Рабочая программа по математике в 6 классе
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме
Рабочая программа по математике в 6 классе по учебнику Виленкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике в 6 классе Виленкин | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Дубровская средняя школа №21»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО НА
ЗАСЕДАНИИ
--------------------------- -------------------------- -----------------------------
Директор Зам. дир. по УВР Протокол № ____
От_________________
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ________математики_____________
предмет
КЛАСС______6_______
УЧИТЕЛЬ___Морозов М.А._____
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД:
всего______175_____
в неделю____5_____
ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ____15____
2015 – 2016 учебный год
Вводная часть
(пояснительная записка)
Цели изучения учебного курса
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
Рабочая программа по математике для 6 класса МКОУ «Дубровская СОШ № 21» Ефремовского района Тульской области составлена на основе Государственной программы по математике авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд и стандарта основного общего образования по математике для основной школы с учетом фиксированного объёма учебной нагрузки в количестве 5 часов в неделю, т.е. всего 175 часов.
Программа составлена с учетом основных целей обучения математики в школе:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, пространственное представление и т.п.
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
- воспитание культуры личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Целью изучения курса математики в 6 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные сведения об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Время, выделяемое на изучение разделов курса, выбрано согласно Государственной программе, кроме часов, выделяемых на повторение. В 6 классе из «Повторения» взяты 2 часа на вводные уроки для повторения курса 5-го класса. Успешной реализации программы должен способствовать и учет особенностей детей: их физического состояния, уровня развития познавательной сферы, отношения к учебной деятельности, уровня их подготовки.
Основные задачи:
- сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- развивать навыки вычислений с натуральными числами;
- учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
- дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
- учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Основными методами преподавания являются: создание проблемных ситуаций, выборы ответа, сопоставление фактов, самостоятельные виды работ, решение графических и вычислительных задач, использование таблиц и составление схем наглядности.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Курс математики 6 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций.
Задачи изучения учебного курса
Образовательные: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
Развивающие: развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность, способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательные: воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для общественного прогресса, побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности, преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана по математике в 6-ом классе
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы:
Федеральный компонент _______
Региональный компонент _______
Школьный компонент _______
Планирование составлено на основе Государственной программы по математике авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд и Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Реквизиты программы:
Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 11 кл. / Сост. Г.М Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
УМК обучающихся:
1) Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Н.Я. Виленкин и др]. – М.: Мнемозина, 2013.
2) Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.
УМК учителя:
- Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Н.Я. Виленкин и др]. – М.: Мнемозина, 2013.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.
- Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебнику Н.Я. Виленкина, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, В.И. Жохова. – М.: Верум, 2000.
- Алтынов П.И. Контрольные и проверочные работы по математике 5-6 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.
- Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса
В результате изучения курса математики в 6-ом классе учащиеся должны:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное, десятичная дробь;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби;
- правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение»;
- решать линейные уравнения;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений;
- интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами; отвечая на поставленные вопросы;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники, многоугольники; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур.
Учебно-тематический план в 6-ом классе
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе контрольные работы |
Делимость чисел | 16 | 1 | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 25 | 2 | |
Умножение и деление обыкновенных дробей | 33 | 3 | |
Отношения и пропорции | 17 | 2 | |
Положительные и отрицательные числа. | 13 | 1 | |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 12 | 1 | |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 9 | 1 | |
Решение уравнений. | 18 | 2 | |
Координаты на плоскости | 11 | 1 | |
Повторение. Решение задач | 21 | 1 | |
итого | 175 | 15 |
Основное содержание программы VI класса (5 ч в неделю, всего 175 ч)
- Делимость чисел (16 ч)
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
- Умножение и деление обыкновенных дробей (33 ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
- Отношения и пропорции (17 ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
- Положительные и отрицательные числа (13 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.
- Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
- Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9 ч)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
- Решение уравнений (18 ч)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
- Координаты на плоскости (11 ч)
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
- Повторение. Решение задач (21 ч)
№ урока | дата | Тема урока | Пункт учебн | Дидактическое обеспечение | |||
1 – 2 | I четверть ( 45 часов ) Вводные уроки. Повторение курса 5 класса. | Карточки за курс 5 класса. | |||||
Глава I. Делимость чисел. ( 16 часов ) | |||||||
3 – 4 5 – 6 7 – 8 9 – 10 11 – 12 13 - 14 15 – 16 17 18 | Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Решение задач на нахождение НОД и НОК. Контрольная работа № 1 по теме: «Делимость чисел». | п. 1 п. 2 п. 3 п. 4 п. 5 п. 6 п. 7 |
Демонстрационная таблица «Признаки делимости» Демонстрационная таблица «Признаки делимости» Демонстрационная таблица «Простые числа», презентация «Простые и составные числа» Демонстрационная таблица «НОД и НОК» Демонстрационная таблица «НОД и НОК» Демонстрационная таблица «НОД и НОК» | ||||
Глава II. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. ( 25 часов ) | |||||||
19 – 20 21 – 23 24 - 26 27 28 – 30
31 – 32 33 34 35 - 36 37 – 38 39 – 42 43 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Решение задач на действия с дробями с разными знаменателями. Решение текстовых задач. Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Сложение смешанных чисел. Вычитание смешанных чисел. Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел». | п. 8 п. 9 п. 10 п. 11 п. 12 п. 12 | Демонстрационная таблица «Основное свойство дроби», презентация «Основное свойство дроби» Презентация «Приведение дробей к новому знаменателю» Демонстрационная таблица «Действия над обыкновенными дробями» Демонстрационная таблица «Действия над обыкновенными дробями» | ||||
Глава III. Умножение и деление обыкновенных дробей. ( 33 часа ) | |||||||
44 – 45 46 – 47 48 - 51 52 – 54 55 - 56
57 58 – 59 60 – 61 62 63 64 65 – 68 69 – 71 | Умножение дробей. II четверть ( 35 часов ) Решение задач по теме: «Умножение дробей». Нахождение части от целого. Применение распределительного свойства умножения. Решение задач на умножение обыкновенных дробей. Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение дробей. Нахождение части числа». Взаимно обратные числа. Деление обыкновенных дробей. Решение задач. Основные задачи на дроби. Решение задач на деление обыкновенных дробей. Контрольная работа № 5 по теме: «Деление обыкновенных дробей». Нахождение целого по его части. Решение задач на нахождение числа по значению его дроби. | п. 13 п. 14 п. 15 п. 16 п. 17 п. 18 |
Демонстрационная таблица «Действия над обыкновенными дробями» Презентация «Умножение обыкновенных дробей» Презентация «Распределительное свойство умножения» | ||||
72 – 73 74 – 75 76 | Дробные выражения. Решение дробных выражений. Контрольная работа № 6 по теме: «Нахождение числа по его части». | п. 19 | |||||
Глава IV. Отношения и пропорции. ( 17 часов) | |||||||
77 78 79 – 80 81 82 – 83 84 – 85 86 87 – 88 89 90 91 92
93 | Отношение, выражение отношения в процентах. Решение задач на составление отношений. Пропорция. Основное свойство пропорции III четверть ( 50 часов ) Решение задач с помощью пропорции. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Задачи на пропорции. Контрольная работа № 7 по теме: «Отношения и пропорции». Масштаб. Длина окружности, число π. Формула длины окружности. Площадь круга. Формула площади круга. Шар. Решение задач на применение формул длины окружности и площади круга. Контрольная работа № 8 по теме: «Длина окружности и площадь круга». | п. 20 п. 21 п. 22 п. 23 п. 24 п. 24 п. 25 | Демонстрационная таблица «Длина окружности и площадь круга» Демонстрационная таблица «Длина окружности и площадь круга» | ||||
Глава V. Положительные и отрицательные числа. ( 13 часов ) | |||||||
94 – 95 | Изображение чисел точками координатной прямой. Координата точки. | п. 26 | |||||
96 – 97 98 - 99 100 – 102 103 104 – 105
106 | Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Противоположные числа. Модуль (абсолютная величина) числа. Геометрический смысл модуля числа. Сравнение чисел. Изменение величин. Решение задач на сравнение положительных и отрицательных чисел и изображение их на координатной прямой. Контрольная работа № 9 по теме: «Положительные и отрицательные числа». | п. 27 п. 28 п. 29 п. 30 | Презентация «Изменение величин» | ||||
Глава VI. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. ( 12 часов ) | |||||||
107 – 108 109 – 110 111 – 112 113 114 - 115 116 117 118 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел и его свойства. Сложение чисел с разными знаками. Свойства сложения. Решение задач на сложение чисел. Вычитание. Свойства вычитания. Формула расстояния между точками координатной прямой. Решение задач на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Контрольная работа № 10 по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | п. 31 п. 32 п. 33 п. 34 п. 34 | Демонстрационная таблица «Правило знаков» Демонстрационные таблицы «Правило знаков» и «Сложение положительных и отрицательных чисел» Демонстрационные таблицы «Правило знаков» и «Сложение положительных и отрицательных чисел». Презентация «Вычитание отрицательных чисел» | ||||
Глава VII. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. ( 9 часов ) | |||||||
119 – 120 121 – 122 | Умножение положительных и отрицательных чисел. Свойства умножения. Деление положительных и отрицательных чисел. | п. 35 п. 36 | Демонстрационная таблица «Правило знаков» Демонстрационная таблица «Правило знаков» | ||||
123 – 124
125 – 126 127 | Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел Десятичное приближение обыкновенной дроби. Арифметические действия с рациональными числами; переместительный, сочетательный, распределительный законы. Контрольная работа № 11 по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | п. 37 п. 38 | |||||
Глава VIII. Решение уравнений. ( 18 часов ) | |||||||
128 – 129 130 131 – 132 133 – 134 135 – 136 137 138 – 139 140 – 141 142 – 143 144 145 | Раскрытие скобок. Решение задач на раскрытие скобок. IV четверть ( 45 часов ) Коэффициент. Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. Решение задач на раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Контрольная работа № 12 по теме: «Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых».
Решение уравнений. Линейное уравнение. Решение линейных уравнений. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Решение уравнений и задач на составление уравнений. Контрольная работа № 13 по теме: «Решение уравнений». | п. 39 п. 40 п. 41 п. 42 | Презентация «Подобные слагаемые» Презентация «Решение уравнений» Демонстрационная таблица «Решение уравнений» | ||||
Глава VIII. Координаты на плоскости. ( 11 часов ) | |||||||
146 – 147 | Перпендикулярность прямых. Построение перпендикуляра к прямой с помощью угольника и линейки. | п. 43 | Демонстрационная таблица «Перпендикулярные и параллельные прямые» | ||||
148 – 149 150 – 151 152 153 – 154 155
156 | раллельные прямые. Построение параллельных прямых с помощью Па угольника и линейки. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Столбчатые диаграммы. Примеры диаграмм. Графики реальных процессов. Примеры графиков. Решение задач и закрепление темы: «Координаты на плоскости». Контрольная работа № 14 по теме: «Координаты на плоскости» | п. 44 п. 45 п. 46 п. 47 | Демонстрационная таблица «Перпендикулярные и параллельные прямые». Демонстрационные таблицы «График движения» и «График температуры» | ||||
Глава IX. Повторение. Решение задач. ( 19 часов ) | |||||||
157 158 – 159 160 161 162 163 – 164 165 166 – 167 168 169-173 174 175 | Признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10. НОД и НОК. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел. Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Пропорции. Основное свойство пропорции. Задачи на пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Решение уравнений и задач на составление уравнений. Прямоугольная система координат на плоскости. Графики. Решение текстовых задач Итоговая контрольная работа. Итоговый урок. | Презентация «Признаки делимости», Демонстрационная таблица «НОД и НОК» Презентация «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел» Демонстрационные таблицы «Правило знаков» и «Сложение положительных и отрицательных чисел» Демонстрационная таблица «Решение уравнений» Презентация «Занимательная математика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...