Математический коктейль
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
интегрированный урок математики и литературы для учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koktel_novyy.docx | 757.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический коктейль
Интегрированная игра (8 класс)
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике и литературе.
Задачи:
- установить связь между предметами;
- увидеть эстетический потенциал в математике;
- рассмотреть в литературе и жизни действие математических понятий, законов;
- сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры;
- развивать познавательный интерес;
- формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран.
- Программа конкурса для жюри с критериями оценок и оценочный лист.
- Презентация.
- Две переносные доски для конкурса капитанов и подсчета промежуточных результатов.
- Раздаточные материалы для конкурсов.
- Маркеры, фломастеры, клей.
Музыкальное оформление: любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.
Зал красочно оформлен, на стенах девиз КВН, математические газеты, рисунки, высказывания ученых, портреты великих математиков, плакаты с заповедями для команд и жюри.
Соревнуются две команды учащихся 8-А и 8-Б классов по 7 человек. На КВНе присутствуют также болельщики - ученики 8 классов. Ведущие-учителя математики и русского языка и литературы.
Жюри – 2 ученика 10 класса, учителя математики и литературы, возможно, классные руководители и родители.
Задача игроков - правильно и как можно быстрее отвечать на вопросы ведущего и выполнять предложенные задания.
Каждый конкурс оценивается в баллах, промежуточные результаты фиксируются на переносной доске.
Время проведения КВНа - 60-90 минут.
На КВНе присутствуют также болельщики - ученики 8 классов.
Девиз КВН: "Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий"
Звучат фанфары. Участники входят в зал.
Вступительное слово учителя русского языка и литературы:
«Ребята! Я прочитаю вам отрывок из повести «Алисы в стране чудес» писателя Кэрролла. Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране Чудес», был профессор математики.
«…в нескольких шагах от нее сидел на ветке кот.
-Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
-А куда ты хочешь попасть? - ответил кот.
-Мне все равно… - сказала Алиса.
-Тогда и все равно «куда и идти» - заметил кот».
О чем хочет поведать этими словами кот Алисе и зачем я вам эти строчки прочитала в самом начале игры? (ответы учеников)
Да! Надо знать цель своей работы (у Алисы должна была быть цель, куда именно она должна была идти).
И сегодня на игре мы постараемся еще больше полюбить математику и литературу, заглянув в их глубины, обнаружить взаимодействие столь разных наук.
Учитель математики:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе
Нам математика дает
Для победы трудностей закалку.
И шагаем с нею мы вперед
Развивая волю и смекалку.
Добрый день, участники игры, болельщики и гости! Мы собрались, чтобы проявить смекалку и сообразительность, продемонстрировать математические и литературные знания в интеллектуальной игре «Математический коктейль». Сегодня мы ещё раз убедимся, что математика - не скучная наука, а очень даже интересная.
В нашей игре принимают участие команды 8 «А», 8 «Б» классов.
У каждого конкурса есть свои законы и заповеди. Итак,
Заповеди конкурса (участники команд громко зачитывают заповеди с плакатов, размещенных в аудитории)
- Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
- Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
- Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
- Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.
Учитель:
Чтоб игра пошла как надо,
Я жюри представить рада.
Наш конкурс судят:
— Благородный из благороднейших нашей школы – (ФИО).
— Самый обаятельный и привлекательный — (ФИО).
— Замечательный человек, с горячим сердцем и открытой душой — (ФИО).
— Человек с неиссякаемым творческим потенциалом — (ФИО).
— Человек с твердым взглядом на жизнь – (ФИО).
А также представляю счетную комиссию — супермозг нашей игры — ФИО.
И для жюри есть законы. Итак
Заповеди жюри: ( заповеди жюри зачитывают учителя-ведущие)
- Не торопитесь делать быстрый вывод.
- Входите в положение команды.
- Умело разрешайте противоречия.
- Не делайте прогнозов относительно победителей.
- Не злоупотребляйте правами.
Учитель математики:
- Конкурс « Художник» . Представление команд (создание эмблемы):
Командам дается 2 конверта, в каждом из которых находится название команды. Ваша задача: каждую букву названия творчески обыграть так, чтобы сложился девиз команды.
Например, «бусинка» - будь умным, сильным и находчивым, как Архимед (см. слайд).
Используя фломастеры и бумагу, нарисуйте и представьте эмблему команды (во время работы звучит музыка).
Учитель математики:
- Конкурс « Математика в жизни»
Учитель зачитывает вопрос (см. слайд). Команды дают ответ, записав его на отдельном листе бумаги, и поднимают ответ в сторону жюри. Затем см. слайд- ответ
Вопросы:
1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2. Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).
3. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).
4. Какую формулу прославили Фанхио, Лауда, Прост, Шумахер? (автогонки Формула-1)
5. Это геометрическое тело было самым популярным головным убором у мужчин XIX века (Цилиндр)
6. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
7. Назовите математические растения (тысячелистник, столетник)
8. В какие цифры люди одеваются? (костюм-тройку, костюм-четвёрку)
9. Какие цифры лётчики «пишут» в небе? (восьмерки)
10. Название какого государства скрывается в выражении a3? (Куба)
11. Какая дуга вошла в историю 20 века? (Курская дуга)
12. Многогранник из Египта – это… (Пирамида)
13. Какую форму имеют соты пчел, ячейки глаз насекомых? (шестиугольник)
14. Обманный финансовый многогранник – это… (Пирамида)
15. Форму какого геометрического тела имеет вулкан… (Конус)
16. Как называется перпендикуляр к рельсам? (Шпала)
17. Назовите меру для лиха и изюма. (Фунт)
18. Какая цифра широко известна в мировой политике, да ещё с эпитетом «большая»? (Восьмерка)
19. Какую геометрическую фигуру украшают брильянтами? (Кольцо)
20. Сколько существует чудес света? (Семь)
21. Как называют военно-историческое кольцо? (Блокада)
Учитель русского языка:
- Конкурс «Мозаика»
В конверте команд находятся высказывания известных писателей и поэтов о математике и карточки с именами этих людей. Задача состоит в том, чтобы правильно определить автора высказываний. Ответ приклеить к высказыванию. Пока ответы будет оценивать жюри, мы с вами узнаем их, обратив свое внимание на следующий слайд..
- Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
- Математики похожи на французов: что бы вы ни сказали, они все переведут на собственный язык. Получится нечто противоположное. (Иоганн Вольфганг Гете)
- Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется. (И. Гете)
- Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц)
- Воспитывать можно только физически. Математика есть физическое воспитание. Л. Толстой
- Достижение моей цели обеспечено математически.
- Ф.Достоевский
- Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты.
Мимо них где путь? Засов закрыт.
С Пифагором слушай сфер сонаты,
Атомам дли счёт, как Демокрит. - В.Брюсов
Учитель математики:
- Конкурс « Переводчик»
Внимательно смотрим на слайд и на вопрос даем ответ сигналом поднятого флажка. ( см. слайд)
1. «Трапеция» в переводе с греческого означает:
а) столик;
б) парус;
в) лестница.
2. Какое греческое слово означает «натянутая тетива»?
а) гипотенуза;
б) катет;
в) перпендикуляр.
3. «Конус» в переводе с греческого означает:
а) сосновая шишка;
б) волчок;
в) вулкан.
4. Какой геометрический термин образовался от латинского слова «отвесный»?
а) проекция;
б) перпендикуляр;
в) катет.
5. На греческом это периферия, а у нас?
а) вектор;
б) многоугольник;
в) окружность.
6. «Струна» в переводе с греческого:
а) диаметр;
б) хорда;
в) отрезок.
Учителя математики и русского языка
- Конкурс « Исторический»
1 часть:
Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
Ваша задача - дать ответ на 6 вопросов. Подсказкой будут портреты ( см. слайд). К нескольким ответам учитель русского языка дает историческую справку.
1 | 2 | 3 |
Л.Н. Толстой | М.В. Ломоносов | А.С. Пушкин |
- Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».
2) С кем из них произошёл следующий случай:
«… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.
3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.
4) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.
5) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это? №1. Л.Н. Толстой.
Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов. Города Толстой пока ещё нет.
6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.
2 часть:
На слайдах появляются 2 портрета, Архимеда и Евклида. Болельщик от каждой команды зачитывает стихотворение об Архимеде и об Евклиде. Затем все вместе смотрим фильм о Фалесе. Затем команды должны, прослушав стихотворения, просмотрев фильм, найти в них подсказки для дальнейшего состязания.
А условия таковы:
1 | 2 | 3 |
Евклид | Архимед | Фалес |
Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э.
- Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение – отношение длины окружности к её диаметру. Кто это?
№2. Архимед.
- Кто сказал: «Точка – это то, в чем нет частей, и раскрыл секрет линии? Кто это?
№1. Евклид.
- Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит». Кто это?
№3. Фалес.
- Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. Кто это?
№2. Архимед.
- Кому из них написал великий труд – книгу «Начала». Кто это?
№1. Евклид.
- Кто из этих ученных сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды? Кто это?
№3. Фалес.
Учитель математики и русского языка:
- Конкурс капитанов.
Найдите среднее арифметическое. Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.
Итак, назовите среднее арифметическое:
Например: ( см слайд)
- портфеля + рюкзака= ранец;
- женщины+ рыбы= русалка;
Итак, капитаны, внимание: первым будет тот, кто быстро и верно даст ответ. Жюри, будьте внимательнее.
Среднее арифметическое:
- мужчины и коня (кентавр);
- носка и чулка (гольф);
- кола и пятерки (тройка);
- яблока и персика (нектарин);
- велосипеда и мотоцикла (мопед);
- трамвая и поезда (электричка);
- апельсина и лимона (грейпфрут);
- туфельки и сапога (ботинок);
- пианино и баяна (аккордеон);
- холодильника и вентилятора (кондиционер);
- кобылы и осла (мул)
- женщины и птицы (сирена – в греческой мифологии, а не на автомобиле);
- льва, козы, дракона (химера – чудовище в греческой мифологии).
Учитель русского языка:
- Конкурс «Буриме»
Предлагается написать стихотворение с данными словами, а цифры введите в текст сами: ( см. слайд)
Дела
Вокруг
Умелых
Труд
Дружно
Ребят
Нужно
Говорят
Учитель математики:
- Конкурс болельщиков « Кинофестиваль»
В этом конкурсе (конкурсе «домашнее задание») проверяется знание кинофильмов, в названиях которых встречаются числительные. Болельщики своих команд по очереди называют фильмы. Выигрывает тот, кто больше назовет кинофильмов.
( см. слайд после окончания битвы болельщиков)
- Три плюс два.
- Три тополя на Плющихе.
- Три мушкетёра.
- Один дома.
- 10 негритят.
- Пётр Первый.
- Сорок первый.
- Первый учитель.
- Два капитана.
- Два бойца.
- Двадцать дней без войны.
- Тридцать первое июня.
- Тридцатого уничтожить.
- Двое под одним зонтом.
- 100 дней после детства.
- Четыре танкиста и собака.
- « 34 скорый»
- Холодное лето 53-го.
- Четыре таксиста и собака.
- Пятый элемент.
- 9 рота
- 50 оттенков серого.
- К-9
- 17 мгновений весны
- Семь лет в Тибете.
- Семеро смелых.
- Седьмое путешествие Синдбада.
- Девятые врата.
- 12 обезьян.
- 13-й воин.
- Восемь с половиной.
- Девять с половиной недель.
- 9 ярдов.
- 9 дней одного года.
- 300 спартанцев
- 12 месяцев.
- Трое в лодке, не считая собаки
- 13-й район.
- Аполлон 13.
Учитель математики:
- Рефлексия
Понравилась ли вам, ребята, наша игра? Какие чувства испытали вы сегодня на игре? Какое настроение вызвала эта встреча? Выразить свои эмоции вам помогут смайлики, которые вы найдете в конверте на столе и прикрепите их на магнитную доску.
(Участники команд магнитами размещают смайлики, а несколько ребят высказывают свое мнение устно).
________________________________________________________________________
Учитель:
Конкурсы завершены. Я прошу жюри подвести итоги игры.
Оглашается общий итог игры и фамилии активных болельщиков.
Учитель:
Отличная игра! Для награждения команд и активных зрителей приглашается …..
Награждение победителей и вручение сувениров активным болельщикам.
Песня. «Вместе весело шагать». Исполняет ученица 8-а класса.
Учитель: Остается добавить: «Спасибо всем участникам команд за интересную игру, зрителям – за поддержку, жюри – за честность и понимание.
Таблица для подсчета баллов.
Номер задания | Задание- конкурс | Максимально баллов | Первая команда « Ритм» | Вторая команда « Винт» |
1 | « Художник» (представление команд) | 3 балла |
|
|
2 | « Математика в жизни» | 1 ответ - 1 балл |
|
|
3 | « Мозаика» | 1 ответ- 1 балл |
|
|
4 | « Переводчик» | 1 ответ- 1 балл |
|
|
5 | « Исторический» | 1 ответ- 1 балл |
| |
1 ответ- 1 балл |
|
| ||
6 | Конкурс капитанов | 1 ответ- 1 балл |
|
|
7 | « Буриме» | 5 баллов |
|
|
8 | Конкурс болельщиков. « Кинофестиваль» | 3 балла-победителю 1 балл - сопернику |
|
|
9 | Бонус от болельщиков (стихотворение, стенгазета) | по 1 баллу |
|
|
10 | Общий итог игры |
|
|
РИТМ
ВИНТ
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
(А.С. Пушкин)
Математики похожи на французов: что бы вы ни сказали, они все переведут на собственный язык. Получится нечто противоположное.
(И.Гете)
Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.
(И. Гете)
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
(А. Франц)
Воспитывать можно только физически. Математика есть физическое воспитание.
(Л. Толстой)
Достижение моей цели обеспечено математически.
( Ф.Достоевский)
Высь, ширь, глубь.
Лишь три координаты.
Мимо них где путь? Засов закрыт.
С Пифагором слушай сфер сонаты,
Атомам дли счёт, как Демокрит.
(В.Брюсов)
Дела
Вокруг
Умелых
Труд
Дружно
Ребят
Нужно
Говорят
Таблица для подсчета промежуточных баллов.
Номер задания | Задание- конкурс | Первая команда « Ритм» | Вторая команда « Винт» |
1 | « Художник» (представление команд) |
|
|
2 | « Математика в жизни» |
|
|
Промежуточный результат | |||
3 | « Мозаика» |
|
|
4 | « Переводчик» |
|
|
Промежуточный результат | |||
5 | « Исторический» |
| |
|
| ||
6 | Конкурс капитанов |
|
|
Промежуточный результат | |||
7 | « Буриме» |
|
|
8 | Конкурс болельщиков. « Кинофестиваль» |
|
|
Промежуточный результат | |||
9 | Бонус от болельщиков ( «Кричалка» , стихотворение, стенгазета) |
|
|
10 | Общий итог игры |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Коктейль здоровья" классный час
Презентация к классному часу, по здоровому образу жизни....
Использование модульной технологии. Учебный элемент:"Составление калькуляции и расчет продажной цены коктейлей"
В современных условиях рыночных отношений возникла необходимость количественного и качественного изменения рабочих мест, перераспределения рабочей силы, массового переобучения работн...
Игра "Сказочный коктейль" ноябрь 2012г
данная игра предназначена для воспитанников младшего школьного возраста. способствует расширению кругозора детей и умению работать в команде....
Математический коктейль
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов...
Вечер «Математический коктейль»
Вечер «Математический коктейль»...
Игра "Математический коктейль" для 8 класса
Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного “занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется мног...
"Математический и литературный коктейль"
интегрированное занятие по математике и литературе...