выставление оценок.
Ребята. Нам осталась последний этап экскурсии на Балконе Раздумий.
Возьмите карточки - самооценки и оцените свою работу.
Кто оценил свою работу на «отлично»? Поднимите красную карточку.
Кто оценил свою работу на «хорошо»? Поднимите зеленую карточку.
Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?
Оценки за урок.
5. Итоги урока.
Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, не интересно на уроке математики. Я рада, что вы уйдете с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.
Вы действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать контрольную работу по данной теме.
6.Домашнее задание: Домашняя контрольная работа №5 страница 259., творческое задание придумать кроссворд на тему «Обыкновенные дроби»
Мы покидаем Замок дробей. Вы были активны и уверены в себе. Спасибо вам за отличную работу.
Самоанализ урока
Урок проводился в 5 классе. Класс сборный, основу его составляют учащиеся этой школы. В классе учащиеся с высоким потенциалом обучения (Голющук Денис, Болова Александра), выше среднего (Анисимова Настя, Назарян Лия, Борисова Аня ) , низким (Зябиш Николай, Шкленник Данил), все остальные дети обладают средним потенциалом обучения. Поэтому урок простроен с учетом индивидуальных способностей обучающихся.
На изучение главы « Обыкновенные дроби» отводится 34 ч. учебного времени. На изучение тем: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», « Сложение и вычитание смешенных чисел», «Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число » - 12 часов. Этот урок является заключительным по теме «Обыкновенные дроби». Перед этим уроком изучалась и закреплялась тема «Деление обыкновенных дробей на натуральное число». Следующий урок контрольная работа.
Тема урока «Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями».
Задачи:
-Образовательные: Совершенствовать ранее сформированные компетенции учащихся: складывать, вычитать обыкновенные дроби, умножать и делить обыкновенные дроби на натуральное число в ходе творческой деятельности.
-Развивающие: Развивать коммуникативные компетенции через применение на уроке различных форм взаимодействия: индивидуальной, парной, групповой.
Развивать познавательные процессы учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.); Формировать представление об историческом развитии темы.
-Воспитательные: Воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельность на уроке.
-Тип урока: урок обобщение и систематизации знаний, умений и навыков.
- Форма проведения урока: урок –экскурсия.
Урок имеет 6 этапов:
• Организационный момент
• Актуализация опорных знаний и умений
• Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков учащихся
• Оценка работы учащихся.
• Постановка домашнего задания. Инструктаж по его выполнению.
• Итог урока.
Время, отведённое на каждый этап урока, распределено рационально:
-Организационный момент - 2 мин.
-Актуализация опорных знаний и умений - 3 мин.
-Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков учащихся - 22
-Оценка работы учащихся. – 2 мин
-Постановка домашнего задания. Инструктаж по его выполнению.
- Итог урока. 1 мин.
Все этапы урока выполнены последовательно. На каждом этапе достигнута дидактическая цель.
Организационный момент – представилась, сообщила тему урока, процитировала эпиграф урока, вместе с детьми сформулировали задачи урока, познакомила с правилами работы на занятии.
Этап актуализации опорных знаний и умений провела в форме отгадывания кроссворда, дети вспомнили основной материал по рассматриваемой теме. Каждое задание проверялось с помощью сигнальных карточек. Устраняли обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствовали предметные компетенции.
На этапе систематизация и обобщение знаний, умений и навыков учащихся систематизируются, обобщаются и всесторонне проверяются знания учащихся, организована и целенаправлена познавательная деятельность учеников. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. На данном этапе используется дифференцированный подход к учащимся.
Все учащиеся были вовлечены в работу. При помощи создание игрового момента у детей развивались внимание, память, интерес к математике, через использование различных видов заданий чередовались письменные виды деятельности с устными. За счет смены видов деятельности обеспечивалась высокая работоспособность учащихся на уроке. Создание игровых ситуаций на уроках математики является одной из форм развития учебно- познавательной компетентности, повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельность на уроке, взаимопомощи, прививает навыки групповой работы. Так же формировались представление учащихся об историческом развитии темы. Так же на данном уроке развивалась личностная компетенция (готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку), при оценивании своих работ; коммуникативная (способ взаимодействия – работа в группах, парах)
Мною была использована мультимедийная презентация, т.к. данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
На уроке использованы личностно ориентированные технологии, технологии дифференцированного обучения. На уроке реализуются основные психологические и валеологические требования. Так была проведена физкультминутка, упражнения которой органически вплетается в канву урока. Микроклимат в классе доброжелательный, на уроке царит атмосфера сотрудничества учителя и учеников.
В конце учащимся даётся возможность оценить свою деятельность на уроке, поставить самооценку. Домашнее задание дано творческое и прокомментировано.
Урок был эмоционален и спокойно завершен. Цели урока были достигнуты полностью.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ТЕМЕ «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ»*
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | № урока | Виды самостоятельных работ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Десятичная запись дробных чисел (п.30) | 3ч | 1 2 3 | Изучение новой темы:
Выразить в а) метрах:13 см, 5 см, 217 см, 3 дм; б)в кг: 300 г, 1125 г, 15 г, 613г. 2)Самостоятельная работа на внимание: № 1144, 1146. Закрепление. 1)Игра на внимание «Хлопай-топай»: №1145 2)Проверка д/з № 1166. 3)Обучающая самостоятельная работа (два человека работают на обратной стороне доски): № 1148 4)Д/з с.184, №1167, 1168, 1171 (а). Комбинированный урок. 1)Самостоятельная работа на внимание по проверке д/з (1167-1168): верно-неверно. 2)Математический диктант (проверка записи десятичной дроби, аналогично №1166). 3)Проверяющая самостоятельная работа в двух вариантах. а)Выразить… б)Сравнить обыкновенные дроби… в)вычислить: № 1158. 4)Д\з: приготовить карточки с вопросами по теме № 1161, 1170, 1171(б) |
2 | Сравнение десятичных дробей (п.31) | 3ч | 4 5 6 | Урок изучение новой темы 1)Проверка д/з: №1161 в виде игры «Хлопай-топай». 2)Практическая работа с координатным лучом. 3)Работа с книгой (с.185-186) 4)Комментированное решение по правилу сравнения десятичных дробей: №1175-1179. 5)Д/з: №1200, 1203, 1204. Урок закрепления. 1)Работа по группам с консультантами: №1180-1184 с последующей проверкой у доски. 2)Д/з: №1185 (устно), №1201, 1205, приготовить вопросы по теме. Комбинированный урок. 1)Игра «Математические карты». (работа в парах). 2)Проверяющая самостоятельная работа в двух вариантах по теме «Сравнение десятичных дробей». 3)Д/з: № 1192, 1193, 1194 |
*Виленкин .Н.Я. Математика 5.-м.:Мимозина, 2008 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 7ч | 7 8 9 10 11 | Урок изучения новой темы. 1)Работа над ошибками в самостоятельной работе (проговорить несколько раз правило сравнения десятичных дробей и выполнять несколько упражнений). 2)Диалог с учащимися по новой теме. 3)Решение упражнений с применением правила сложения и вычитания десятичных дробей. 4)Д/з: № 1225, 1256, 1269 Урок закрепления. 1)Самостоятельная работа на внимание по проверке домашнего задания. 2)Решение упражнений по образцу: № 1209-1219. 3)Практическая работа с термометром (по образцу: №1237). 4)Д/з: №1263, 1266, 1267 Урок решения задач по группам (№1220, 1222,1224, 1225). 3)Обучающая самостоятельная работа: №1219 4)Д\з: №1257, 1257 Комбинированный урок. 1)Игра «Математические карты» 2)Практическая работа по проверке свойств сложения №1226, 1227. 3) Решение упражнений: №1228 4)Обучающая самостоятельная работа через копировальную бумагу: №1229 (два человека у доски) 5)Д/з: используя свойства сложения, решить №1263, 1261, 1241. Урок решения задач. Урок-улей: даются |
Карточка - самооценки.
Замок Дробей | Самооценка |
Кроссворд | |
Читальный Зал | |
Кухня Вычислений | |
Тренажерный Зал | |
Башня Сравнений | |
Балкон Раздумий |
Карточка - самооценки.
Замок Дробей | Самооценка |
Кроссворд | |
Читальный Зал | |
Кухня Вычислений | |
Тренажерный Зал | |
Башня Сравнений | |
Балкон Раздумий |
Читальный зал
1. Чтобы сложить дроби с (одинаковыми ) знаменателями, надо сложить их числители, а ( знаменатель оставить тем же )
2.Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, надо (из числителя уменьшаемого вычисть числитель вычитаемого), а знаменатель оставить без изменения.
3. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо ( привести дроби к общему знаменателю)
4.Чтобы умножить (обыкновенную) дробь на натуральное число, надо её (числитель умножить ) на это число.
5. Если числитель дроби делится на натуральное число n , то чтобы разделить эту дробь на n, надо её числитель (разделить на это число)
6. Если числитель дроби не делится на натуральное число n, то чтобы разделить эту дробь на n, надо её (знаменатель умножить) на это число.
Кухня Вычислений
1 Вариант 1) . 3 = 1 2) : 5= 3) : 2 =
2 Вариант 1) . 3 =1 2) : 7= 3) : 3 =
Тренажёрный зал
«Тяжеловес»
. 5= кг «Супертяжеловес»
1) : 7= м/мин
2). 9=м
Башня сравнений
1) () . 7 = . 7 = =3
2)() . 3 =() . 3= . 3= ==2
3) () : 5 = () : 5 = : 5= =
4) () . 2= . 2== =1
В порядке возрастания: 1; 2; 3.
В порядке убывания: 3; 2; 1.
1. Чтобы сложить дроби с … знаменателями, надо сложить их числители, а …………………………………………….
2.Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, надо ….. …………………………, а знаменатель оставить без изменения.
3. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо ….
…………………………………………………………………………………
4.Чтобы умножить … ………… дробь на натуральное число, надо её ……………………………………………… на это число.
5. Если числитель дроби делится на натуральное число n , то чтобы разделить эту дробь на n, надо её числитель ……………………………….
6. Если числитель дроби не делится на натуральное число n , то чтобы разделить эту дробь на n, надо её …………………………………………. на это число.
1. Чтобы сложить дроби с … знаменателями, надо сложить их числители, а …………………………………………….
2.Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, надо ….. …………………………, а знаменатель оставить без изменения.
3. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо ….
…………………………………………………………………………………
4.Чтобы умножить … ………… дробь на натуральное число, надо её ……………………………………………… на это число.
5. Если числитель дроби делится на натуральное число n , то чтобы разделить эту дробь на n, надо её числитель ……………………………….
6. Если числитель дроби не делится на натуральное число n , то чтобы разделить эту дробь на n, надо её …………………………………………. на это число.
Вариант: 1 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 5 3) : 2 | Вариант: 2 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 7 3) : 3 |
Вариант: 1 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 5 3) : 2 | Вариант: 2 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 7 3) : 3 |
Вариант: 1 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 5 3) : 2 | Вариант: 2 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 7 3) : 3 |
Вариант: 1 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 5 3) : 2 | Вариант: 2 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 7 3) : 3 |
Вариант: 1 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 5 3) : 2 | Вариант: 2 Задание. Вычислите: 1) . 3 2) : 7 3) : 3 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 | Задание. Вычислите: 1) () . 7 2)() . 3. 3) () : 5 4) () . 2 |
1 | 1 | 2 |
2 | 3 | 3 |
4 | 4 | 5 |
5 | 6 | 6 |
|
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
«Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? | «Тяжеловес» Масса пачки вафель- кг. Какова масса 5 таких пачек? |
Структура урока:
1. Организационный момент.
Постановка темы и целей урока
2. Актуализация опорных знаний
- кроссворд
3.Систематизация и обобщение знаний,
умений и навыков учащихся
-Исторический Зал
-Читальный Зал
- Кухня Вычислений
Физкультминутка.
-Тренажерный Зал.
- Башня Сравнений
4.Выставление оценок.
- Балкон Раздумий.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения...
Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах
Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики
Виды самостоятельной работы и их организация на уроках математики....
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспит...
«Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД ».
Вводная часть.Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми...
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД.
между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы;учащиеся получают все знания основ наук в гото...