"Математическая эстафета"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
математическая эстафета для старших классов "Математика и другие предметы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_drugie_predmety.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая эстафета.
Ведущий: Сегодня у нас необычный урок математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами.
УЧЕНЫЙ КОТ
У кошки маленький котеночек подрос.
— Как дальше быть? — возник вопрос.
Решила мать, что в пору
Отдать котенка в школу.
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася.
С усердием большим,
Как приказала мать,
Принялся кот науку постигать.
С терпеньем изучал,
По пунктам и по темам,
Строение мышей по графикам и схемам.
Решал он, чуть не плача,
И про бассейн задачу.
Сколь вытечет сметаны,
Когда открыть все краны.
И через 10 лет, науками богат,
Понес наш кот домой
Из школы аттестат.
И у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки.
Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу —
Тут надо применить
Научных знаний базу.
V — скорость, ускоренье — а,
И брызги сыплются с пера.
Затем привел он, глядя в книгу,
К логарифмическому виду.
Потом в системе «цэ, жэ, эс»
Нашел его удельный вес.
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку.
Пока ученый кот
Над уравненьем бился,
Мышонок — неуч
В норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.
Ведущий: Давайте познакомимся с нашими командами. Команда номер один, команда номер два, команда номер три (капитан, название, приветствие). А теперь представлю вам наших гостей и жюри.
Вот теперь можно начать наш урок. Посмотрим, как проявляет себя математика в других науках.
Математика и литература.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 30 секунд. Готовность - поднятая рука. За правильный ответ 1 балл.
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:
1. Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: «Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)
2. Название, какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
3. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)
4. "В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
Ведущий: (листочки с ответами сдаются жюри). А мы с вами продолжаем. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. А как хорошо вы знаете иностранные языки.
Математика и иностранный язык.
1. Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
2. Какая цифра в переводе с латинского языка означает " никакая"? (0)
3. У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
4.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского языка обозначает: "ступень, шаг, степень"? (градус)
жюри подводит итоги, вопрос командам. За правильный ответ 5 баллов, время на обсуждение 3 минуты.
"Графики функций - пословицы".
1. "Повторение - мать учения".
2. "Любишь с горы кататься, люби и саночки возить".
3. "Как аукнется, так и откликнется".
Ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Конечно же, имеет. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.
Математика и музыка.
1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2. Люди, какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)
(ответы сдаются жюри).
Ведущий: В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.
Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.
Математика и русский язык.
1. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
2. Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)
3. Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три!)
4. С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит - катет)
Разминка. 5 минут, 5 баллов.
У торговца имеется серебряный браслет. Ему нужно переночевать в гостинице. Хозяин гостиницы предложил торговцу, чтобы он платил каждый день 1 кольцом из браслета, но на браслете можно сделать 2 надреза. Как с помощью двух надрезов на браслете, прожить неделю, платя каждый день 1 кольцо.
Ответ:
ВЕДУЩИЙ:
Арифметика! Даже в каменный век
Обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать,
Невозможно построить мосты
Там, где сложное, новое надо создать,
Лучшим другом становишься ты.
Если раньше тебе приходилось одной
Много трудных вопросов решать,
То теперь на просторах планеты большой
Ты у нас многодетная мать.
Геометрия, алгебра - дети твои,
С ними в жизнь претворяем мечты,
Но запомни: огромным успехом своим
Человеку обязана ты.
Математика и история.
1. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? (+ - * /)
2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?
3. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
4. О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне - для того, чтобы измерять земельные участки"
5. Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? ( образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)
Ведущий: Настало время для конкурса капитанов. А пока капитаны отвечают на вопросы. Мы с вами продолжим урок.
Конкурс капитанов.
Каждому предлагаю тест из 12 блиц - вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.
1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?
А) "Основы" Б) "Начала" В) "Старты" Г) " Истоки"
2) Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?
А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел
3) Какие бывают современные фотоаппараты?
А) Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?
4) Какие числа употребляются при счете?
А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные
5) Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного?
А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона
6) Как называют верхний угол футбольных ворот?
А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка
7) Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч?
А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда
8) Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"
А) Куры не клюют Б) Пруд пруди В) Кот наплакал Г) Ворона накаркала
9) Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?
А) Сэр Игрек Б) Мистер ИКС В) Лорд Зет Г) Синьор Пи
10) Какими бывают математические неравенства?
А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными
11) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин..."
А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров
12) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ..."
А) высота Б) сторона В) медиана Г) биссектриса
Вопрос – ответ.
Я задаю вопрос, команда, которая первая поднимет руку, отвечает.
1. разделите число 188 пополам, чтобы получилось 100.
Ответ:
2. Наташа произнесла истинное утверждение. Алеша повторил его дословно, и оно стало ложным. Что сказала Наташа?
Ответ: меня зовут Наташей.
3. у южноамериканского племени таманаки число 6 – это один палец другой руки, 11 – один палец ноги. А как по таманакски будет 21?
Ответ. Один палец руки другого человека.
4. Петр I издал указ: « Учить всех дворянских детей «цифири и геометрии»…», а тех, кто не усваивал этих премудростей, он запрещал….
Ответ. Жениться.
5. Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми, которые представляли для него художественный интерес. Что означали эти числа.
Ответ. Это был способ запомнить их лица.
6. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто используете на уроках геометрии.
Ответ. Что и требовалось доказать.
А теперь подведем итоги. (Команда победителей определена). Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно - математическая эстафета "Магия чисел"
Внеклассное мероприятие "Магия чисел" для учащихся 5-6 классов. Задачи мероприятия показать детям тесную взаимосвязь школьных предметов, приучать школьников к систематической двигательной активн...
Внеклассное мероприятие "Математическая эстафета".
Внеклассное мероприятие по математике для 6-7 классов "Математическая эстафета"....
Математическая эстафета
Разработка внеклассного мероприятия по математике....
Математическая эстафета "Весёлый поезд в страну "Математика""
Внеклассное мероприятие по математике в 5- х классах. Развитие логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.Воспитание выдержки, терпения, заинтере...
Неделя математики. Математическая эстафета в 5,6 классах
Развитие интереса к математике и развитие умения совместной деятельности в группе, в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы, развитие коммуникативных компетенций, умение достига...
Спортивно-математическая эстафета
В статье представлена эстафета, состоящая из 5 этапов. Задания составлены в соответствии с программой ФГОС СПО и ФГОС средней школы для студентов 1 курса. Проведение эстафеты способствует развит...
Математическая эстафета.
Математическая игра для 5-6 класса....