ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Сложение чисел с разными знаками»
занимательные факты по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Образовательные: Вывести правило сложение чисел с разными знаками; научить способам сложения чисел с разными знаками. Совершенствовать вычислительные навыки.
Воспитательные: Воспитание интереса к предмету, чувства ответственности, самостоятельности; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Развивающие:- Регулятивные УУД : умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
-Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний ; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные : Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные: понимать, что такое модуль числа, уметь использовать правило вычисления суммы чисел с разными знаками.
Познавательные УУД: умение устанавливать аналогии; умение действовать по алгоритму; умение самостоятельно выделять познавательные цели.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение находить общее решение.
Регулятивные УУД: Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Личностные УУД: Формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности.
Основные понятия: модуль числа; отрицательные числа; числа с разными знаками; координатная прямая.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Настроить учащихся на учебную деятельность. | Эпиграф: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» Л.Н. Толстой | Беседа | Ф | Приветствие Проверка готовности учащихся к уроку Настрой учащихся на работу. | Активное слушание взаимодействие с учителем. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверить уровень подготовленности учеников к усвоению нового материала. Пробуждение интереса, через решения задачи, « Проблемная ситуация» (приложение3) | 1.Устная работа (приложение 2) 2. Работа в парах Ответы на вопросы. (стр.160,стр173, стр176) Задача «Игра» (приложение1) | «Светофор» (приложение1) Работа с учебником. Взаимопроверка Частично-поисковые-эвристические | Ф И П | Организует устную фронтальную работу. Вносит, при необходимости, нужные коррективы. Формулирует проблему: Как сложить два числа с разными знаками? Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока? | Взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в принятии решений. Выявляют место затруднения. Обмениваются вопросами (Один становится учителем, другой – учеником) Обобщают результаты решения задачи, высказывают предположение, гипотезу. Самостоятельно определяют цель своей деятельности и тему урока. |
Изучение нового материала | Вывести и сформулировать правило сложения чисел с разными знаками | 1.Запишите тему урока. 2.План решения проблемы. (приложение4) 3.Читают правило сложения чисел с разными знаками в тексте учебника п.33. 4. Алгоритм вычисления (приложение5). 5. Разбор примеров: 28+(-8)=+(28-8)=20; -7,5+3,6=-(7,5-3,6)=-3,9 | Диалог Решение задач Выполнение упражнения по образцу. Объяснительно иллюстративный | Ф | Организует исследование по плану (приложение1) Помогает гипотезу сформулировать грамотно, корректно, как с точки зрения математики, так и с точки зрения русского языка. Демонстрирует образец деятельности с использованием полученного алгоритма. | Выполняя задания в соответствии с планом, ученики все промежуточные действия и конечные выводы записывают в тетрадь. Взаимодействуют с учителем |
Первичная проверка и понимание изученного | Рассмотреть применение правила для вычисления суммы чисел с разными знаками | Самостоятельно №1066(а-м) Индивидуально№1067( для тех, кто выполнил досрочно №1066) | Практическая работа Самооценка Работа над ошибками | И Ф | Предлагает сравнить им своё решение с представленным образцом, а после этого задаёт вопрос « У кого не так?» Проводит коррекцию ошибок | Сравнивают своё решение с образцом, находят и исправляют ошибки. Анализируют причины возникновения ошибок, повторяют алгоритм вычисления. |
Физкультминутка | Предупреждение утомляемости учащихся | Приложение7 | Проводит физкультминутку | Выполняют гимнастику | ||
Закрепление и применение изученного | Закрепить навык сложения чисел с разными знаками. | Тест: Сложение чисел с разными знаками. (приложение6) Опрос правил сложения рациональных чисел. | Практическая работа Диалог. | И | Предлагает выполнить Тест по вариантам Фронтальный опрос | Выполняют тест Самостоятельно проверяют свою работу Оценивают её. |
Домашняя работа | Самостоятельное применение знаний, закрепление, совершенствование умений и навыков, расширение кругозора | Прочитать п.33, выучить правило; №№1081(а-и),1085 Приготовить историческую справку | Предлагает и объясняет домашнее задание | Записывают задания | ||
Рефлексия | Оценить активность каждого учащегося на разных этапах урока | Индивидуальная карточка (приложение8) | «Оцени себя на уроке» | И | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку. |
Приложение 1
Устная работа «Светофор» - это карточки красного, зелёного и жёлтого цветов, которые есть в классе у каждого ученика. Учитель даёт пример на вычисления. Учащиеся вычисляют. Один из учеников по просьбе учителя озвучивает ответ. На вопрос учителя «Ребята ваше мнение?», каждый поднимает карточку- зелёную, если согласен с ответом, красную, если не согласен, жёлтую, если не знает правильного ответа.
Приложение2 №1. Вычислите
а)-9+(-3); б) -4,8+ (-3,6); в) -13,2+(-42); г)-2 +(-5,9); д)-0,75+(-0,25). е) -0,05 + (-2).
Ответы: а)-12; б)-8,4; в)-55,2; г)-7,9; д)-1; е)-2,05.
№2. Вставить пропущенные числа
а) -15+(-16)=?; б)-8 + (?)=-31; в)(?) +(-1,2)=-3.
№3 0,7; 3,5; -15; 7,4; 0 ; -5,6; -0,7; 7,05; -2,7
Из данных чисел выберите а) отрицательные числа; б) числа, модули которых больше 5; в) отрицательные числа, модули которых меньше 7; г) противоположные числа.
№4 Вопросы
- Что называют модулем числа?
- Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
- Что значит прибавить к числу а число в?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
Приложение3
«Проблемная ситуация»
Определения учащимися границ знания- незнания.
Задача «Игра»
Надо узнать кто из участников игры выиграл, если:
- первый игрок получил 5 штрафных и ещё 7 штрафных очков
- второй игрок получил 3 очка и 3 штрафных очка
- третий игрок получил 4 штрафных очка и 5 очков;
- четвёртый игрок получил 9 очков и 11 штрафных
«+»- полученные очки; «-»- штрафные очки
-5 +(-7)=-12; 3+(-3)=0; -4 +5=?; 9+(-11)=?
Для каких игроков Вы попали в новую ситуацию? Ответ: для 1игрока складываем штрафные очки (сложение отрицательных чисел); для 2 игрока сложение противоположных чисел. Для 3-4 игрока сложение чисел с разными знаками. Учащиеся формулируют цель урока и его тему.
Приложение4 План решения проблемы:
На основе навыка сложения чисел с помощью координатной прямой вывести правило сложения чисел с разными знаками 1. Сложите с помощью координатной прямой: 8+(-3); -7+2; 9+(-5); -10+6.
2. С каким знаком получается сумма? (ответ + и - );
3. Как узнать знак суммы?
а. Чему равен модуль каждого слагаемого?
б.Какой знак имеет число с большим модулем?
в. Какой знак имеет сумма?
4. Обобщить полученные результаты, сделать вывод.
Вывод: Знак суммы совпадает со знаком слагаемого с большим модулем.
- Как найти модуль суммы, зная модуль слагаемых?
а)Чему равен модуль каждого слагаемого?
б) Какой из них больший?
В)Чему равен модуль суммы?
6. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Модуль суммы равен разности большего и меньшего модулей слагаемых.
Приложение 5 Алгоритм: 1 шаг. Определить и поставить знак суммы
2 шаг. Определить и записать модуль суммы.
Приложение 6 Тест
Вариант1
1.Точка С(3) была перемещена на 4 единичных отрезка влево. Найдите координату новой точки
а) -1; б)0; в)7; г)1.
2. Какое число является модулем суммы -20 и 9,5
а) 10,5; б) 39,5; в) -11,5; г)-10,5.
3. Сумма чисел -17,9 и 10 равна
а)7,9; б)-7,9; в) 27,9; г) -16,9.
4. Какое из равенств неверно?
а) 1+(-0,3)=0,7; б) -2 +0,4=-1,6; в) 12+(-21)=-33; г) -5+5=0.
5. Вычислите -45 +I-13I
а)-58; б)58; в)-32; г)32
6. Вместо (*) поставьте число, чтобы было верное равенство -18,5 + (*)=-6
а) 17,9; б) -17,9; в) 12,5; г) 12,9.
Вариант2
1.Точка А(-3) была перемещена на 5 единичных отрезков вправо. Найдите координату новой точки
а) 1; б)0; в)2; г)-8.
2. Какое число является модулем суммы -32 и 11,4
а) -20,6; б) 43,4; в) 21,4; г)20,6.
3. Сумма чисел -25 и 28,1равна
а)30,6; б)3,1; в) 53,1; г) 25,6.
4. Какое из равенств верно?
а) -0,3+12=-0,9; б) 7 +(-9,9)=-9,2; в) -4+2,5=-1,5; г) -18+3,2=1,4.
5. Вычислите -27 +I-35I
а)-62; б)62; в)-8; г)8
6. Вместо (*) поставьте число, чтобы было верное равенство (*)+(-84,5)=100
а) 115,5; б) -16,5; в) -15,5; г) 184,5.
Ключи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Вариант 1 | а | а | б | в | в | в |
Вариант 2 | в | г | б | в | г | г |
Приложение 7 Физкультминутка
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Приложение8 Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН УРОКА "СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ "
ПРЕДЛАГАЮ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО ТЕМЕ "СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ"....
Урок по математике в 6 классе на тему "Сложение чисел с разными знаками"
Представленный урок - урок формирования умений и навыков. На уроке используются разные формы работы, которые повышают работоспособность учащихся. Для реализации целей урока использаваны следующие обо...
Тест "Сложение чисел с разными знаками", п.33
Тестовая работа, математика 6 класс, к п. 33, УМК Н.Я. Виленкин. Тест создан в программе Excel - 2003....
конспект урока по математике в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"
способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками; развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи...
Урок математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками"
Материал содержит конспект урока, технологическую карту и самоанализ урока математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками" с применением интерактивной доски....
"Сложение чисел с разными знаками"
Урок по математике для 6 класса к учебнику под редакцией Виленкина. Презентация содержит задания для работы на интерактивной доске....
Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками""
Конспект урока, презентация к уроку, сопроводительные бланки для учеников, самоанализ занятия. Урок и самоанализ урока построен в рамках ФГОС 2 поколения....