Урок математики в 5 классе по теме «Площади и объемы»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Дубинко Людмила Ивановна

Цели:

образовательная: провести диагностику усвоения системы знаний и умений каждого ученика в нахождении площадей и объемов, научить обобщать и систематизировать полученные знания, осмысливать материал, делать выводы;

развивающая: активизировать и развивать мышление, кругозор, внимание, память, наблюдательность, сообразительность, стимулировать интерес к познавательной деятельности;

воспитательная: содействовать рациональной организации труда, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokploshchadi_i_obmy.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок в 5 классе по теме «Площади и объемы»

Учитель математики МОУ СОШ №5 с. Журавского Дубинко Людмила Ивановна.

Цели:

образовательная: провести диагностику усвоения системы знаний и умений каждого ученика в нахождении площадей и объемов, научить обобщать и систематизировать полученные знания, осмысливать материал, делать выводы;

развивающая: активизировать и развивать мышление, кругозор, внимание, память, наблюдательность, сообразительность, стимулировать интерес к познавательной деятельности;

воспитательная: содействовать рациональной организации труда, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища.

Задачи урока:

 диагностировать уровень обученности учащихся в нахождении площадей и объемов простейших геометрических фигур;

 развивать математическую культуру;

 активизировать познавательный интерес к изучению предмета;

 воспитывать настойчивость в достижении поставленных целей.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, коммуникативно-развивающий.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point 2007, набор «Пентамино», конверты с заданиями, лист для рефлексии.

Структура урока:

1. Мотивационная беседа, которая завершается постановкой интегрирующей цели – игровой замысел (2 мин).

2. Сообщение правил игры (2 мин).

3. Игровые действия, включающие актуализацию опорных знаний (10 мин).

4.Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на данном этапе обучения (20 мин).

5. Подведение итогов игры, урока (2 мин).

7. Домашнее задание (1 мин).

8. Рефлексия (3 мин).

Ход урока.

1. Мотивационная беседа

Учитель начинает урок со стихотворения:

Друзья мои! Сегодня с вами мы в космос вместе полетим.

Столкнемся с новыми мирами И все задания решим.

Я знаю, каждый в классе – гений!

Но без труда талант не впрок.

Пусть с вами будет вдохновенье!

Мы начинаем наш урок.

Объявляется тема урока и форма его проведения – дидактическая игра «Космическое путешествие».

2. Правила игры

Для того, чтобы начать игру, необходимо провести выборы командира корабля, штурмана и бортинженера. Остальные ученики – космонавты – исследователи, которые будут работать по различным направлениям: исследовать атмосферные явления, проводить биологические эксперименты, изучать космическое пространство.

В космическом корабле три отсека: в первом отсеке находятся запасы воздуха, воды, пищи, там же - каюты исследователей и экипажа; второй отсек – приборный, где производится радиосвязь, телесвязь, проверяется работа двигателей; в третьем отсеке работают командир, штурман и исследователи космического пространства.

Полет начинается, а значит, начинается серьезная работа. (Правила игры сообщены, чем задается психологический настрой, снимается нервно-психическое напряжение. Правила помогают направлять процесс и регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой).

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель объявляет о начале выборов командира корабля, штурмана и бортинженера, знакомит с правилами проведения конкурсов:

1) Командир корабля должен знать очень много о космосе, о космическом корабле, знать математические формулы и уметь их применить в полете.

- Перед вами пентамино (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Эта игра требует внимания, терпения, сообразительности, хорошо тренирует воображение и логику мышления. Вам нужно сложить из фигурок пентамино космонавта и ракету (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Найти их площадь. Командиром нашего космического корабля станет тот, кто первым правильно справится с заданием.

Штурман – специалист по управлению кораблем, он прокладывает курс, отмечает движение корабля по карте, а значит, он должен знать, как вычислить расстояние, скорость, время, должен уметь ориентироваться в космическом пространстве.

Штурманом станет тот, кто первым правильно решит задачу:

Скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца 30 км/с. Какой путь пройдет по орбите Земля за время нашего урока?

3. Бортинженер – специалист в области техники на корабле, значит, он должен уметь различать виды кораблей, уметь работать с двигателями, с различными приборами, осуществляющими полет корабля.

Требуется выполнить задание: найти объем фигуры, изображенной на рисунке. Бортинженером станет тот, кто правильно и быстро выполнит работу.

Итак, экипаж корабля есть, корабль готов к полету. Остальные ребята – космонавты-исследователи, работающие по трем направлениям (распределение по группам определяется жеребьевкой):

1-я группа – метеорология (наука об атмосферных явлениях);

2-я группа – биология;

3-я группа – исследование космического пространства.

Командир корабля координирует 1-ю группу исследователей, бортинженер – 2-ю группу, штурман – 3-ю группу.

4. Игровые действия.

Учитель вместе с учениками выходит на связь с центром управления полетом.

ГОЛОС: На связи центр управления полетом! Послушайте второе задание. Запишите формулу площади квадрата. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на доску! (Конверт № 2 для каждой из групп).

1-я группа.

Самое крупное землетрясение на земном шаре было зарегистрировано на территории, имеющей площадь квадрата со стороной 21 км. Какова площадь территории?

2-я группа.

Сколько человек можно разместить в квадрате со стороной 100 м, если на 1 могут поместиться 4 человека?

3-я группа.

На фотографии, сделанной в космосе, исследователи увидели необычное светлое пятно, имеющее форму квадрата со стороной 25 м. Найдите площадь светлого пятна.

ГОЛОС: На связи центр управления полетом! Послушайте третье задание. Запишите формулу площади прямоугольника. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на экран! (Конверт № 3 для каждой из групп).

1-я группа.

Очень сильный шторм нанес большие разрушения на площади, имеющей форму прямоугольника размерами 1200 м и 1750 м. Найти площадь участка.

2-я группа.

Найти площадь помещения, где находятся велотренажеры, если оно имеет форму прямоугольника размерами 2500 см и 1700 см.

3-я группа.

Через иллюминаторы космонавты увидели полярное сияние на территории, имеющей форму прямоугольника, длина которого 152 км, а ширина 156 км. Найти площадь.

ГОЛОС: Послушайте четвертое задание. Запишите формулу объема куба. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на экран! (Конверт № 4 для каждой из групп).

1-я группа.

Найти объем куба с ребром 30 см, в который помещен метеорологический зонд.

2-я группа.

Найти объем аквариума с золотистыми водорослями-хризофатами, если он имеет форму куба с ребром 50 см.

3-я группа.

Найти объем космической станции, имеющей форму куба с ребром 40 см.

ГОЛОС: Последнее задание! Внимание! Запишите формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Что означают входящие в нее буквы? Желаю удачи! (Конверт № 5 для каждой из групп).

1-я группа.

Найти объем отсека, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, если a=3, b=2, c=5.

2-я группа.

Найти объем отсека, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, если a=7, b=4, c=2.

3-я группа.

Найти объем отсека, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, если a=6, b=3, c=5.

5. Подведение итогов урока.

Сообщение из центра полетом подводит итог игре.

ГОЛОС: Центр управления полетом благодарит исследователей и экипаж за четкие действия и слаженную работу. Все члены экипажа и космонавты-исследователи получают «отлично» по результатам исследований.

6. Домашнее задание.

Ученики получают творческое домашнее задание: записать задания для следующего сеанса связи - придумать задачу на нахождение объема куба или прямоугольного параллелепипеда.

7. Рефлексия.

Из центра управления полетом пришла телеграмма:

«Командиру экипажа тчк подтвердите итог работы вашей группы- метеорологов тчк какие вопросы вы решали во время полета зпт с помощью каких формул?

Бортинженеру тчк какие задачи решала ваша группа зпт какими методами?

Штурману тчк Какие возникли трудности в процессе работы вашей группы?

Ответ телеграфируйте тчк»

С учащимися обсуждается работа на уроке, выясняется, что нового узнали, с помощью каких формул, отправляется телеграмма в центр управления полетом (Лист для рефлексии, конверт № 6) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Телеграмма в центр управления полетом о выполнении задания

В ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ТЧК

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ СООБЩАЕМ

ПРИ РЕШЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ФОРМУЛЫ _______________________________________________________________________ЗПТ

НАХОДИЛИ ПЛОЩАДИ____________________________________________________ЗПТ

НАХОДИЛИ ОБЪЕМЫ_____________________________________________________ТЧК

БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЧК

ЖДЕМ НОВЫХ ЗАДАНИЙ ТЧК

ЭКИПАЖ КОРАБЛЯ И КОСМОНАВТЫ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ 5 КЛАССА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский урок математики в 5 классе по теме "Площади и объемы"

Конспект урока с разработанными приложениями с элементами исследования....

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Площади и объемы"

Презентация с заданиями и самостоятельной работой для урока математики в 5 классе по теме "Площади и объемы"...

Открытый урок в 5 классе на тему: Площади и объемы

Повторение и обобщение знаний по теме "Площади и объемы", подготовка к контрольной работе.Развитие вычислительных навыков, устного счета, мышления, умения и навыков решать задачи на применение формулы...

урок математики 5 класс по теме"Площадь прямоугольника"

урок по проблемному обучению , в рамках новых стандартов для 5 класса.Учебник Зубаревой, Мордкович...

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Площадь прямоугольника"

В презентации представлено понятие площади фигуры, дан материал для устного счёта и закрепления....

Тест по математике в 5 классе по теме "Площади и объемы"

Итоговое тестирование по теме "Площади и объемы" в двух вариантах. каждый вариант содержит 9 заданий части А и 1 задание части В. Задания части А требуют только выбор варианта ответа, задание части В ...

Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР" 5 класс

Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР",  5 класс...