Рабочая программа по математике 6 класс по ФГОС И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Рабочая программа по математике 6 класс по ФГОС И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович по 5 часовой программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgos_6_klass_mordkovich.docx_gotov_rab_progr_6_kl.zip | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (М.: Мнемозина).
При составлении рабочей программы использовалась нормативно-правовая база:
Закон РФ «ОБ Образовании» №273 от29.12.2012 года.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г№1897(или2004).
2 Примерные программы по учебным предметам (Алгебра 5-6 классы
(составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011. – с.15 - 44)- Стандарты второго поколения.
3. Основная образовательная программа МБОУ СОШ №4
Цели обучения
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
- В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- - планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- - решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- - исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- - ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- - проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснований;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Задачи обучения
- Приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Данная программа адресована обучающимся 6 классов МБОУ СОШ №4 с разноуровневой подготовкой. Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема ,порядка изучения обозначенной учебной дисциплины в рамках освоения образовательной программы основного общего образования и с учетом целей, задач основной образовательной программы МБОУ СОШ №4.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса математики 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
9 тематических контрольных работ и 1 итоговая.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
- таблицы по математике для 5 класса;
- таблицы выдающихся математиков;
- доска магнитная с координатной сеткой;
- комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
- комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел
Рабочая программа по предмету «Математика-6».(5часов в неделю, всего 175 часов)
Основой данной рабочей программы по математике для 6 класса является авторская программа И. И. Зубаревой и А. Г. Мордковича для 6 класса общеобразовательной школы. Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по математике и реализуется на основе УМК «Математика. 6 класс»/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович – М., Мнемозина, 2015г.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс математики 6 класса включает следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся выделять комбинации, отвечающие заданным условиям, осуществлять перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1)в направлении личностного развития:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-развитие логического критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта
-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
-формирование представлений об алгебре как части общечеловеческой культуры, о значимости алгебры в развитии цивилизации и современного общества;
-развитие представлений об алгебре как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
4) в направлении нравственного, эстетического и патриотического развития:
Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.И.Зубаревой, А. Г. Мордковича. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. Программа, взятая за основу при составлении рабочей программы, построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса расположен с учётом возрастных возможностей обучающихся. Программа предусматривает прочное усвоение учебного материала. Учебник Математика 6. И.И.Зубаревой, А. Г. Мордковича является логическим продолжением курса математики в 5 классе. Соблюдается преемственность в использовании программ и учебников на начальном и среднем звеньях обучения.
Уровень обучения – базовый.
В курсе математики реализуются следующие межпредметные связи:
Физика: решение прикладных задач, задач на движение, использование физических формул,
Русский язык: правильное написание математических терминов; написание учениками математических сочинений, сказок и стихов по определенной теме,
Литература: четкое обоснование выполняемых действий, постоянного повторения правил и формулировок теорем, грамотной речи при устной работе, использование на уроках математики материала из художественных произведений, имеющего отношение к предмету, цитат известных людей о необходимости изучения математики, использование стихов-загадок, сказок-вопросов,
Химия: решение задач на проценты, пропорции,
География: привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии,
Изобразительное искусство, черчение: выполнение учениками рисунков, например, «Математика в жизни людей», «Математика в жизни моих родителей» и т.п., выполнение плакатов к уроку, построение геометрических фигур в тетради,
История: элементы историзма при изучении материала, биографическая справка, цитирование первоисточника, демонстрация портретов математиков, сообщение исторических сведений, историко-математических фактов, исторические и старинные задачи,
Технология: решение прикладных задач, изготовление объемных фигур;
Окружающий мир: привлечение знаний при изучение симметрии и других геометрических фигур; использование геометрического языка для описания предметов окружающего мира;
Биология: решение здоровье сберегающих задач,
История и культура Башкортостана: использование краеведческого материала.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МОБУ СОШ №4. Предмету математика отводится 175 часов в год из расчета 35 недель по 5 часов в неделю, из них контрольных работ 10 часов.
1 четверть 9 недель – 40ч
2 четверть 8 недель – 40ч
3 четверть 9 недель – 48ч
4 четверть 9 недель – 47ч.
Основным учебным пособием для обучающихся является:
- Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват.учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 11-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2015. – 264 с.: ил.(утвержденный приказом №253 от 31.03.2014 г. об утверждении перечня учебников на 2014-15 учебный год, порядковый номер 1.2.3.1.6.2).
- Зубарева И.И. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева. – 9-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2013.
- Мультимедийное приложение к учебнику Математика. 6 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.;
Рабочей программой предусмотрено проведение 8 тематических контрольных работ (включая четвертные), 1 входная и 1 итоговая контрольная работа.
Четверть | Количество недель | Количество часов | Практическая часть | ||
КР | ВКР | ИКР | |||
I | 9 | 40 | 2 | 1 | |
II | 8 | 40 | 2 | ||
III | 9 | 48 | 2 | ||
IV | 9 | 47 | 2 | 1 | |
Всего за год | 35 | 175 | 8 | 1 | 1 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Построение курса математики 6 класса в учебнике «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича основано на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и др., и заложенных в основу Стандарта (ФГОС 2010 г.), что обеспечивает обучающимся:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.
При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения. Применение этих технологий при работе по УМК «ПРО» обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения теоретического материала.
Изучение математики в 6 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов
в направлении личностного развития:
1) владение знаниями о важнейших этапах развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2) умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
3) стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректного высказывания, различению гипотезы и факта;
4) стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
5) способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;
в метапредметном направлении:
1) сформированности первоначальных представлений о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
2) умения понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы, диаграммы, графики) для иллюстрации содержания сюжетной задачи или интерпретации информации статистического плана;
3) способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-синтетическую деятельность, умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;
4) умения выстраивать цепочку несложных доказательных рассуждений, опираясь на изученные понятия и их свойства;
5) способности разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
6) понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
7) стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированности основы учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);
в предметном направлении:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, луч, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера, цилиндр, конус), о достоверных, невозможных и случайных событиях;
3) овладения практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;
- выполнять алгебраические преобразования для упрощения простейших буквенных выражений;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур; пользоваться формулами площади, объема, пути для вычисления значений неизвестной величины;
- решать простейшие линейные уравнения.
Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание учебой темы |
1 | Положительные и отрицательные числа | 62 ч | Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Алгебраическая сумма и ее свойства. Правило вычисления значения алгебраической суммы. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел, обыкновенных дробей. Поворот. Центральная симметрия, осевая симметрия. Координатная прямая. Числовые промежутки. Координатная плоскость. Расстояние между точками координатной прямой. Правило умножения для комбинаторных задач. |
2 | Преобразование буквенных выражений | 37 ч | Раскрытие скобок. Упрощение выражений. Решение уравнений. Решение задач на составление уравнений. Нахождение части от целого и целого по его части. Окружность, круг, шар, сфера. Длина окружности, площадь круга. |
3 | Делимость натуральных чисел | 32 ч | Делители и кратные. Делимость произведения, суммы и разности чисел. Признаки делимости на 2,3,4,9,10,25. простые числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Взаимно-простые числа. Признак делимости на произведение. Арифметические действия с рациональными числами. Законы арифметических: действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Числовые выражения порядок действий в них, использование скобок. |
4 | Математика вокруг нас | 29 ч | Отношение двух чисел. Пропорциональность величин. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорция, основное свойство пропорции. Решение текстовых задач с помощью пропорций. Диаграммы. Понятие вероятности. Подсчет вероятности. |
5 | Повторение | 15 ч |
Содержание программы(175 часов)
Арифметика
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА(40 часов)
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль(абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Проценты. Нахождение процента от числа, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (20 часов)
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
ДРОБИ (40 часов)
Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.
Начальные сведения курса алгебры
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ. УРАВНЕНИЯ (44 часа)
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).
Отношения. Пропорциональность величин.
КООРДИНАТЫ (8 часов)
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
Начальные понятия и факты курса геометрии
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ТЕЛА, СИММЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ(12 часов)
Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число п. Длина окружности. Площадь круга.
Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади поверхности сферы и объема шара.
Элементы теории вероятностей
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕРОЯТНОСТИ (6 часов)
Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.
Требования к математической подготовке учащихся 6 класса
Учащиеся должны иметь представление:
- О числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
- О вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; о подсчете вероятности;
- О пропорциональных и обратно пропорциональных величинах.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
- Решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;
- Решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
- Составлять и решать пропорции;
- Использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- Применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
- Вычислить длину окружности, площадь круга.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» г.Ливны
«Согласовано» зам. директора по УВР Котенко С.С. / / от «_25_»_августа_2014 года |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по математике
(указать учебный предмет, курс)
Класс 6 Б
Учитель __Лубенникова Е.В.
Количество часов: всего_175 часов; в неделю 5 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы для общеобразовательных классов
(по ФГОС)
______________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
г.Ливны
2015_- 2016_ учебный год
5 часов в неделю, 175 часов в год
№ урока | Изучаемый материал | Кол-во часов | Тип урока | Формы Контр. | сроки | ||||||||||
1 четверть Глава 1. Положительные и отрицательные числа | |||||||||||||||
1-6 | Поворот и центральная симметрия 6 | 1 1 1 1 1 1 | -комбинированные проблемный | С1.1-С1.4 | |||||||||||
7-10 | Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая 4 | 1 1 1 1 | Комбинированные-поисковый учебный практикум | С2.1-2.4 | |||||||||||
11-14 | Противоположные числа. Модуль числа 4 | 1 1 1 1 | Кокомбин.учебный практикум-проблемный-исследователь-ский | С3.2-3.4 | |||||||||||
15-18 | Сравнение чисел 4 | 1 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум-частично поисковый | С-4.1-4.4 | |||||||||||
19-21 | Параллельность прямых3 | 1 1 1 | комбинированный-учеб.практ.- | С5.1-5.3 | |||||||||||
22 | Контрольная работа №1 | 1 | |||||||||||||
23-26 | Анализ контрольной работы. Числовые выражения, содержащие знаки +,- 4 | 1 1 1 1 | комбинированный-учебный практ.-проблемный-исследоват. | С6.1-6-4 | |||||||||||
27-30 | Алгебраическая сумма и ее свойства 4 | 1 1 1 1 | Комбинир.-учебный практикум,исследовательский | С7.1-7.4 | |||||||||||
31-33 | Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел | 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум, поисковый | С8.1-8.3 | |||||||||||
34-36 | Расстояние между точками координатной прямой 3 | 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум-поисковый | С9.1-9.3 | |||||||||||
37-39 | Осевая симметрия 3 | 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум | С10.1-10.3 | |||||||||||
40-42 | Числовые промежутки 3 | 1 1 1 | -проблемное комбинированный-учебный практикум | С11.1-11.3 | |||||||||||
43 | Контрольная работа №2 | 1 | |||||||||||||
44-46 | Анализ контрольной работы Резерв | 1 1 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||||||||||||
ИТОГО: | 46 | ||||||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||
47-49 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 3 | 1 1 1 | Комбинированный-проблемный | 12.1-12.4 | |||||||||||
50 | Координаты 1 | 1 | проблемное изложение. практикум | С13.1 | |||||||||||
51-55 | Координатная плоскость 5 | 1 1 1 1 1 | комбинированный-проблемное изложение-проблемный-учебный практикум, исследовательский | С14.1-14.2 | |||||||||||
56-59 | Умножение и деление обыкновенных дробей 4 | 1 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум-проблемный | С12.1-12.4 | |||||||||||
60-62 | Правило умножения для комбинаторных задач 3 | 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум | Т-1 | |||||||||||
63 | Контрольная работа №3 | 1 | |||||||||||||
Глава 2. Преобразование буквенных выражений | |||||||||||||||
64-67 | Анализ контрольной работы Раскрытие скобок4 | 1 1 1 1 | Обобщение и систематизация знаний. комбинированный-поисковый-практикум | 17.1-17.2 | |||||||||||
68-73 | Упрощение выражений 6 | 1 1 1 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум-проблемный | С18.1-18.3 | |||||||||||
74-77 | Решение уравнений 4 | 1 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум-проблемный | 19.1-19.3 | |||||||||||
78,79 | Решение задач на составление уравнений 2 | 1 1 | проблемное изложении=комбинированный | 20.1-20.5 | |||||||||||
80,81 | Резерв | 1 1 | |||||||||||||
ИТОГО: | 35 | ||||||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||
82-87 | Решение задач на составление уравнений 6 | 1 1 1 1 1 1 | Комбинированный-проблемное изложение-поисковый-исследовательский-учебный практикум | ||||||||||||
88 | Контрольная работа №4 | 1 | |||||||||||||
89-91 | Анализ контрольной работы Две основные задачи на дроби 3 | 1 1 1 | Обобщение и систематизация знаний. комбинированный-проблемный | 21.1-21.2 | |||||||||||
92-94 | Окружность. Длина окружности 3 | 1 1 1 | комбинированный поисковый- | 22.1-22.3 | |||||||||||
95-97 | Круг. Площадь круга 3 | 1 1 1 | комбинированный-проблемный-учебный практикум | 23.1-23.3 | |||||||||||
98,99 | Шар, сфера 2 | 1 1 | проблемный комбинированный | Т2 С 24.1 | |||||||||||
100 | Контрольная работа №5 | 1 | |||||||||||||
Глава 3. Делимость натуральных чисел | |||||||||||||||
101-103 | Анализ контрольной работы Делители и кратные 3 | 1 1 1 | Обобщение и систематизация знаний Комбинированный-поисковый-учебный практикум | 25.1-25.3 | |||||||||||
104-107 | Делимость произведения 4 | 1 1 1 1 | Комбинированныйпроблемный-поисковый | 26.1-26.3 | |||||||||||
108-111 | Делимость суммы и разности чисел 4 | 1 1 1 1 | комбинированный поисковый-учебный практикум | 27.1-27.2 |
| ||||||||||
112-115 | Признаки делимости на 2,5,10,4 и 25 4 | 1 1 1 1 | комбинированный поисковый-учебный практикум | 28.1-28.4 | |||||||||||
116-119 | Признаки делимости на 3 и 9.( 4) | 1 1 1 1 | комбинированный поисковый-исследовательский | 29.1-29.3 | |||||||||||
120 | Контрольная работа №6 | 1 | |||||||||||||
121-124 | Анализ контрольной работы Простые числа. Разложение числа на простые множители 4 | 1 1 1 1 | Обобщение и систематизация знаний комбинированный -учебный практикум-проблемный-исследовательский | 30.1-30.4 | |||||||||||
125,126 | Наибольший общий делитель 2 | 1 1 | проблемный-поисковый-комбинированный | 31.1-31.3 | |||||||||||
127-129 | Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. НОК.3 | 1 1 1 | комбинированный -поисковый | Т3 32.1-32.2 | |||||||||||
130 | Контрольная работа №7 | 1 | |||||||||||||
131,132 | Анализ контрольной работы Резерв | 1 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||||||||||||
ИТОГО: | 51 | ||||||||||||||
4 четверть Глава 4. Математика вокруг нас | |||||||||||||||
133-136 | Отношение двух чисел 4 | 1 1 1 1 | проблемный-комбинированный-поисковый-учебный практикум | 33.1-33.4 | |||||||||||
137-140 | Диаграммы 4 | 1 1 1 1 | комбинированный учебный практикум | 34.1-34.4 | |||||||||||
141-144 | Пропорциональность величин 4 | 1 1 1 1 | комбинированный поисковый- учебный практикум | 35.1-35.4 | |||||||||||
145-149 | Решение задач с помощью пропорций 5 | 1 1 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум-проблемный-исследовательский | 36.1-36.4 | |||||||||||
150 | Контрольная работа №8 | 1 | |||||||||||||
151-157 | Анализ контрольной работы Разные задачи | 1 1 1 1 1 1 1 | Обобщение и систематизация знаний Учебный практикум | 37.1-37.7 | |||||||||||
158159 | Первое знакомство с понятием вероятности | 1 1 | Поисковый-проблемный | 38.1-38.2 | |||||||||||
160161 | Первое знакомство с подсчетом вероятности | 1 1 | комбинированный-учебный практикум | 39.1 | |||||||||||
162-167 | Повторение | 1 1 1 1 1 1 | комбинированный-учебный практикум | ||||||||||||
168 | Контрольная работа № 9 | 1 | |||||||||||||
169170 | Анализ контрольной работы Резерв | 2 | Обобщение и систематизация знаний | ||||||||||||
ИТОГО: | 38 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К окончанию 6 класса у обучающихся будут сформированы:
в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
в метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
в предметном направлении:
- овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально – графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур.
Обучающиеся научатся:
личностные универсальные учебные действия:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране государству;
- проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- оценивать свои и чужие поступки;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие
- внимательность;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества:
- сравнивать разные точки зрения;
- считаться с мнением другого человека;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику;
- формирование культуры работы с графической информацией;
- владение навыками чтения показаний измерительных приборов, содержащих шкалы;
- выполнение расчетов на бытовом уровне с использованием величин, выраженных многозначными числами;
- формирование и развитие операционного типа мышления;
- формирование внимательности и исполнительской дисциплины;
- оперирование различными единицами измерения длин, площадей и объемов при описании объектов.
регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
предметные результаты:
по окончании изучения курса математики 6 класса учащиеся будут:
иметь представление:
- как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- о понятии десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
- о понятии «уравнение» и «решение уравнения»;
- о смысле алгоритма округления десятичных дробей;
- о переместительном, распределительном и сочетательном законах;
- о понятии среднего арифметического;
- о понятии натуральной степени числа,
- об определении прямоугольного параллелепипеда и куба,
- о формуле для вычисления длины окружности и площади круга;
- о понятии натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- о правиле выполнения действий с заданными числами;
- о свойствах арифметических действий;
- о понятии буквенных выражений и уравнений, процентов;
- об определениях отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.
- о понятии числа и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; твердых навыков устных, письменных, инструментальных вычислений;
- как пользоваться символическим языком алгебры, а также техникой тождественных преобразований простейших буквенных выражений, как применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
- о приемах решения линейных уравнений; как принять их к решению задач; умение решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
- о геометрическом языке и как использовать его для описания предметов окружающего мира, иметь пространственное представление, как делать геометрические построения и измерения;
- о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах; как составлять и решать пропорции;
- о понятии вероятности, благоприятных и неблагоприятных исходах; как применять правило произведения в простейших случаях; иметь представление о подсчете вероятности.
уметь:
- использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
- решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;
- решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
- составлять и решать пропорции;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
- вычислять длину окружности, площадь круга.
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- работать на калькуляторе;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Литература
1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г., «Математика, 6», 2013.
2. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2009.
3. Зубарева И.И. Методическое пособие для учителя, 2011.
4. Математика. Самостоятельные работы в 6 классе. И.И. Зубарева,
И. П. Лепешонкова,М.С. Мильштейн, Мнемозина, М. 2012г
5. Математика 6 класс. Тетрадь для контрольных работ №1, №2., И.И Зубарева, И.И Лепешонкова, М.:Мнемозина 2012г.
6 Математика. Тесты 5-06 класс. Е.Е.Тульчинская, М: Мнемозина 2011г.
7 Математика. Поурочные планы 6 класс. По учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича. Волгоград. 2012г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» г.Ливны
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей математики Протокол № _1 от «25 » августа_2015 года Руководитель методического объединения Кострецкая С.Е./________________/ | «Согласовано» Руководитель методического совета __Котенко_/С.С_____ от «_26»августа2015года «Согласовано» зам. директора по УВР от «26»августа2015 года | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 4 Гончарова/Е.Е. приказ № _1__ от «_27__» августа_2015года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для 6Б класса
для общеобразовательных классов
(по ФГОС)
(базовый уровень)
_5__ часов в неделю (всего 175 часов)
Автор-составитель:
Учитель математики
Лубенникова Е.В.
г.Ливны
2015-2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (на основе ФГОС), 5 класс, учебник С.М. Никольского
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г....
Рабочая программа по математике (на основе ФГОС), 6 класс, учебник С.М. Никольского
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г...
Особенности составления рабочей программы по математике (в контексте ФГОС)
Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание, результаты изучения конкретного учебного предмета, входящего в учебный план образовательного учреждения, основанный н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 кл. (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по ФГОС ориентирована на учителей математики, работающих в 5 классах по УМК Н. Я. Виленкина, и разработана с учётом стандартных нормативных документов; рассчитана на 5 часо...
Рабочая программа по математике 5 класс по ФГОС И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
Рабочая программа по математике 5 класс по ФГОС И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович по 5 часовой программе...
Рабочая программа для 5 класса по ФГОС по математике
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе примерной программы основного общего образования,...