Разработка урока по математике по теме «Умножение десятичных дробей»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Таянчина Ольга Викторовна

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5-м классе в рамках реализации ФГОС. На данном уроке учащиеся становятся очевидцами возникновения проблемы, участниками ее постановки и решения. Изучение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayanchina_o.v.docx46.89 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Таянчина Ольга Викторовна, учитель математики,  МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Название работы : Разработка урока по математике  по теме «Умножение десятичных дробей»

Предметная область:  математика

участники (возраст, класс):  10 лет, 5 класс 

цели и задачи

Цели урока:

- Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей;

- организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):

предметных

- знать определения десятичной дроби, правила выполнения действия умножения над ними; 

-точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию;

-  выполнять устные и  письменные вычисления с десятичными дробями.

Метапредметных

развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;

- понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении  математических заданий;

- понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.

учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять  самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.

Личностных

- формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, уметь работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формировать стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;

- формировать  стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;

- развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений

аннотация

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5-м классе в рамках реализации ФГОС. На данном уроке учащиеся становятся очевидцами возникновения проблемы, участниками ее постановки и решения. Изучение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных задач.

Технологическая карта урока по теме «Умножение десятичных дробей».
Математика, 5 класс,  учебник Н.И.Виленкин, В.И.Жохов и др.

Предмет

математика

Класс

5

Тема урока

Умножение десятичных дробей  (1 урок).

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом с применением технологии проблемного обучения.

Цели

Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать определения десятичной дроби, правила выполнения действия умножения над ними; 

-точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию;

-  выполнять устные и  письменные вычисления с десятичными дробями.

развитие способностей наблюдать, сопоставлять факты;

- понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении  математических заданий;

- понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.

учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять  самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.

- коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, умение работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование  стремления к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;

- формирование   стремления к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;

-  способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений

Основные понятия, изучаемые на уроке

Десятичные дроби, сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, правило умножения десятичных дробей

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организацион-ный

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. 
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. 

На сегодняшнем уроке мы расширим наше представление о дробях, а именно об десятичных дробях и действий над ними. А сопутствовать нам будут такие слова:

Твой ум без числа ничего не постигает. (Николай Кузанский  )

Включаются в деловой ритм урока.

 

Слайд 1

2 мин

2

Мотивация и

актуализация субъективного опыта

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные: целеполагание, планирование,

выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Какую большую тему мы изучаем?

Какие дроби называются десятичными?

Как читаются и записываются десятичные дроби?

Как сравниваются десятичные дроби?

Как сложить две десятичных дроби?

Как выполнить вычитание десятичных дробей?

Как умножаются десятичные дроби на натуральные числа?

Перед учащимися находится таблица с числами.

Предлагает учащимся найти закономерность, взаимосвязь чисел и заполнить пропуски.

Какое действие с десятичными дробями нужно знать, что бы найти значения этих выражений?

А вы знаете, как выполняется умножение десятичных дробей?

Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать?

Предлагает сформулировать тему  и цели урока.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

формулируют

выполняют

выполняют действия и сталкиваются с проблемой: умножение десятичных робей.

Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

5 мин

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Изучение  нового материала, работа с версиями детей, сравнение лично полученного результата с научным.

Коммуникативные:

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Проведим небольшой математический эксперимент.

Сравниваем  и делаем вывод.

Организуем  работу по самостоятельному изучению материала по учебнику стр.214-215.

 Изучают материал, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о  том, каким образом можно выполнить умножение десятичных дробей

Слайд 6

4 мин

4

Первичная проверка понимания

Познавательные: практические действия (устный счет), логические рассуждения, доказательство.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Регулятивные: самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения.

Предлагает учащимся сформулировать правило.

Предлагает учащимся вернуться к таблице и заполнить пропуски

Предлагает выполнить задания самостоятельно.

Организует физкультминутку

Формулируют под руководством учителя

Выполняют действия

Выполняют задание,

проверяют и обсуждают решение.

Выполняют упражнения

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 8

10 мин

5

Первичное закрепление

Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные:

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

Организует работу по учебнику
№1397

№1394

Проверочная работа

У доски работают трое учащихся, выполняют по два примера. Затем учащиеся под руководством учителя производят проверку.

Учащиеся работают в парах.

Слайд 9

Слайд 10

14 мин

6

Подведение итогов. Домашнее задание.

Личностные: проводят самооценку

Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания

Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь

Назовите правило, которые мы сегодня выучили.

Домашнее задание: № 1432 (а,б,в,г)

Формулируют правило

Записывают домашнее  задание в дневник, делая необходимые пометки.

Слайд 11

3 мин

7

Рефлексия

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Задает вопросы:

                            На уроке

- Было трудно …

- Было интересно …

- Я научился …

- Меня удивило

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Выражают  свои мысли

Слайд 12

Слайд 13

2 мин

Ход урока

I. Сообщение темы и постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. 
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. 

Учитель. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал: 
— Завтра вы узнаете об этом. 
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать. 
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. 
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: 
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. 
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. 
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики. 
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… 
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики. 
— Нет, — сказал Хинг Ши, — 
главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........ 

- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку? Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

- Вот и мы с вами будем самостоятельно с жаждой добывать знания, а я, как учитель, если это необходимо  буду направлять вас.

На сегодняшнем уроке мы расширим наше представление о дробях, а именно об десятичных дробях и действий над ними. А сопутствовать нам будут такие слова:

        Твой ум без числа ничего не постигает.         

(Николай Кузанский  )

II. Актуализация знаний учащихся: погружение в проблемную ситуацию, создание  проблемной ситуации

Проводится фронтальная устная работа.

  • Какую большую тему мы изучаем?
  • Какие дроби называются десятичными?
  • Как читаются и записываются десятичные дроби?
  • Как сравниваются десятичные дроби?
  • Как сложить две десятичных дроби?
  • Как выполнить вычитание десятичных дробей?
  • Как умножаются десятичные дроби на натуральные числа?
  • Перед учащимися находится таблица с числами.

0,6

4,5

2,3

5,4

3,5

2,5

4,2

8

11

9

0,2

4

1,2

3

4,8

49,5

  • Предлагает учащимся найти закономерность, взаимосвязь чисел и заполнить пропуски (умножение десятичной дроби на натуральное число);
  • Какое действие с десятичными дробями нужно знать, что бы найти значения  5,4 *0,2 и 2,5*1,2?
  • А вы знаете, как выполняется умножение десятичных дробей?
  • Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить десятичные дроби)
  • Предлагает сформулировать тему  и цели урока.
  • Итак, тема нашего урока: «Умножение десятичных дробей». (Записываем на доске)

Для того чтобы выполнить умножение 5,4 *0,2 и 2,5*1,2 нужно вывести правила.

III. Изучение  нового материала, работа с версиями детей, сравнение лично полученного результата с научным.

Проведем небольшой математический эксперимент

Скоро наступают летние каникулы, в нашей школе будет проходить косметический ремонт. Для окрашивания пола нужно знать расход краски в зависимости от площади пола. Как найти площадь пола?

(обмен мнениями)

-Длина пола 5,6м, а ширина 4,8м . Найдите площадь пола?

-Переводим  единицы измерения м в дм (запись на доске);

5,6м= 56дм; 4,8 м=48 дм

5,6 м*4,8м= 56дм* 48дм=2688дм2

2688дм2= 26, 88м2

5,6м*4,8м=26,88м2

Сравните и сделайте вывод.

      Выводы (учащиеся делают самостоятельно)

Выводы

                                       Умножение двух десятичных дробей выполняется так:  
          1)   числа перемножаются без учета запятых.  
                                                 2)   запятая в произведении ставится так, чтобы отделить справа  
                                                 столько же знаков, сколько отделено в обоих множителях  
                вместе взятых.

Таким образом, мы получили правила умножения десятичных дробей. Теперь сравните эти выводы с правилом, приведенным в учебнике. Стр. 214-215 (повторяют несколько человек)

Из истории десятичных дробей

Появились десятичные дроби в трудах арабских математиков в Средние века и независимо от них в древнем Китае. Но и раньше, в древнем Вавилоне, использовали дроби такого же типа, только шестидесятеричные.

Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в XII, XIII, XIV веках.

 Учёный Гартман Бейер (1563-1625) выпустил сочинение “Десятичная логистика”, где писал: “…я обратил внимание на то, что техники и ремесленники, когда измеряют какую-нибудь длину, то очень редко и лишь в исключительных случаях выражают её в целых числах одного наименования; обыкновенно им приходится или брать мелкие меры, или обращаться к дробям, точно так же астрономы измеряют величины не только в градусах, но и в долях градуса, т.е. минутах, секундах и т.п., но мне кажется, их деление на 60 частей не так удобно, как деление на 10, на 100 частей и т.д., потому что в последнем случае гораздо легче складывать, вычитать и вообще производить арифметические действия; мне кажется, что десятичные доли, если бы ввести вместо шестидесятеричных, пригодились бы не только для астрономии, но и для всякого рода вычислений”.

Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге «Ключ к арифметике», изданной в 1424 году. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел. Только через 150 лет после выхода этой книги (1585) фламандский ученый Симон Стевин в своей книге «О десятичной» описал правила действия с десятичными дробями. Его и считают изобретателем десятичных дробей. Стевин десятичные дроби записывал так: 0,3752= 3    7    5    2    или 5,693= 5    6    9     3    .

У других авторов встречалась запись 3,7= 3     7  или 3/7, или целую часть записывали чернилами одного цвета, дробную – чернилами другого цвета.  

Обозначения Стевина не отличались совершенством, так же как и обозначения его коллег и последователей. Вот как бы они записали число 3,1415:

http://festival.1september.ru/articles/313921/Img1.gif

IV. Первичное закрепление нового материала

На доске: выполнить умножение

0,7* 13,4           20,63*4,75                  1,5*6,3          

123,8 *(6,76)            10,5*98,23            11,26)*3,8          

№ 1397

№1394

Физминутка.    Вы, ребята, все устали.

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора!

Физминутка тут – «Ура!».

Мы выходим на разминку (ходьба на месте)

Раз-два! Раз! Раз-два! Раз! Раз-два!

Ниже, дети, не ленитесь (наклоны туловища вперёд),  поклонитесь, улыбнитесь и на место все садитесь.

V.Проверочная работа - взаимоконтроль

1 вариант

2 вариант

12,5*1,6

2,46*1,5

0,64*62,5

15,7*2,3

0,4*0,2

0,9*0,2

7,6*0,9

6,6*0,8

4,8*1,3

5,8*1,4

VI .Рефлексия

А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок. Интересно ли вам сегодня было? Как мы сегодня поработали?

- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Довольны ли вы результатами?

- Что понравилось в работе?

- Какие трудности испытывали?

- Как их преодолевали?

- С чего бы вы предложили начать следующий урок?

VII. Итоги урока, постановка домашнего задания

по результатам выставляется оценка за урок.

Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Да, надо математику любить

И не считать ученье за мученье!

Всё в жизни пригодится, ты учись,

Учись и не жалей на то мгновенья!

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

Презентация к уроку математики на тему: "Умножение десятичных дробей"

Данная презентация используется на уроке математики в 5 классе....

урок презентация по теме: "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний. Весь ход урока размещен на слайдах, отражены все этапы урока. Подобраны задания для организации устной работы, закрепления из...

План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"

План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...

Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей"

Представлена разработка урока математики для учащихся 5 класса в форме презентации....

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....