Рабочая программа по алгебре 7 класс (авторы учебника Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е)
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю. Содержит календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_algebra_7_klass_kotova_n.e.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено Руководитель МО учителей математики, физики, информатики _____________ Наумова Т.И. Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Рекомендовано Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Утверждаю Директор МБОУ гимназии №3 _____________ Ананских А.М. Приказ № ___ от «___»________________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Алгебра»
для 7 класса
Котова Н.Е.
Учитель математики
г. Грязи
Пояснительная записка
В последние годы наблюдается резкий всплеск активности на рынке учебной литературы по математике для общеобразовательной школы: появляются десятки новых учебных и методических пособий, выдвигаются новые концепции и новые подходы, по-новому раскрывается роль математического образования в деле воспитания культурного человека, которому предстоит жить в XXI веке. Современная школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться – это неотъемлемое качество культурного человека в наше время.
Основные цели и задачи математического образования:
- содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком, не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
- познакомить учащихся с проектным видом деятельности. В ходе реализации проектов учащиеся приобретут навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности, знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по истории математики, искусствоведению (МХК), учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.
- повышение математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.
Данная рабочая программа по алгебре 7 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
- Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
- Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)
Сведения о программе
в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 7 классе с 136 до 140. Добавленные 4 часа использованы на повторение материала 7 класса.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 324 ч. Алгебра изучается в 7 классе – 3 ч в неделю, всего 105ч; 8 класс- 3 ч в неделю, всего 105 ч; 9 класс 3 ч в неделю, всего 102 ч.
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, всего 140 часов. 105 часов базисного учебного плана дополнены 35 часами школьного компонента. Добавленные 35 часов в 7 классе распределены следующим образом:
глава 1. «Математический язык. Математическая модель». 3ч
глава 2. «Линейная функция». 8ч
глава 3. «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными». 3ч
глава 4. «Степень с натуральным показателем и её свойства». 4ч
глава 5. «Одночлены. Арифметические операции над одночленами». 5ч
глава 6. «Многочлены. Арифметические операции над многочленами». 3ч
глава 7. «Разложение многочленов на множители». 5ч
глава 8. «Функция у= х2». 1ч
повторение. 3ч
и используются для обобщения по темам и анализа контрольных работ.
Контрольных работ в 7 классе – 9.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Развивающее обучение
Проектные методы обучения
Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля:
самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты, проекты.
Информация об используемом учебнике:
Мордкович А.Г. Алгебра-7. Учебник. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра-7. Задачник.
Содержание программы
7 класс
4 ч в неделю, всего 140 ч
1). Математический язык. Математическая модель (14 ч).
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о числовых выражениях, полученных в курсе математики 5-6 классов и сформировать понятие алгебраического выражения. Ввести понятие «математический язык» и «математическая модель».
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
2). Линейная функция (14ч).
Основная цель – сформировать представление о числовой функции. Данная тема является начальным этапом в обеспечении функциональной подготовки. Рассматривается зависимость расположения графика функции от значения коэффициента, происходит знакомство с понятием прямой пропорциональности.
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах+ bу +с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + bу + с = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция у = kх и ее график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
3). Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (15 ч).
Основная цель – научить учащихся решать системы линейных уравнений с двумя переменными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
4). Степень с натуральным показателем и её свойства (10ч).
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями. В данной теме дается определение степени с натуральным показателем и её свойства.
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
5). Одночлены. Арифметические операции над одночленами (10 ч).
Основная цель – выработать умение выполнять действия над одночленами. В данной теме дается понятие стандартного вида одночлена, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления одночленов.
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
6) Многочлены. Арифметические операции над многочленами (17 ч).
Основная цель – выработать умение выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления многочленов. В данной теме изучаются понятия многочлена стандартного вида, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления многочленов. Важно, чтобы учащиеся поняли, что при выполнении этих действий над многочленами в результате получается также многочлен.
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
7). Разложение многочленов на множители (24 ч).
Основная цель – выработать умение выполнять разложение многочленов на множители различными способами и применять формулы сокращенного умножения для преобразования алгебраических выражений.
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
8). Функция у = х2 (13ч).
Основная цель – научить строить график квадратичной функции и использовать полученные навыки при решении уравнений.
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = -х2, ее свойства и график.
Графическое решение уравнений.
Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(х). Функциональная символика.
9). Статистические характеристики. (8 ч.)
10).Повторение (15 ч).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество часов | Виды контроля |
Тема 1. Математический язык. Математическая модель. | 14 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 2. Линейная функция. | 14 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 3. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. | 15 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 4. Степень с натуральным показателем и её свойства. | 10 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами. | 10 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами. | 17 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 7. Разложение многочленов на множители. | 24 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 8. Функция у = х2. | 13 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 9. Статистические характеристики | 8 ч. | С.р. |
Тема 10. Повторение. | 15 ч. | К.Р.-1 |
Итого | 140ч. | К.Р.-9 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Оценочные материалы
Примерные тексты контрольных работ:
- - Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра 7 класс»/М.А. Попов.-5-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2011.-62
Тема проекта:
- - «Степень с натуральным показателем»
Литература и средства обучения:
Учебники:
Мордкович А.Г. Алгебра-7. Учебник. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра-7. Задачник.
Учебно-тренировочные материалы:
- Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра 7 класс»/М.А. Попов.-5-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2011.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование материала по математике
на 2014-2015 учебный год
в 7 классе (4 часа в неделю, всего 140 часов)
№ урока | № п\п | Наименование темы | Коли-чество часов | Дата план. | Дата фактич. | Примечание |
1 триместр | ||||||
1 | Математический язык. Математическая модель. | 14 | ||||
1-4 | 1.1 | Числовые и алгебраические выражения | 4 | |||
5 | 1.2 | Что такое математический язык | 1 | |||
6-7 | 1.3 | Что такое математическая модель | 2 | |||
8-10 | 1.4 | Линейное уравнение с одной переменной | 3 | |||
11-12 | 1.5 | Координатная прямая | 2 | |||
13 | 1.6 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |||
14 | 1.7 | Контрольная работа № 1 по теме: «Математический язык. Математическая модель». | 1 | |||
2 | Линейная функция | 14 | ||||
15 | 2.1 | Координатная плоскость | 1 | |||
16-18 | 2.2 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 | |||
19-20 | 2.3 | Линейная функция и ее график | 2 | |||
21-22 | 2.3 | Линейная функция и ее график | 2 | |||
23-24 | 2.4 | Линейная функция у = kx | 2 | |||
25 | 2.5 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | |||
26-27 | 2.6 | Решение задач по теме «Линейная функция» | 2 | |||
28 | 2.7 | Контрольная работа № 2 по теме: «Линейная функция». | 1 | |||
3 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 15 | ||||
29 | 3.1 | Основные понятия | 1 | |||
30-32 | 3.2 | Метод подстановки | 3 | |||
33-36 | 3.3 | Метод алгебраического сложения | 4 | |||
37-39 | 3.4 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 3 | |||
40-42 | Решение задач по теме «Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными». | 3 | ||||
43 | 3.6 | Контрольная работа № 3 по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными». | 1 | |||
2 триместр | ||||||
4 | Степень с натуральным показателем и ее свойства | 10 | ||||
44 | 4.1 | Что такое степень с натуральным показателем | 1 | |||
45 | 4.2 | Таблица основных степеней | 1 | |||
46-47 | 4.3 | Свойства степени с натуральным показателем | 2 | |||
48-49 | 4.4 | Умножение и деление степеней с одинаковым показателем | 2 | |||
50 | 4.5 | Степень с нулевым показателем | 1 | |||
51-52 | 4.6 | Решение задач по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства». Проект по теме «Степень с натуральным показателем» | 2 | |||
53 | Контрольная работа №4 по теме: «Степень с натуральным показателем и ее свойства». | 1 | ||||
5 | Одночлены. Арифметические операции над одночленами | 10 | ||||
54-55 | 5.1 | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 2 | |||
56-57 | 5.2 | Сложение и вычитание одночленов | 2 | |||
58-59 | 5.3 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 2 | |||
60-61 | 5.4 | Деление одночлена на одночлен | 2 | |||
62 | 5.5 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | 1 | |||
63 | Контрольная работа № 5 по теме: «Одночлены арифметические операции над одночленами». | 1 | ||||
6 | Многочлены. Арифметические операции над многочленами | 17 | ||||
64-65 | 6.1 | Основные понятия | 2 | |||
66-67 | 6.2 | Сложение и вычитание многочленов | 2 | |||
68-69 | 6.3 | Умножение одночлена на многочлен | 2 | |||
70-72 | 6.4 | Умножение многочлена на многочлен | 3 | |||
73-75 | 6.5 | Формулы сокращенного умножения | 3 | |||
76-77 | 6.6 | Деление многочлена на одночлен | 2 | |||
78 | 6.7 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |||
79 | 6.8 | Контрольная работа № 6 по теме: «Многочлены. Арифметические операции над многочленами». | 1 | |||
80 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
7 | Разложение многочленов на множители | 24 | ||||
81 | 7.1 | Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно | 1 | |||
82-83 | 7.2 | Вынесение общего множителя за скобки | 2 | |||
84-86 | 7.3 | Способ группировки | 3 | |||
87-88 | 7.4 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. | 2 | |||
3 триместр | ||||||
89-91 | 7.4 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. | 3 | |||
92 | 7.5 | Самостоятельная работа по теме: «Разложение многочлена на множители». | 1 | |||
93-95 | 7.6 | Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 3 | |||
96-98 | 7.8 | Сокращение алгебраических дробей | 3 | |||
99-100 | 7.9 | Тождества | 2 | |||
101 | Решение задач по теме «Сокращение алгебраических дробей». | 1 | ||||
102 | Контрольная работа №7 по теме: «Разложение многочленов на множители». | 1 | ||||
103 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
8 | Функция . | 13 | ||||
104-106 | 8.1 | Функция и ее график | 3 | |||
107-109 | 8.2 | Графическое решение уравнений. | 3 | |||
110-113 | 8.3 | Что означает в математике запись | 4 | |||
114 | 8.4 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |||
115 | 8.5 | Контрольная работа № 8 по теме: «Функция и ее график». | 1 | |||
116 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
9 | Статистические характеристики. | 8 | ||||
117 | 9.1 | Данные и ряды данных | 1 | |||
118 | 9.2 | Упорядоченные ряды данных и таблицы распределения | 1 | |||
119 | 9.3 | Нечисловые ряды данных | 1 | |||
120 | 9.4 | Составление таблиц распределений без упорядочивания данных | 1 | |||
121 | 9.5 | Частота результата. Таблица распределения частот | 1 | |||
122 | 9.6 | Процентные частоты | 1 | |||
123 | 9.7 | Группировка данных | 1 | |||
124 | 9.8 | Группировка данных Самостоятельная работа | 1 | |||
10 | Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс | 15 | ||||
125 | 10.1 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | |||
126 | 10.2 | Линейная функция | 1 | |||
127 | 10.3 | Метод подстановки | 1 | |||
128 | 10.4 | Метод алгебраического сложения | 1 | |||
129 | 10.5 | Решение задач | 1 | |||
130 | 10.6 | Степень с натуральным и нулевым показателем. | 1 | |||
131 | 10.7 | Арифметические действия над одночленами. | 1 | |||
132 | 10.8 | Формулы сокращенного умножения. | 1 | |||
133 | 10.9 | Разложение многочленов на множители. | 1 | |||
134 | 10.10 | Функции и графики. | 1 | |||
135 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
136-140 | Резерв | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Алгебре 8кл по учебнику Мордкович
Рабочая программа по Алгебре 8 кл по учебнику Мордковича с тематическим планированием на 3 ч...
Рабочая программа Математика 6 класс по учебнику И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольные работы, оснащение учебного процесса...
рабочая программа 5-6 класс к учебнику Мордкович ФГОС
Расписаны УУД...
Рабочая программа по предмету математика 9 класс( автор учебника Мордкович А.Г.)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая програм...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...