Методическая разработка "Десятичная запись дробных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Иванова Александра Петровна

Разработка урока по математике

Предмет. Математика

Класс.       5

Тема урока: «Десятичная запись дробных чисел»

Учебник. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд-М.: Мнемозина, 2005г.-280с.: илл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatichnye_drobi_5_klass.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока.

Предмет. Математика

Класс.       5

Тема урока: «Десятичная запись дробных чисел»

Учебник. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд-М.: Мнемозина, 2005г.-280с.:илл.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной

 задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

3) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений.

Метапредметные:

  1. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  2. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  3. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  4. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  5. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
  6. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Предметные:

  1. усвоение понятия десятичной записи дробных чисел;
  2. освоение способов получения, чтения и записи десятичных дробей
  3. систематизация представлений о числе путем составления алгоритма изучения новой формы записи числа.

Учебно-методическое обеспечение.

        1.Виленкин Н.Я. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,

С.И.Шварцбурд.-16-е изд., перераб.- М.: Мнемозина, 2005.-280с.: илл.

                2. Выговская В.В. Сборник практических задач по математике. 6 класс. –М.: изд. «ВАКО», 2012.- 64с.

              3.Гончарова М.А. Дидактические игры на уроках математики. 5-6 классы: учебно-методическое пособие/ сост. М.А.Гончарова,  

О.В.Гриднева.-Барнаул: БГПУ,2007.-50с.

                            4.Минаева С.С. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов / С.С.Минаева- М.: изд. «Экзамен»,2010.-126.

(Серия «Учебно-методический комплект»)        

                      5.Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5-6 классов-М.: Илекса,2005.-176с.

                          6.Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики

общеобразовательных школ./А.В.Фарков.- 3-е изд.,стер.-М.: Экзамен, 2008.-189с (Серия «Учебно-методический комплект»)

        

Материально-техническое обеспечение:

  1. Раздаточный материал: текст проблемной задачи, текст практической задачи.
  2. Интерактивная доска с маркерами.
  3. Презентация «Десятичные дроби»
  4. Лист самооценки для каждого учащегося.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы, методы, средства организации

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели

 а) создание эмоционального настроя

б)актуализация опорных знаний

в) создание проблемной ситуации «с затруднением»

г) определение целей урока

Настраиваются на рабочий лад, знакомятся с листом самооценки

Производят актуализацию наличных знаний при устном решении задач на обыкновенные дроби и перехода от неправильной дроби в смешанное число и обратно через составление разрезанной картинки (приложение 1)

При выполнении в группах работы по переводу величин (приложение 2) сталкиваются с недостатком имеющихся знаний для полного выполнения задания.

Формулируют проблему:

- Не знаем, что такое десятичные дроби.

Создает рабочий настрой на урок, организует ситуацию успеха для каждого обучающегося.

-Математика сложна. Но скажу с почтением: математика важна всем без исключения!

Какие качества мы приобретаем благодаря урокам математики?

Предлагает задания в виде устного диктанта

Фронтальная беседа

Репродуктивный метод. Фронтальный опрос.

Частично-поисковый метод. Работа в постоянных парах

Умение находить дробь от числа и число по величине его дроби, переводить неправильную дробь в смешанное число и обратно. Переводить величины из одних единиц измерения в другие

Л:Развитие мотивов учебной деятельности.

Определение значения математики для формирования качеств, необходимых в жизни

Р:целеполагание, П:анализ задания, выявление проблемы. Осуществление актуализации ранее полученных знаний

К: Осознанное построение речевого высказывания,  умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения, умение работать в парах

Планирование  деятельности по достижению цели

Проговаривают знакомый алгоритм (приложение 3). В виде схемы один учащийся фиксирует на доске.

Формулируют цели урока и фиксируют схематично на доске:

1.Что такое?

2.Как получают?

3.Как читают и записывают?

«Десятичные дроби»

Находят основания для сравнения двух формулировок тем урока.

Создают положительную эмоциональную обстановку через пожелание отличной успеваемости. Девиз проговаривается хором дважды.

Организует актуализацию знаний по изучению новых чисел

-По какому плану мы изучаем новые числа или новые формы записи чисел?

- Мы сегодня рассмотрим только первые два пункта плана. Каковы будут цели урока?

-Какова тема урока?

Разрешите подкорректировать: «Десятичная запись дробных чисел». Сравните с вашей темой. Найдите, в чем разница.

Создает «ситуацию успеха»для каждого обучающегося:

-Девиз нашего урока: «Будут знания отличные по теме «Дроби десятичные»!  (Слайд 1)

Это я  желаю вам от себя. Проговорите хором это пожелание:

- для себя,

-для одноклассников

Фронтальная беседа.

Алгоритмизация.

Формирование ООД.

Умение применять знания, полученные ранее, в новой ситуации

Л: смыслообразование, принятие роли обучающегося.

П: выбор оснований для сравнения алгоритмов,  сравнения темы урока, сформулированной обучающимися и учителем.  Умение выражать свои мысли в знаково- символическом виде

Р:Составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата

К:эмоциональный контакт с одноклассниками, создание «ситуации успеха» для себя и одноклассников

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи:

а) что такое?

б) как получают?

в) как записывают?

г) как читают?

Выдвигают разнообразные гипотезы

Верная гипотеза:

-В знаменателе единица с последующими нулями.

Словесно оформляют свое первичное представление о десятичной дроби

Анализируют запись натурального числа в таблицу разрядов и классов и переносят общий принцип на запись десятичных дробей (приложение 5)

Формулируют алгоритм самостоятельно.

Выясняют необходимость свериться с текстом учебника.

Фиксирование в тетради-справочнике для ООД алгоритма чтения и записи десятичных дробей (приложение 6)

Организует поисковую работу по реализации плана урока. Обращает внимание на примеры из задания для групповой работы.

-Какую особенность записи дробной части вы заметили?

Именно такие дробные числа можно представить в виде десятичной дроби.

Как вы понимаете теперь, что такое десятичная дробь?

Организует работу по изучению способа записи десятичных дробей. Предлагает работу с таблицей разрядов и классов (приложение 4)

Помогает определить необходимость проверки рабочего алгоритма:

-Найдите по оглавлению учебника нашу тему, а в ней – нужный алгоритм чтения и записи десятичных дробей

Контроль за фиксированием общего правила в тетрадях-справочниках

Проведение  психофизической паузы.

Фронтальная беседа

Работа с интерактивной доской. Таблица разрядов и классов

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Тетрадь-справочник для ООД

Умение получать, читать и записывать десятичные дроби

Л: независимость и критичность мышления

Р: реализация правильной последовательности действий.

Контроль правильности информации через сравнение с текстом учебника.

Умение переносить способ записи натурального числа на запись десятичной дроби

П:Умение быстро находить нужную информацию.

Умение работать с таблицей.

Умение составлять и пользоваться ООД

К: развитие навыков сотрудничества. Умение совместного поиска нужной информации в тексте учебника и таблице

Применение способа решения учебной задачи

Самостоятельно выбирают из текста учебника задания, непосредственно направленные на закрепление понятия десятичной дроби, чтения и записи. Аргументируют свой выбор.

Вырабатывают умения чтения и записи десятичных дробей через решение выбранных заданий на доске и в рабочих тетрадях.

Организуют закрепление и первичный контроль собственной познавательной деятельности

Определяют практическую значимость  для себя изучаемой темы через решение практической задачи (приложение 7) в парах сменного состава

Вовлекает в деятельность по отбору нужного рода заданий

Организует фронтальную работу по закреплению материала.

Предлагает индивидуальную работус самопроверкой результата

Организация обсуждения значимости десятичной дроби

-Как вы полагаете, в жизни встречаются десятичные дроби? Где вы с ними сталкивались? Важны они для нас?

-Предлагаю вам ситуацию из жизни. Помогите моей бабушке-соседке.

 Текст учебника

Фронтальная и индивидуальная работа

Сборник Минаевой С.С

Практическая математическая задача

Умение применять изученные правила при выполнении упражнений, а также при решении задачи практической направленности

Л:смыслообразование через определение значения десятичной дроби в жизни человека.

Жизненное самоопределение через решение практической задачи

К: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Управление поведением партнера.

Р: осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания, оценивать предложенные варианты решения.

П: способность к использованию выведенного алгоритма.

Умение сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение. Использовать доказательную математическую речь

Контроль за процессом и результатом

Проводят самоконтроль и взаимоконтроль усвоения темы через выполнения теста на слайде «Проверь себя» (приложение 8)

Выбирают задания для домашней работы. Предложенные:

-домашнее задание устное: §30  алгоритм выучить(обязательное),сообщение «История записи десятичной дроби»(по желанию)

-разноуровневое письменное д/з: учебник №1166,1168 (обязательное), сборник Ершовой А.П с.105 вариант В1 № 1,2 (по желанию)

Организация грамотного обоснования выбранного ответа.

Индивидуальная работа

Знать правила чтения и записи десятичных дробей, уметь применять при выполнении домашнего задания

Л: умение определять свой уровень знаний и стремиться к большему

К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: умение структурировать знания,

 контроль за результатом деятельности, определение средств для коррекции недочетов

Р: внесение корректив в план и способ действия

волеваясаморегуляция при выборе домашнего задания.

Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности

Осуществляют заполнение листа самооценки (приложение 9). Высказывают мнения вслух о достигнутых или не достигнутых целях урока. Оценивают собственные качества, которые помогли (помешали) реализовать учебнуюдеятельность

Организация рефлексии учебной деятельности через систему вопросов

Индивидуальная работа

Умение оценить степень усвоения понятий и правил

Л: смыслообразование, принятие роли обучающегося.

Самооцениваниев конкретной деятельности урока

Р:  выделение учащимися того, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению.

П: установление причинно-следственных связей между имеющимися знаниями, личными качествами и уровнем усвоения нового материала

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Приложение 1

Дидактическая игра «Собери картинку»: сопоставив номер задания с верным ответом, составить разрезанную картинку.

  1. В 5 классе 27 учеников. Девочек 15. Какую часть всех учеников составляют девочки? (15/27).
  2. Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал 2/5 поля. Сколько га поля вспахал тракторист? (8 га)
  3. Туристы прошли пешком 12 км, что составляет 1/3 часть всего пути. Какова длина всего пути? (36 км)
  4. Выделите из неправильной дроби 7/4 целую часть (1  3/4)
  5. Представьте в виде неправильной дроби смешанное число 3  2/5  (17/5)
  6. Какую часть часа занимают 18 секунд? (18/3600).

Приложение 2

Проблемная задача.

1. Представить величины в виде смешанного числа.

2. Представь результат в виде десятичной дроби.

12 см 1 мм=   … см= …   см                  (12  1/10 см  =  12,1 см)

120ц 15 кг=     …ц  =…ц                        (120  15/100 ц =  120,15 ц)

1002 км 130 м=  …км=  …км              (1002  130/1000 км =1002,130 км)

103см=  …  м=… м                               (1  3/100 м =1,03 м)

8 мм=   …см=  … см                               (8/10  см = 0,8 см)

2006 см3=  …дм3=   …дм3(2   6/1000  дм3 = 2,006 дм3)

Приложение 3

Алгоритм изучения нового вида чисел (новой формы записи числа).

  1. Как получают?
  2. Как читают и записывают?
  3. Как сравнивают?
  4. Как выполняют действия сложения, вычитания, умножения и деления?
  5. Как применяют при решении задач?
  6. Как используются в обычной жизни?

Приложение 4

Слайд 2 «Таблица разрядов и классов».

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Вопросы к таблице.

Как читаются натуральные числа? Что должно стоять на месте пустого разряда? Допишите нули и прочитайте числа. В пустой строке сами поставьте цифры и прочитайте полученное число.

Приложение 5

Слайд 3 «Таблица разрядов и классов (продолжение)»

Класс тысяч

Класс единиц

десятые

сотые

тысячные

1

2

,

1

1

2

0

,

7

5

1

0

0

2

,

1

3

0

1

,

0

3

0

,

8

2

,

0

0

6

Приложение 6

Алгоритм записи десятичной дроби.

  1. Записать целую часть. Если целая часть отсутствует, поставить 0.
  2. Поставить запятую.
  3. Записать числитель дробной части:
  4. а) отметить точками столько цифр, сколько нулей стоит после 1 в знаменателе.

б)записать числитель.

в) на месте пустого разряда поставить нули.

         5.   Прочитать полученное число.

Приложение 7

Практическая задача на применение правила записи десятичной дроби.

Моя соседка Мария Ивановна принесла квитанцию об оплате электроэнергии. Квитанция попала под дождь и некоторые цифры размылись.  Помогите восстановить записи.

Квитанция об оплате электроэнергии за летние месяцы 2013года

месяц

тариф

К оплате

Июнь

2,08р/КВт

249,60р

…..р  …..к

Июль

…………..

280р  80 к

август

……., 48р

272р   ….к

Приложение 8

Слайд 4.Тест «Проверь себя». Обвести на доске букву с правильным ответом.

  1. Какие из данных дробей можно записать в виде десятичных дробей: 1) 9/11   2) 25/100   3) 17/50    4)7/10    5) 13/70?

А)2,4

Б)все

В) 2,3,4,5

Г) нет верного ответа.

                2.Запишите в виде десятичной дроби число 47/100

А) 4,7

Б)0,47

В)0,047

Г)свой ответ.

                3. В записи числа 567,89 на месте числа десятых долей стоит цифра:

А)8

Б)6

В)7

Г)свой ответ

                4. Запишите в виде десятичной дроби: шесть целых семнадцать тысячных:

А)6,17

Б)0,617

В)6,0017

Г)6,017.

                5. С помощью десятичной дроби запишите в виде десятичной дроби в метрах 5 мм

А)0,5 м

Б)0,05м

В)0,005м

Г)0,0005м

                

Приложение 9

Лист самооценки.

Оценочный  лист  на уроке математики

ученика(цы)____________________________________

Отлично

Хорошо

Могу

лучше

Могу с

помощью

1.Понял(а), что такое  десятичная дробь.

2. Научился(лась) читать десятичную дробь

3.Научился (лась)записывать десятичную дробь

4. Работал(а) в паре.

5.Проводил(а) взаимоконтроль и оказывал(а)

помощь.

6.Высказывал(а) своё мнение, используя доказательства.

7.Задавал(а)  вопросы.

8. Исправлял(а) сам(а) ошибки.

9. Работал(а) по  заданному алгоритму

10. Сверял(а) с образцом

11. Работал над составлением алгоритма

12. Я с заданием справился / не справился.

13.Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты

14.Работу свою оцениваю так:

Максимальный уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты  для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить  отдельными приложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".

Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....

Десятичная запись дробных чисел

Зима - такое время года,Когда детишкам хочется гулять.Кататься на коньках, играть, не глядя на погоду,Но нам дроби с ними нужно изучать.Чтобы настроить пятиклассников на позитивный лад при изучении де...

урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел

Это первый урок в 5 классе в разделе  "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...

презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел

Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...

Десятичная запись дробных чисел

Тема урока«Десятичная запись дробных чисел» Тип урока:урок  изучения нового материала Цели урока: образовательная: научить читать и записывать десятичные дроби воспитательная: развити...

Методическая разработка урока "Десятичная запись дробных чисел"

Конспект урока "Десятичная запись дробных чисел" с использованием ЭОР...

Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"

Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"...