Рабочая программа элективного курса по математике «Реальная математика»
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Структура рабочей программы является формой представления элективного курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист (название программы);
- пояснительная записка;
- содержание разделов (тем) учебного курса;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
- перечень учебно-методического обеспечения (литература, средства ИКТ);
- список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_realnaya_matematika.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Иванова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65
УТВЕРЖДЕНО |
решением Педагогического Совета |
Протокол от «____» __________ 2013 года № _____ |
Введено в действие приказом № __________ |
от «___» ____________ 2013 года |
Председатель Педагогического Совета |
Директор В.А.Степович |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике «Реальная математика»
Ступень обучения (классы): основное общее образование (9 класс)
Количество часов: 17 часов (1 час в неделю)
Учитель: Сухарева Елена Александровна
Программа разработана на основе программы О.С. Левшуновой «Реальная математика» для 9 класса/ Калининград 2012г.
ИВАНОВО, 2013
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Статус и структура документа
Рабочая программа элективного курса по математике на ступени основного общего образования (9 класс) составлена на основе программы О.С. Левшуновой «Реальная математика» для 9 класса/ Калининград 2012г.
Структура рабочей программы является формой представления элективного курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист (название программы);
- пояснительная записка;
- содержание разделов (тем) учебного курса;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
- перечень учебно-методического обеспечения (литература, средства ИКТ);
- список литературы.
1.2. Общая характеристика факультативного курса
Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой, подготовить к обучению в ВУЗе. Практическая полезность дисциплины математика обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира.
Элективные занятия по математике в 9 классе являются одной из важных составляющих по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в новой форме по модулю «Реальная математика».
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный практико-ориентированный курс «Реальная математика», способствующий развитию математического мышления и способности применять математические знания для решения практических задач из реальной жизни, а также, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
Данная программа элективного курса по математике «Реальная математика» рассчитана на одно полугодие учебного года (17 часов, 1 час в неделю). Программа ориентирована на учащихся 9 класса, проявляющих интерес к математике и желающих изучать математику на практическом уровне.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- подготовиться к государственной итоговой аттестации в новой форме;
- развить представление о месте и роли вычислений в реальной практике, сформировать практические навыки выполнения устных и письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научить применять их к решению практико-ориентированных задач;
- повторить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь, умение обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать графические иллюстрации;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
1.3. Изучение элективного курса по математике «Реальная математика» в 9-м классе направлено на достижение следующих целей и задач:
Целью данного факультатива является привитие интереса учащимся к математике, актуализация и обобщение знаний учащихся по предмету, научить решать практико-ориентированные задачи.
Задачи факультативных занятий:
- восполнить пробелы в знаниях учащихся, предусмотренных государственным стандартом;
- показать значимость практико-ориентированных задач в реальной жизни;
- формирование качеств личности, необходимых для социальной адаптации;
- формирование навыков оценки реальности предложенных ответов;
- провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем.
1.4. Изменения, внесенные в программу и их обоснование
При разработке Рабочей программы данного элективного курса было допущено сокращение количества часов, отводимых на изучение тем программы предложенного в программе О.С. Левшуновой, что связано с уменьшением количества часов, отведенных на изучение данного курса согласно учебному плану.
1.5. Состав учебно-программного и методического комплекса, обеспечивающего изучение факультативного курса:
- Мордкович А.Г.Алгебра.9 класс, ч.1,учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина,2012
- Мордкович А.Г.Алгебра.9класс, ч.2,задачник для учащихся общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина,2012
- Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е.Тесты по алгебре для 7-9 классов, для учащихся общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина,2007
- Материалы ГИА 2012-2013 г.г.
- Интернет - ресурсы сайта www.fipi.ru. и www.edu.ru
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
1.6. Количество учебных часов
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год данная Рабочая программа элективного курса по математике «Реальная математика» для учащихся 9 класса составлена из расчета 17 часов (1 час в неделю).
В Рабочей программе предусмотрено проведение следующего количества:
- контрольно-диагностических работ – 3 (3 часа).
1.7. Формы организации учебного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная;
- элементы проблемного обучения;
- технологии уровневой дифференциации;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии.
Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. Для проверки усвоения материала и качества знаний учащихся предполагается проведение промежуточных контрольно-диагностических работ в форме тестирования.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию умения применять математические знания для решения практико-ориентированных задач.
1.8. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью обучающих самостоятельных работ, домашних заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы
В качестве основных форм контроля используется тестирование.
Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время проведения контрольно-диагностических работ.
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется на основании результатов тематического контроля.
Тематические и итоговые контрольно-диагностические работы
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Решение текстовых задач | Тематический контроль | Тестирование |
2 | Теория вероятности, комбинаторика и статистика | Тематический контроль | Тестирование |
3 | Геометрические задачи | Тематический контроль | Тестирование |
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Решение текстовых задач (6 часов).
Задачи на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на проценты. Практико-ориентированные задачи. Математические модели реальных ситуаций.
Теория вероятности, комбинаторика и статистика (5 часов).
Теория вероятности. Комбинаторика и статистика. Стохастические задачи. Задачи с физическим содержанием.
Геометрические задачи (4 часа).
Задачи на осевую и центральную симметрию. Графические задачи и круговые диаграммы. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность. Подобные треугольники.
Резерв (2 часа).
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное кол-во часов на сам. раб. | Дата | Корректировка программы | ||
уроки | практич. работы | контр. работы | ||||||
1. | Решение текстовых задач | 6 | 5 | - | 1 | - | ||
1.1. | Задачи на движение. | 1 | 1 | - | ||||
1.2. | Задачи на совместную работу. | 1 | 1 | - | ||||
1.3. | Задачи на проценты. | 1 | 1 | - | ||||
1.4. | Практико-ориентированные задачи. | 1 | 1 | - | ||||
1.5. | Математические модели реальных ситуаций. | 1 | 1 | - | ||||
1.6. | Контрольно-диагностическая работа №1 по теме «Решение текстовых задач» | 1 | - | 1 | ||||
2. | Теория вероятности, комбинаторика и статистика | 5 | 4 | - | 1 | - | ||
2.1. | Теория вероятности. | 1 | 1 | - | ||||
2.2. | Комбинаторика и статистика. | 1 | 1 | - | ||||
2.3. | Стохастические задачи. | 1 | 1 | - | ||||
2.4. | Задачи с физическим содержанием. | 1 | 1 | - | ||||
2.5. | Контрольно-диагностическая работа №2 по теме «Теория вероятности, комбинаторика и статистика» | 1 | - | 1 | ||||
3. | Геометрические задачи | 4 | 3 | - | 1 | - | ||
3.1. | Задачи на осевую и центральную симметрию. Графические задачи и круговые диаграммы. | 1 | 1 | - | ||||
3.2. | Прямая и обратная пропорциональность. | 1 | 1 | - | ||||
3.3. | Подобные треугольники. | 1 | 1 | - | ||||
3.4. | Контрольно-диагностическая работа №3 по теме «Геометрические задачи» | 1 | - | 1 | ||||
4. | Резерв (повторение и обобщение курса) | 2 | 2 | - | ||||
Итого: | 17 | 14 | - | 3(3ч) | - |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения элективного курса по математике «Реальная математика» ученик должен:
- уметь решать основные задачи на движение;
- уметь решать основные задачи на совместную работу;
- уметь решать основные задачи на проценты;
- уметь решать основные практико-ориентированные задачи;
- уметь составлять математические модели реальных ситуаций;
- уметь решать основные задачи по теории вероятности;
- уметь решать основные задачи по комбинаторике и статистике;
- уметь решать основные стохастические задачи;
- уметь решать основные задачи с физическим содержанием;
- уметь решать основные задачи на осевую и центральную симметрию;
- уметь решать основные графические задачи, читать круговые диаграммы;
- уметь решать основные задачи на прямую пропорциональность;
- уметь решать основные задачи на обратную пропорциональность;
- уметь решать подобные треугольники;
- приобрести навыки рационального решения задач;
- научиться анализировать, сопоставлять данные;
- научиться составлять таблицы, схемы для решения задач;
- развить навыки самостоятельной работы с дополнительной математической литературой;
- развить навыки выполнения тестовых заданий;
- расширить сведения о математике и необходимости ее изучения.
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
5.1. Литература
5.1.1. Основная литература
- Мордкович А.Г.Алгебра.9 класс, ч.1,учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина,2012
- Мордкович А.Г.Алгебра.9класс, ч.2,задачник для учащихся общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина,2012
- Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е.Тесты по алгебре для 7-9 классов, для учащихся общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина,2007
- Материалы ГИА 2012-2013 г.г.
- Интернет - ресурсы сайта www.fipi.ru. и www.edu.ru
5.1.2. Дополнительная литература
- Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
- Газета «Математика» «Первое сентября».
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
5.2. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
5.2.1. Аппаратные средства
- Компьютер — универсальное устройство обработки информации;
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру — радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
- Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Литература
- Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник 2. Часть 1. Математика, биология, химия. - М.: Просвещение, 1990.
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР |
МБОУ СОШ № 65 __________ Е.А. Кочубеева | МБОУ СОШ № 65 ___________ Е.В. Смирнова |
Протокол заседания МО № _______ | |
от «______» ________________ 2013 г. | «______» ________________ 2013 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)
Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса
Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...
Рабочая программа элективного курса по математике « Реальная математика » 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Программа элективного ку...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)...
рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...
Рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы по математике" для 11 класса
Рабочая программа электива по математике для подготовки к ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 9 класса «Реальная математика»
Цели курса: развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики; формирование у них полного представления о решении текстовых задач; определение уровня способности обучающихся и их готовно...