Урок математики в 5 классе по теме "Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок изучения нового материала, с использованием информационных технологий и личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamoy_i_razvernutyy_ugol.chertezhnyy_treugolnik.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе.

Тема урока: «Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник».

Девиз урока: Дорогу осилит по ней человек идущий.

Цель урока:

Образовательная: дать понятие угла, классификацию углов в сравнении с развёрнутым и прямым, учить читать и записывать углы, закреплять ранее полученные знания  и умения выполнять действия с процентами, с десятичными дробями;

Развивающая: развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление учащихся в процессе решения задач, развитие познавательного интереса и любознательности учащихся, развитие умений самостоятельной работы, грамотно математическим языком излагать свою мысль;

Воспитательная: воспитывать ответственность перед поставленной задачей, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, чувство взаимопомощи;  формировать умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи и чертежи; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности.

Методическая: активизировать деятельность учащихся на уроке при выполнении заданий, используя  новый измерительный инструмент.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод проведения: рассказ учителя с элементами беседы с учащимися, использование информационных технологий и личностно-ориентированный подход к учащимся.

Методическое обеспечение: Компьютер, презентация «Виды углов», листы бумаги (5), угольники, плакат для устного счёта «Весёлые человечки».  На доске: кроссворд, «цепочки»  примеров,

 учебник математика 5 автор Н.Я. Виленкин, раздаточный материал (опорный конспект урока)

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устный счет
  3.  Объяснение нового материала
  4. Первичное закрепление нового материала
  5. Подведение итогов.

План урока.

I. Организационный момент:

В школе вы изучаете интересную и важную науку - математику. Сейчас она проникает почти во все отрасли знаний, являясь языком, на котором говорят другие науки. Раздел математики, где изучаются фигуры и их свойства, называется геометрией. Мы изучили очень важную и необходимую фигуру в геометрии – угол. Слайд 1-2. Презентация. Слайд 3-5 (мы должны на уроке показать следующие знания, и учитель поможет вам в этом).

Проверка наличия чертёжных принадлежностей: карандаш, чертежный треугольник, циркуль, ластик; ручка, тетрадь, учебник.

II. Проверка домашнего задания:

а) учащаяся у доски записывает решение  домашней задачи на проценты ,составленной вместе с родителями;

б) две воспитанницы выполняют работу по карточкам у доски самостоятельно;

в) учитель выполняет устные упражнения с классом.

III. Устный счёт.(презентация)

- С чего мы начинаем любой урок математики?

Упражнение №1. Прочитайте числа, сравните дроби.

Упражнение №2. Сколько рыб поймали ребята? Сосчитать примеры.

Упражнение №3. Решить два столбика примеров.

Упражнение №4. Ученик начертил квадрат и нашел его периметр и площадь. Получилось что  P=20см, S=36см.  Верно ли он посчитал?

Упражнение №5. Дан луч ОХ.  На нем отмечены две точки А и В. На какие фигуры эти точки разбивают луч?

Проверка домашней работы и задания по карточкам.

IV. Сообщение даты, темы, цели урока

V. Объяснение нового материала по плану

План:

- определение угла, понятие стороны и вершины угла;

- обозначение и запись угла;

- расположение точек относительно данного угла (рассмотреть рис. 161 стр. 279 в учебнике);

- сравнение углов при помощи наложения и запись сравнения;

- развернутый угол, примеры развернутого угла: часы, нитка с узелком, лист бумаги;

- прямой угол, построение прямого угла при помощи чертежного треугольника.

Понятие угла и его обозначение

Работа с треугольником и карандашом.

  1. Начертите прямую, назовите ее, отметьте на ней точку О
  2. Какие получили геометрические фигуры

  1. Что общего у этих лучей?
  2. Что еще можно сказать об этих лучах? (они лежат на одной прямой)
  3. Какое они имеют направление? (противоположное)

Вывод: такие лучи называются дополнительными друг к другу

Определение дополнительных лучей по учебнику

   

Что изображено на этих рисунках? (На I-IV – дополнительные лучи в разных положениях,V- лучи, но не дополнительные)

Задание:  Начертите два произвольных луча. Каждому из них постройте дополнительный.

Вывод. Определение развернутого угла.

Работа с листом бумаги.

На листе бумаги берется точка, лист перегибается по линии, проходящей через эту точку.

Вопросы:

  1. Сколько получилось развернутых углов? (2)
  2. Какие это углы между собой? (Равные)
  3. Еще раз согнем лист. Получим 4 равных угла. Каждый из них равен половине развернутого.  Такие углы называются прямыми?

Определение прямого угла по учебнику.

Построение прямого угла при помощи треугольника

VI. Практическая работа

  1. С помощью чертежного треугольника найдите среди углов, изображенных на чертеже, прямые углы, острые углы и тупые углы.http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/212440/img4.gif

Вместо точек поставьте одно из слов: “острый, прямой, тупой”

  EOK - …;   NAP - …;   LBM - …;   RCT - …;
  SDF - …;   XYZ - …

  1. а) Положи три спички так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай чертеж.

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/212440/img5.gif

б) Положи три спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж.

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/212440/img6.gif

Рассмотрим виды углов

Давайте вспомним, как мы можем сравнить углы?

VII. Физкультминутка

Покажите руками:

а) развернутый угол; б) прямой угол;

в) тупой угол; г) острый угол.

Психологический тест

Цель: оценить образно-логическое мышление(7 слайд)

Зачеркните “лишний” предмет в каждой рамке.http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/212440/img7.gif

По какому признаку сгруппированы остальные предметы?

Ответ: “Лишний” предмет: а) снеговик, б) трапеция, в) дорожный знак.

Признак группировки остальных предметов:

  • наличие углов,
  • наличие прямых углов,
  • наличие тупого угла.

VIII.  Закрепление изученного материала:

- ответы на вопросы учебника ( стр.281);

- решение задач и упражнений №1613, №1614, №1616,№1618; №1621;1622.

IX. Самостоятельная работа

 (учитываются индивидуальные особенности каждого ученика)

Вариант 1

1. Начертите угол и отметьте по одной точке внутри угла, вне угла и на сторонах угла.

2.  Найдите с помощью чертежного треугольника прямые углы и выпишите их.

3. Постройте квадрат со стороной 43мм.  Вычислите его периметр и площадь.

Вариант 2

1.  Какие точки, отмеченные на рисунке 169 стр.246,  лежат внутри угла АМК?  Какие точки лежат на сторонах угла?  Какие точки лежат вне этого угла?

2.  Найдите с помощью чертежного угольника прямые углы и выпишите их.

3.  Начертите развернутый угол и обозначьте его.

X. Подведение итогов:

 

  1. Домашнее задание:
  1. § 41, выучить определения № 1641 № 1643; №1642.
  2. Заполнить карточку
  • Карточка по закреплению изученной темы: «Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник»

ПРЯМОЙ

ОСТРЫЙ

ТУПОЙ

РАЗВЁРНУТЫЙ

РАВЕН

90

      

МЕНЬШЕ

90°

 

БОЛЬШЕ

90° 

 

РАВЕН ДВУМ ПРЯМЫМ УГЛАМ ИЛИ     2·90°

 

 Выберете и поместите в пустые клетки соответствующие углу картинки

 

1.Два дополнительных друг другу луча образуют………………..угол.

2.Фигуру, образованную двумя ……, выходящими из……..точки, называют……………!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник».

Открытый урок по теме «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник»....

Урок математики 7 класс "Сумма углов треугольника"

Тип урока: введение и  первичное закрепление новых знаний.Цель  урока: используя ранее изученный материал доказать теоремы о сумме углов треугольника, свойстве внешнего угла, ввести новые по...

Урок математики 7 класс "Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника"

С помощью данного урока можно проверить теоретический материал и посмотреть как ребята могут применить теорию на практике....

Методическая разработка урока «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.»

Методическая разработка урока «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.»...

Контрольная работа по теме "Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.", 5 класс

Контрольная работа по теме "Угол. Прямой и развернутый угол.  Чертежный треугольник.  Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.", 5 класс...

Презентация к уроку математики 5 класс "Виды углов. Чертежный треугольник"

Презентация к уроку математики 5 класс "Виды углов. Чертежный треугольник"...