Мотивация на уроках математики
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Никитина Лидия Павловна

  Что делать, когда на уроках математики сложно, скучно, непонятно.

Как заставить себя  работать? Есть такое понятие, как мотивация? Это, говоря простым языком, инструмент, помогающий делать то, что не хочется.

  Мотивация – побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида к совершению действия и (или) достижения цели. Термин мотивация происходит от французского motif, в свою очередь... происходящего от латинского moveo - двигаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_dlya_publikatsii.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

               «Мотивация на уроках математики»

                                                                             Обучение – это ремесло, использующее

                                                                            бесконечное количество маленьких трюков.

                                                                                                                                           Д. Пойя.  

Никитина Л.П.

ГБОУ СОШ № 599

Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Октябрь.2015г.

                                                                                                                     

  Что делать, когда на уроках математики сложно, скучно, непонятно.

Как заставить себя  работать? Есть такое понятие, как мотивация? Это, говоря простым языком, инструмент, помогающий делать то, что не хочется.

  Мотивация – побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида к совершению действия и (или) достижения цели. Термин мотивация происходит от французского motif, в свою очередь... происходящего от латинского moveo - двигаю.

Мотива́ция (от лат.movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость...

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учеников к изучаемому предмету и его активности на протяжении всего урока. В связи с этим ведется поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но последние годы учащиеся обескураживают нас, педагогов, безразличием к учебе. Я активно работаю над проблемой повышения мотивации учащихся к учебе.                                                                                                                                                                                                                              Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.                                                                                                       К приемам, которые наиболее часто используются, я отношу:    

1.Связь изучаемого с жизнью:              

  • задачи с профессиональной направленностью;
  •  спецкурсы или внеклассные мероприятия;
  •   решение простейших задач линейного программирования или математические модели в экономике;  
  • геометрическая  прогрессия в экономике;  
  •  задачи  на проценты и сложные проценты;  
  •   приложение  определенного интеграла в экономике.

2. Зрительные ассоциации.  

3. Показ недостаточности имеющихся знаний:

  • Решение  задач и упражнений на готовых чертежах;                                                                        
  • таблицы  развития вычислительных навыков;
  • разно уровневые задания.

4. Экскурсы в историю:

  • рефераты,  сообщения на темы:
  • «Из жизни замечательных людей»;
  • «Разные способы доказательства одной теоремы »;
  • «Исторические сведения»;
  • «Значение терминов».

 5. Создание проблемной ситуации:

  • использование исторических фактов;
  • при изучении темы «Арифметическая прогрессия» решаем задачу из биографии КФ.
  • К. Ф. Гаусса.

6. Использование сравнений:

  • логические тесты;  
  • вставь пропущенное число;
  •  изобрази недостающую фигуру;
  •  задания: «Найди лишний предмет», «Что лишнее?».

7. Привлечение занимательных приемов, парадоксов:

  • интеллектуальные разминки;                                                                                                      
  • логические задания, ребусы, математические квадраты, кроссворды,.

8.Использование игровых ситуаций:

  • дидактические игры: «Математическое лото», «Найди пару», «Лучший счетчик»;                             -деловые игры: «Путешествие по стране логарифмов», «Математика и бизнес»,
  • интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Математический бой», «Мисс математики», «Брей-ринг», «Математическое состязание».

9. Использование художественной литературы

  • загадки, пословицы, стихи о математических терминах или о великих математиках.

10. Создание психологического климата:

  • карточки-информаторы;
  • карточки.                                                                                                                                                                                                                                                                Благодаря этой работе, мотивация, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Она побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формировании личности и раскрытие ее творческого потенциала.
  1. Список литературы: Рабинович Е. М.Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999.
  2. Рабинович Е. М.Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия.- М.: Илекса, 2003.
  3. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. Шк. – М: Просвещение, 1989г.
  4. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. – М: Просвещение, 1992г.
  5. Айзенк Ганс Юрген. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.Лука и И. Хорола. – Санк-Петербург, «Система-плюс», 1996.
  6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука», М.,1978.
  8. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1990.
  9. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М: Просвещение, 1989.
  10. Гончаров Л. В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград, издательство «Учитель», 2001.
  11. Левитас Г. Г. Карточки для коррекции знаний по геометрии для 8-9 классов. – М.: Илекса, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...

"Методы мотивации на уроках математики"

Методы мотивации на уроках математики.Для успешного достижения целей на уроках надо совершенствовать формы организации учебной деятельности....

«Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской»

Конкурс «Мои инновации в образовании» «Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской» Номинация: Описание инновационной деятельности по актуальным пр...

Статья "Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики"

Статья содержит материал, каторый показывает как учащиеся учатся учиться и готовятся вступить во взрослую жизнь на уроках математики....

мотивация на уроках математики

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.»  В.А. Сухомлинский...

Современные методы повышения мотивации на уроках математики

Презентация доклада на тему: "Современные методы повышения мотивации на уроках математики"...