Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей" - 5 класс ФГОС
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей" - 5 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 84 КБ |
umnozhenie_12_marta.doc | 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока «Умножение десятичных дробей» (5 класс, математика)
Автор: Капарчук Ольга Ивановна, учитель математики МБОУ города Абакана «СОШ № 1»
Цели (задачи) урока
Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Результаты урока Предметные Уметь выполнять умножение десятичных дробей. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока, педагогическая технология изучение нового материала; По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. | Оборудование урока Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей», карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович и др. – 12-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 202 с.. |
Опорные понятия, термины Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение. | Новые понятия и связи между ними произведение десятичной дроби. |
Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах. | Домашнее задание: Прочитать п. 43, выучить правило умножения десятичных дробей стр.203; На «5»: № 760(а ,б); 761(б); 767 На «4»: № 760(а, б); 761(б); На «3»: № 760 (а,б) |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. -Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. -Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. В паре улыбаются друг другу. -Я желаю тебе, Сережа, хорошего рабочего настроения и т.д. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
2) Выполнение тестовых заданий и проверка в парах по шаблону (7 мин.) |
| Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую . Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме . | Уметь анализировать данные. Уметь выполнять арифметические действия. |
3.Целеполагание и мотивация | А теперь послушайте внимательно меня. «Больному прописано лекарство, которое нужно принимать по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 6 таблеток по 0,5 грамм. Сколько упаковок потребуется на весь курс лечения?» В: Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу? -Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? - Запишите в тетрадь дату и тему урока. | -Умножение. -Умножение десятичных дробей. В тетрадь ученики записывают дату и тему урока. - Изучить правила умножения десятичных дробей. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. | Уметь сформулировать тему и цель |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Перед знакомством с новым материалом учащимся по рядам предлагается решить следующие задачи: 1-ый ряд. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм; 2-ой ряд. Найдите площадь квадрата со стороной 1,2 дм; 3-ий ряд. Найдите площадь треугольника со стороной 1,4 дм и высотой проведённой к этой стороне равной 0,5 дм. Выразите дм. в см и выполните вычисление. Полученный ответ выразите в дм² Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните. Давайте порассуждаем: Какие числа были в условии, и сколько запятых было в каждом из измерений до перевода? А, что мы получили в ответе? Кто увидел закономерность и попробует сформулировать правило? А теперь откройте учебник на стр. 203 и прочтите правило, ну что мы с вами оказались правы? | Перевести дм. в сантиметры Выполнить вычисления по формулам 1 ряд 45см² = 0,45дм²; 2 ряд 144см² = 1,44 дм²; 3-ий ряд 35см² = 0,35 дм² -Отличаются только запятой. Делается вывод: чтобы умножить десятичные дроби сначала надо выполнить умножение, не обращая внимания на запятую, а затем в произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их имеется после запятой в обоих множителях вместе. | Наблюдение, проблемная ситуация работа с текстом (сравнение). | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия. |
5.Первичное закрепление | Давайте вернёмся к задаче, которую мы рассмотрели в начале урока. Составьте план решения задачи. ( Решает 1 ученик у доски) Задание выполняется в тетради и у доски. | Выполняют задание самостоятельно в тетради: | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
6. Релаксация (физминутка). | Физминутка «фейерверк» + историческая справка | Решение кроссворда на карточке (работа в парах ) | Снять утомление. | ||
7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Презентация (Слайд 3) Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Выполняют самостоятельная работу. Проверить решение по эталону ( Слайд 3) Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. | Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, самоконтроль. | Регулятивные УУД : Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь выполнять умножение десятичных дробей. |
8. Подведение итогов урока. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели ? Почему ? Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно). |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Прочитать п. 43, выучить правило умножения десятичных дробей стр.203; На «5»: № 760(а ,б); 761(б); 767 На «4»: № 760(а, б); 761(б); На «3»: № 760 (а,б) | Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Беседа в ходе фронтальной работы. | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. | |
10. Рефлексия | Организует рефлексию. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? − Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей? – Проанализируйте результат своей работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач. |
Предварительный просмотр:
Тема: Умножение десятичных дробей.
- Цели: научить умножать и делить десятичные дроби на разрядную единицу; умножать десятичные дроби на натуральное число, умножать десятичные дроби; сформировать чётное представление о различиях свойств умножения на разрядную единицу; расширить представление учащихся о выполнении действий с десятичными дробями.
- продолжить развитие познавательного интереса к изучению математики; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частичного поискового исследовательского характера; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.
Урок по теме: Умножение и деление десятичных дробей.
Ход урока.
- Организационный момент.( 1 мин)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
- Мотивация урока. (2 мин)
Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике».
Действительно, в науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
Нам уже знакомы действия сложения и вычитания над десятичными дробями.
3. Актуализация опорных знаний.
Устный опрос: 3 мин.
- Какая дробь называется десятичной?
- Как записывается десятичная дробь?
- Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
- Как сравнивают десятичные дроби?
- Как выполняют округление чисел?
У каждого на парте лежат тестовые задания, каждый из вас выполняет предложенный ему вариант, время работы 7 мин. Затем взаимопроверка по шаблону на слайде и оценивание
4. Изучение нового материала. (10 – 15 мин.)
А теперь послушайте внимательно меня. «Больному прописано лекарство, которое нужно принимать по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 6 таблеток по 0,5 грамм. Сколько упаковок потребуется на весь курс лечения?»
В: Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу?
Ученик: Умножение д/д.
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Учащиеся: «Умножение» В тетрадях учащиеся записывают тему «Умножение д/д»
А какова цель нашего урока, кто-нибудь догадался? Что нового вы узнаете на уроке, что должны усвоить на сегодняшнем уроке и чему научитесь к концу урока? Задание по рядам
1-ый ряд. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм;
2-ой ряд. Найдите площадь квадрата со стороной 1,2 дм;
3-ий ряд. Найдите площадь треугольника со стороной 1,4 дм и высотой проведённой к этой стороне равной 0,5 дм.
Выразите дм. в см и выполните вычисление. Полученный ответ выразите в дм²
(1 ряд 45см² = 0,45дм²; 2 ряд 144см² = 1,44 дм²; 35см² = 0,35 дм²)
Давайте порассуждаем: Какие числа были в условии и сколько запятых было в каждом из множителей?
А, что мы получили в ответе?
Кто увидел закономерность и попробует сформулировать правило?
А теперь откройте учебник на стр. 203 и прочтите правило, ну что мы с вами оказались правы?
Правило. Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь, нужно не обращая внимания на запятую выполнить умножение двух чисел по известному правилу, а в полученном ответе отделить с право столько цифр запятой, сколько их имеется после запятой в обоих множителях.
Например:
0,4*0,25=0,1
12,5*0,2=2,5
2,5*0,8=2
5. Первичное закрепление. (7 мин.)
Давайте вернёмся к задаче, которую мы рассмотрели в начале урока. Составьте план решения
задачи. ( Решает 1 ученик у доски)
Либо по действиям, либо выражением:
- 0,5*3=1,5 (г) – дневная норма
- 1,5*14=60 (г) – всего понадобится лекарства
- 6*0,5=3 (г) – в одной упаковке
- 60:3 = 20 упаковок потребуется на весь курс лечения
!!!Ответ:
6. Историческая справка. (Отгадайте кроссворд, предложенный на слайде) (3 мин.)
Задачу облегчения вычислений учёные начали ещё с древних времён. Но только в 15 веке самаркандский учёный астроном аль-Каши в тракте «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать, делить десятичные дроби.
+ Физкультминутка. (1 мин)
Игра «Фейерверк»
7. Закрепление нового материала.
Учащийся на доске расставляет запятые в примерах, и обосновывают правильность постановки запятой.
8. Организация первичного контроля. Выполните умножение примеров предложенных в карточке и проверьте себя по эталону (5-7 мин) 9. Информация о домашнем задании ( 1-2 мин). Д/з. Прочитать п. 43, выучить правило умножения десятичных дробей стр.203; На «5»: № 760(а ,б); 761(б); 767 На «4»: № 760(а, б); 761(б); На «3»: № 760 (а,б) |
10. Рефлексия – 2мин.
Что нового узнали сегодня на уроке?
- Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?
- Кому нужно ещё потренироваться?
- Какое у вас настроение сейчас?
Оцените работу вашего партнёра и свою по 5 – ти бальной шкале. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте друзей с успешным окончанием работы.
Я поздравляю вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку на пути к успеху.
Итак, друзья, урок мы провели,
Всё сделали мы с вами, что смогли.
Желаю к математике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!
Ответы на задания в карточке к заданию №8
А) 5.7
Б) 1.04
В) 0.064
Г) 60
Д) 60
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.
первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....
конспект урока по баскетболу для 4 класса (ФГОС)
Начальное обучение передачам мяча в баскетболе...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Действия с десятичными дробями" с применением ЭОР.
Обобщить и закрепить знания по теме «Десятичные дроби»....
конспект урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс
Урок обобщения и систематизация знаний по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"...
Конспект урока:"Действия с десятичными дробями"
разработка урока в 6 классе по теме:"Действия с десятичными дробями"....
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Конспект урока по теме "Десятичная дробь" - 5 класс ФГОС
Конспект урока по теме "Десятичная дробь" - 5 класс ФГОС...