Рабочая программа по алгебре 7 класс (авторы учебника Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е)
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Котова Надежда Евгеньевна

Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю. Содержит календарно-тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_algebra_7_klass_kotova_n.e.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района

Липецкой области

Рассмотрено

Руководитель МО учителей математики, физики, информатики

_____________ Наумова Т.И.

Протокол № ___ от

«____»____________20    г.

Рекомендовано

Методическим советом МБОУ гимназии №3

Протокол № ___ от

«____»____________20    г.

Утверждаю

Директор МБОУ гимназии №3

_____________ Ананских А.М.

Приказ № ___ от

 «___»________________20     г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Алгебра»

для 7 класса

Котова Н.Е.

Учитель математики

г. Грязи


Пояснительная записка

В последние годы наблюдается резкий всплеск активности на рынке учебной литературы по математике для общеобразовательной школы: появляются десятки новых учебных и методических пособий, выдвигаются новые концепции и новые подходы, по-новому раскрывается роль математического образования в деле воспитания культурного человека, которому предстоит жить в XXI веке. Современная школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться – это неотъемлемое качество культурного человека в наше время.

Основные цели и задачи математического образования:

  • содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком, не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
  • познакомить учащихся с проектным видом деятельности. В ходе реализации проектов учащиеся приобретут навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности, знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по истории математики, искусствоведению (МХК),  учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.
  • повышение математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.

Данная рабочая программа  по алгебре 7 класса составлена  на   основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  3. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
  6. Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
  7. Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)

Сведения о программе

в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 7 классе с 136 до 140. Добавленные 4 часа использованы на повторение материала 7 класса.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 324 ч. Алгебра изучается в 7 классе – 3 ч в неделю, всего 105ч; 8 класс- 3 ч в неделю, всего 105 ч; 9 класс 3 ч в неделю, всего 102 ч.

Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, всего 140 часов. 105 часов базисного учебного плана дополнены 35 часами школьного компонента. Добавленные 35 часов  в 7 классе распределены следующим образом:

глава 1. «Математический язык. Математическая модель».  3ч

глава 2. «Линейная функция».  8ч

глава 3. «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».   3ч

глава 4. «Степень с натуральным показателем и её свойства».  4ч

глава 5. «Одночлены. Арифметические операции над одночленами».  5ч

глава 6. «Многочлены. Арифметические операции над многочленами». 3ч

глава 7. «Разложение многочленов на множители».  5ч

глава 8. «Функция у= х2». 1ч

повторение. 3ч

и используются для обобщения по темам и анализа контрольных работ.

Контрольных работ в 7 классе – 9.

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Технологии обучения:

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Развивающее обучение

Проектные методы обучения

Здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля:

самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты, проекты.

Информация об используемом учебнике:

Мордкович А.Г. Алгебра-7. Учебник. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра-7. Задачник.

Содержание программы

7 класс

4 ч в неделю, всего 140 ч

1). Математический язык. Математическая модель (14 ч).

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о числовых выражениях, полученных в курсе математики 5-6 классов и сформировать понятие алгебраического выражения. Ввести понятие «математический язык» и «математическая модель».

Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.

2). Линейная функция (14ч).

Основная цель – сформировать представление о числовой функции. Данная тема является начальным этапом в обеспечении функциональной подготовки. Рассматривается зависимость расположения графика функции от значения коэффициента, происходит знакомство с понятием прямой пропорциональности.

Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.

Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах+ bу +с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + bу + с = 0.

Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.

Линейная функция у = kх и ее график.

Взаимное расположение графиков линейных функций.

3). Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (15 ч).

Основная цель – научить учащихся решать системы линейных уравнений с двумя переменными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.

Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).

4). Степень с натуральным показателем и её свойства (10ч).

Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями. В данной теме дается определение степени с натуральным показателем и её свойства.

Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.

5). Одночлены. Арифметические операции над одночленами (10 ч).

Основная цель – выработать умение выполнять действия над одночленами. В данной теме дается понятие стандартного вида одночлена, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления одночленов.

Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.

Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.

6) Многочлены. Арифметические операции над многочленами (17 ч).

Основная цель – выработать умение выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления многочленов. В данной теме изучаются понятия многочлена стандартного вида, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления многочленов. Важно, чтобы учащиеся поняли, что при выполнении этих действий над многочленами в результате получается также многочлен.

Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.

Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.

Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.

Деление многочлена на одночлен.        

7). Разложение многочленов на множители (24 ч).

Основная цель – выработать умение выполнять разложение многочленов на множители различными способами и применять формулы сокращенного умножения для преобразования алгебраических выражений.

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.

Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.

Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.

8). Функция у = х2 (13ч).

Основная цель – научить строить график квадратичной функции и использовать полученные навыки при решении уравнений.

Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = -х2, ее свойства и график.

Графическое решение уравнений.

Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(х). Функциональная символика.

9). Статистические характеристики. (8 ч.)

10).Повторение (15 ч).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        Тема

Количество

 часов

Виды

контроля

Тема 1. Математический язык. Математическая модель.

14 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 2. Линейная функция.

14 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 3. Система двух линейных уравнений с двумя

переменными.

15 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 4.  Степень с натуральным показателем и её свойства.

10 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами.

10 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 6. Многочлены. Арифметические операции над

многочленами.

17 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 7. Разложение многочленов на множители.

24 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 8. Функция у = х2.

13 ч.

С.р. и К.Р.-1

Тема 9. Статистические характеристики

8 ч.

С.р.

Тема 10. Повторение.

15 ч.

К.Р.-1

Итого

140ч.

 К.Р.-9

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

АЛГЕБРА

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Оценочные материалы

Примерные тексты контрольных работ:

  • - Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра 7 класс»/М.А. Попов.-5-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2011.-62

Тема проекта:

  • - «Степень с натуральным показателем»

Литература и средства обучения:

Учебники:

Мордкович А.Г. Алгебра-7. Учебник. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра-7. Задачник.

Учебно-тренировочные материалы:

  1. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра 7 класс»/М.А. Попов.-5-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2011.


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование материала по математике

на 2014-2015 учебный год

в 7 классе (4 часа в неделю, всего 140 часов)

№ урока

№ п\п

Наименование темы

Коли-чество часов

Дата

план.

Дата

фактич.

Примечание

1 триместр

1

Математический язык. Математическая модель.

14

1-4

1.1

Числовые и алгебраические выражения

4

5

1.2

Что такое математический язык

1

6-7

1.3

Что такое математическая модель

2

8-10

1.4

Линейное уравнение с одной переменной

3

11-12

1.5

Координатная прямая

2

13

1.6

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

1

14

1.7

Контрольная работа № 1  по теме: «Математический язык. Математическая модель».

1

2

Линейная функция

14

15

2.1

Координатная плоскость

1

16-18

2.2

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

3

19-20

2.3

Линейная функция и ее график

2

21-22

2.3

Линейная функция и ее график

2

23-24

2.4

Линейная функция   у = kx

2

25

2.5

Взаимное расположение графиков линейных функций

1

26-27

2.6

Решение задач по теме «Линейная функция»

2

28

2.7

Контрольная работа № 2 по теме: «Линейная функция».

1

3

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

15

29

3.1

Основные понятия

1

30-32

3.2

Метод подстановки

3

33-36

3.3

Метод алгебраического сложения

4

37-39

3.4

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

3

40-42

Решение задач по теме «Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными».

3

43

3.6

Контрольная работа № 3 по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».

1

2 триместр

4

Степень с натуральным показателем и ее свойства

10

44

4.1

Что такое степень с натуральным показателем

1

45

4.2

Таблица основных степеней

1

46-47

4.3

Свойства степени с натуральным показателем

2

48-49

4.4

Умножение и деление степеней с одинаковым показателем

2

50

4.5

Степень с нулевым показателем

1

51-52

4.6

Решение задач по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства». Проект по теме «Степень с натуральным показателем»

2

53

Контрольная работа №4 по теме: «Степень с натуральным показателем и ее свойства».

1

5

Одночлены.  Арифметические операции над одночленами

10

54-55

5.1

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена

2

56-57

5.2

Сложение и вычитание одночленов

2

58-59

5.3

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень

2

60-61

5.4

Деление одночлена на одночлен

2

62

5.5

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний

1

63

Контрольная работа № 5 по теме: «Одночлены арифметические операции над одночленами».

1

6

Многочлены. Арифметические операции над многочленами

17

64-65

6.1

Основные понятия

2

66-67

6.2

Сложение и вычитание многочленов

2

68-69

6.3

Умножение одночлена на многочлен

2

70-72

6.4

Умножение многочлена на многочлен

3

73-75

6.5

Формулы сокращенного умножения

3

76-77

6.6

Деление многочлена на одночлен

2

78

6.7

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

1

79

6.8

Контрольная работа № 6 по теме: «Многочлены. Арифметические операции над многочленами».

1

80

Анализ контрольной работы.

1

7

Разложение многочленов на множители

24

81

7.1

Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно

1

82-83

7.2

Вынесение общего множителя за скобки

2

84-86

7.3

Способ группировки

3

87-88

7.4

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.

2

3 триместр

89-91

7.4

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.

3

92

7.5

Самостоятельная работа по теме: «Разложение многочлена на множители».

1

93-95

7.6

Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов

3

96-98

7.8

Сокращение алгебраических дробей

3

99-100

7.9

Тождества

2

101

Решение задач по теме «Сокращение алгебраических дробей».

1

102

Контрольная работа №7 по теме: «Разложение многочленов на множители».

1

103

Анализ контрольной работы.

1

8

Функция .

13

104-106

8.1

Функция  и ее график

3

107-109

8.2

Графическое решение уравнений.

3

110-113

8.3

Что означает в математике запись

4

114

8.4

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

1

115

8.5

Контрольная работа № 8 по теме: «Функция  и ее график».

1

116

Анализ контрольной работы.

1

9

Статистические характеристики.

8

117

9.1

Данные и ряды данных

1

118

9.2

Упорядоченные ряды данных и таблицы распределения

1

119

9.3

Нечисловые ряды данных

1

120

9.4

Составление таблиц распределений без упорядочивания данных

1

121

9.5

Частота результата. Таблица распределения частот

1

122

9.6

Процентные частоты

1

123

9.7

Группировка данных

1

124

9.8

Группировка данных

Самостоятельная работа

1

10

Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс

15

125

10.1

Линейное уравнение с одной переменной

1

126

10.2

Линейная функция

1

127

10.3

Метод подстановки

1

128

10.4

Метод алгебраического сложения

1

129

10.5

Решение задач

1

130

10.6

Степень с натуральным и нулевым показателем.

1

131

10.7

Арифметические действия над одночленами.

1

132

10.8

Формулы сокращенного умножения.

1

133

10.9

Разложение многочленов на множители.

1

134

10.10

Функции и графики.

1

135

Итоговая контрольная работа

1

136-140

Резерв

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Алгебре 8кл по учебнику Мордкович

Рабочая программа по Алгебре 8 кл по учебнику Мордковича с тематическим планированием на 3 ч...

Рабочая программа Математика 6 класс по учебнику И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольные работы, оснащение учебного процесса...

Рабочая программа по предмету математика 9 класс( автор учебника Мордкович А.Г.)

Рабочая  программа по математике  разработана в соответствии с требованиями   федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая програм...

Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян

рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 5 класса по учебнику Мордкович, Зубарева

                                                      ...