Урок экскурсия "Действия с десятичными дробями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Вакалова Надежда Николаевна

Для оживления процесса  обучения, воспитания интереса к предмету, тренировки внимания, памяти используются специальные карточки с заданиями занимательного характера, игровой материал с задачами – головоломками. Уроки занимательной математики, доступные, интересные, проводимые регулярно, помогают поднять «потолок» учащихся, укрепляют их веру в свои возможности, прибавляют творческие силы, приносят радость и желание познавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_s_desyatichnymi_drobyami_kosmos.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №14»

УРОК – ЭКСКУРСИЯ

Тема урока:

«Действия с десятичными дробями»

                                                                                                                          Автор: Вакалова Н.Н.,

                                                                                                                 учитель высшей категории

Нижневартовск

2015

УРОК – ЭКСКУРСИЯ

ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ

5 КЛАСС

(для детей с задержкой психического развития)

Для оживления процесса  обучения, воспитания интереса к предмету, тренировки внимания, памяти используются специальные карточки с заданиями занимательного характера, игровой материал с задачами – головоломками. Уроки занимательной математики, доступные, интересные, проводимые регулярно, помогают поднять «потолок» учащихся, укрепляют их веру в свои возможности, прибавляют творческие силы, приносят радость и желание познавать.

Цель урока:

  • повторить действия с десятичными дробями, порядок действий при нахождении значений числовых выражений, проверить уровень усвоения и навык вычислительной техники в выполнении действий с десятичными дробями, умение применять их в решении задач;
  • воспитывать самостоятельность в работе, любовь к истории страны, чувство патриотизма.

Тип урока:       обобщающий.

Форма урока:   урок – экскурсия.

Оборудование:  презентация; карточки с заданиями; картины станций «Историческая», «Космическая»,  «Математическая».

ХОД УРОКА: (слайд 2)

 I.  Повторение материала (слайд 3)

1. Вспомнить правила действий с десятичными дробями:

а)сложение и вычитание десятичных дробей;

б)умножение десятичных дробей;

в)деление десятичной дроби на натуральное число, на десятичную дробь.

2. Проверка домашнего задания

Консультанты докладывают о результатах выполнения домашнего задания и каждый  ученик  проверяет домашнюю работу с ответами на доске.

I I. Основная часть урока

Путешествие по станциям

1. Станция «Историческая». Сообщение ученика (слайд 4)

Десятичные дроби часто используют при расчётах в науке, промышленности, сельском хозяйстве. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья

АЛЬ – Каши Джемшид в 1427 году.

В Европе о десятичных дробях первым сделал сообщение голландский учёный, математик и инженер Симон Стевин в 1585 году, спустя 150 лет.

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович  Магницкий в первом учебнике по математике «Арифметика, сиречь наука числительная».

2. Станция «Космическая». Сообщение ученика  (слайд 5)

12апреля – День Космонавтики. Много лет назад, когда нас ещё не было на свете, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле поднялся в космос наш соотечественник ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН. Он стал самым известным человеком на земле, а мальчишки и девчонки мечтали стать космонавтами и отправиться к звёздам.

А сейчас мы узнаем название первого космического корабля, для этого надо прочесть шифровку.

3. Устная работа.  Запись на  экране:  (слайд 6)

2,5 – 1,6                                                          0,2 ∙ 0,4

2,7 + 1,6                                                          38, 7 : 9

0,8 ∙ 2,3                                                           63,7 : 0,7

1,84 = С,    4,3 = О,    91 = К,   0,9 = В,    0,08 = Т     «ВОСТОК»

Во время взлёта и посадки корабля космонавт испытывает большие перегрузки. Поэтому он должен быть закалённым, сильным и выносливым. При подготовке к полёту нужно много    внимания уделять физической подготовке.

Проведём математическую зарядку (слайды 7 – 8)

1.Исходное положение – руки вдоль туловища. При правильном ответе – руки вперёд и вниз. При неправильном ответе – руки вверх и вниз

0,2 + 0,4 = 0,6                                                     1 ∙ 0,8=18

0,3 + 0,03=0,06                                                   2,6 : 2 = 1.3

0,7 – 0,2=0,5                                                       15,9 : 3  =5,3

 2.Исходное положение – руки  на поясе. При правильном ответе –  поворот направо и на место. При неправильном ответе –  поворот налево и на место.

4,2 – 3,5 = 0,7                                                         18 – 3.6 = 14,4

0,3 ∙ 7 = 2,1                                                              0,8 : 80 = 0,01

6,4 ∙ 10 =0,64                                                           0,75 ∙ 0 = 0,75

Зарядка окончена.

Но вот пришла шифровка, чтобы её прочесть надо решить следующие уравнения: (слайды 9– 10)

у + 5,46 = 27,7                                               у=22,24

m – 9,8  = 3,2                                                 m=13

19,7 – х = 1,83                                                 х = 17,87

b : 2 = 3,6                                                        b = 7,2

0,07 ∙  n = 1,47                                                 n = 21

21=Ь,      13 = П,        22,24 = В,        17,87 = У,       7,2 = Т     

«В ПУТЬ!»

3. Станция «Математическая». Решим несколько занимательных задач (слайды 11 – 16)

1.Узнаем, в каком году был совершён легендарный полёт. Для этого найдём значение числового выражения:

1965,05 – 6,75 ∙ ( 6,72 : 6,4 – 0, 45).                                              

 1961 год.

12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин поднялся на корабле «ВОСТОК»

2.Найти массу корабля «ВОСТОК», выразите массу в килограммах

5695 – ( 21,25 ∙ 32 + 193 ) : 0,9.                                                      

 Масса первого космического корабля вместе с космонавтом составила 4725 кг

Выразите эту величину

а) в тоннах                                                                                      4,725

б) в центнерах и килограммах                                                   47ц 25кг

в) в центнерах                                                                                 47,25 ц

3.Определите, на какой высоте над Землёй пролетал «ВОСТОК»

Для этого решите уравнение:

                  8х – 7х – 46,5 = 280,5                                                      х = 327

4.Высота полёта первого космического корабля с человеком на борту 327 км. Этот полёт продолжался 108 минут

Выразите это время в часах и минутах: 1ч48мин

Выразите с помощью десятичной дроби в часах: 1,8ч

III. Самостоятельная работа ( 3 группы) (слайды 17 – 18)

1группа

  1. 21,46 : 5,8 + 24,94 : 5,8;
  2. 20,64 : 4,3 + 22, 36 : 43;

2группа

  1. 6,7 ∙ (35,712 : 4,8 + 3,36);
  2. 3,8 ∙ (8,57 + 9,585 : 4,5);

3группа

  1. (2,6 ∙ 1,34 – 2,269) : 4,5;
  2. (2,3 ∙ 1,18 – 1,419) : 3,7.

40,66 = И,  8 = У,    0,27 = К,   10 = М,   0,35 = И,   72,36 = Н

Проверим работу с ответами на экране: на уроке мы были  «УМНИКАМИ»

IV. Подведение итогов урока (слайд 19)

1.Что мы повторили на уроке?

2.Что интересного вы узнали о десятичных дробях?

3.Были ли задания, при выполнении которых, вы испытывали трудности? Какие это задания?

4.Учитель оценивает учащихся за работу на уроке

V. Домашнее задание  (слайд 20)

1 уровень  Составить 10 примеров на действия с десятичными дробями

2 уровень  Составить 10 уравнений (действия сложения и вычитания десятичных дробей)

Литература:

1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,  

    А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.; Мнемозина, 2012.

2. Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков. - М.:  

     Мнемозина, 2012.

3.  Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.

первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....

Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"

Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"...

Обобщающий урок по теме "Десятичные дроби" Урок-экскурсия по городам героям.

Интегрированный урок в 5 классе  проведен к празднованию 70 летия Победы  по теме "Десятичные дроби". Урок прводится в форме игры....

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...