Элективный курс "Сложности и пути решения текстовых задач"
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена тем, что именно решение текстовых задач является реальной подготовкой к решению повседневных проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, т.к. прикладное значение задач очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социальную и другие стороны нашей жизни.
Текстовые задачи включены в материалы ГИА, ЕГЭ и конкурсные экзамены. Практика показывает, что решение задач вызывает затруднение у учащихся, т.к. большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Научить решать задачи - значит научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект конструирования и изобретения.
Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретенных умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся, развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление.
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 9-го класса. Подобный подход возможен, т.к. каждая тема является вполне самостоятельной и не связана с другими. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов (из расчета по 1 часу в неделю в течение одного полугодия).
В данном курсе даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска их решения. По каждой теме проводится тест входного контроля знаний. Далее рассматриваются методы решения некоторых видов задач.
Техника решения задач отрабатывается в самостоятельной работе, работе в парах, индивидуальной работе (возможна консультация учителя).
Данный Элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовится к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в ВУЗы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Учебно-тематический план
Перечень тем, занятий | Названия тем, занятий | Количество часов |
Тема 1 | Текстовые задачи и техника их решения | 1 ч |
Занятие 1 | Введение в элективный курс | |
Тема 2 | Задачи на движение | 4 ч |
Занятие 2 | Теория. Входной тест | 1 ч |
Занятие 3 | Решение типовых задач на движение | 1 ч |
Занятие 4 | Практикум по решению задач | 1 ч |
Тема 3 | Задачи на совместную работу | 4 ч |
Занятие 5 | Теория. Входной тест. | 1 ч |
Занятие 6 | Решение типовых задач на совместную работу | 1 ч |
Занятие 7 | Практикум по решению задач | 1 ч |
Тема 4 | Задачи на проценты | 4 ч |
Занятие 8 | Теория. Входной тест. | 1 ч |
Занятие 9 | Решение типовых задач на проценты | 1 ч |
Занятие10-11 | Практикум по решению задач | 2 ч |
Тема 5 | Задачи на сплавы и смеси | 4 ч |
Занятие 12 | Теория. Входной тест. | 1 ч |
Занятие 13 | Решение типовых задач на сплавы и смеси | 1 ч |
Занятие14-15 | Практикум по решению задач | 2 ч |
Занятие 16 | Турнир. Решение задач по всем темам курса | 1 ч |
Занятие 17 | Заключительное. Подведение итогов | 1 ч |
Содержание изучаемого курса
Представленный элективный курс содержит 5 тем.
Первая тема « Текстовые задачи техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. При её раскрытии акцент делается на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение.
Ещё три темы - «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу»- закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках.
Тема «Задачи на проценты» содержит задачи, как школьного курса, так и задачи с экономическим содержанием, а также разные задачи, выходящие за курс школьной программы.
Цели курса:
Развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
Формирование у них полного представления о решении текстовых задач;
Воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
Помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;
Развивать и укреплять межпредметные связи;
Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
Основные методы и приемы решения текстовой задачи;
Классификацию текстовых задач и алгоритмы их решения.
уметь:
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
Использовать дополнительную математическую литературу.
Содержание программы
Текстовые задачи и техника их решения. (1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задачи его значение для построения математической модели.
Задачи на движение. (4ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
Задачи на совместную работу. (4ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
Задачи на проценты. (4ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Задачи на сплавы и смеси.(4ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора (« всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.
Возможные критерии оценок.
Структура задач по темам «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу», «Задачи на проценты»:
- тест – I уровень (максимальное количество баллов – 5);
- задачи для работы в парах – II уровень (по 1 баллу за каждую верно решенную задачу);
- задачи на листах для самостоятельной работы – III уровень (2 балла - решил самостоятельно; 1 балл решил с подсказкой учителя).
Рейтинговая таблица (составляется по каждой теме).
Например:
Список учащихся | Задачи на движение | Общий итог | ||
I - уровень | II- уровень | III- уровень | ||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
… |
Форма контроля знаний - проверка самостоятельно решенных задач.
Список ресурсного обеспечения
Литература:
- Григорьева Г.И.Текстовые задачи: сложности и пути их решения.Алгебра.9 класс.-Волгоград:ИТД «Корифей»,2007.
- Алгебра:Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/Ш. А. Алимов,Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др. -10-е изд. –М.:Просвещение,2004.
- Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике.- Саратов:Лицей,2003.
- Башарин Г.П. Элементы финансовой математики.//Математика, 1996,16
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии . Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по биол. и хим. Спец.-М.:Просвещение,1989.
- Лурье М.В., Александров Б.И. задачи на составление уравнений. Учебное руководство. - М: Наука,1990.
- П.И.Алтынов, Л.И Звавич, А.И Медяник и др. Математика: 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2000.
Электронные образовательные ресурсы:
- Министерство образования и науки Российской федерации.http://www.mon.gov.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки( Рособрнадзор). http://www.obrnadzor.gov.ru
- Федеральный центр тестирования. http://www.rustest.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал. http://www. School.edu.ru
- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://www. en.edu.ru
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru
- Российский портал открытого образования. http://www.openet.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Элективный курс по физике "Методы решения задач повышенной сложности" 11 класс
Программа элективного курса по физике для 11 класса...
Элективный курс "Физическая культура - путь к успеху"
Данный курс был зарегистрирован Региональным экспертным советом при АППО в 2008 г.. Курс знакомит с элементарными основами теории физической культуры, формирует практические навыки самоконтроля антроп...
Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"
Программа курса по физике содержит материал по более углубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электричество»....
Программа элективного курса "Уроки Холокоста - путь толерантности"
Цель элективного курса - создание условий для ознакомления учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста, формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечестве...
Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования
За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...