"Взаимно обратные числа"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Балан Валентина Михайловна

Повторение умножения и сокращения дробей. Введение понятия взаимно обратных чисел.  Как определять пары взаимно обратных чисел. Развиватие логического мышленяе учащихся.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Парканская ООШ №2 им. Д.И. Мищенко

Урок математики в 6-м классе по теме

"Взаимно обратные числа"

Провела учитель

математики и информатики

                                                          I квалификационной категории

                        Балан В.М.

Парканы 2011 г.

P.S. Из-за ограничений  по max размеру файлов (не более 3МБ) презентация разделена на 2 части. Необходимо последовательно скопировать слайды в одну презентацию.

Урок математики в 6-м классе по теме "Взаимно обратные числа"

Цель:

  1. Ввести понятие взаимно обратных чисел.
  2. Научиться определять пары взаимно обратных чисел.
  3. Повторить умножение и сокращение дробей.
  4. Развивать логическое мышление учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • сигнальные карточки;
  • рабочие тетради, тетради, учебник;
  • чертежные принадлежности;
  • презентация к уроку (см. Приложение).

Индивидуальное задание: сообщение о единице.

Ход урока

1. Организационный момент. (3 минуты)

Здравствуйте, ребята, садитесь! Начнем наш урок! Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность и, конечно, дисциплина. (Слайд 1)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова:

Часто говорят, что цифры управляют миром;

по крайней мере нет сомнения в том,

что цифры показывают, как он управляется.

Иоганн Вольфганг Гёте

А на помощь ко мне спешат веселые человечки: Карандаш и Самоделкин. Они то мне и помогут провести этот урок. (Слайд 2)

Первое задание от карандаша - разгадать анаграммы. (Слайд 3)

- Давайте вместе вспомним, что такое анаграмма? (Анаграмма - перестановка в слове букв, образующая другое слово. Например, "ропот" - "топор").

(Дети отвечают, что такое анаграмма и разгадывают слова.)

Молодцы! Тема сегодняшнего урока: «Взаимно обратные числа».

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. (Слайд 4)

- Ребята, скажите, пожалуйста, чему вы должны сегодня научиться на уроке?

(Дети называют цель урока.)

Цель нашего урока:

  • Узнать, какие числа называются взаимно обратными.
  • Научиться находить пары взаимно обратных чисел.
  • Повторить правило умножения и сокращения дробей.
  • Развивать логическое мышление учащихся.

2. Работаем устно. (3 минуты)

Повторим правило умножения дробей. (Слайд 5)

Задание от Самоделкина (дети читают примеры и выполняют умножение):

- Каким правилом мы пользовались?

Карандаш приготовил задание посложнее (Слайд 6):

- Чему равно такое произведение?

Ребята, мы повторили действия умножения и сокращения дробей, без которых не обойтись при изучении новой темы.

3. Объяснение нового материала. (15 минут) (Слайд 7)

1. Возьмем дробь 8/17, поставим вместо числителя – знаменатель и наоборот. Получится дробь 17/8.

Пишем: дробь 17/8 называется обратной к дроби 8/17.

Внимание! Обратной к дроби m/n называется дробь n/m. (Слайд 8)

- Ребята, как же все-таки получить из данной дроби обратную к ней? (Дети отвечают.)

2. Задание от Самоделкина:

- Назовите дробь, обратную данной. (Дети называют.)

Про такие дроби говорят, что они обратные друг к другу! (Слайд 9)

- Что же тогда можно сказать про дроби 8/17 и 17/8?

Ответ: обратные друг к другу (записываем).

3. Что получится, если перемножить две дроби, обратные друг к другу?

(Работа со слайдами. (Слайд 10))

Ребята! Посмотрите и скажите, чему не могут быть равны m и n?

Еще раз повторяю, что произведение любых, обратных друг к другу дробей равно 1. (Слайд 11)

4. Получается, что единица – волшебное число!

- А что мы знаем о единице?

Интересные суждения о мире чисел дошли до нас через века от пифагорейской школы, о которых нам расскажет Боянжи Надя (небольшое сообщение).

5. Мы остановились на том, что произведение любых обратных друг к другу чисел равно 1.

- Как же называются такие числа? (Определение.)

Давайте проверим, являются ли взаимно обратными числами дроби: 1,25 и 0,8. (Слайд 12)

Можно проверить и другим способом, являются ли числа взаимно обратными (2 способ).

Давайте, ребята, сделаем вывод:

- Как проверить являются ли числа взаимно обратными? (Дети отвечают.)

6. Теперь рассмотрим несколько примеров на нахождение взаимно обратных чисел (рассматриваем два примера). (Слайд 13)

4. Закрепление. (10 минут)

1. Работа с сигнальными карточками. У вас на столе лежат сигнальные карточки. (Слайд 14)

Красная – нет. Зеленая – да.

(Последний пример 0,2 и 5.)

Молодцы! Умеете определять пары взаимно обратных чисел.

2. Внимание на экран! – работаем устно. (Слайд 15)

- Найдите неизвестное число (решаем уравнения, последнее 1/3 х =1).

Внимание вопрос: Когда же два числа в произведении дают 1? (Дети отвечают.)

5. Физкультурная минутка. (2 минуты)

А сейчас отвлекитесь от экрана – немного отдохнем!

  1. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза. Проделайте это 4 раза.
  2. Голову держим прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (4 раза).
  3. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь (2 раза).

6. Продолжаем закрепление нового материала [ 3], [ 4]. (5 минут)

Отдохнули, а теперь закрепление нового материала.

В учебнике № 563, №564 – у доски. (Слайд 16)

7. Итог урока, домашнее задание. (3 минуты)

Наш урок подходит к концу. Скажите, ребята, что нового мы сегодня на уроке узнали?

  1. Как получить обратные друг к другу числа?
  2. Какие числа называются взаимно обратными?
  3. Как найти обратное число к смешанному числу, к десятичной дроби?

- Выполнили ли мы цель урока?

Откроем дневники, запишем домашнее задание: №591(а),592(а,в), 595(а), п.16.

А теперь, я прошу разгадать вас этот ребус (если остаётся время).

Спасибо за урок! (Слайд 17)

Литература:

  1. Математика 5-6: учебник-собеседник. Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков, - М.: Просвещение, 1989.
  2. Математика 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Математика: Учебник 6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 1997.
  4. Путешествие Карандаша и Самоделкина. Ю. Дружков. – М.: Стрекоза пресс, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 « Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется» ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ

Слайд 2

2

Слайд 3

3 ЧТОБЫ УЗНАТЬ ТЕМУ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА, НАДО РАЗГАДАТЬ АНАГРАММЫ! 1) ИЧЛАС ЧИСЛА 2) ЬДОРБ ДРОБЬ 3) ЫТЕАНБОР ОБРАТНЫЕ 4) ИНОМЗАВ ВЗАИМНО РАЗГАДАЛИ? А ТЕПЕРЬ УБЕРИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО, ОСТАЛЬНЫЕ РАССТАВЬТЕ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ!

Слайд 4

4 ВЗАИМНО ОБРАТНЫЕ ЧИСЛА

Слайд 5

5 УМНОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ ВЫЧИСЛИТЕ УСТНО: Молодцы!

Слайд 6

6 А ТЕПЕРЬ ЗАДАНИЕ ПОСЛОЖНЕЕ! ВЫЧИСЛИТЕ: МОЛОДЦЫ!

Слайд 7

7 ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ СО МНОЙ! Если дробь «перевернуть», то есть поменять местами числитель и знаменатель, то получится дробь ДРОБЬ НАЗЫВАЮТ ОБРАТНОЙ К ДРОБИ

Слайд 8

8 Внимание! ОБРАТНОЙ К ДРОБИ НАЗЫВАЕТСЯ ДРОБЬ

Слайд 9

9 НАЗОВИТЕ ДРОБЬ, ОБРАТНУЮ К ДРОБИ: ПРО ТАКИЕ ДРОБИ МОЖНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭТО ДРОБИ, ОБРАТНЫЕ ДРУГ К ДРУГУ!

Слайд 10

10 КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ДРОБИ? ОБРАТНЫЕ ДРУГ К ДРУГУ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Что получится , если перемножить две дроби, обратные друг к другу? Давайте посмотрим (пишем вместе со мной): ВНИМАНИЕ! ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДРОБЕЙ, ОБРАТНЫХ ДРУГ К ДРУГУ, РАВНО ЕДИНИЦЕ! А ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕДИНИЦЕ? ЗАПОМНИТЕ!

Слайд 2

2 ДВА ЧИСЛА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ РАВНО ЕДИНИЦЕ, НАЗЫВАЮТ ВЗАИМНО ОБРАТНЫМИ ЧИСЛАМИ ПРОВЕРИМ, ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВЗАИМНО ОБРАТНЫМИ ЧИСЛАМИ ДРОБИ: 1,25 И 0,8 ЗАПИШЕМ ИХ В ВИДЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ: ВЗАИМНО ОБРАТНЫЕ ЧИСЛА Иначе, можно проверить умножением:

Слайд 3

3 Докажем, что обратное число к числу 0,75. Пишем: , а обратное к нему Найдем число, обратное к числу Запишем смешанное число в виде неправильной дроби: К этому числу обратное

Слайд 4

4 РАБОТАЕМ С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ ДА НЕТ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЧИСЛА ВЗАИМНО ОБРАТНЫМИ?

Слайд 5

5 РАБОТАЕМ УСТНО: НАЙДИТЕ НЕИЗВЕСТНОЕ ЧИСЛО:

Слайд 6

6 РАБОТАЕМ В ТЕТРАДЯХ. УЧЕБНИК СТР. 8 9 №5 63

Слайд 7

7 СПАСИБО ЗА УРОК?



Предварительный просмотр:

Анализ

урока математики в 6 классе

МОУ «Парканская ООШ№2 им. Д.И.Мищенко»

Учитель Балан В.М.

Тема урока: «Взаимно обратные числа».

            Урок построен с опорой на предыдущие уроки, знания учащихся проверялись различными методами с целью выяснить, как учащиеся усвоили предыдущий материал, и как этот урок будет «работать» на следующих уроках.

           Этапы урока логически прослеживаются, плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Усвоение нового материала шло самостоятельно через создание проблемной ситуации и её решение. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

        В настоящее время очень активно применяется на уроках использование ИКТ, поэтому Балан В.М. применила мультимедиа для большей наглядности.

Урок проводился в 6 классе, где уровень работоспособности,  познавательный интерес и память не очень высоки, есть и такие ребята, у которых  пробелы в фактических знаниях. Поэтому на всех этапах урока применялись различные методы активизации учащихся, что не позволило им устать от однообразия материала.

Для проверки и оценки знаний учащихся использовались слайды с готовыми ответами для самопроверки, взаимопроверки.

        В процессе урока учительница стремилась активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя следующие приёмы и методы: анаграмма  в начале урока, беседа, рассказ учащихся «что мы знаем о единице?», наглядность, работа с сигнальными карточками.

Таким образом, считаю, что урок творческий, представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

Учитель математики I категории                                                      /Куртева Ф.И./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Взаимно обратные числа". Математика 6 класс.

Презентация к уроку математики 6 класса по теме "Взаимно обратные числа"....

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок1

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок1...

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок2

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок2...

Урок - смотр знаний по теме: “Взаимно обратные числа. Деление”.

Обобщение, систематизация знаний. Урок контроля....

Взаимно обратные числа №1 урок

  Тема: Взаимно обратные числа. Цель: а) ввести понятие взаимно обратных чисел;            б) повторить правила умножения, сокращения дроб...

Взаимно обратные числа.№2 урок

Тема: Взаимно обратные числа. Цель: а) закрепить понятие взаимно обратных чисел                 в ходе выполнения упражнени...