Разработка урока по математике по теме «Умножение десятичных дробей»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5-м классе в рамках реализации ФГОС. На данном уроке учащиеся становятся очевидцами возникновения проблемы, участниками ее постановки и решения. Изучение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayanchina_o.v.docx | 46.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Таянчина Ольга Викторовна, учитель математики, МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Название работы : Разработка урока по математике по теме «Умножение десятичных дробей»
Предметная область: математика
участники (возраст, класс): 10 лет, 5 класс
цели и задачи
Цели урока:
- Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей;
- организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):
предметных
- знать определения десятичной дроби, правила выполнения действия умножения над ними;
-точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию;
- выполнять устные и письменные вычисления с десятичными дробями.
Метапредметных
развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;
- понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий;
- понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.
учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.
Личностных
- формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, уметь работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формировать стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;
- формировать стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
- развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений
аннотация
Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5-м классе в рамках реализации ФГОС. На данном уроке учащиеся становятся очевидцами возникновения проблемы, участниками ее постановки и решения. Изучение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных задач.
Технологическая карта урока по теме «Умножение десятичных дробей».
Математика, 5 класс, учебник Н.И.Виленкин, В.И.Жохов и др.
математика | Класс | 5 | |||||||||
Тема урока | Умножение десятичных дробей (1 урок). | ||||||||||
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом с применением технологии проблемного обучения. | ||||||||||
Цели | Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
- знать определения десятичной дроби, правила выполнения действия умножения над ними; -точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию; - выполнять устные и письменные вычисления с десятичными дробями. | развитие способностей наблюдать, сопоставлять факты; - понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий; - понимать необходимость проверки выдвинутых предположений. учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать. | - коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, умение работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - формирование стремления к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний; - формирование стремления к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности; - способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Десятичные дроби, сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, правило умножения десятичных дробей | ||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время | ||||||
учителя | учащихся | ||||||||||
1 | Организацион-ный | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. На сегодняшнем уроке мы расширим наше представление о дробях, а именно об десятичных дробях и действий над ними. А сопутствовать нам будут такие слова: Твой ум без числа ничего не постигает. (Николай Кузанский ) | Включаются в деловой ритм урока.
| Слайд 1 | 2 мин | |||||
2 | Мотивация и актуализация субъективного опыта | Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: целеполагание, планирование, выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Какую большую тему мы изучаем? Какие дроби называются десятичными? Как читаются и записываются десятичные дроби? Как сравниваются десятичные дроби? Как сложить две десятичных дроби? Как выполнить вычитание десятичных дробей? Как умножаются десятичные дроби на натуральные числа? Перед учащимися находится таблица с числами. Предлагает учащимся найти закономерность, взаимосвязь чисел и заполнить пропуски. Какое действие с десятичными дробями нужно знать, что бы найти значения этих выражений? А вы знаете, как выполняется умножение десятичных дробей? Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? Предлагает сформулировать тему и цели урока. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. формулируют выполняют выполняют действия и сталкиваются с проблемой: умножение десятичных робей. Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | 5 мин | |||||
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала Изучение нового материала, работа с версиями детей, сравнение лично полученного результата с научным. | Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Проведим небольшой математический эксперимент. Сравниваем и делаем вывод. Организуем работу по самостоятельному изучению материала по учебнику стр.214-215. | Изучают материал, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о том, каким образом можно выполнить умножение десятичных дробей | Слайд 6 | 4 мин | |||||
4 | Первичная проверка понимания | Познавательные: практические действия (устный счет), логические рассуждения, доказательство. Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Регулятивные: самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. | Предлагает учащимся сформулировать правило. Предлагает учащимся вернуться к таблице и заполнить пропуски Предлагает выполнить задания самостоятельно. Организует физкультминутку | Формулируют под руководством учителя Выполняют действия Выполняют задание, проверяют и обсуждают решение. Выполняют упражнения | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 8 | 10 мин | |||||
5 | Первичное закрепление | Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; | Организует работу по учебнику №1394 Проверочная работа | У доски работают трое учащихся, выполняют по два примера. Затем учащиеся под руководством учителя производят проверку. Учащиеся работают в парах. | Слайд 9 Слайд 10 | 14 мин | |||||
6 | Подведение итогов. Домашнее задание. | Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь | Назовите правило, которые мы сегодня выучили. Домашнее задание: № 1432 (а,б,в,г) | Формулируют правило Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. | Слайд 11 | 3 мин | |||||
7 | Рефлексия | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | Задает вопросы: На уроке - Было трудно … - Было интересно … - Я научился … - Меня удивило | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Выражают свои мысли | Слайд 12 Слайд 13 | 2 мин |
Ход урока
I. Сообщение темы и постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.
Учитель. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку? Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Вот и мы с вами будем самостоятельно с жаждой добывать знания, а я, как учитель, если это необходимо буду направлять вас.
На сегодняшнем уроке мы расширим наше представление о дробях, а именно об десятичных дробях и действий над ними. А сопутствовать нам будут такие слова:
Твой ум без числа ничего не постигает.
(Николай Кузанский )
II. Актуализация знаний учащихся: погружение в проблемную ситуацию, создание проблемной ситуации
Проводится фронтальная устная работа.
- Какую большую тему мы изучаем?
- Какие дроби называются десятичными?
- Как читаются и записываются десятичные дроби?
- Как сравниваются десятичные дроби?
- Как сложить две десятичных дроби?
- Как выполнить вычитание десятичных дробей?
- Как умножаются десятичные дроби на натуральные числа?
- Перед учащимися находится таблица с числами.
0,6 | 4,5 | 2,3 | 5,4 | 3,5 | 2,5 | 4,2 | |
8 | 11 | 9 | 0,2 | 4 | 1,2 | 3 | |
4,8 | 49,5 |
- Предлагает учащимся найти закономерность, взаимосвязь чисел и заполнить пропуски (умножение десятичной дроби на натуральное число);
- Какое действие с десятичными дробями нужно знать, что бы найти значения 5,4 *0,2 и 2,5*1,2?
- А вы знаете, как выполняется умножение десятичных дробей?
- Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить десятичные дроби)
- Предлагает сформулировать тему и цели урока.
- Итак, тема нашего урока: «Умножение десятичных дробей». (Записываем на доске)
Для того чтобы выполнить умножение 5,4 *0,2 и 2,5*1,2 нужно вывести правила.
III. Изучение нового материала, работа с версиями детей, сравнение лично полученного результата с научным.
Проведем небольшой математический эксперимент
Скоро наступают летние каникулы, в нашей школе будет проходить косметический ремонт. Для окрашивания пола нужно знать расход краски в зависимости от площади пола. Как найти площадь пола?
(обмен мнениями)
-Длина пола 5,6м, а ширина 4,8м . Найдите площадь пола?
-Переводим единицы измерения м в дм (запись на доске);
5,6м= 56дм; 4,8 м=48 дм
5,6 м*4,8м= 56дм* 48дм=2688дм2
2688дм2= 26, 88м2
5,6м*4,8м=26,88м2
Сравните и сделайте вывод.
Выводы (учащиеся делают самостоятельно)
Выводы
Умножение двух десятичных дробей выполняется так:
1) числа перемножаются без учета запятых.
2) запятая в произведении ставится так, чтобы отделить справа
столько же знаков, сколько отделено в обоих множителях
вместе взятых.
Таким образом, мы получили правила умножения десятичных дробей. Теперь сравните эти выводы с правилом, приведенным в учебнике. Стр. 214-215 (повторяют несколько человек)
Из истории десятичных дробей
Появились десятичные дроби в трудах арабских математиков в Средние века и независимо от них в древнем Китае. Но и раньше, в древнем Вавилоне, использовали дроби такого же типа, только шестидесятеричные.
Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в XII, XIII, XIV веках.
Учёный Гартман Бейер (1563-1625) выпустил сочинение “Десятичная логистика”, где писал: “…я обратил внимание на то, что техники и ремесленники, когда измеряют какую-нибудь длину, то очень редко и лишь в исключительных случаях выражают её в целых числах одного наименования; обыкновенно им приходится или брать мелкие меры, или обращаться к дробям, точно так же астрономы измеряют величины не только в градусах, но и в долях градуса, т.е. минутах, секундах и т.п., но мне кажется, их деление на 60 частей не так удобно, как деление на 10, на 100 частей и т.д., потому что в последнем случае гораздо легче складывать, вычитать и вообще производить арифметические действия; мне кажется, что десятичные доли, если бы ввести вместо шестидесятеричных, пригодились бы не только для астрономии, но и для всякого рода вычислений”.
Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге «Ключ к арифметике», изданной в 1424 году. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел. Только через 150 лет после выхода этой книги (1585) фламандский ученый Симон Стевин в своей книге «О десятичной» описал правила действия с десятичными дробями. Его и считают изобретателем десятичных дробей. Стевин десятичные дроби записывал так: 0,3752= 3 7 5 2 или 5,693= 5 6 9 3 .
У других авторов встречалась запись 3,7= 3 7 или 3/7, или целую часть записывали чернилами одного цвета, дробную – чернилами другого цвета.
Обозначения Стевина не отличались совершенством, так же как и обозначения его коллег и последователей. Вот как бы они записали число 3,1415:
IV. Первичное закрепление нового материала
На доске: выполнить умножение
0,7* 13,4 20,63*4,75 1,5*6,3
123,8 *(6,76) 10,5*98,23 11,26)*3,8
№ 1397
№1394
Физминутка. Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Физминутка тут – «Ура!».
Мы выходим на разминку (ходьба на месте)
Раз-два! Раз! Раз-два! Раз! Раз-два!
Ниже, дети, не ленитесь (наклоны туловища вперёд), поклонитесь, улыбнитесь и на место все садитесь.
V.Проверочная работа - взаимоконтроль
1 вариант | 2 вариант |
12,5*1,6 | 2,46*1,5 |
0,64*62,5 | 15,7*2,3 |
0,4*0,2 | 0,9*0,2 |
7,6*0,9 | 6,6*0,8 |
4,8*1,3 | 5,8*1,4 |
VI .Рефлексия
А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок. Интересно ли вам сегодня было? Как мы сегодня поработали?
- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатами?
- Что понравилось в работе?
- Какие трудности испытывали?
- Как их преодолевали?
- С чего бы вы предложили начать следующий урок?
VII. Итоги урока, постановка домашнего задания
по результатам выставляется оценка за урок.
Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да, надо математику любить
И не считать ученье за мученье!
Всё в жизни пригодится, ты учись,
Учись и не жалей на то мгновенья!
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число
Методическая разработка урка математики в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....
Презентация к уроку математики на тему: "Умножение десятичных дробей"
Данная презентация используется на уроке математики в 5 классе....
урок презентация по теме: "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
Урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний. Весь ход урока размещен на слайдах, отражены все этапы урока. Подобраны задания для организации устной работы, закрепления из...
План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"
План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...
Технологическая карта урока математики по теме умножение десятичных дробей
Этапы урока по ФГОС в 5 классе...
Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей"
Представлена разработка урока математики для учащихся 5 класса в форме презентации....
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....