Элективный курс "Сложности и пути решения текстовых задач"
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена тем, что именно решение текстовых задач является реальной подготовкой к решению повседневных проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, т.к. прикладное значение задач очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социальную и другие стороны нашей жизни.
Текстовые задачи включены в материалы ГИА, ЕГЭ и конкурсные экзамены. Практика показывает, что решение задач вызывает затруднение у учащихся, т.к. большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Научить решать задачи - значит научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект конструирования и изобретения.
Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретенных умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся, развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление.
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 9-го класса. Подобный подход возможен, т.к. каждая тема является вполне самостоятельной и не связана с другими. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов (из расчета по 1 часу в неделю в течение одного полугодия).
В данном курсе даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска их решения. По каждой теме проводится тест входного контроля знаний. Далее рассматриваются методы решения некоторых видов задач.
Техника решения задач отрабатывается в самостоятельной работе, работе в парах, индивидуальной работе (возможна консультация учителя).
Данный Элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовится к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в ВУЗы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Учебно-тематический план
Перечень тем, занятий | Названия тем, занятий | Количество часов |
Тема 1 | Текстовые задачи и техника их решения | 1 ч |
Занятие 1 | Введение в элективный курс | |
Тема 2 | Задачи на движение | 4 ч |
Занятие 2 | Теория. Входной тест | 1 ч |
Занятие 3 | Решение типовых задач на движение | 1 ч |
Занятие 4 | Практикум по решению задач | 1 ч |
Тема 3 | Задачи на совместную работу | 4 ч |
Занятие 5 | Теория. Входной тест. | 1 ч |
Занятие 6 | Решение типовых задач на совместную работу | 1 ч |
Занятие 7 | Практикум по решению задач | 1 ч |
Тема 4 | Задачи на проценты | 4 ч |
Занятие 8 | Теория. Входной тест. | 1 ч |
Занятие 9 | Решение типовых задач на проценты | 1 ч |
Занятие10-11 | Практикум по решению задач | 2 ч |
Тема 5 | Задачи на сплавы и смеси | 4 ч |
Занятие 12 | Теория. Входной тест. | 1 ч |
Занятие 13 | Решение типовых задач на сплавы и смеси | 1 ч |
Занятие14-15 | Практикум по решению задач | 2 ч |
Занятие 16 | Турнир. Решение задач по всем темам курса | 1 ч |
Занятие 17 | Заключительное. Подведение итогов | 1 ч |
Содержание изучаемого курса
Представленный элективный курс содержит 5 тем.
Первая тема « Текстовые задачи техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. При её раскрытии акцент делается на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение.
Ещё три темы - «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу»- закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках.
Тема «Задачи на проценты» содержит задачи, как школьного курса, так и задачи с экономическим содержанием, а также разные задачи, выходящие за курс школьной программы.
Цели курса:
Развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
Формирование у них полного представления о решении текстовых задач;
Воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
Помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;
Развивать и укреплять межпредметные связи;
Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
Основные методы и приемы решения текстовой задачи;
Классификацию текстовых задач и алгоритмы их решения.
уметь:
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
Использовать дополнительную математическую литературу.
Содержание программы
Текстовые задачи и техника их решения. (1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задачи его значение для построения математической модели.
Задачи на движение. (4ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
Задачи на совместную работу. (4ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
Задачи на проценты. (4ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Задачи на сплавы и смеси.(4ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора (« всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.
Возможные критерии оценок.
Структура задач по темам «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу», «Задачи на проценты»:
- тест – I уровень (максимальное количество баллов – 5);
- задачи для работы в парах – II уровень (по 1 баллу за каждую верно решенную задачу);
- задачи на листах для самостоятельной работы – III уровень (2 балла - решил самостоятельно; 1 балл решил с подсказкой учителя).
Рейтинговая таблица (составляется по каждой теме).
Например:
Список учащихся | Задачи на движение | Общий итог | ||
I - уровень | II- уровень | III- уровень | ||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
… |
Форма контроля знаний - проверка самостоятельно решенных задач.
Список ресурсного обеспечения
Литература:
- Григорьева Г.И.Текстовые задачи: сложности и пути их решения.Алгебра.9 класс.-Волгоград:ИТД «Корифей»,2007.
- Алгебра:Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/Ш. А. Алимов,Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др. -10-е изд. –М.:Просвещение,2004.
- Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике.- Саратов:Лицей,2003.
- Башарин Г.П. Элементы финансовой математики.//Математика, 1996,16
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии . Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по биол. и хим. Спец.-М.:Просвещение,1989.
- Лурье М.В., Александров Б.И. задачи на составление уравнений. Учебное руководство. - М: Наука,1990.
- П.И.Алтынов, Л.И Звавич, А.И Медяник и др. Математика: 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2000.
Электронные образовательные ресурсы:
- Министерство образования и науки Российской федерации.http://www.mon.gov.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки( Рособрнадзор). http://www.obrnadzor.gov.ru
- Федеральный центр тестирования. http://www.rustest.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал. http://www. School.edu.ru
- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://www. en.edu.ru
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru
- Российский портал открытого образования. http://www.openet.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/20/picture-25870.jpg)
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-282785-1377032262.jpg)
Элективный курс по физике "Методы решения задач повышенной сложности" 11 класс
Программа элективного курса по физике для 11 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400577-1391815099.jpg)
Элективный курс "Физическая культура - путь к успеху"
Данный курс был зарегистрирован Региональным экспертным советом при АППО в 2008 г.. Курс знакомит с элементарными основами теории физической культуры, формирует практические навыки самоконтроля антроп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/06/picture-704023-1446841525.jpg)
Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"
Программа курса по физике содержит материал по более углубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электричество»....
Программа элективного курса "Уроки Холокоста - путь толерантности"
Цель элективного курса - создание условий для ознакомления учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста, формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечестве...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/25/picture-887455-1716608841.jpg)
Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования
За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...