Конспект урока: Решение уравнений
план-конспект урока по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Решение уравнений »
Выполнена преподавателем Пелипенко Н.Н.
Содержание:
№ п/п | Название | стр |
1 | Введение | 3-4 |
2 | Содержание и ход урока | 5-7 |
3 | Технологическая карта урока | 8 |
4 | Развёрнутый план урока | 9-14 |
5 | Заключение | 15 |
6 | Литература | |
7 | Приложения |
1. Введение
Методическая разработка занятия по теме: «Решение показательных уравнений» дисциплины учебной дисциплины ОД.01.03. «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» для специальностей
073101 – Инструментальное исполнительство,
073502 – Хоровое дирижирование
073002 – Теория музыки
072501 – Дизайн
071001 – Живопись
072601 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего специального образования и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности (073101 – Инструментальное исполнительство)
Дисциплина «Математика, информатика» входит в общеобразовательный цикл.
Цель методической разработки:
Методическая разработка способствует проведению занятия как для умения решать основные показательные уравнения так и для формировании. следующих компетенций:
ОК 1. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 3. Использовать информационно-коммуникационные технологии как в учебной так и в профессиональной деятельности.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с учениками, коллегами, руководством.
ОК 5. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 6. Ориентироваться в условиях частой сметы технологий в профессиональной деятельности.
По итогам изучения данной темы у студентов должны быть сформированы
- знания: понятие степени, корня, показательного уравнения;
- умения: проводить тождественные преобразования показательных выражений и решать показательные уравнения
2. Содержание и ход урока
№п.п | Этапы урока | Вид деятельности | Способы деятельности | Форма оценки результата | время |
1 | Организационный момент 1 мин | ||||
2 | Мотивация и целеполагание | ||||
2.1 | Обзор контрольной карты (приложение 1) | Учащиеся анализируют свои достижения по картам | Самоанализ, предполагаемые перспективы. | 5 мин | |
2.2 | Сообщения о творческих заданиях учащихся | Учащиеся представляют дорожные карты, кратко дают их анализ | Добавляются баллы в контрольную карту | 5 мин | |
3 | Актуализация опорных знаний | ||||
3.1 | Узнать виды уравнений | На доске записаны уравнения | Выделение лучших результатов для последующей коррекции оценок | 2 мин | |
3.2 | Запись темы урока | Учащиеся называют тему | 1 мин | ||
4 | Основной этап (обобщение знаний по теме, зачет) | ||||
4.1 | Экспресс-диктант (Приложение 2 ) (10 баллов) | Преподаватель диктует вопросы (некоторые записывает на доске), учащиеся на отдельных листах выполняют решения и сдают после последнего вопроса | Проверка преподавателем в удобное на уроке время. Для учащихся решения предлагаются сразу после выполнения работы | 10 мин | |
4.2 | Гонка за лидером (10 баллов) (Приложение 3) | Задания на доске, записываются постепенно | Правильные решения учитель записывает сразу | 10 мин | |
4.3 | Найди ошибку (10 баллов) (Приложение 4) | Предлагается задание Решения на листах | Проверка в удобное на уроке время | 10 мин | |
4.4 | Работа в группах | Работа с книгой. Найти еще один способ решения показательного уравнения и решить 2-3 уравнения Преподаватель пока подводит предварительные итоги | Оценки в счет следующего модуля. Текущие оценки преподаватель выставляет в лист контроля | 5 мин | |
5 | Рефлексия | ||||
5.1 | Самоанализ | Предлагается поставить самооценку в виде точки на контрольном отрезке | Учащимся предлагается лист самооценки | 3 мин | |
6 | Подведение итогов урока | Заполнение листов контроля | Преподаватель подтверждает или корректирует оценку студента, анализирует результат изучения модуля | Представляем заполненный лист контроля. Даются установки на возможные повышения результатов | 5 мин |
7 | Домашнее задание | Дорожную карту заполнить. Составить и решить 5 неравенств | Оценки в счет следующего модуля | 2 мин | |
8 | Заключительный этап | ||||
8.1 | Слова Энштейна | Зачитать и показать на слайдах высказывание великого математика | «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». | 1 мин | |
8.2. | Стихи | Экологические проблемы –очень важные | Прочитать стихотворение (учащийся), сказать о том, ваши знания помогут решить и экологические проблемы | 2 мин | |
9 | Финал урока | Поблагодарить за урок! | 1 мин |
Критерии оценки
Всего за урок 30 баллов
«5»- 20 баллов
«4»- 15 баллов
«3»- 10 баллов
3. Технологическая карта урока
Тип урока: комбинированный (интегрированный: информатика, математика)
Тема | Решение показательных уравнений |
Цель | Закрепление умений решать показательные уравнения |
Задачи | Образовательные: повторение понятия степени, и умение решать простейшие уравнения. |
УУД | ЛичностныеУУД: сформировать учебную мотивацию и личную ответственность за будущий результат; Регулятивные УУД: составлять план действий; перед тем, как начать действовать определять последовательность действий; поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно. Коммуникативные УУД: активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между студентами; организовать конструктивную совместную деятельность; при организации групповой работы учитывать степень сформированности коммуникативных навыков. Познавательные УУД: структурировать найденную информацию в нужной форме; выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проанализировать ход и способ действий; вести поиск и выделять необходимую информацию. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: учиться самооценке действий; |
Основные понятия | Степень, корень, уравнение, неравенство. |
Формы урока | фронтальная, дифференцированная |
Методическая цель урока: показать эффективность реализации технологии рейтинговой оценки учебных достижений студентов
4. Развернутый план занятия
Цель урока: обобщить и закрепить теоретические знания методов, умения и навыки решения показательных уравнений на основе свойств показательной функции.
Цели:
Образовательные:
актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений;
обобщение знаний и способов решения;
контроль и самоконтроль знаний.
Развивающие:
развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности;
развитие интереса к предмету через содержание учебного материала и применение современных технологий.
Воспитательные:
воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Оборудование:
Компьютеры
Учебники
Проектор
Доска
Портреты математиков
Оценочные листы.
ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:
- технология дифференцированного и разно-уровневого обучения;
- технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.
«Уравнения – это золотой ключ,
открывающий все математические сезамы». С. Коваль
- Организационный момент
- Мотивация и целеполагание
- Актуализация опорных знаний
- Основной этап (обобщение знаний по теме, зачет)
- Рефлексия
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Заключительный этап
- Мотивационно-ориентировочный этап
- Организационный момент
Цель этапа: Организация учебной деятельности
- Учитель: Притча : “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике. - Учитель: М.В.Ломоносов говорил «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения». (Портрет ученого вывешивается на доску). Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно
1.2 Мотивация, целеполагание,
Цель этапа: Актуализировать учебное содержание необходимое для закрепления умений по решению уравнений.
Сформулировать тему и обозначить цель урока.
Заинтересовать студентов изучением нового материала
- Учитель предлагает обзор контрольной карты с целью определения маршрута продвижения по данной теме. Называет стоимость работы на данном уроке
- Учащиеся анализируют свои достижения по картам
- Учащиеся формулируют тему, глядя на записи в тетради и на доске. (На доске записаны уравнения)
- Учитель: Предполагаемая задача урока: Повторить, отработать и обобщить способы решения показательных уравнений.
Предполагается самоанализ по отрезку контроля (учащиеся рисуют отрезок от 0 до 10 и ставят точку в том месте, которое подсказывает подсознание по освоению данной темы)
- Учитель предлагает представить отчет о творческих заданиях
- Учащиеся дают краткую характеристику своим дорожным картам
Добавляются баллы в контрольную карту
1.3 Актуализация опорных знаний
- Учитель предлагает узнать уравнения (запись на доске) Приложение 2
- Учащиеся называют виды уравнений и метод решения
- Учащиеся называют тему урока
- Учитель выделяет лучшие ответы для последующей корреции оценок в контрольной карте
- Операционно-исполнительский этап
Цель этапа: Активизация работы студентов по умению решать уравнения.
2.1 Экспресс-диктант (10 баллов) Приложение 3
- Учитель диктует вопросы (некоторые записывает на доске),
- Учащиеся на отдельных листах выполняют решения и сдают после последнего вопроса
- Учитель проверяет в удобное на уроке время, а для учащихся решения предлагаются сразу после выполнения работы
2.2 Гонка за лидером (10 баллов). приложение 4
- Учитель задания на доске записывает постепенно по мере решения предыдущего.
- Учащиеся стараются решить и сказать ответ. Принимаются ответы трех первых учеников
Проверка после трех озвученных ответов
2.3 Найди ошибку (10 баллов) Приложение 2
- Учитель предлагает на листах решить задания. К ним даны ответы, некоторые с ошибками
- Учащиеся находят ошибки, предлагают правильные решения. Листы сдают преподавателю
Проверка в удобное на уроке время
2.4 Работа в группах
Цель этапа: Используя умение работать с учебной литературой, выявить новый способ решения показательных уравнений
- Учитель: предлагает найти в записях на доске уравнения, которые нельзя решить таким способом, но которое также называется показательным. Советует воспользоваться учебной литературой, инструкцией, определить и записать название еще одного способа решения показательного уравнения.
- Учащиеся находят уравнения и способы решения. Решают несколько уравнений
- Учитель: Таким образом, показательные уравнения решаются следующими способами: (на слайды вывести)
- Приведение к одному и тому же основанию.
- Приведение к квадратным уравнениям.
- Вынесение общего множителя за скобки.
- Деление обеих частей на одно и то же выражение.???????
- Графический способ.
- Учащимся предлагается инструкция по решению уравнений
Приложение №1
Оценки в счет следующего модуля.
- Учитель пока подводит предварительные итоги
Текущие оценки преподаватель выставляет в лист контроля
- Рефлексивно-оценочный этап
Цель этапа: Выставление отметок после анализа и самоанализа работы; обобщить новое содержание, полученное на занятии; оценить собственную деятельность
3.1 Самоанализ
- Учитель предлагает учащимся поставить точку на отрезке самоконтроля
- Учащиеся ставят точку в нужном месте.
- Учитель анализирует общую подготовку учащихся
3.2 Подведение итогов урока
При диалоге с учащимися заполняется лист контроля учителем
- Учащиеся называют свои оценки в баллах и отметки с учетом критериев.
- Учитель соглашается с учеником или вносит коррективы, анализирует результат изучения модуля
Представляем заполненный лист контроля. Даются установки на возможные повышения результатов
- Задание внеаудиторной работы
Цель этапа: Установка на выполнение внеаудиторного самостоятельного задания
Дорожную карту заполнить. Составить и решить 5 неравенств Оценки в счет следующего модуля
5 Заключительный этап
5.1 Зачитать и показать на слайдах высказывание великого математика Эйнштейна
«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно»
5.2 Зачитать стих об экологических проблемах
«Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?»
Может быть ваши знания помогут решить и экологические проблемы?
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы». Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери. Достигнуты ли цели урока?.
5.3 Поблагодарить за урок!
Заключение
Результаты урока:
Литература:
Учебник Колмогоров «Алгебра и начала анализа»
Приложения
Приложение 1
Решение показательных уравнений
Инструкция
1. Приведение к одному и тому же основанию.
,
Исходя из названия способа: приводим к одному основанию
,
,
Это возможно, если неизвестное равно…
2 Приведение к квадратным уравнениям.
Действия определяем исходя из названия вида
Какое уравнение нам надо получить исходя из названия уравнения?
- квадратное…
- как это сделать? (перейти к одинаковому основанию).
-Какому основании.? (3)
- Вводим новую переменную , помня, что это значение всегда положительное.
Почему оно всегда положительное? Какое свойство мы вспоминаем для показательной функции? (она всегда строго больше нуля)
Какое квадратное уравнение мы получим? ,
Пусть
Получаем два корня, -5, 9…помните ли вы о знаке ? То есть значение -5 – посторонний корень... .И нам остается решить простейшее показательное уравнение..
3 Вынесение общего множителя за скобки.
Сначала разложить на множители, затем упростить и решить простейшее уравнение…
, 3х31-2*3х=9
,
4 Деление обеих частей на одно и то же выражение.
- почему мы можем делить на левую или правую части? (потому что они обе не равны нуля, следует из свойства показательной функции)
5 Графический способ.
Какие же функции мы можем построить? Изобразить левую и правую части в одной системе координат и найти точки пересечения…
- Рассмотрим функции и . Что вы можете сказать про первую функцию? Что вы помните о второй функции? (первая-показательная, а вторая- линейная)
Так как первая функция убывающая, а вторая возрастающая, то графики этих функций могут пересечься не более чем в одной точке.
Этот способ очень красив, но его недостаток-неточность, иногда возникающая при построении. Поэтому мы можем проверить себя подбором
Приложение 2
Узнай уравнения и найди ошибки
№п/п | Решить уравнения | Ответы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 3х=12 2х-4=1 Х2+25=0 Х2-4х=0 Sin x=1/2 Х-2=4 2х-3==1/8 log3x=2 logx9=2 2x=1/6 | 4 4 Нет решения 0;4 (-1)narc sin ½+пn 18 0 9 3 1/12 |
Для учащихся даны ответы с ошибками
№п/п | Решить уравнения | Ответы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 3х=12 2х-4=1 Х2+25=0 Х2-4х=0 Sin x=1/2 Х-2=4 2х-3==1/8 log3x=2 logx9=2 2x=1/6 | 11 Нет решения Нет решения 0;4 +-arc соs ½+2пn 6 6 6 3 1/12 |
Приложение 3
№п/п | Вычислить | Решение | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | -125 -16 (1/3)-2 251/2 Log864 Log21/2 5-1 1/3*х=2 3х=1/2 -5х>=10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Приложение 4 Блок «Гонка за лидером»
№п/п | Уравнение | Решение |
1 | -3х+1=4 | |
2 | 3-х=5 | |
3 | Х4=16 | |
4 | Х2-25=0 | |
5 | 3х2+6х=0 | |
6 | 3х+1=1/9 | |
7 | log2(х-3)=1 | |
8 | Logх5=-1 | |
9 | 3х-3-3х+3=-78 | |
10 | Cos x=1/2 |
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
№ | Вопрос | Варианты ответа (поставьте галочку) |
1 | На уроке я работал |
|
2 | Своей работой на уроке я |
|
3 | Урок для меня показался |
|
4 | За урок я |
|
5 | Моё настроение |
|
6 | Материал урока мне был |
|
7 | Домашнее задание мне кажется |
|
Приложение №6
Таблица для работы в группах
№ | Способы решения | № уравнения |
1 | Приведение обоих частей уравнения к степени с одинаковым показателем |
|
2 | Вынесение за скобки степени с наименьшим показателем |
|
3 | Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее в правой части |
|
4 | Ведение новой переменной |
|
5 | Построение графиков (графический способ) |
|
6 | Исследование свойств монотонной функции |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....