Открытый урок: "Арифмитическая прогрессия"
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
Материалы для открытого урока с конспектом и презентациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_po_teme.docx | 20.71 КБ |
pril2.ppt | 349 КБ |
pril3.doc | 277 КБ |
pril4.doc | 897.5 КБ |
pril5.ppt | 674.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры по теме "Арифметическая прогрессия". 9-й класс
Вантеева Наталия Александровна, учитель математики
Разделы: Математика
Цели урока:
Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме. Создание условий контроля (самоконтроля) усвоения темы.
Развивающие: способствовать формированию умений применения приемов сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию и развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету, активности, мобильности, умения общаться.
Тип урока: урок закрепления знаний и систематизации знаний по арифметической прогрессии.
Приложения: Слайды для интерактивной доски Smart, или презентация PowerPoint. Приложение№2; карточки приложение №3, карточки для самостоятельной работы приложение№4
План урока
1. проверка Д/З
2. проверка теории
3. проверка знания формул
4. решение заданий
5. историческая справка
6. тестовые задания ГИА 9
Проверка Д/З. До урока готовят два ученика №393(2); №394(1)
Проверка теории. На слайдах даны вопросы, учащиеся устно отвечают. Ответы закрыты шторкой.
Вопросы:
- Дайте определение арифметической прогрессии?
- Как называется d? Чему равно d?
- какой является арифметическая прогрессия, если d >0; d < 0
- В чем заключается признак (характеристическое свойство)
арифметической прогрессии?
Проверка знания формул.
Установите соответствие между формулами. Провести линии на карточках. Приложение 3. Ученик устанавливает соответствие на слайде интерактивной доски или просто доски.
Слайд № 5, Приложение №1. Проверка работы Слайд № 6 Карточки с формулами оставляют себе.
Решение заданий на арифметическую прогрессию.
Заполнить таблицу: Слайд № 7 Пиложение№1 ответы учащиеся вписывают в таблицу. Запись решение третьей строчки делаем на доске. Проверка на слайде убрать
a1 d n an Sn
110 -10 11 ? ?
? 3 12 ? 210
? 2 5 -10 ?
Ответы
a1 d n an Sn
110 -10 11 10 660
1 3 12 34 210
-18 2 5 -10 -70
Историческая справка. Сообщение учащихся (готовили 2 ученика) Приложение 5
Решение задания из заданий ГИА 9
Числа -100 и -78 являются соответственно седьмым и девятым членами арифметической прогрессии. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии и сумму ее первых 20 членов.
РЕШЕНИЕ. Решение закрыто “шторкой” на Слайде № 8
S20=
а7 = -100, а9 = -78, а9 = а7+2d, 2d= а9-а7 = -78-(-100)=22, d=11.
а7 = а1+6d, а1 = а7-6d = -100-66= -166
а15=а1+14d= -166+14*11= -12, а20=а1+19 d=-166+19*11=43,
S20=
ОТВЕТ: а15=12, S20=-1230.
Самостоятельная работа на 15 минут. Приложение № 4.
Дополнительная задача слайд № 9.
Д/З тест на сайте школы №6, для подготовки к ГИА 9 Слайд №10.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Дайте определение арифметической прогрессии? ответы на вопросы Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, разностью арифметической прогрессии d . a n+1 =a n +d 2. Как называется d? Чему равно d ? d разность арифметической прогресси. d = a n+1 - a n
3. какая прогрессия если d ≥ 0 d ≤ 0 Если d ≥ 0.то прогрессия возрастающая Если d ≤ 0, то прогрессия убывающая.
4.В чем заключается признак (характеристическое свойство) арифметической прогрессии? Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов. a n-1 +a n+1 2 a n =
Установите соответствие между формулами.
а 1 d a n n S n 110 -10 11 3 12 210 2 5 -10 Заполнить таблицу 10 660 1 34 -18 -70
Числа -100 и -78 являются соответственно седьмым и девятым членами арифметической прогрессии. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии прогрессии и сумму ее первых 20 членов.
Арифметическая прогрессия задана формулой n -го члена a n =3n+2 . Найдите сумму членов арифметической прогрессии с шестнадцатого по тридцать шестой включительно. Ответ: 1680. проверка
Д/З Тест Задания на арифметическую прогрессию с сайта школы
При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История арифметических прогрессий В Вавилонском царстве всеми расчетами занимались писцы, которые принадлежали к высшему сословию. Школа, где обучались писцы, называлась «дом табличек». Для таких школ предназначались специальные математические таблички. Тексты на них можно было разделить на два класса: Таблицы и задачники. Среди задач на табличках встречаются задачи на арифметические и геометрические прогрессии. Вавилонские писцы знали правила суммирования n членов арифметической прогрессии:
История арифметических прогрессий Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям были известны китайским и индийским ученым. Слово «прогрессия» (лат. Progressio) означает «движение вперед» (как слово «прогресс»), встречается впервые у римского автора Гроэция. Первоначально под прогрессией понимали всякую числовую последовательность, например, последовательность натуральных чисел, их квадратов, кубов. В конце средних веков и в начале нового времени этот термин перестал быть общеупотребительным. В XVII веке, например, Джон Грегорн употребил вместо прогрессии термин «ряд», другой английский математик Джон Валлис применил для бесконечных рядов термин «бесконечные прогрессии». В настоящее время мы рассматриваем прогрессии как частные случаи числовых последовательностей.
ДРЕВНЕЙШАЯ ПРОГРЕССИЯ Древнейшая задача на прогрессии – не вопрос о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающий за собой двухтысячелетнюю давность, а гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в египетском папирусе Ринда, который назван в честь человека, нашедшего его в конце 19 века. Этот папирус составлен около двух тысяч лет до нашей эры. На нем записано очень много различных задач. Одна из них такая: « 100 мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых должны получить в 7 раз меньше трех остальных. Сколько мер нужно дать каждому?»
Решение. Количества хлеба, полученные людьми, составляют возрастающую арифметическую прогрессию. Пусть первый ее член равен Х , а разность d равна У. тогда х х+у х+2у х+3у х+4у. Получаем уравнение х+( х+у) +( х+2у) + ( х+3у) + ( х+4у) = 100. Так как двое первых получили в 7 раз меньше, чем остальные трое, то получим уравнение 7( х+ х+у) = ( х+2у) + ( х+3у) + ( х+4у). Запишем систему и решим ее. Х+2у=20, 11х=2у. значит, хлеб разделен следующим образом
Числа Фибоначчи Древняя история богата выдающимися математиками. А вот из математиков средневековья в школьном курсе названо только одно имя – Виета. Тем больший интерес представляют для нас итальянский математик Леонардо из Пизы по прозвищу Фибоначчи. Известен он решением нескольких задач. Вот одна из них: Сколько пар кроликов в год от одной пары рождается? Кролики рождаются начиная со второго месяца, каждый месяц по паре. 1 пара 1 пара 2 пары 3 пары 5 пар 8 пар … 1 месяц 2 месяц 3 месяц … Эта последовательность называется «числа Фибоначчи». Числа Фибоначчи встречаются в математике и в природе довольно часто: треугольник Паскаля, семена в подсолнечнике, рост деревьев.
Гаусс Карл Фридрих (30.04.1777 - 23.02.1855) Дед Гаусса был бедным крестьянином, отец — садовником, каменщиком, смотрителем каналов в герцогстве Брауншвейг. Уже в двухлетнем возрасте мальчик показал себя вундеркиндом. В три года он умел читать и писать, даже исправлял счётные ошибки отца. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат 50×101=5050.
До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме. Свободно владея множеством языков, Гаусс некоторое время колебался в выборе между филологией и математикой, но предпочёл последнюю. Ему принадлежат формулировка и доказательства множества свойств и теорем математики. Он очень любил латинский язык и значительную часть своих трудов написал на латыни; любил английскую, французскую и русскую литературу. В возрасте 62 года Гаусс начал изучать русский язык, чтобы ознакомиться с трудами Лобачевского, и вполне преуспел в этом деле. Современники вспоминают Гаусса как жизнерадостного, дружелюбного человека, с отличным чувством юмора…
Теория Рамсея и арифметические прогрессии Арифметическая прогрессия — это последовательность чисел, в которой разность между соседними членами остается постоянной. Например, 7, 10, 13, 16 — это арифметическая прогрессия, в которой разность между соседними членами равна трем. Из теории Рамсея следует такое утверждение об арифметических прогрессиях: если каждое число от 1 до 9 покрасить в красный или синий цвет, то либо три синих числа, либо три красных образуют арифметическую прогрессию. Чтобы доказать это утверждение, мы могли бы проверить все 512 способов раскраски девяти чисел. Но мы можем доказать его, рассмотрев только два случая. Начнем со случая, в котором 4 и 6 имеют одинаковый цвет, скажем синий. Чтобы избежать синей арифметической прогрессии 4, 5, 6. мы покрасим 5 в красный цвет. Чтобы избежать синих арифметических прогрессий 2, 4,6 и 4,6,8, мы покрасим 2 и 8 в красный цвет.
Теория Рамсея и арифметические прогрессии Но тогда у нас получится красная арифметическая прогрессия 2,5, 8. Итак, если 4 и 6 имеют одинаковый цвет, то всегда получится либо красная, либо синяя арифметическая прогрессия. Теперь рассмотрим случай, когда 4 и 6 имеют различный цвет. Число 5 можно покрасить как угодно, не создав при этом арифметической прогрессии, так что мы произвольно покрасим 5 в красный цвет. Продолжим раскрашивание следующим образом: Тогда получим последовательность: Но в ней все равно осталась красная арифметическая прогрессия 1,5,9. Таким образом, независимо от того, в одинаковый или в разные цвета окрашены 4 и 6, всегда имеется либо синяя, либо красная арифметическая прогрессия.
Применение арифметических прогрессий Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др. Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Ариабхатта (V в.) применял формулы общего числа, суммы арифметической прогрессии. Но правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении «Книги абака» в 1202 г. (Леонардо Пизанский)
Финансовая математика В финансовой математике для решения различных задач главным математическим аппаратом является понятие «процентов» и арифметической и геометрической прогрессии. Изучение метрологии, стандартизации, квалиметрии, являющихся завершением цикла общетехнических курсов теорий машин и механизмов, технологии материалов, сопротивление материалов, деталей машин и основан на обеспечении точности геометрических параметров.
Ряды предпочтительных чисел должны отвечать следующим требованиям: быть бесконечными как в сторону малых, так и в сторону больших размеров, включать единицу и все десятикратные значения любого члена, быть простыми и легко запоминаемыми. В начальный период стандартизации получили распространения ряды, выраженные арифметическими прогрессиями, но существенным недостатком арифметической прогрессии является ее относительная неравномерность. При постоянной абсолютной разности относительная разность между членами арифметического ряда 1, 2, 3,…10 для чисел 1 и 2 составляет 200%, а для чисел 9 и 10 всего 11%. В связи с этим позднее стали применять ступенчато - арифметические ряды, например, ряды стандартных резьб: 1 - 1,1 - 1,2 - 1,4 - 1,6 - 1,8 - 2,0 - 2,2 - 2,5 - 3,0 - 3,5 - 4,0 - 4,5 - … - 145 - 150 - 155 - 160 - 165 - . у которых разности возрастают с увеличением абсолютного размера и соответственно равны 0,1; 0,2; 0,5; 5. Тем не менее применение арифметической прогрессии в большинстве случаев не целесообразно и поэтому находят ограниченное распространение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1. Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...
Презентация к открытому уроку "Арифметическая прогрессия" по алгебре в 9 классе
Это урок повторения формул арифметической прогрессии и формирование навыков работы с ними. Выполнен в виде презентации. Содержит все этапы урока: проверка домашнего задания, повторение формул, п...
Открытый урок. “Определение геометрической прогрессии. Формула n–ого члена геометрической прогрессии”
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...
Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "
Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...
Открытый урок Арифметическая прогрессия с элементами краеведения
В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Их эффективное исп...
Открытый урок "Арифметическая прогрессия"
Цели урока: 1. Сформировать у учащихся понятие арифметической прогрессии и научить применять формулы к решению практических задач.2. Закрепл...
Презентация к открытому занятию "Арифметическая прогрессия"
Презентация к открытому занятию "Арифметическая прогрессия"...