Система работы с одаренными детьми.
методическая разработка по алгебре на тему
Математика – метод и язык познания окружающего мира. Исходя из этого вывода, учителю необходимо понимать, что математике нужно научить каждого ученика, различие может быть только в объеме изучаемого материала. Но очень важно создание условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных и высокомотивированных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odar_detmi.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одаренными детьми.
Учитель математики Кузнецова О.А.
МОУ СОШ №23 г Самара
Благополучие страны, основа ее развития – в интеллектуальном потенциале общества. А он закладывается, формируется в школе. Мы должны выучить, воспитать, подготовить к жизни человека, который будет энциклопедически образованным, гуманным, стойким и мужественным творцом и созидателем.
Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьника является важнейшей тенденцией современного образования.
В связи с тем, что именно процесс обучения математике формирует у учащихся умение думать, практически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, т.е. рационалистический стиль мышления, становится понятной большая роль такого предмета, как математика.
Математика – метод и язык познания окружающего мира. Исходя из этого вывода, учителю необходимо понимать, что математике нужно научить каждого ученика, различие может быть только в объеме изучаемого материала. Но очень важно создание условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных и высокомотивированных детей.
Прежде, чем рассказать о формах работы, которые используются для подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности, необходимо отметить некоторые особенности математически одаренных ребят.
Одарённость трактуется чаще всего как значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии либо как исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
История психолого-педагогического изучения феномена детской одарённости выявляет факт неоднократного пересмотра положения о гармоничном психическом развитии одарённых детей. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одарённого человека является относительной редкостью. Реальный уровень способностей одарённых детей зачастую не понимается окружающими. Зачастую учителя не распознают одарённых учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть, они обладают способностью улавливать то, что осталось незамеченным для других, сочетаясь с их эгоцентризмом, это приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Они чувствительны не только к вербальным, но и особенно к невербальным реакциям окружающих.
Перечисленные общенаучные факты особенно касаются математически одаренных ребят. В силу физиологических особенностей развития мозга, у этих ребят, как правило, плохой подчерк, причем и у мальчиков, и у девочек. Это, уже с первых дней учебы в школе, вызывает проблемы на уроках письма. У ребят, которые проявляют незаурядные математические способности, как правило, природой заложено умение анализировать, видеть глубину, желание понимать сущность каждого вопроса, потребность четко и правильно излагать свои мысли. И пока у ребенка небогатый словарный запас, ему сложно выразить то, что он думает, и создается впечатление, что у него просто не развита речь. К сожалению, очень часто в адрес талантливых ребят высказываются фразы: «посмотрите какие страшные у него тетради!», «он абсолютно безграмотный, но думать он умеет!», «он не умеет говорить, хотя иногда выдает очень интересные мысли!» В результате – заниженная самооценка, высокая тревожность, неуверенность, комплексы, постоянное чувство неудовлетворенности из-за завышенной требовательности к себе. Но, как бы не было гениально решение той или иной задачи, его нужно уметь донести до окружающих и в письменной, и в устной форме. Работа с одаренными детьми требует системного подхода.
Но прежде чем говорить о системе работы с одаренными детьми, мы хотели бы остановиться на этапах выявления одаренных детей:
Начальная школа |
1.
Среднее звено общеобразовательного учреждения (гуманитарное, естественно-математическое, ИЗО, музыка, физическое) |
2.
9 -11 классы (углубленное изучение отдельных предметов). |
3.
и на формах выявления одаренных детей:
- наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Предлагаемая система работы предполагает создание
Методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (работа с одаренными детьми)
Учебные планы | Учебники, методическая литература | Дидактические, раздаточные материалы | Наглядные пособия | Компакт – диски по предметам | Компьютерные учебные игры, программы |
Основные направления работы
на уроках
Очень важно ставить перед учащимися задания, требующие самостоятельного их поиска или создания, подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности. По возможности использовать для них материал, отвечающий интересам учеников, имеющий положительную эмоциональную окраску. При этом надо учить их при решении задачи переходить на абстрагированный уровень, отвлекаясь от конкретного содержания.
Общеизвестно, что каждая задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же в обучении математике главная цель задач – развивать математический стиль мышления учащихся, заинтересованность их математической деятельностью, способствовать развитию навыков открытия математических неочевидных истин.
Известно также, что достижение этих целей с помощью одних стандартных задач не возможно. Не случайно известный математик-педагог Д. Пойа в книге «Как решать задачу» писал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». С этой целью просто необходимо широкое применение, использование в текущей учебной работе разноуровневых дидактических материалов. Задачи нестандартные, повышенной сложности включаются в содержание тематических зачетов и контрольных работ, периодически – в домашние работы. Перед учащимися ставится цель отыскать оригинальные, красивые решения. Такая работа развивает творческие способности учащихся.
Творческие домашние задания.
Например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе проводится несколько уроков, на которых ребята рисуют по координатам страуса, слоненка, коня, лебедя и т.д. После чего им предлагается домашнее задание: придумать свою картинку, нарисовать ее по точкам в координатной плоскости и записать координаты этих точек. Эмоциональный эффект такой работы переоценить достаточно сложно. Опыт показывает, что среди ребят, одаренных в математике, большинство испытывает трудности на уроках изобразительного искусства, а здесь, благодаря математике получилось то, что казалось невозможным. Через три года, в 9 классе, при изучении квадратичной функции, ребята с удовольствием принимают предложение порисовать уже графиками функций, хотя эта работа требует хороших знаний, значительно более кропотливая и сложная.
Возможность решения одной и той же задачи различными способами демонстрирует непреложность выводов науки математики, подчеркивает красоту учебного предмета, здесь так же важны краткость доказательства или решения, неожиданный подход, наглядность, связь между различными темами школьного курса математики. Решение задач различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности.
Например, в 7 классе на первом уроке изучения темы «Решение задач с помощью уравнений» ребятам можно предложить старинную задачу из папируса Ахмеса, XIX в. до н.э. Куча, ее половина, четвертая часть и ее целое составляют 10. Что есть куча? (В египетских папирусах неизвестное число обозначалось «аха» или «хау», т.е. куча, количество, совокупность.) Ребятам предлагается решить эту задачу двумя способами: арифметическим и алгебраическим, а в конце урока, как награда за труд, можно рассказать третий старинный способ – правило ложного положения. Для решения задач, условия которых могут быть записаны линейным уравнением вида ах = с, египтяне использовали прием, получивший в средневековой Западной Европе название правило ложного положения. Суть его заключается в том, что неизвестному х придавали произвольное, отличное от истинного, значение х1 и при подстановке в условие задачи получали результат с1 вместо с. Искомое число находили по правилу:
Решение предложенной задачи может выглядеть следующим образом. Для удобства запишем уравнение . Пусть «куча» равна 4. Тогда сумма в левой части составляет 7 вместо 10. Значит, – искомое число.
Использование старинных задач на уроках математики – очень веский аргумент в пользу того, что математику нужно учить не только для того, чтобы сдать зачет, написать контрольную работу или успешно сдать ЦТ, а, прежде всего, для того, чтобы быть образованным человеком. Важно на практике решать различными способами и нестандартные задачи, самостоятельно искать новые идеи. Развитие исследовательских умений и навыков помогает учащемуся выйти на уровень теоретического мышления, развивать творческий потенциал, сформировать интерес к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения.
Возникла идея проводить теоретические зачеты для высокомотивированных ребят в форме мини-конференций.
Ребятам раздаются вопросы: основные определения по теме, доказательство теорем, анализ решения наиболее важных задач и т.д., по которым они должны подготовить небольшое выступление и сделать презентацию. Выступая перед классом со своей маленькой научной работой, учащиеся формируют свой первый опыт публичных научных выступлений. Ребята с большим желанием берутся за такую работу, несмотря на то, что она требует достаточно много времени при подготовке. Благодаря использованию мультимедиа, некоторые из них настолько удачны, что могут использоваться учителями математики при проведении уроков по соответствующей теме.
При изучении алгоритмов решения различных уравнений и неравенств можно использовать прием построения блок-схем, которые могут строиться и учителем и учащимися. При проведении таких уроков использование программного пакта PowerPoint и его эффектов анимации дает возможность сделать информацию более наглядной, привлечь внимание и сэкономить время.
В нашей школе ведется курс наглядной геометрии с 5 класса, по пособию для общеобразовательных учреждений авторов И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Пособие содержит уникальный задачный материал по геометрии, направленный на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков. Основный приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Формы и методы работы, которые позволяют формировать творческую личность с высокоразвитым математическим мышлением, очень разнообразны. Задача учителя – выбрать наиболее оптимальные из них, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Но главная задача каждого урока математики должна заключаться в том, чтобы показать силу математической мысли, убедить учащихся в том, что «математика красива простотой своей», а умение находить простое решение сложной задачи – это искусство. И тогда ребята будут учить математику, прежде всего затем, «что она ум в порядок приводит»
Система работы с одаренными детьми через классно-урочную деятельность
Обучение | Модели | Методы | Формы взаимодействия | Ожидаемый результат |
Проблемно-поисковое создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик осваивает способ познания, обретения новых знаний | Открытие | 1. Проблемное изложение 2. Исследо -вательский 3. Частично -поисковой | Микрогрупповые
Межгрупповые Индивидуальное обучение | Самостоятельное открытие нового знания. Генерация деятельности по получению новых знаний. |
Интерактивное создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения в диалоге, организует поиск оснований для общей позиции , формулирует истинную точку зрения. | Дискус - сия Полилог | Частично-поисковый Исследователь -ский | Групповые Межгрупповые | Развитие критического мышления, умения отстаивать свою точку зрения, способностей простраивать собственную траекторию действий, принятие ответственных решений. |
Ролевые игры – ученик «прописывает» ситуации и способы решения важных проблем | Имитационное моделирование | Проблемный, частично-поисковый, исследовательский, Рефлексия | Групповые | Рост творческого и волевого потенциала, самореализация, самоопределение, становление лидера |
Внеклассная работа
Организация, формы и методы,
используемые на факультативных занятиях
Кроме урочной деятельности система включает следующие формы работы: кружковая работа, факультативные занятия, проведение математических праздников, математических недель, олимпиад, участие в научных конференциях, конкурсах. Для факультативных занятий в среднем звене я пользуюсь различными пособиями, но больше всего пособием «Математические кружки 5-8 классы» А.В. Фарков. Рассматриваем такие темы, как задачи, решаемые с конца, логические задачи, задачи на взвешивание, переливание, задачи на перекраивание и разрезание фигур, простейшие графы и др.
Наши достижения:
-Городской математический праздник Самарский Областной Университет Наяновой (2008год) два 2 места- два Диплома второй степени привезли ученики 5 классов Галанов Кирилл и Елисеев Евгений.
- Городской математический праздник Самарский Областной Университет Наяновой (2009год) два 1 места- два Диплома первой степени привезли ученики 6 классов Галанов Кирилл и Елисеев Евгений.
- Открытая городская математическая олимпиада по математике
Самарский клуб одаренных школьников «Математический Гуру» (2009 год) принял участие ученик 6б класса Елисеев Евгений, получил Диплом победителя;
- Районная школьная олимпиада по математике Елисеев Евгений 6 класс 1 место (2009 год);
-Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по математике (2010 год) Елисеев Евгений 2 место;
- Российский открытый заочный конкурс-олимпиада Программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» участвовали несколько человек все стали Лауреатами 2009-2010);
- 3 Городская математическая перестрелка, участвовала сборная 5-7 классов, награждены похвальной грамотой за успешное выступление (2010год).
Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель. Здесь уже недостаточно высокой предметной подготовки, так как обучение приобретает развивающий характер, следовательно, учитель должен уметь применять современные развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного. Учитель, работающий с одаренными детьми, меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже сам решает задачи. Все это он предлагает делать учащимся. Он больше спрашивает, меньше объясняет, но при этом он постоянно самообразовывается, так как стремится получить знания, которым хотел обучить, от самих учащихся, а для этого надо очень глубоко владеть ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Из опыта работы: "Система работы с одаренными детьми"
Презентация опыта...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...