Урок по теме: "Правописание суффикса -чик (-щик)"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Правописание суффикса -чик (-щик)
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик(-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.
Задачи: 1. Обучающая: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик), научиться правильно писать -чик, -щик; устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах.
2. Развивающ.: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
3. Воспитат.: вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksa_-chik_-shchik.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Правописание суффикса -чик (-щик)
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик(-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.
Задачи: 1. Обучающая: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик), научиться правильно писать -чик, -щик; устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах.
2. Развивающ.: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
3. Воспитат.: вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Всё внимание на меня. Проверяем вашу готовность к уроку: на столе у вас учебники, тетради, дневники, ручки и карандаши. Молодцы!
2. Повторение изученного. В начале урока мы повторим изученный материал: а. Работа по карточкам (5 человек)
б. У доски работает________________ (синт.разбор предложения + 2 сущ по составу). К доске выходим с дневником!
в. а все остальные работают вместе со мной: 1. Какую часть речи мы изучаем? слайд
Фронтальный опрос: 1. . Имя существительное-это часть речи, которая обозначает действие предмета? верно? слайд
3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? Верно? слайд
4. . К разносклоняемым существительным относятся 10 сущ-ых среднего рода на -мя и сущ мужского рода путь? слайд. Назовите эти 10 сущ-ых среднего рода на -мя (слайд)
Хорошо, а сейчас докажем, что данные сущ-ые разносклоняемые. для этого просклоняем сущ-ое время. К доске идёт.......... И.п время Р.п времени Д.п. времени В.п. время Тв.п временем П.п о времени. Итак, докажи, что сущ время является разносклоняемым ( у данного сущ-ого в Р.,Д., П.падежах единственного числа окончания сущ-ых 3-го склонения -и; а в ТВ.п окончание сущ-ых 2-го склонения - ЕМ)
5. Несклоняемые имена существительные-это существительные, которые... Продолжите. ..........(не изменяются по падежам,т.е. не склоняются. Они имеют во всех падежах одну и ту же форму слова; например: радио, пальто. К нескл. отн-ся многие сущ-ые иноязычного происхождения, с конечными гласными-О,Е,И,У,Ю и с конечным ударным А. Иногда бывает трудно определить род нескл сущ-ых: нескл.неодуш.сущ относятся в основном к м.р или ср.р: осеннее пальто, чёрный кофе. нескл одуш. относятся к Ж.р,если обозначают лиц женского пола,если же обозначают лиц м.пола или животных, то к М.роду.)
7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к мужскому, и к женскому роду. Как называются данные сущ-ые? .......(сущ общего рода,т.к. обозначают качества людей, они относятся к м,р, если обозначают лиц мужского пола, или к Ж.р,если лиц женского пола).
8. Когда НЕ с сущ-ыми пишется слитно, а когда раздельно? ..........(правило+ примеры) А мы проверяем по таблице. Очень хорошо, мы повторили основные сведения по теме "Имя сущ-ое".
Собираем карточки.
Ребята, внимание на доску: _....... выполнял(а) синтаксический разбор предложения и разбор сущ. по составу. Ученик устно объясняет ход работы. ? Каким способом было образовано слова, от какого слова. Оценка.
3. Новый материал. Давайте вспомним: из каких морфем состоит слово? С помощью каких морфем могут быть образованы новые слова? ( фронт.опрос; актуализация изученного ранее материала)
? Что такое суффикс? (ответы учащихся), слайд Образуйте от слова лес при помощи суф сущ-ые.
Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока "Правописание суффикса -чик(-щик)".Цель нашего урока: познакомиться с суффиксом -чик(-щик),с правилом написания букв Ч и Щ в суффиксе.
Слайд. Посмотрите на слова: объездчик обойщик
прокатчик фонарщик
грузчик танцовщик
разносчик прицепщик
перебежчик съёмщик
Создаю ситуацию затруднения: Что обозначает в этих словах значимая часть слова- суффикс -чик(-щик)? (обозначает человека по профессии и роду занятий)
Представьте, что на несколько минут вы превратились в учёных, внимательно рассмотрите слова, сопоставьте их, попробуйте самостоятельно сформулировать правило о правописании суффикса -чик, -щик. ( выводы ребят, запись примеров в тетрадь)
Я хочу обратить ваше внимание на вот такую "запоминалочку" (слайд) (память:зрит, слух, образн, эмоцион). Зарисуйте эту "запоминалку" в тетради (трафарет приготовлен заранее для каждого ученика/ на парте).
Выводы наши хороши, но давайте проверим себя по учебнику: совпадают ли они с правилом, с новой орфограммой. Открываем учебники на странице 102 и читает орфограмму ___________. Обратите внимание на то, как оформляется данная орфограмма на письме.
4. Закрепление.1 Записать в два столбика слова с суффиксом -чик(-щик), проговаривая условия выбора буквы ч или щ, правильно обозначая орфограмму на письме. (слайд)
Отвечать у доски будет .........
(Извозчик, обходчик, резчик, прессовщик, разведчик, подборщик, смазчик, укладчик. наборщик, формовщик, грузчик).
Физминутка
2. А сейчас у нас лексический диктант. Кто подскажет ,что это такое? (по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму).
У доски работает ...........
1. Рабочий, специалист по бетонным работам.
2. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.
3. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь.
4. Работник бани, обслуживающий посетителей.
5.Специалист по типографскому набору.
6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.
7. Лицо, которое снимает, арендует помещение.
8. Работник буфета.
9. Рабочий, занимающийся ремонтом крыш.
Проверка слайд
3. Запишите 3 предложения, вставив пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Работает у доски.....
Слайд
1.Барабан_ики яростно колотили в барабаны.
2. Рабочие передавали смен_икам станки.
3. Резко сигналили шофёры, сновали агенты, груз_ики в форменных фуражках, покрикивали воз_ики.
Молодцы, с этим заданием вы также успешно справились.
4. Тест (5 вопросов). Орфограмму изучили, предлагаю вам проверить свои знания.
Все справились? Давайте проверим (слайд с ответами). Несколько работ берёт учитель на проверку.
5. Итоги. Урок подходит к концу, давайте сделаем вывод:
1 От чего зависит выбор суффикса -чик или -щик? ( выбор суффикса -чик или -щик зависит от предшествующей суффиксу согласной буквы)
2. Когда пишется суффикс -чик? Примеры
3. Когда пишется суффикс -щик? Примеры.
6. Д/з: Открываем дневники и записываем на ........домашнее задание: орфограмма 33 на странице 102 (выучить), упражнение 247.
Оценки за ответ на уроке получают__________________. Оценки в дневники.
Спасибо за урок.
Тест. 1 вариант
1. В каком слове пишется суффикс -чик?
а. свар_ик
б. упаков_ик
в. забой_ик
г. груз_ик
2. В каком слове пишется суффикс -щик?
а. буфет_ица
б. объезд_ик
в. прессов_ик
г. автомат_ик
3. В каком слове в суффиксе пропущена буква Щ?
а. вертолёт_ик
б. рассказ_ик
в. приказ_ик
г. компьютер_ик
4. В каком слове пропущена буква Ч?
а. экскаватор_ик
б. камен_ик
в. смен_ик
г. аппарат_ик
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а. перевод_ик, переплёт_ик, камен_ик
б. пиль_ик, воз_ик, перепис_ик
в. перебеж_ик, набор_ик, перевоз_ик
г. подпис_ик, извоз_ик, проход_ик.
Ответы: 1 г; 2 в; 3 г; 4 г; 5 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Правописание имен существительных с суффиксами –чик-, -щик-. 6 класс.
На уроке использована ролевая игра "Слет специалистов", которая снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности,прочные и глубокие знания. Игра развивает устойчивый интерес ...
Конспект урока на тему:"Правописание -н-нн в суффиксах причастий".
Данный урок выстроен в соответствии с методическими принципами технологии личностно ориентированного обучения и нацелен на систематизацию и обобщение знаний учащихся по одной из сложных тем .Содержани...
Открытый урок по теме: "Правописание Н и НН в суффиксах причастий"
Урок обобщения и систематизация материала о правописании Н и НН в суффиксах причастий...
Презентация к уроку по теме "Правописание н- и нн- в суффиксах причастий" 7 класс
Презентация является хорошим наглядным приложением к теоретическому материалу урока....
урок по теме "Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи"
Разработка открытого урока по русскому языку для 11 класса...
УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
....
Презентация к уроку по теме Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тема " Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных"...