«Старинные системы записи чисел»
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
Использование исторического материала по теме «Старинные системы записи чисел» на уроках и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_zapisi_sistemy_chisel.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование исторического материала
по теме «Старинные системы записи чисел»
на уроках математики
Исторический материал по теме «Старинные системы записи чисел»
1. Иероглифическая система древних египтян.
Около 3-2,5 тыс. лет до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т.д.- изображались специальными значками- иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса.
Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
2. Римские цифры.
Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.
Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры? Правило записи римских чисел гласит: « Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей». В наши дни любую из римских цифр запрещается записывать в одном числе более трёх раз подряд. ( V1111)
Единицы | Десятки | Сотни | Тысячи | ||||
1 | I | 10 | X | 100 | C | 10000 | M |
2 | II | 20 | XX | 200 | CC | 20000 | MM |
3 | III | 30 | XXX | 300 | CCC | 30000 | MMM |
4 | IV | 40 | XL | 400 | CD | ||
5 | V | 50 | L | 500 | D | ||
6 | VI | 60 | LX | 600 | DC | ||
7 | VII | 70 | LXX | 700 | DCC | ||
8 | VIII | 80 | LXXX | 800 | DCCC | ||
9 | IX | 90 | XC | 900 | CM |
Эта таблица позволяет обозначить любое число от 1 до 3999. Вот как будет выглядеть число 3999- МММСМХС1Х.
У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ- вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.
3. Алфавитные системы.
В древности широко применялись системы, в которых числа обозначались буквами. Для обозначения чисел над буквами сверху ставили специальный значок- титло (~).
Единицы | Десятки | Сотни | |||
1 | А | 10 | I | 100 | P |
2 | В | 20 | К | 200 | С |
3 | Г | 30 | Л | 300 | Т |
4 | Д | 40 | М | 400 | У |
5 | Е | 50 | N | 500 | Ф |
6 | S | 60 | З | 600 | Х |
7 | З | 70 | О | 700 | Y |
8 | И | 80 | П | 800 | W |
9 | О | 90 | Ч | 900 | Ц |
С помощью этой таблицы можно легко записать любое целое число от 1 до 999 включительно, например.
77- ЗО, 288- СПИ, 498- УЧИ.
Использование исторического материала
по теме «Старинные системы записи чисел »
Темы уроков, на которых данный материал целесообразно использовать:Натуральный ряд. Десятичная система счисления.
Цель урока:
Познакомить со старинными системами записи чисел
Задачи урока:
- Развивать представление о числе, познавательный интерес к математике, её истории, речь, логическое мышление.
-Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру
Этапы урока: актуализация знаний или «открытие» новых знаний
Формы преподнесения исторического материала:сообщение учащихся, презентация
Виды учебной деятельности:
- уметь читать старинные записи чисел;
- выполнять задачи, анализируя и осмысливая текст задачи;
-извлекать необходимую математическую информацию,строить логическую цепочку рассуждений.
Планируемые образовательные результаты:
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
-развитие представления о числе, овладение символьным языком математики, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.
Использование исторического материала
по теме «Старинные системы записи чисел »
во внеурочное время
Форма организации внеурочной деятельности –занятие математического кружка.
Формы преподнесения исторического материала:сообщение учащихся, показ презентации.
Виды учебной деятельности:
- уметь читать старинные записи чисел;
- выполнять задачи, анализируя и осмысливая текст задачи;
-извлекать необходимую математическую информацию,строить логическую цепочку рассуждений.
Планируемые образовательные результаты:
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
-развитие представления о числе, овладение символьным языком математики, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.
Считай несчастным тот день и час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию.
Я.А.Коменский
Историческая справка:
Более 2000 лет назад в Древней Греции существовала легенда: «Темна была жизнь первых людей: у них не было огня, и они не знали чисел. Титан Прометей похитил у богов и огонь, и числа, принес на землю людям. Разгневался на него всемогущий бог Зевс и приковал Прометея к скалам. Каждый день прилетал к титану орел и клевал ему печень, которая снова восстанавливалась».
Красив подвиг Прометея, но это всего лишь легенда, сказка. Числа – не дар Божий, а творение ума человека. Считать начали на пальцах, через счет на пальцах прошли все народы. Следы этого встречаются и в русском языке. Кисть руки – по-старинному пясть. Отсюда название числа «пять».
В далекие времена в Египте числам попытались придать форму. Поставил вертикальную черту – это один, нарисовал дугу – это уже десяток.
В Индии около полутора тысяч лет тому назад подумали: «А что если одному и тому же значку (цифре) придавать различные значения в зависимости от занимаемого им места в записи?» Так и сделали.
Изобрели в индии и еще одну хитрость – придумали цифру нуль.
В Европу этот способ записи чисел завезли арабы, поэтому его и называют арабским. По-арабски нуль называется сифр. Поэтому цифрами мы называем значки, с помощью которых записываются числа.
Наряду с арабскими иногда пользуются «неудобными» римскими цифрами.
I | V | X | L | C | D | M |
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
Цифра C – начальная буква латинского слова санти (сто), цифра M – первая буква слова милли (тысяча). Цифра I, возможно, изображала когда-то палец, а цифра V – раскрытую ладонь.
Если в записи числа большая цифра стоит левее меньшей или равной ей цифры, то надо находить их сумму. XV – это десять да пять: 15.
Если меньшая цифра стоит левее большей, то надо находить их разность. IX – это десять без одного: 9.
Практическая работа
1. Задумала улитка на пятиметровый стол забраться. За первый день проползла вверх 3 м, устала. Засомневалась, стоит ли на этакую высоту взбираться, да и сползла за ночь на 2 м вниз. Засветилось утром солнышко. Хорошо на душе у улитки стало, и поднялась она за день по столбу на 3 м вверх, а за ночь снова спустилась на 2 м вниз. Так и пошло. Посчитайте, на какой день улитка достигнет вершины столба. Ответ: за 3 дня.
2. В далеком прошлом число 10 000 на Руси называли тьмой, а число 100 000 – неведо: такими темными и неведомыми казались эти большие числа. Узнали об этом любители небылиц Стасик с Колей и стали наперебой рассказывать:
- Я взял в библиотеке книгу. В ней тьма страниц, – сказал Стасик.
- Как же ты ее нес?
- В портфель положил и – на плечо.
Коля почесал затылок и начал:
- Я купил карандаш неведомо миллиметров длины.
- Как же ты его домой принес?
- Положил в карман и принес. У меня карманы глубиной до пят. Могло ли такое быть на самом деле, или это фантазии ребят? Посчитайте: 200 страниц учебника имеют толщину около 1 см.
Ответ: книга толщиной 50 см, карандаш длиной 100 м.
3. Имеется запись из спичек:
Исправьте допущенную ошибку, переложив только одну спичку.
Ответ:
VI
4. Положите на стол три спички. Добавьте еще две спички так, чтобы из них получилось восемь.
Ответ:
5. Запишите число 100:
а) пятью тройками;
б) пятью единицами;
в) пятью пятерками.
Ответ: а) ;
б) ;
в) .
Подготовила Бурлуцкая. Т.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старинные системы записи чисел (Моисеенко Илья)
Конкурсная работа ученика 9 класса. Победитель в своей номинации....
Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел_5 класс_первый урок математики
Урок изучения нового материала, схемы, задания для устной работы....
Презентация к уроку "Десятичная система записи чисел"
Презентация составлена по учебнику Никольского, 5 класс, соответствует требованиям ФГОС ООО...
Конспект урока по математике в 5 классе "Десятичная система записи натуральных чисел"
Десятичная система записи нат чисел...
Натуральные числа и нуль. Множество натуральных чисел и его свойства. Различие между цифрой и числом. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел
презентация к уроку...
Урок по теме «Десятичная система записи натуральных чисел»
Конспект урока по математикк по теме «Десятичная система записи натуральных чисел» к учебнику Никольского...
Десятичная система записи натуральных чисел
Конспект урока по теме "Десятичная система записи натуральных чисел" (по учебнику С. М. Никольского)...