Методическая разработка "Десятичная запись дробных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Разработка урока по математике
Предмет. Математика
Класс. 5
Тема урока: «Десятичная запись дробных чисел»
Учебник. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд-М.: Мнемозина, 2005г.-280с.: илл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
desyatichnye_drobi_5_klass.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока.
Предмет. Математика
Класс. 5
Тема урока: «Десятичная запись дробных чисел»
Учебник. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд-М.: Мнемозина, 2005г.-280с.:илл.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
3) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений.
Метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Предметные:
- усвоение понятия десятичной записи дробных чисел;
- освоение способов получения, чтения и записи десятичных дробей
- систематизация представлений о числе путем составления алгоритма изучения новой формы записи числа.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Виленкин Н.Я. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,
С.И.Шварцбурд.-16-е изд., перераб.- М.: Мнемозина, 2005.-280с.: илл.
2. Выговская В.В. Сборник практических задач по математике. 6 класс. –М.: изд. «ВАКО», 2012.- 64с.
3.Гончарова М.А. Дидактические игры на уроках математики. 5-6 классы: учебно-методическое пособие/ сост. М.А.Гончарова,
О.В.Гриднева.-Барнаул: БГПУ,2007.-50с.
4.Минаева С.С. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов / С.С.Минаева- М.: изд. «Экзамен»,2010.-126.
(Серия «Учебно-методический комплект»)
5.Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5-6 классов-М.: Илекса,2005.-176с.
6.Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики
общеобразовательных школ./А.В.Фарков.- 3-е изд.,стер.-М.: Экзамен, 2008.-189с (Серия «Учебно-методический комплект»)
Материально-техническое обеспечение:
- Раздаточный материал: текст проблемной задачи, текст практической задачи.
- Интерактивная доска с маркерами.
- Презентация «Десятичные дроби»
- Лист самооценки для каждого учащегося.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы, методы, средства организации | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | ||||
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели а) создание эмоционального настроя б)актуализация опорных знаний в) создание проблемной ситуации «с затруднением» г) определение целей урока | Настраиваются на рабочий лад, знакомятся с листом самооценки Производят актуализацию наличных знаний при устном решении задач на обыкновенные дроби и перехода от неправильной дроби в смешанное число и обратно через составление разрезанной картинки (приложение 1) При выполнении в группах работы по переводу величин (приложение 2) сталкиваются с недостатком имеющихся знаний для полного выполнения задания. Формулируют проблему: - Не знаем, что такое десятичные дроби. | Создает рабочий настрой на урок, организует ситуацию успеха для каждого обучающегося. -Математика сложна. Но скажу с почтением: математика важна всем без исключения! Какие качества мы приобретаем благодаря урокам математики? Предлагает задания в виде устного диктанта | Фронтальная беседа Репродуктивный метод. Фронтальный опрос. Частично-поисковый метод. Работа в постоянных парах | Умение находить дробь от числа и число по величине его дроби, переводить неправильную дробь в смешанное число и обратно. Переводить величины из одних единиц измерения в другие | Л:Развитие мотивов учебной деятельности. Определение значения математики для формирования качеств, необходимых в жизни Р:целеполагание, П:анализ задания, выявление проблемы. Осуществление актуализации ранее полученных знаний К: Осознанное построение речевого высказывания, умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения, умение работать в парах |
Планирование деятельности по достижению цели | Проговаривают знакомый алгоритм (приложение 3). В виде схемы один учащийся фиксирует на доске. Формулируют цели урока и фиксируют схематично на доске: 1.Что такое? 2.Как получают? 3.Как читают и записывают? «Десятичные дроби» Находят основания для сравнения двух формулировок тем урока. Создают положительную эмоциональную обстановку через пожелание отличной успеваемости. Девиз проговаривается хором дважды. | Организует актуализацию знаний по изучению новых чисел -По какому плану мы изучаем новые числа или новые формы записи чисел? - Мы сегодня рассмотрим только первые два пункта плана. Каковы будут цели урока? -Какова тема урока? Разрешите подкорректировать: «Десятичная запись дробных чисел». Сравните с вашей темой. Найдите, в чем разница. Создает «ситуацию успеха»для каждого обучающегося: -Девиз нашего урока: «Будут знания отличные по теме «Дроби десятичные»! (Слайд 1) Это я желаю вам от себя. Проговорите хором это пожелание: - для себя, -для одноклассников | Фронтальная беседа. Алгоритмизация. Формирование ООД. | Умение применять знания, полученные ранее, в новой ситуации | Л: смыслообразование, принятие роли обучающегося. П: выбор оснований для сравнения алгоритмов, сравнения темы урока, сформулированной обучающимися и учителем. Умение выражать свои мысли в знаково- символическом виде Р:Составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата К:эмоциональный контакт с одноклассниками, создание «ситуации успеха» для себя и одноклассников |
Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи: а) что такое? б) как получают? в) как записывают? г) как читают? | Выдвигают разнообразные гипотезы Верная гипотеза: -В знаменателе единица с последующими нулями. Словесно оформляют свое первичное представление о десятичной дроби Анализируют запись натурального числа в таблицу разрядов и классов и переносят общий принцип на запись десятичных дробей (приложение 5) Формулируют алгоритм самостоятельно. Выясняют необходимость свериться с текстом учебника. Фиксирование в тетради-справочнике для ООД алгоритма чтения и записи десятичных дробей (приложение 6) | Организует поисковую работу по реализации плана урока. Обращает внимание на примеры из задания для групповой работы. -Какую особенность записи дробной части вы заметили? Именно такие дробные числа можно представить в виде десятичной дроби. Как вы понимаете теперь, что такое десятичная дробь? Организует работу по изучению способа записи десятичных дробей. Предлагает работу с таблицей разрядов и классов (приложение 4) Помогает определить необходимость проверки рабочего алгоритма: -Найдите по оглавлению учебника нашу тему, а в ней – нужный алгоритм чтения и записи десятичных дробей Контроль за фиксированием общего правила в тетрадях-справочниках Проведение психофизической паузы. | Фронтальная беседа Работа с интерактивной доской. Таблица разрядов и классов Фронтальная беседа Индивидуальная работа Тетрадь-справочник для ООД | Умение получать, читать и записывать десятичные дроби | Л: независимость и критичность мышления Р: реализация правильной последовательности действий. Контроль правильности информации через сравнение с текстом учебника. Умение переносить способ записи натурального числа на запись десятичной дроби П:Умение быстро находить нужную информацию. Умение работать с таблицей. Умение составлять и пользоваться ООД К: развитие навыков сотрудничества. Умение совместного поиска нужной информации в тексте учебника и таблице |
Применение способа решения учебной задачи | Самостоятельно выбирают из текста учебника задания, непосредственно направленные на закрепление понятия десятичной дроби, чтения и записи. Аргументируют свой выбор. Вырабатывают умения чтения и записи десятичных дробей через решение выбранных заданий на доске и в рабочих тетрадях. Организуют закрепление и первичный контроль собственной познавательной деятельности Определяют практическую значимость для себя изучаемой темы через решение практической задачи (приложение 7) в парах сменного состава | Вовлекает в деятельность по отбору нужного рода заданий Организует фронтальную работу по закреплению материала. Предлагает индивидуальную работус самопроверкой результата Организация обсуждения значимости десятичной дроби -Как вы полагаете, в жизни встречаются десятичные дроби? Где вы с ними сталкивались? Важны они для нас? -Предлагаю вам ситуацию из жизни. Помогите моей бабушке-соседке. | Текст учебника Фронтальная и индивидуальная работа Сборник Минаевой С.С Практическая математическая задача | Умение применять изученные правила при выполнении упражнений, а также при решении задачи практической направленности | Л:смыслообразование через определение значения десятичной дроби в жизни человека. Жизненное самоопределение через решение практической задачи К: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Управление поведением партнера. Р: осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания, оценивать предложенные варианты решения. П: способность к использованию выведенного алгоритма. Умение сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение. Использовать доказательную математическую речь |
Контроль за процессом и результатом | Проводят самоконтроль и взаимоконтроль усвоения темы через выполнения теста на слайде «Проверь себя» (приложение 8) Выбирают задания для домашней работы. Предложенные: -домашнее задание устное: §30 алгоритм выучить(обязательное),сообщение «История записи десятичной дроби»(по желанию) -разноуровневое письменное д/з: учебник №1166,1168 (обязательное), сборник Ершовой А.П с.105 вариант В1 № 1,2 (по желанию) | Организация грамотного обоснования выбранного ответа. | Индивидуальная работа | Знать правила чтения и записи десятичных дробей, уметь применять при выполнении домашнего задания | Л: умение определять свой уровень знаний и стремиться к большему К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: умение структурировать знания, контроль за результатом деятельности, определение средств для коррекции недочетов Р: внесение корректив в план и способ действия волеваясаморегуляция при выборе домашнего задания. |
Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности | Осуществляют заполнение листа самооценки (приложение 9). Высказывают мнения вслух о достигнутых или не достигнутых целях урока. Оценивают собственные качества, которые помогли (помешали) реализовать учебнуюдеятельность | Организация рефлексии учебной деятельности через систему вопросов | Индивидуальная работа | Умение оценить степень усвоения понятий и правил | Л: смыслообразование, принятие роли обучающегося. Самооцениваниев конкретной деятельности урока Р: выделение учащимися того, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению. П: установление причинно-следственных связей между имеющимися знаниями, личными качествами и уровнем усвоения нового материала К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
Приложение 1
Дидактическая игра «Собери картинку»: сопоставив номер задания с верным ответом, составить разрезанную картинку.
- В 5 классе 27 учеников. Девочек 15. Какую часть всех учеников составляют девочки? (15/27).
- Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал 2/5 поля. Сколько га поля вспахал тракторист? (8 га)
- Туристы прошли пешком 12 км, что составляет 1/3 часть всего пути. Какова длина всего пути? (36 км)
- Выделите из неправильной дроби 7/4 целую часть (1 3/4)
- Представьте в виде неправильной дроби смешанное число 3 2/5 (17/5)
- Какую часть часа занимают 18 секунд? (18/3600).
Приложение 2
Проблемная задача.
1. Представить величины в виде смешанного числа. |
2. Представь результат в виде десятичной дроби. |
12 см 1 мм= … см= … см (12 1/10 см = 12,1 см)
120ц 15 кг= …ц =…ц (120 15/100 ц = 120,15 ц)
1002 км 130 м= …км= …км (1002 130/1000 км =1002,130 км)
103см= … м=… м (1 3/100 м =1,03 м)
8 мм= …см= … см (8/10 см = 0,8 см)
2006 см3= …дм3= …дм3(2 6/1000 дм3 = 2,006 дм3)
Приложение 3
Алгоритм изучения нового вида чисел (новой формы записи числа).
- Как получают?
- Как читают и записывают?
- Как сравнивают?
- Как выполняют действия сложения, вычитания, умножения и деления?
- Как применяют при решении задач?
- Как используются в обычной жизни?
Приложение 4
Слайд 2 «Таблица разрядов и классов».
Класс миллионов | Класс тысяч | Класс единиц | ||||||
1 | 2 | |||||||
1 | 2 | |||||||
1 | 2 | |||||||
1 | 1 | 2 | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
1 | 2 | 1 | 2 | |||||
Вопросы к таблице.
Как читаются натуральные числа? Что должно стоять на месте пустого разряда? Допишите нули и прочитайте числа. В пустой строке сами поставьте цифры и прочитайте полученное число.
Приложение 5
Слайд 3 «Таблица разрядов и классов (продолжение)»
Класс тысяч | Класс единиц | десятые | сотые | тысячные | |||||
1 | 2 | , | 1 | ||||||
1 | 2 | 0 | , | 7 | 5 | ||||
1 | 0 | 0 | 2 | , | 1 | 3 | 0 | ||
1 | , | 0 | 3 | ||||||
0 | , | 8 | |||||||
2 | , | 0 | 0 | 6 | |||||
Приложение 6
Алгоритм записи десятичной дроби.
- Записать целую часть. Если целая часть отсутствует, поставить 0.
- Поставить запятую.
- Записать числитель дробной части:
- а) отметить точками столько цифр, сколько нулей стоит после 1 в знаменателе.
б)записать числитель.
в) на месте пустого разряда поставить нули.
5. Прочитать полученное число.
Приложение 7
Практическая задача на применение правила записи десятичной дроби.
Моя соседка Мария Ивановна принесла квитанцию об оплате электроэнергии. Квитанция попала под дождь и некоторые цифры размылись. Помогите восстановить записи.
Квитанция об оплате электроэнергии за летние месяцы 2013года
месяц | тариф | К оплате | |
Июнь | 2,08р/КВт | 249,60р | …..р …..к |
Июль | ………….. | 280р 80 к | |
август | ……., 48р | 272р ….к |
Приложение 8
Слайд 4.Тест «Проверь себя». Обвести на доске букву с правильным ответом.
- Какие из данных дробей можно записать в виде десятичных дробей: 1) 9/11 2) 25/100 3) 17/50 4)7/10 5) 13/70?
А)2,4
Б)все
В) 2,3,4,5
Г) нет верного ответа.
2.Запишите в виде десятичной дроби число 47/100
А) 4,7
Б)0,47
В)0,047
Г)свой ответ.
3. В записи числа 567,89 на месте числа десятых долей стоит цифра:
А)8
Б)6
В)7
Г)свой ответ
4. Запишите в виде десятичной дроби: шесть целых семнадцать тысячных:
А)6,17
Б)0,617
В)6,0017
Г)6,017.
5. С помощью десятичной дроби запишите в виде десятичной дроби в метрах 5 мм
А)0,5 м
Б)0,05м
В)0,005м
Г)0,0005м
Лист самооценки.
Оценочный лист на уроке математики
ученика(цы)____________________________________
Отлично | Хорошо | Могу лучше | Могу с помощью | |
1.Понял(а), что такое десятичная дробь. | ||||
2. Научился(лась) читать десятичную дробь | ||||
3.Научился (лась)записывать десятичную дробь | ||||
4. Работал(а) в паре. | ||||
5.Проводил(а) взаимоконтроль и оказывал(а) помощь. | ||||
6.Высказывал(а) своё мнение, используя доказательства. | ||||
7.Задавал(а) вопросы. | ||||
8. Исправлял(а) сам(а) ошибки. | ||||
9. Работал(а) по заданному алгоритму | ||||
10. Сверял(а) с образцом | ||||
11. Работал над составлением алгоритма | ||||
12. Я с заданием справился / не справился. | ||||
13.Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты |
14.Работу свою оцениваю так:
Максимальный уровень | «Превосходно» | Решена новая, совершенно незнакомая задача | |||
Программный уровень | «Отлично» | Решена необычная, в чём-то новая задача | |||
Необходимый уровень | «Хорошо» | Знакомая задача решена полностью самостоятельно | |||
«Нормально» | Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью |
Чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить отдельными приложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".
Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....
Десятичная запись дробных чисел
Зима - такое время года,Когда детишкам хочется гулять.Кататься на коньках, играть, не глядя на погоду,Но нам дроби с ними нужно изучать.Чтобы настроить пятиклассников на позитивный лад при изучении де...
урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел
Это первый урок в 5 классе в разделе "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...
презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел
Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...
Десятичная запись дробных чисел
Тема урока«Десятичная запись дробных чисел» Тип урока:урок изучения нового материала Цели урока: образовательная: научить читать и записывать десятичные дроби воспитательная: развити...
Методическая разработка урока "Десятичная запись дробных чисел"
Конспект урока "Десятичная запись дробных чисел" с использованием ЭОР...
Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"
Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"...