ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
методическая разработка по алгебре на тему
работа содержит теоретический материал по теме "ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ":
раскрыты понятия метапредметы
перечислены и рафсишрованы понятия Универсальные учебные действия
приведены примеры заданий на формирование тех или иных учебных действий
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд
Индустриальный век породил такое явление: люди начинают путать то, что провозглашают те или иные организации, с реальной жизнью. Путают образование с обучением, здоровье с лечением болезней и больницами, закон – с адвокатами. Хотя каждый здравомыслящий человек в настоящее время признаёт, что его здоровье зависит от того, что он делает: что ест и пьёт и занимается ли физкультурой. Многие по-прежнему полагают, что образование – это нечто, что им предоставляют какие-то другие люди.
Сегодня все разговоры в образовании так или иначе сводятся к разговорам о Федеральных государственных образовательных стандартах. Сегодня все разговоры о Федеральных государственных образовательных стандартах касаются новых результатов образования, заявленных в стандартах. Сегодня все разговоры о новых результатах образования – это обсуждение вопросов, что есть новые результаты, как их формировать и каким образом оценить их достижение.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов.
Наша задача: не теряя знаниевую подготовку, добиться того, чтобы научить детей применять знания на практике.
2 слайд
«Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям».
Чарльз Дарвин
Не для школы – для жизни учимся
3 слайд
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Большие возможности для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы:
4 слайд
«Формирование метапредметных результатов средствами современных УМК по математике».
Понятие метапредметности.
Разберемся сначала, что же такое метапредметы и принцип метапредметности?
5 слайд
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя.
6 слайд
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами внеурочной деятельности, и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия (УУД) – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
К ним относятся:
7, 8, 9 слайды
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок Приобретения навыка саморегуляции
| Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
| Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;
владение монологической и диалогической формами речи;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую |
Возникает вопрос, какие приемы, методы и технологии в учебно-образовательном процессе будут способствовать достижению метапредметных результатов обучающихся?
Начнем от простого к сложному…
Получая результаты выполнения учащимися заданий, мы отмечаем безграмотность у детей. И мы понимаем, что дети и взрослые, общаясь и пользуясь ресурсами Интернет-сети, привыкают к небрежному отношению к грамматике и орфографии… Указываю детям на их ошибки. При изучении нескольких новых математических терминов, провожу небольшой словарный диктант. Работа с текстами за компьютером (сообщение, реферат, презентация), как это не покажется странным, также приучает к грамотности: ошибки подчеркиваются программой, дети стремятся их исправить… Таким образом, мы обеспечиваем развитие грамотности.
Ни для кого не секрет, что нашим детям с трудом даются текстовые задачи, практического содержания – сложные задачи, задачи на движение нескольких тел, задачи на составление уравнений. И в 9 классе и в 11 классе мы видим результат этого при подготовке к выпускной аттестации. В качестве упражнения на уроке можно предложить текст некоторой сложно задачи и задания к тексту. Задания не являются тестом на усвоение содержания. В то же время они направлены на извлечение, понимание, интерпретацию информации, то есть на формирование/проверку тех метапредметных читательских умений, которые заявлены в Стандартах. Таким образом мы формируем навыки осознанного чтения
Пример:
В задачах на движение, работу можно составлять вопросы с употреблением вопросов:
Кто медленнее? Кто затратит больше времени? Кто дольше? (путают (больше-быстрее))
Кто быстрее? Кто затратит меньше времени? Кто быстрее?
А если вместе? А если по отдельности?
При изучении процентов, добавили вопросы к текстам задач на проценты (растворы, сплавы). Тем более что простые задачи подобного содержания дети уже решают в этом возрасте.
Не стала приводить пример – масса разнообразных текстовых задач и ситуаций, к каждой – ваше творчество, фантазия и новая серия вопросов.
Слайды 10 – 15
В продолжение разговора об экзаменах. Задачи с таблицами, казалось бы элементарные для ответа, также вызывают массу неправильных ответов, что снова говорит о том, что мы в старших классах сталкиваемся с тем, что дети не могут извлекать нужную информацию из условия задачи. Поэтому таким же образом мы можем анализировать условие табличных задач, а также показывать возможное решение и даже вычисление с несложными числами (задачи на самый экономичный вариант покупки, тарифа, поездки; задачи (9 и 11 класс) на выяснение отметки и т.п.)
Можно лишь составить порядок действий, а можно дать задание на дом (электронный журнал – детям нравится, планирую дополнить заданиями UZTEST, был опыт в 27 школе… идти в ногу со временем)
Дети задачу порешали, повеселились, пофантазировали, а в итоге за работало мышление об экономии, выгоде, рациональности и т.п.
(Опыт в вечерней школе… Михаил… («не торопитесь говорить – будешь дворником»…))
Также вместо разминки перед уроком или между этапами урока или на любом этапе можно предложить любую логическую задачу. А лучше всего задать хорошую загадку для размышления на дом, затем перед уроком или опять-таки вместо отдыха на уроке разобрать дополнительное домашнее задание (числовые ребусы, расставить знаки действий, головоломки с буквами)… Дети сами начинают просить об этом!
Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении математики и физики можно различными методами, одной их наиболее перспективных видится проектная деятельность.
Слайд 16
Основная цель проектного обучения — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловых;
- Общекультурных;
- Учебно-познавательных;
- Информационных;
- Коммуникативных;
- Социально-трудовых;
- Компетенций личностного самосовершенствования.
На мой взгляд, эта педагогическая технология может быть эффективно использована не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Слайд 17
Существуют различные виды проектов:
Информационные проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение.
Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов.
Продуктивные проекты — дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Практико-ориентированные - направляют действия учащихся на решение реальных проблем (например: разработать памятку, руководство).
Примеры презентаций.
Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования упоминается о том, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования;
Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.
Слайд 18
Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).
Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе математики немало.
Например, изучая прямоугольный параллелепипед, можно предложить выполнить модель прямоугольного параллелепипеда каждому ученику. Можно задать размеры по рядам (вариантам). На уроке учиться показывать, считать количество ребер, граней, искать (считать) равные, рассматривать способы вычисления суммы ребер, площадей. Понимать, что такое объем и т.п.
Другими словами учащиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько ученик понимает предмет.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму.
Можно использовать информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических моделей (ГЛМ).
Слайд 19
Проектируя ГЛМ совместно с учащимися, действуем по следующему плану:
• На листке пишем «ключевое слово» («сердце» текста)
• Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («спутники»)
• Эти слова соедините линиями с «сердцем» текста.
• У каждого «спутника» могут появиться еще слова «спутники»
• Выявляем смысловые связи между объектами знаний («спутниками»)
•В итоге получится структура, которая графически отображает размышления.
Использование ГЛМ на уроках математики и физики дает следующие возможности:
– получить целостное представление об изучаемом объекте;
– осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;
– делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;
– компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
– организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
– избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;
– сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
– технологизировать деятельность учителя и учащегося для значительного облегчения их совместной работы.
Использование метода моделирования позволяет развивать:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
Созданные модели используются на разных этапах урока: при постановки учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.
Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов
В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предмету с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.
Любое оценивание, любую проверку дети воспринимают как проверочную, контрольную работу. И это не повышает мотивации к выполнению подобных работ (используя формулировку Стандартов, «не побуждает, а вынуждает»). Мы проводим наши мониторинговые исследования, маскируя их под игровые конкурсы. Непривычные для проверочных работ задания (проверяются не знания и умения, а их применение), сопровождаются увлекательными сюжетными зарисовками.
Дети с удовольствием выполняют задания, действуя от имени сказочных героев и приходя им на помощь.
Главный итог конкурсов – мониторинг
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и не персонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Итак, в настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Слайд 20
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Слайд 21
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям» Чарльз Дарвин Не для школы – для жизни учимся
ШКОЛЬНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: математическая компетентность коммуникативная (языковая) компетентность информационная компетентность социальная компетентность продуктивная компетентность нравственная компетентность
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
МЕТАПРЕДМЕТЫ это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок Приобретения навыка саморегуляции
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников проявлять инициативу и самостоятельность в обучении умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую
Какие приемы, методы и технологии в учебно-образовательном процессе будут способствовать достижению метапредметных результатов обучающихся?
Основная цель проектного обучения - создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций: Ценностно-смысловых; Общекультурных; Учебно-познавательных; Информационных; Коммуникативных; Социально-трудовых; Компетенций личностного самосовершенствования.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ: Информационные проекты Исследовательские проекты Продуктивные проекты Практико-ориентированные
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ: Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.) Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму.
Проектируя граф логическую модель совместно с учащимися, действуем по следующему плану: На листке пишем «ключевое слово» («сердце» текста) Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («спутники») Эти слова соедините линиями с «сердцем» текста. У каждого «спутника» могут появиться еще слова «спутники» Выявляем смысловые связи между объектами знаний («спутниками») В итоге получится структура, которая графически отображает размышления.
ШКОЛА ДОЛЖНА РЕБЕНКА: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.
Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...
Статья "Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики".
Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения соб...
Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики
Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модер...
Формирование метапредметных компетенций на уроках математики
«Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого учителя»...
Способы и технологии формирования метапредметных знаний на уроках математики
Учить мыслям бессмысленно, т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией....
«Формирование метапредметных результатов на уроке математики»
Выступление на семинаре "Современный урок математики"...
Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики
Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики....