криическое мышление
презентация к уроку по алгебре на тему

Хамицевич Наталья Юрьевна

виды мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maser_klass_po_kreicheskomu_myshleniyu.rar644.41 КБ

Предварительный просмотр:

Шолаксайская сш

Хамицевич Наалья Юрьевна

·        

Цели занятия:

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”:
  • Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога.
  • Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 4-5 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления синквейна”, “Что такое плакат”. Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры краски. Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, бумага формата ватмановского листа для создания плаката. Другое оснащение: ножницы, клей, клеящая лента (скотч) широкая и узкая, цветная бумага разных сортов, прищепки для крепления больших листов бумаги к переносной доске. Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office.

 таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.  (Приложение 1)

Признаки критического мышления:

  1. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  3. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  4. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

 инсерт, или условные значки.

Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

“!” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала. ( Приложение 2)

Педагогическая технология развития критического мышления.

Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Технология РКМ:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

       Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

1. Какие приемы технологии критического мышления вам известны?

2. Какие приемы вы применяете на своих уроках?

3. Приемы  о которых вы  знаете, но еще не использовали в своей практике.   Почему?

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке  надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

  1. Мысль.
  2. Критическая самостоятельная.
  3. Развивать,  анализировать,  аргументировать.
  4. Критическое -  не значит  негативное .
  5. Педагогическая технология.  

Дополнение таблицы ЗУХ

Вот прошёл мой мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если  технология нужна,

Если с ней ты  очень дружен,

То  надуйте красный шар!

Шар зелёный – не дружу

И знать её я  не хочу!

На уроке она  мешает,

И всё время отвлекает!

Если технология для тебя равнодушна

Розовый шар  надуй!

Раз,  два,   три,  четыре,  пять –Начинаем надувать!

А теперь шары подняли,

Всему залу показали!

 Что ж, итог мы подвели,

Выводы для всех просты:

Что технология – это клад!

С ней  работать каждый рад!

Благодарю   За Сотрудничество!

Приложение 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Приложение 2

^ Стадия вызова:
Призвана поставить цели обучения с точки зрения самого ученика. 
Для включения в работу учащихся с разным уровнем подготовки можно использовать способ записи своих знаний в виде ключевых слов, понятий с последующим обменом информацией с другими учащимися в пара или группе
Систематизация, структурирование известного материала позволит выявить пробелы в знаниях и поставить ближайшую задачу – восполнения этих пробелов средствами предлагаемого нового материала

На стадии вызова важно:
! давать возможность учащимся высказывать свою точку зрения без боязни ошибиться и быть исправленным
! фиксировать любые высказывания – каждое может быть использовано в дальнейшей работе, нет «правильных» и «неправильных» ответов
! сочетание индивидуальной и групповой форм работы позволит проявить себя и услышать точку зрения других
! НЕ исправлять, НЕ критиковать, НЕ перебивать, НЕ переформулировать

^ Стадия осмысления содержания
Полное название технологии – ТРКМЧП (Технология развития критического мышления через чтение и письмо). Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. 
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют. 
Т. О. Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и электронные материалы, и видеоматериалы.
Роль учителя — в основном координирующая. 
Главная задача учителя – отслеживание восприятия (а не усвоения) учениками изучаемого материала
В случае, если в процессе восприятия новой информации не все вопросы и проблемы, поставленные на стадии вызова были решены, важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов.

^ Стадия рефлексии 
«Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор.» Р.Бустром
На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. 
Рефлексия содержания проходит на всех этапа, однако на последнем её функция состоит в прояснении смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения (что понятно и непонятно, что еще необходимо узнать, где можно было бы применить новые знания).Сочетание индивидуальной письменной работы по систематизации и оценке нового знания и групповой работы . Таким образом работа с новым материалом на этапе рефлексии может перерасти в обмен мнениями, дискуссию

На данном этапе важно: применение письменных форм индивидуальной рефлексии (ключевые слова, графическая организация материала, эссе и др), при которых поощряется умение зафиксировать идеи для последующего размышления и обсуждения, личное авторство (каждый является экспертом в какой-то узкой области), превышение значимости содержания над формой (следовательно, выбор формы письменного анализа остается за учеником)
Таким образом, этап рефлексии является более важной стадией, чем этап знакомства с новой информацией. 
Полное название технологии – ТРКМЧП (Технология развития критического мышления через чтение и письмо). Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. 
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления.

Сборник  задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...