Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа
методическая разработка по алгебре на тему
Выступление на Районном методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_formirovnie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении учителей математики 03.11.10 по теме:
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа.
Работа по теме самообразования учителя математики МОУ СОШ №1
г. Завитинска Паневиной Надежды Николаевны.
Над данной темой настала необходимость работать в 2008 году, когда пришли пятиклассники. При работе на уроках мы наблюдали у детей расторможенность, агрессивность и грубость по отношению к друг- другу, родителям, взрослым, неумение слушать и слышать мнение товарища. Тесная работа с классным руководителем Трутневой Любовь Афанасьевной, выявила что обучающиеся в основном живут в социально не защищенных семьях. Учащиеся не верили в собственные силы, не имели своего мнения, не умели принимать собственное решение. При анализе всех трудностей адаптационного периода, изучив коллектив детей по психологическим особенностям, проведя контрольные срезы по предметам, наблюдая детей в урочное и внеурочное время, коллектив педагогов выявил круг проблем и пути их решения. Самым главным для этих детей было принять и поверить в слова: «Я тебя люблю. Мы рядом. Мы вместе и мы всё преодолеем».
На уроках учащиеся работали только под руководством учителя, с обязательной работой у доски одноклассника, либо учителя.
Вся трудность состояла в том, что надо было заново формировать у учащихся работать самостоятельно.
Внешняя форма самоконтроля была неосознанной, только желание получить хорошую отметку двигало учениками в выполнении заданий.
Что значит управлять своей деятельностью? В условиях школы возможно формирование лишь некоторых элементов:
- Ученик корректно осуществляет учебные действия;
- Достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в данный момент и осознает это;
В целом, сформирован механизм самоконтроля, если ученик совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы.
Если ученик, не может вспомнить информацию, которая ему нужна и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован.
Для работы я изучила теоретические материалы по управлению и развитию самоконтроля.
Психологически более оправдано, сделать этот процесс управляемыми целенаправленным.
Первый этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль. Для этого учитель должен:
- Показать учащимся, что любое учение органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения.
- Ознакомит учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков.
- Сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля.
- Выставляя оценку, объяснить её, исходя из критериев оценки.
- Просить учащегося самого оценить свою работу и объяснить поставленную оценку.
- Просить товарища оценить работу своего одноклассника, опираясь на критерии указанные учителем.
- Научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
На втором этапе: ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого на уроках необходимо:
- Организовать взаимопроверку на уроке самостоятельных упражнений, домашней работы, самостоятельной работы;
- Предложить учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, хода решения, попытаться предложить другой вариант решения, или ответа;
- Приучить контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопроса учителю;
- Демонстрировать учащимся типичные ошибки.
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность, так развивается навык самоконтроля.
Третий этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию. Самоанализ и самооценка предполагает определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определить эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей деятельности. Самокоррекция - необходимый этап для успешного продолжения самообразования. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:
- Приучить учащихся при выполнении домашней работы проверить степень усвоения материала путем составления плана прочитанного, пересказа главных мыслей, отвечать на поставленные вопросы, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной.
- Выработать привычку у учащихся анализировать полученные результаты.
- Не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать.
- Не спешить с упреками, если ученик завышает оценку.
- Приучить контролировать свою деятельность по результату.
Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагаю несколько:
- Групповое занятие- консультация по теме.
- Дополнительное задание (карточка) для отработки неустойчивого навыка.
- Использование контрольных материалов: тесты, контрольные карточки, можно с ответами и рекомендациями.
В своей работе стараюсь руководствоваться принципами доступности и посильности. Результаты самоконтроля вношу в журнал- это тоже стимулирование учащихся на более высокий результат.
Совершенно очевидно, что самый трудный вопрос – как дифференцировать учащихся, по каким критериям выделять их особенности.
Предлагаю следующие критерии:
- Обученность- общие умственные способности , а также особенности умственного развития, внимания, память, самостоятельность, темп работы.
- Учебные умения- общеучебные и специальные умения и навыки, самоорганизация, способность к самообразованию.
- Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и навыков (элемент успешности).
- Познавательные интересы (на фоне мотивации).
- Деятельностные интересы- мотивы деятельности, образовательные намерения, социальные стимулы.
- Уровень работы с учебным материалом:
- Репродуктивный уровень: умение воспроизвести признаки понятий, законов, решать поставленные задачи по образцу, что позволяет формировать достаточно обобщенные и прочные связи.
- Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению связей между понятиями.
- Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно- следственные связи, делать обобщения и выводы.
На основании результатов обследования я разделяю учащихся на группы:
- я группа- учащиеся характеризуются слабой обученностью, недостаточной развитостью психических показателей. С трудом работают на репродуктивном уровне. Познавательных интересов нет.
- я группа- достаточная обученность. Основные психические показатели обученности в норме. Общеучебные навыки сформированы слабо. Хорошо работают на репродуктивном уровне, выполняют задания на конструктивном уровне. Есть спонтанные познавательные интересы. Мотивы деятельности соответствуют возрасту.
- я группа хорошая обученность, основные психические показатели в норме. Общеучебные навыки сформированы. Активно работают на конструктивном уровне, пытаются осваивать творческий уровень. Есть устойчивые познавательные интересы. Имеют устойчивые образовательные намерения. Мотивы деятельности соответствуют возрасту. Социально стимулированы.
- я группа- хорошая обученность. Основные психические показатели обучаемости в норме. Общеучебными навыками владеют в полном объеме. Активно работают на конструктивном уровне, выполняют задания на творческом уровне. Имеют устойчивые познавательные интересы, образовательные намерения. Мотивы деятельности соответствуют социальным стимулам.
- я группа- высокая обученность. Основные психические показатели обучаемости в норме или превышают её. Общеучебные навыки сформированы. Активно работают на всех уровнях. Есть устойчивые познавательные интересы, совпадающие с образовательными намерениями. Мотивы деятельности соответствуют социальным стимулам и претензиям.
Состав сформированных групп может меняться в соответствии с целями работы в группах.
Группа может быть не только уровнем, на котором происходит индивидуализация, но и средой, в которой происходит этот процесс.
Работа с родителями:
Выступление на родительских классных собраниях:
2007- 2008г:
- особенности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено.
- Помощь родителей при подготовки учащимися домашнего задания по математике.
- Психологические особенности учащихся класса.
- Индивидуальные консультации.
2008- 2009 г:
- Как приучить к самостоятельности ребенка.
- Индивидуальные успехи учащихся 6 класса.
- Мотивация обучения и как её развивать.
- Индивидуальные консультации.
2009- 2010 г:
- Психологические особенности переходного возраста.
- Как добиться успеха на уроке.
- Предпрофильная подготовка. Подготовка учащихся к итоговой аттестации.
- Индивидуальные консультации.
2010- 2011 г:
- Творческие способности учащихся. Психологическая готовность учащихся к итоговой аттестации.
Результаты работы:
Класс | 2007- 2008 | 2008- 2009 | 2009- 2010 | 2010- 2011 | ||||
усп | кач | усп | кач | усп | кач | усп | кач | |
8б | 96,3% | 52% | 100% | 54,5% | 100% | 52,2% | ||
7а | 100% | 45,5% | 100% | 47,4% | ||||
8а | 100% | 45% |
2007- 2008 год:
1 командное место в конкурсе 6а + 6б= дружба. В ходе недели математики.
1 место в конкурсе газет о математике.
1 командное место в математических веселых стартах.
Интеллектуальный марафон 2 место- Фомченко Вероника
3 место- Ковтун Данил
2008- 2009 год: Интеллектуальный марафон 1 место- Роман Константин,
2 место- Фомченко Вероника
Школьная научно- практическая конференция:
2 место на секции математики и информатики Фомченко Вероника доклад «Из истории дроби», 3 место на школьной НПК.
3 место на секции математики и информатики Панькина Алина и Гриднева Кристина доклад «
2009- 2010 год школьные олимпиады: 1 место- Фомченко Вероника
2 место- Роман Константин
3 место- Чумак Руслан
Школьная научно- практическая конференция:
- Девятова Юлия и Зинкевич Юлия- победители в номинации «За научность и доступность»
- Роман Константин и Ковтун Данил победители в номинации «Научность и доступность»
- Панькина Алина и Гриднева Кристина- доклад ;Джорж Буль» отмечен
на секции математики.
- Хоменко Ксения и Кузнецова Елизавета- доклад «Все о треугольниках» отмечен на секции математики.
- Косяченко Анастасия и Ясинская Полина- презентация «О Лобачевском» отмечена на секции математики.
2010- 2011 год всероссийская олимпиада по математике:
Школьная олимпиада по математике: 1 место- Роман Константин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у учащихся навыков самоанализа
Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, т.е. совершать действия и контролировать их. Следовательно школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную...
формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля
Человек наделен уникальной способностью - управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека фо...
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учеников при работе по теме " Многочлены"
Материал представляет собой конспект обобщающего урока по теме: " Произведение многочленов" для учащихся 7 класса...
Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.
Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа – дело ни одного дня. Это кропотливая работа, которую необходимо начинать уже в 5 классе. Задача учителя на данный момент – не пр...
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...
ШМО: "Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля"
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между...