"Решение квадратных уравнений с параметрами " 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Наиболее трудной и важной частью решения таких задач является исследование процесса в зависимости от параметра. Задачи с параметрами включены в ЕГЭ по математике и очень часто оказываются не по силам учащимся, поэтому необходимо начинать изучать параметры в среднем звене. Моя технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в 8 классе по теме « Решение квадратных уравнений с параметрами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._tolmacheva_l.a.doc | 417 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии
с требованиями ФГОС.
Автор: Толмачева Лариса Анатольевна, учитель математики МБОУ Заворонежской СОШ, Мичуринский район, Тамбовская обл.
Предмет: математика.
Класс: 8 класс.
Тема урока: решение квадратных уравнений с параметрами.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: логичность мышления, умение работать в проблемной ситуации;
- предметные: формировать умение решать квадратные уравнения с параметром;
- метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
Техники и технологии: системно-деятельностное бучение, проблемное обучение, ИКТ.
Ресурс ( учебники, наглядные пособия. ИКТ) учебник Авторы: Макарычев Ю.Н. Издание: М.: Просвещение, 2013
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные | Регулятив-ные | Коммуни-кативные | Познава-тельные | ||||
1. Организационный момент. (2 мин) | Приветствует учащихся, организует рабочее место, выявляются отсутствующие. | Учащиеся настраиваются на работу. | Волевая саморегуляция | ||||
2. Актуали-зация теоретических знаний. (3мин) | Проводится опрос по теории Предыдущего урока. - Какое уравнение называется квадратным? - Квадратным или линейным является уравнение а) при b=6; б)0; в) b=0,5; г) b=5? -Какое квадратное уравнение называется приведенным? -Какое выражение называют дискриминантом? -Сколько корней может иметь квадратное уравнение? (формулы). -Теорема Виета и обратное утверждение.(записать) | Учащиеся предлагают различные варианты решения, говорят о трудностях, которые у них возникли. | Формировать личную мотивацию к учению. | Целеполагание | Структурировать знания по данной теме | Учебное сотрудничество с учителем | Самооценка формулировок и формул. |
3. Объяснение нового материа-ла. ( 3мин) | При решении квадратного уравнения с параметрами контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при обращается в 0. Дело в том, что если этот коэффициент равен 0, то уравнение превращается в линейное и решается по соответствующему алгоритму; если же этот коэффициент отличен от нуля, то имеем квадратное уравнение, которое решается по иному алгоритму. Дальнейшее решение зависит от D. | Учащиеся формулируют цель урока: «Научиться решать уравнения с параметром». | Взаимоконтроль и самоконтроль | Умение структурировать знания | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера | ||
4. Приме-нение знаний и умений в новой ситуации (17 мин) | Объяснение учителя. Пример 1. Решить уравнение Решение: Здесь коэффициент перед отличен от , значит, данное уравнение при любых значениях параметра является квадратным. Найдем дискриминант: D= D, значит, квадратное уравнение имеет два различных корня. p+2 и p-1 Ответ: при любых значениях р p+2 ; p-1. Пример 2. Решить уравнение p. Решение: Мы не можем утверждать, что данное уравнение является квадратным. Рассмотрим контрольное значение р=0, имеем два случая. Если р=0, то получается уравнение вида 0+ х=1. Если р≠0. То уравнение является квадратным, можно применять формулу D=- 4р(-1)=1-2р++4р=; ; . Ответ: при р=0 х=1, при р≠0 ; . Пример 3. Решить уравнение (а–1)х2+2(2а+1)х+(4а+3)=0. Найдем значения параметра, обращающие в нуль коэффициент при х а–1=0 ⇔ а=1 Решим уравнение при а=1 0⋅х2+2(2⋅1+1)х+4⋅1+3=0 ⇔ 6х+7=0 ⇔ . Найдем значения параметра, обращающие в нуль дискриминант уравнения D=(2(2а+1))2–4(а–1)(4а+3)=(4а+1)2–(4а–4)(4а+3)=4(5а+4) 4(5а+4)=0 ⇔ . Решим уравнение при , в этом случае уравнение будет иметь один действительный корень ⇔ ⇔ 9х2+6х+1=0 ⇔ (3х+1)2=0 ⇔ . Решим уравнение при а≠1, . В этом случае D<0, поэтому уравнение действительных корней не имеет. Решим уравнение при а≠1, . В этом случае уравнение имеет два действительных корня Ответ: 1) при , ; 2) при а=1, ; 3) при , действительных корней нет; 4) при и а≠1, . Пример 4. При каких значениях mровно один из корней уравнения равен 0. Решение: Если нуль является корнем уравнения, значит квадратный трехчлен =0 обращается в нуль. =-3, =3. Найдем второй корень при найденных значениях m. Если m=3, то получаем =0, =-6. Если m=-3, то получаем =0, которое имеет два кратных корня равных 0. Ответ при m=3. | ||||||
5. Закрепле-ние матери-ала (15мин) | Работа в группах. Решите уравнение: ( а + 1 ) х 2 – 2 ( а + 9 ) х + 9 = 0; х 2 – ( а 2 – 5 а) х + 5 а – 1 = 0; ( с – 1) х 2 + ( с + 4 ) х + с + 7 = 0; С последующей проверкой. | Работа в группах. Проблемный диалог. Задают и отвечают на вопросы. | Контроль, коррекция, оценка | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера | Самостоятельная работа. | ||
6. Домаш-нее задание. (2мин) | 1.При каких значениях а уравнение (а+2) +2(а+2)х+2=0 имеет один корень? 2.Решить уравнение . 3. Решить уравнение 4. Решить уравнение ( 2-b-6) = 4(b+1)x-2. Объясняет какие номера обязательные и какие можно взять по выбору. | Учащиеся записывают домашнее задание и определяют для себя уровни заданий. | Планирование | Постановка вопросов | |||
7. Итог урока. (1мин) | Какие цели стояли на уроке? Достиг ли каждый из вас цели урока? Фиксирую проблемы для следующего урока. | Самостоятельно определяют насколько достигнуты цели урока. | Формировать адекватную самооценку. | Формировать умения планировать свою работу. | Формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Формулировать познавательную цель. | |
8. Рефлек-сия (2 мин) | Учащимся предлагается по желанию продолжить предложение: На уроке я научился (научилась) … На уроке мне понравилось … На уроке мне пригодились знания…. Для меня было сложно… С урока я ухожу с … настроением! | Учащиеся продолжают предложения. Прощаются | Смыслообразование, формирование положительного отношения к процессу познания | Оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс !Урок математики в 10 классе по теме «Решение квадратных уравнений с параметром»
Мастер-класс на региональном семинаре учителей математики (февраль 2012 г.) «Развитие ключевых образовательных компетенций на примере урока математики в 10 классе по теме «Решение ква...
Решение квадратных уравнений с параметром в 9 классе
В работе рассмотрены примеры решения квадратных уравнений с параметрами по материалам ЕГЭ прошлых лет....
Решение квадратных уравнений с параметрами в 9 классе
В презентации рассмотрены способы решения квадратных уравнений по материалам, ЕГЭ прошлых лет...
Занятие элективного курса в 10 классе: Решение квадратных уравнений с параметрами
Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.Цель: • Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.• Развивать исследовательскую и поз...
Презентация к уроку по теме"Решение квадратных уравнений с параметром",8 класс.
Цели урока:развитие логического мышления учащихся,творческих способностей ,умения сопоставлять,сравнивать,проводить аналогию,развитие комуникативной культуры....
Открытое занятие по математике.10 класс. Элективный курс. Решение квадратных уравнений с параметрами
Сценарий элективного курса. 10 класс. Мультимедийное приложение SMART...
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...