Фрагмент урока "Математика и математики в годы ВОВ"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Сидорова Оксана Владимировна

Фрагмент урока по математике разработан для учащихся 5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка фрагмента урока по математике в 5 классе «Математики и математика в годы Великой Отечественной войны»

Цели урока:

- закрепить представление учащихся о многозначных числах и арифметические действия с многозначными числами;

- научить использовать многозначные числа на практике;

-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.

План:

  1. Математика в числах в годы войны (рассказ учителя, беседа, презентация)
  2. Рассказ учащихся об ученых-математиках в годы войны.

  1. Математика в числах в годы войны (форма: беседа).

- Ребята, знаете ли вы, какое событие будет отмечать наш народ 9 мая?

 (ответы учащихся).

- Верно, 9 мая 2015 года мы будем праздновать великую дату - 70- летие Победы над фашистской Германией в годы ВОВ. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих ветеранах, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в это лихолетье!

- Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Сегодня на уроке мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о ВОВ в цифрах.

- Когда началась ВОВ? (ответы учащихся)

Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра - начало войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей.

Задание №1(фронтальная работа)

 Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?

1418:365=3( 323 ост) ≈ 4 года ( без 42 дней)

3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.

Задание №2 (устно) Прочитать числа:

(учитель озвучивает значение данных чисел)

26 600 000 (общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)

11 944 100 (погибло всего)

6 885 000 (на полях сражений)

4 559 000 (в плену и без вести пропавших)

137000 (из мирного населения)

1 710 (разрушено городов)

70 000 (деревень)

32 000 (фабрик и заводов)

98 000 (колхозов)

- Ребята, это большие числа? Много жизней было потеряно?

Огромный материальный урон нанесла эта война нашему государству?

( ответы учащихся, комментарии учителя)

- Чтобы оценить число жертв ВОВ  сравним: на сегодняший день количество жителей Санкт-Петербурга составляет более  6 000 000 человек.

- Вот это всё предстояло пережить советским людям за эти 4 года.

Вопросы:

- Можно назвать их всех героями?

- Почему?

- А что вы понимаете под словосочетанием город – герой? Почему так его назвали?

- Какие вы знаете города- герои? ( Брестская крепость, Киев, Керчь, Минск, Москва, С-Петербург(Ленинград), Волгоград(Сталинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Одесса, Новороссийск)

   Учитель:

Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.

Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.

Задание №3 Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?

Решение: (с комментариями учителя)

                    июль 1942 года   -14 дней

                    август                      -31

                    сентябрь               - 30

                    октябрь                  - 31

                    ноябрь                  - 30

                    декабрь                 - 31

                    январь 1943года- 31день

                    февраль                 - 2

Всего- 200 дней.    

    Учитель:

Много горьких цифр описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ. Она длилась 900 дней и была прорвана 27 января 1944 года.

- Что такое блокада? ( ответы учащихся)

- В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 8000 жителей.

Задание №4 (самостоятельная работа)

 Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего населения? ( 125 г) Какую часть буханки хлеба  весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)

Вопросы:

- В каком городе закончилась война над армией Вермахта?

- Кто победил в этой войне?

- Верно, ребята, и победители за храбрость и героизм при защите своей земли и освобождении всего человечества от фашизма были отмечены орденами и медалями: каждый пятый , воевавший на полях ВОВ отмечен наградой, всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

  1. Ученые- математики в годы войны (рассказы учащихся)

     Учитель:

  C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук.

   

Примерные рассказы учащихся об ученых математиках.

Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он  храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.

В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город  Ленинград выдающийся  специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)

Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала  Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.

С.Н. Берштейн. В 1942 году коллектив математиков, руководимый С.Н. Бернштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз.  

Учитель:

Не вернулись с войны и такие  талантливые  молодые  математики  Московского университета, как Г.М. Бавли, В.Н. Засухин, А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин  и многие, многие другие.

 Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными,  какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеся мы этих потерь.


Приложение.

Выдающийся математик – педагог

А.А.ЛЯПУНОВ (1911 – 1973)

Доктор физико – математических наук  Ю.В.ЛИННИК   (1915 – 1972)                                                  

Ученый-математик  

Н.Б. ВЕДЕНИСОВ (1905 -1941)

Советский математик

С.Н. БЕРНШТЕЙН (1880 - 1968) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по математике в 6 классе по теме Масштаб

Урок в форме групповой работы с использованием методов интерактивного обучения "Поздравительная открытка", "Автобусная остановка"...

Фрагмент урока по математике "Рисуем по координатам"

При изучениитемы "Координатная плоскость" в 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости использую рисунки. Предлагаю Вам один из фрагментов урока....

Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»

Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»...

Открытый фрагмент урока по математике для 7 класса Тема: «Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приёмов»

Открытый фрагмент урока по математике для 7 классаТема: «Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приёмов»Цели: Образовательная: систематизировать, расширить и уг...

Фрагмент урока по математике в 5 классе "Формирование математической грамотности"

Формирование функциональной грамотности на уроке математики...

Фрагмент видео-урока математики

Фрагмент урока математики был снят для Всероссийского конкурса педагогических работников "Воспитать человека"...