Фрагмент урока "Математика и математики в годы ВОВ"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Фрагмент урока по математике разработан для учащихся 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_fragmenta_uroka_matematika_i_matematiki_v_gody_vov_5_kl.docx | 94.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка фрагмента урока по математике в 5 классе «Математики и математика в годы Великой Отечественной войны»
Цели урока:
- закрепить представление учащихся о многозначных числах и арифметические действия с многозначными числами;
- научить использовать многозначные числа на практике;
-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.
План:
- Математика в числах в годы войны (рассказ учителя, беседа, презентация)
- Рассказ учащихся об ученых-математиках в годы войны.
- Математика в числах в годы войны (форма: беседа).
- Ребята, знаете ли вы, какое событие будет отмечать наш народ 9 мая?
(ответы учащихся).
- Верно, 9 мая 2015 года мы будем праздновать великую дату - 70- летие Победы над фашистской Германией в годы ВОВ. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих ветеранах, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в это лихолетье!
- Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Сегодня на уроке мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о ВОВ в цифрах.
- Когда началась ВОВ? (ответы учащихся)
Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра - начало войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей.
Задание №1(фронтальная работа)
Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?
1418:365=3( 323 ост) ≈ 4 года ( без 42 дней)
3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.
Задание №2 (устно) Прочитать числа:
(учитель озвучивает значение данных чисел)
26 600 000 (общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)
11 944 100 (погибло всего)
6 885 000 (на полях сражений)
4 559 000 (в плену и без вести пропавших)
137000 (из мирного населения)
1 710 (разрушено городов)
70 000 (деревень)
32 000 (фабрик и заводов)
98 000 (колхозов)
- Ребята, это большие числа? Много жизней было потеряно?
Огромный материальный урон нанесла эта война нашему государству?
( ответы учащихся, комментарии учителя)
- Чтобы оценить число жертв ВОВ сравним: на сегодняший день количество жителей Санкт-Петербурга составляет более 6 000 000 человек.
- Вот это всё предстояло пережить советским людям за эти 4 года.
Вопросы:
- Можно назвать их всех героями?
- Почему?
- А что вы понимаете под словосочетанием город – герой? Почему так его назвали?
- Какие вы знаете города- герои? ( Брестская крепость, Киев, Керчь, Минск, Москва, С-Петербург(Ленинград), Волгоград(Сталинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Одесса, Новороссийск)
Учитель:
Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.
Задание №3 Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Решение: (с комментариями учителя)
июль 1942 года -14 дней
август -31
сентябрь - 30
октябрь - 31
ноябрь - 30
декабрь - 31
январь 1943года- 31день
февраль - 2
Всего- 200 дней.
Учитель:
Много горьких цифр описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ. Она длилась 900 дней и была прорвана 27 января 1944 года.
- Что такое блокада? ( ответы учащихся)
- В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 8000 жителей.
Задание №4 (самостоятельная работа)
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего населения? ( 125 г) Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)
Вопросы:
- В каком городе закончилась война над армией Вермахта?
- Кто победил в этой войне?
- Верно, ребята, и победители за храбрость и героизм при защите своей земли и освобождении всего человечества от фашизма были отмечены орденами и медалями: каждый пятый , воевавший на полях ВОВ отмечен наградой, всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.
- Ученые- математики в годы войны (рассказы учащихся)
Учитель:
C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук.
Примерные рассказы учащихся об ученых математиках.
Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)
Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
С.Н. Берштейн. В 1942 году коллектив математиков, руководимый С.Н. Бернштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз.
Учитель:
Не вернулись с войны и такие талантливые молодые математики Московского университета, как Г.М. Бавли, В.Н. Засухин, А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и многие, многие другие.
Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеся мы этих потерь.
Приложение.
Выдающийся математик – педагогА.А.ЛЯПУНОВ (1911 – 1973) | |
Доктор физико – математических наук Ю.В.ЛИННИК (1915 – 1972) | |
Ученый-математик Н.Б. ВЕДЕНИСОВ (1905 -1941) | |
Советский математик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации по теме "Математики и математика в годы ВОВ"
Творческая работа...
Фрагмент урока по математике в 6 классе по теме Масштаб
Урок в форме групповой работы с использованием методов интерактивного обучения "Поздравительная открытка", "Автобусная остановка"...
Фрагмент урока по математике "Рисуем по координатам"
При изучениитемы "Координатная плоскость" в 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости использую рисунки. Предлагаю Вам один из фрагментов урока....
Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»
Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»...
Открытый фрагмент урока по математике для 7 класса Тема: «Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приёмов»
Открытый фрагмент урока по математике для 7 классаТема: «Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приёмов»Цели: Образовательная: систематизировать, расширить и уг...
Фрагмент урока по математике в 5 классе "Формирование математической грамотности"
Формирование функциональной грамотности на уроке математики...
Фрагмент видео-урока математики
Фрагмент урока математики был снят для Всероссийского конкурса педагогических работников "Воспитать человека"...