Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей" - 5 класс ФГОС
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Байкалова Ольга Ивановна

Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей" - 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc84 КБ
Microsoft Office document icon umnozhenie_12_marta.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока   «Умножение десятичных дробей»   (5 класс, математика)

Автор: Капарчук Ольга Ивановна,  учитель математики МБОУ города Абакана «СОШ № 1»

Цели (задачи) урока

  • образовательные:

 Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по  коллективно составленному плану;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

Уметь выполнять умножение десятичных дробей.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по коллективно составленному плану;

  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

    изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока

 Доска, мультимедиа проектор, компьютер,  презентация «Умножение десятичных дробей»,  карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка,

алгоритм самооценки.

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович и др. – 12-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 202 с..

Опорные понятия, термины

Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.

Новые понятия и связи между ними

произведение десятичной дроби.

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная  работа, взаимопроверка, работа в парах.

Домашнее задание: Прочитать п. 43, выучить правило умножения десятичных дробей  стр.203;

На  «5»: № 760(а ,б); 761(б); 767

На  «4»: № 760(а, б); 761(б);

На  «3»: № 760 (а,б)

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.

-Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

В  паре улыбаются друг другу.

-Я желаю тебе, Сережа, хорошего рабочего настроения и  т.д.

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность учащихся к обучению.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  1. Устный опрос:
  • Какая дробь называется десятичной?
  • Как записывается десятичная дробь?
  • Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
  • Как сравнивают десятичные дроби?
  • Как выполняют округление чисел? (2 мин.)

2) Выполнение тестовых заданий и проверка в парах по шаблону (7 мин.)

  1. Отвечают на поставленные вопросы полным ответом

  1. Выполняют тест и проверяют друг у друга, выставляют оценки в оценочные листы, согласно критерия.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.

Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Уметь анализировать данные.

Уметь выполнять арифметические действия.

3.Целеполагание и мотивация

А теперь послушайте внимательно меня. «Больному прописано лекарство, которое нужно принимать по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 6 таблеток по 0,5 грамм. Сколько упаковок потребуется на весь курс лечения?»

В: Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу?

-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? - Запишите в тетрадь  дату и тему урока.

-Умножение.

-Умножение десятичных дробей.

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

- Изучить правила умножения десятичных дробей.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение, проблемная

ситуация.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.

Уметь сформулировать тему и цель

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Перед знакомством с новым материалом учащимся по рядам предлагается решить следующие задачи:

1-ый ряд. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм; 

2-ой ряд. Найдите площадь квадрата со стороной  1,2 дм;

3-ий ряд. Найдите площадь треугольника со стороной 1,4 дм и высотой проведённой к этой стороне равной 0,5 дм.

Выразите дм. в см и выполните вычисление. Полученный ответ выразите в дм²

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

Давайте порассуждаем: Какие числа были в условии,  и сколько запятых было в каждом из измерений до перевода? А, что мы получили в ответе?  Кто увидел закономерность и попробует сформулировать правило?  А теперь откройте учебник на стр. 203   и прочтите правило, ну что мы с вами оказались правы?

Перевести дм. в сантиметры

Выполнить вычисления по формулам

1 ряд 45см² = 0,45дм²;

 2 ряд 144см² = 1,44 дм²;

3-ий ряд 35см² = 0,35 дм²

-Отличаются только запятой.

Делается вывод: чтобы умножить десятичные  дроби сначала надо выполнить умножение, не обращая внимания на запятую, а затем в произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их имеется после запятой в обоих множителях вместе.

Наблюдение, проблемная

ситуация

работа с текстом

(сравнение).

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.

5.Первичное закрепление

Давайте вернёмся к задаче, которую мы рассмотрели в начале урока.

Составьте план решения задачи. ( Решает 1 ученик у доски)

Задание выполняется в тетради и у доски.

Выполняют задание самостоятельно в тетради:

Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль.

Регулятивные УУД:

 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.

6. Релаксация (физминутка).

Физминутка «фейерверк» + историческая справка

Решение кроссворда на карточке (работа в парах   )

Снять утомление.

7. Организация первичного контроля

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Презентация (Слайд 3)

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Выполняют самостоятельная работу.

Проверить решение по эталону ( Слайд 3)

Называют с помощью учителя место своего затруднения,   исправляют ошибки.

Самостоятельная

работа, рефлексия, работа в группах,

самоконтроль.

Регулятивные УУД :

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Уметь выполнять умножение десятичных дробей.

8. Подведение итогов урока.

- Мы переходим к последнему этапу.

 Подводим итог работы на уроке.

Какую цель ставили?

Достигли цели ? Почему ?

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Фиксирование нового содержания.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Уметь  принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться  за помощью (если нужно).

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Прочитать п. 43, выучить правило умножения десятичных дробей  стр.203;

На  «5»: № 760(а ,б); 761(б); 767

На  «4»: № 760(а, б); 761(б);

На  «3»: № 760 (а,б)

Учащиеся получают домашнее задание, записывают.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.

10. Рефлексия

Организует рефлексию.

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли цели урока?

 Что вы использовали для достижения цели?

Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей?

Проанализируйте результат своей работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Анализ конкретных результатов обучения:

-какие получены достижения;

-что было удачным на уроке, а что менее удачным;

-объяснение причины своих неудач.

     



Предварительный просмотр:

Тема: Умножение десятичных дробей.

  • Цели: научить умножать и делить десятичные дроби на разрядную единицу;  умножать десятичные дроби на натуральное число, умножать десятичные дроби; сформировать чётное представление о различиях свойств умножения на разрядную единицу; расширить представление учащихся о выполнении действий с десятичными дробями.
  • продолжить развитие познавательного интереса к изучению математики; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частичного поискового исследовательского характера; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность. 

Урок по теме: Умножение  и деление десятичных дробей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.( 1 мин)

        Долгожданный дан звонок,

        Начинается  урок.

Давайте улыбнёмся  друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

  1. Мотивация урока. (2 мин)

Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике».

Действительно, в науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби  используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

Нам уже знакомы действия сложения и вычитания над десятичными дробями.

3. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос:  3 мин.

  •     Какая дробь называется десятичной?
  •     Как записывается десятичная дробь?
  •     Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
  •    Как сравнивают десятичные дроби?
  •    Как выполняют округление чисел?

У каждого на парте лежат тестовые задания, каждый из вас выполняет предложенный ему вариант, время работы 7 мин. Затем взаимопроверка по шаблону на слайде и оценивание

4. Изучение нового материала.  (10 – 15 мин.)

А теперь послушайте внимательно меня. «Больному прописано лекарство, которое нужно принимать по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 6 таблеток по 0,5 грамм. Сколько упаковок потребуется на весь курс лечения?»

В: Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу?

Ученик: Умножение д/д.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учащиеся: «Умножение» В тетрадях учащиеся записывают тему «Умножение д/д»

А какова цель нашего урока, кто-нибудь догадался? Что нового вы узнаете на уроке, что должны усвоить на сегодняшнем уроке и чему научитесь к концу урока? Задание по рядам

1-ый ряд. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм; 

2-ой ряд. Найдите площадь квадрата со стороной  1,2 дм;

3-ий ряд. Найдите площадь треугольника со стороной 1,4 дм и высотой проведённой к этой стороне равной 0,5 дм.

Выразите дм. в см и выполните вычисление. Полученный ответ выразите в дм²

(1 ряд 45см² = 0,45дм²; 2 ряд 144см² = 1,44 дм²; 35см² = 0,35 дм²)

 Давайте порассуждаем: Какие числа были в условии  и сколько запятых было в каждом из множителей?

 А, что мы получили в ответе?  

Кто увидел закономерность и попробует сформулировать правило?  

А теперь откройте учебник на стр. 203   и прочтите правило, ну что мы с вами оказались правы?

Правило. Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь, нужно не обращая внимания на запятую выполнить умножение двух чисел по известному правилу, а в полученном ответе отделить с право столько цифр запятой, сколько их имеется после запятой в обоих множителях.

Например:

0,4*0,25=0,1

12,5*0,2=2,5

2,5*0,8=2

5. Первичное закрепление. (7 мин.)

 Давайте вернёмся к задаче, которую мы рассмотрели в начале урока. Составьте план решения

задачи. ( Решает 1 ученик у доски)

Либо по действиям, либо выражением:

  1. 0,5*3=1,5 (г) – дневная норма
  2. 1,5*14=60 (г) – всего понадобится лекарства
  3. 6*0,5=3 (г) – в одной упаковке
  4. 60:3 = 20 упаковок потребуется на весь курс лечения

!!!Ответ:

6. Историческая справка. (Отгадайте кроссворд, предложенный на слайде) (3 мин.)

Задачу облегчения вычислений учёные начали ещё с древних времён. Но только в 15 веке самаркандский учёный астроном аль-Каши в тракте «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать, делить десятичные дроби.

+  Физкультминутка. (1 мин)  

Игра «Фейерверк»

7. Закрепление нового материала.

Учащийся на доске расставляет запятые в примерах, и обосновывают  правильность постановки запятой.

8. Организация первичного контроля. Выполните умножение примеров предложенных в карточке и проверьте себя по эталону (5-7 мин)

9. Информация о домашнем задании ( 1-2 мин). Д/з. Прочитать п. 43, выучить правило умножения десятичных дробей  стр.203;

На  «5»: № 760(а ,б); 761(б); 767

На  «4»: № 760(а, б); 761(б);

    На  «3»: № 760 (а,б)    

10. Рефлексия – 2мин.

Что нового узнали сегодня на уроке?  

- Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?

- Кому нужно ещё потренироваться?

- Какое у вас настроение сейчас?

Оцените работу вашего партнёра и свою по 5 – ти бальной шкале. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте друзей с успешным окончанием работы.

Я поздравляю вас, вы поднялись     ещё на одну ступеньку на пути к успеху.

Итак, друзья, урок мы провели,

Всё сделали мы с вами, что смогли.

Желаю к математике вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!

 Ответы на задания в карточке к заданию №8

А) 5.7

Б) 1.04

В)  0.064

Г) 60

Д) 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.

первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....

конспект урока по баскетболу для 4 класса (ФГОС)

Начальное обучение передачам мяча в баскетболе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Действия с десятичными дробями" с применением ЭОР.

Обобщить и закрепить знания по теме «Десятичные дроби»....

конспект урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс

Урок  обобщения и систематизация знаний по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"...

Конспект урока:"Действия с десятичными дробями"

разработка урока в 6 классе по теме:"Действия с десятичными дробями"....

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Конспект урока по теме "Десятичная дробь" - 5 класс ФГОС

Конспект урока по теме "Десятичная дробь" - 5 класс ФГОС...