криическое мышление
презентация к уроку по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
Шолаксайская сш
Хамицевич Наалья Юрьевна
·
Цели занятия:
- Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”:
- Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога.
- Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.
Задачи:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
- Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
- Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 4-5 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления синквейна”, “Что такое плакат”. Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры краски. Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, бумага формата ватмановского листа для создания плаката. Другое оснащение: ножницы, клей, клеящая лента (скотч) широкая и узкая, цветная бумага разных сортов, прищепки для крепления больших листов бумаги к переносной доске. Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office.
таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. (Приложение 1)
Признаки критического мышления:
- Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
- В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
- В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
инсерт, или условные значки.
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“!” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала. ( Приложение 2)
Педагогическая технология развития критического мышления.
Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.
Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Технология РКМ:
- Формирует самостоятельное мышление.
- Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
- Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
- Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.
1. Какие приемы технологии критического мышления вам известны?
2. Какие приемы вы применяете на своих уроках?
3. Приемы о которых вы знаете, но еще не использовали в своей практике. Почему?
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.
- Мысль.
- Критическая самостоятельная.
- Развивать, анализировать, аргументировать.
- Критическое - не значит негативное .
- Педагогическая технология.
Дополнение таблицы ЗУХ
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если технология нужна,
Если с ней ты очень дружен,
То надуйте красный шар!
Шар зелёный – не дружу
И знать её я не хочу!
На уроке она мешает,
И всё время отвлекает!
Если технология для тебя равнодушна
Розовый шар надуй!
Раз, два, три, четыре, пять –Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему залу показали!
Что ж, итог мы подвели,
Выводы для всех просты:
Что технология – это клад!
С ней работать каждый рад!
Благодарю За Сотрудничество!
Приложение 1
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Приложение 2
^ Стадия вызова:
Призвана поставить цели обучения с точки зрения самого ученика.
Для включения в работу учащихся с разным уровнем подготовки можно использовать способ записи своих знаний в виде ключевых слов, понятий с последующим обменом информацией с другими учащимися в пара или группе
Систематизация, структурирование известного материала позволит выявить пробелы в знаниях и поставить ближайшую задачу – восполнения этих пробелов средствами предлагаемого нового материала
На стадии вызова важно:
! давать возможность учащимся высказывать свою точку зрения без боязни ошибиться и быть исправленным
! фиксировать любые высказывания – каждое может быть использовано в дальнейшей работе, нет «правильных» и «неправильных» ответов
! сочетание индивидуальной и групповой форм работы позволит проявить себя и услышать точку зрения других
! НЕ исправлять, НЕ критиковать, НЕ перебивать, НЕ переформулировать
^ Стадия осмысления содержания
Полное название технологии – ТРКМЧП (Технология развития критического мышления через чтение и письмо). Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют.
Т. О. Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и электронные материалы, и видеоматериалы.
Роль учителя — в основном координирующая.
Главная задача учителя – отслеживание восприятия (а не усвоения) учениками изучаемого материала
В случае, если в процессе восприятия новой информации не все вопросы и проблемы, поставленные на стадии вызова были решены, важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов.
^ Стадия рефлексии
«Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор.» Р.Бустром
На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Рефлексия содержания проходит на всех этапа, однако на последнем её функция состоит в прояснении смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения (что понятно и непонятно, что еще необходимо узнать, где можно было бы применить новые знания).Сочетание индивидуальной письменной работы по систематизации и оценке нового знания и групповой работы . Таким образом работа с новым материалом на этапе рефлексии может перерасти в обмен мнениями, дискуссию
На данном этапе важно: применение письменных форм индивидуальной рефлексии (ключевые слова, графическая организация материала, эссе и др), при которых поощряется умение зафиксировать идеи для последующего размышления и обсуждения, личное авторство (каждый является экспертом в какой-то узкой области), превышение значимости содержания над формой (следовательно, выбор формы письменного анализа остается за учеником)
Таким образом, этап рефлексии является более важной стадией, чем этап знакомства с новой информацией.
Полное название технологии – ТРКМЧП (Технология развития критического мышления через чтение и письмо). Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления.
Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...