- Какую последнюю тему мы с вами изучали? - Что называется отношением двух чисел?
- Итак, сейчас мы вспомним, как читаются и вычисляются отношения. - Один учащийся тем временем у доски выполнит домашнее задание.
- А мы посчитаем устно : =![](https://docs.google.com/drawings/image?id=sy4109m2DKDm1_Y2Npr_9dA&rev=1&h=36&w=36&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/image?id=shda-JGrg99Jii39jsxtCyA&rev=1&h=36&w=36&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/image?id=smuL8z_693BVkCFXrDKJxkg&rev=1&h=36&w=36&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/image?id=sOm76mKyxZG3hciEORXFncw&rev=1&h=36&w=36&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/image?id=ssllw4k2QBzQ9tBLdtBJV1g&rev=1&h=36&w=36&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/image?id=snRCGcUwU0-wZcOcFkPCE6Q&rev=1&h=36&w=36&ac=1) - Как вы нашли значение х из последнего равенства? - Попробуйте найти значение у из следующего равенства: ![](https://lh6.googleusercontent.com/SvCXcAhfHjL3z-op8bchp479agtB56FnM0mx8kEBwhlU7g66HyuUfuAh_dHUPvsjPUbrLwHHNDOAqDNzP3om-eBEaIsUeWuOep-yeqcoeiJ4djflbE-RWgA3QtAU2YYnrXrp7FB2pxEjMOHJ) - Удобно ли здесь применить основное свойство частного? - Давайте пока оставим это уравнение и вернёмся к нему позже. - Итак, проверим, как вы выполнили домашнее задание
- Теперь послушаем, какие текстовые задачи вы составили к данной математической модели № 12 (д) - Мы убедились, что существует достаточно много ситуаций, которые соответствуют вышеприведённой модели. Какая цель нашей дальнейшей деятельности возникает перед нами? |
- Отношения - Отношением двух чисел называется частное этих чисел.
Учащийся у доски выполняет по карточке задание №12 (а, б, в, г) Р. Т. стр. 81
![](https://lh4.googleusercontent.com/zbVkKyFUA68Tzum12vR0AiGuggSCq-vMSOe3jcdrY3GAMK8eA5U2ECD2K254MLQZ32qgT7eZU_ZVQINxRn22u6Yb9_AvVLFawlR_PECVA3rM4t6hZQvtNaS4ADoAtz5RAbg-H77G2AhG37UE)
![](https://lh5.googleusercontent.com/--Dt3CYUNvVT4YH11aixDwYckrpoYhtFiAx-XHJ5PjqH11s8Nlz0g2hgdCIgvgd4pIhZpVjEjiknUdMb-q1u_WsqbYYqs34LeDeuaUtv-H2cyAZrgmOf-_97TB7FIitmgsTAHbLHrd3GE-ub)
180
![](https://lh5.googleusercontent.com/cjjsls8N_KkyGu1eUZdQmfY1VPvX3gxGlLsmIK0d4ivkODGCwdzoR38uV91fRJo9DBuJ2Fi-aT2ef4Tl7xh6DKCJMsdcg_9uP05oSyPnK_X-vpshGV1hdazGpjXMe5pD22v9unQ0_s0Da1v0)
![](https://lh6.googleusercontent.com/Y9pCOR_tMK1yHHOv-dII_S712kRxYHJIJHeWbVIUHvgan-VDCPLAQOWqgVEEG2hLI-ifHAh-14BiH1JPsUURUoEpdHmUfYnH0-Ng4RgcPDhegHjjgc-H783ew33k4-Qg7uGIIa7LifUbdyjW)
20
- С помощью основного свойства частного
- Нет, здесь сложные вычисления.
Ученик отвечает у доски Р. Т. стр. 81 №12(а, б, в, г) а) Двое мальчиков бросают баскетбольный мяч в корзину. Один мальчик из 20 бросков сделал 16 попаданий, а другой мальчик - из 35 бросков 28 попаданий. Кто из них более меткий? ![](https://lh6.googleusercontent.com/RUdQ-eJT1dRmVnIAOzg14Zowfklj3TYOF0oQ2dVLCiQHky06sGGB80wN3gVisDiiZ9i0NlZtrrO0jURwrWYLM4JORfiS5X9O4X0_doSwmp3p5VJusutu9DmketGkMaBUo5VdpWPQ6c3TInwP)
![](https://lh5.googleusercontent.com/vZqEKsLm9e-AN5X7k3fQ0Fly9-q6b46QctcOQZYELTRzsWm9PpJbd739QZKlgnjxWAd_XoqvB0VexGI4G4LhBIR5pcnkQPrb7fI5O4T15h-kMPdz4RYAxfi4jpys9XYxuojUwxADY-jIe3GB)
Ответ: мальчики одинаково метки. б) Две машинистки печатают рукопись. Одна машинистка допускает 4 ошибки из 8000 печатных знаков, другая - 3 из 6000 знаков. Сравните мастерство машинисток. ![](https://lh3.googleusercontent.com/CI7czfozzZ6uMeIm2xJUJVcZbYd-9IXHgofybKGgVb-rwmpJBOIjQh5Z4xG1gu9XDOTidyxTMBBKd5yi2JNFdl55ysTO9c5LZ8IyDFYpWLqTnz5-w-88v9y135HDvvI-MWx-XN74Wibdnilm)
![](https://lh3.googleusercontent.com/B-ME5pZV_LGl_tQ5cgUmA_x7OWRnlioGpBaxFQg_0O5Kq7f6LJtQnNkKHtU3N0JFWBVbSukvKvkQTLGmYiBGRMVqSzSh_uIgeRb65ui4VlG0CQg2msJmsta2H8XcsBkoLnxlz5swBJaUUUKu)
Ответ: мастерство машинисток одинаковое. в) Какие равенства можно составить из числовых данных каждой задачи? ![](https://lh3.googleusercontent.com/7J2KwxHwBLxRXMfu9PNNoWMW4rCi8yBLGNP-FKK6b2gmd5w625Xn49cH94GnvSoRfXccO7arXFUGdTL_3uyjBoMvMualbZdVpzQwrOzmUX17fmRkOix_mMCbaBj_GWkV3Jbg3NRbCm1t1hXR)
![](https://lh5.googleusercontent.com/wUt94i8r-4m2ifK0llhi9Z0T0F3jfyskU2lolEdyIFjBBnpZwxwt4LIv5GHVXBpdYR2tOLmjeTxuD5Uq4Vdg6PrqatmjG1Xt6q5ul-SSd3zEowM14zfgKVKTUgGxod0BzbZI65nDeMbYkyWo)
г) Составьте символьную модель к этим равенствам: a : b = c : d
3 учащихся зачитывают задачи
- Изучить эту модель.
|
- В математике существует общий подход к изучению новых понятий. Давайте прочитаем №12(ж) Р. Т. стр. 82
- Итак, это план нашей деятельности. Начнём с названия. Расшифруйте слово из устной работы и вы узнаете, как называется данное равенство
- Слово «пропорция» ввёл в употребление Цицерон в 1 веке до н. э. Он просто перевёл на латынь платоновский термин «аналогия». А как переводится слово «пропорция» с латинского языка на русский вы узнаете в конце урока.
- Что дальше по плану? - Определение чего?
- Под словом «равенство» мы будем понимать верное равенство. - Какие можно решать упражнение на это понятие?
- Давайте выполним такие упражнения
- Что нам нужно проверить?
- Какие равенства можно не проверять?
- Проверим первые два равенства, верны ли они. Для этого представьте все отношения в виде дробей. - Что это означает?
- Какое из этих упражнений на подведение под понятие, а какое на выведение следствий?
- Хорошо, с определением поработали. Какой следующий пункт плана?
- У нас уже есть одна модель пропорции. Посмотрите на домашнее упражнение. Как называется такая модель?
- Теперь рассмотрим вербальную (т. е. словесную) модель.
- Прочитайте по этому образцу пропорцию из Д/з
- Попробуйте по вербальной модели записать символьную модель пропорции
- Число 3 так относится к числу 4, как и число 75 относится к числу 100
- Отношение чисел 26 к 36 равно отношению чисел 13 к 18
- Число 5 составляет от 15 такую же часть, что и число 20 от числа 60
- Снова вернёмся к плану. Что дальше?
- Числа a и d называются крайними членами пропорции, а числа b и c - средними членами пропорции. Как вы думаете, почему их так назвали?
- Давайте в записанных пропорциях крайние члены обведём квадратиком, а средние кружочком.
- Ну и осталось нам исследовать дополнительные свойства.
Подготовка к доказательству Дана пропорция: ![](https://lh6.googleusercontent.com/gl3XDm-XZaq7i3zqBQmoprH2IXBLnVx4tYMb_GDMUJ85zbNiZANZCnWmzkI9vmSpg4uIAE9-ccDN3QmQaJ1vhfUje_Gei1dKuYcZ4K9tlqjfQ7z7xivbugE7kQO3G7j94a2w7o25FZlRuDjs)
Надо доказать, что выполняется равенство: 45∙4=20∙9 Умножим обе части данной пропорции на произведение знаменателей 20∙4
Получаем:
Почему умножили на (20∙4)?
- Теперь попробуйте по аналогии провести доказательство нашей гипотезы, работая в парах. - Проверим, что у вас получилось.
- Почему рассуждения, приведённые слева, нельзя считать доказательством?
- В чём преимущества рассуждений, приведённых в правом столбце?
- Итак, мы доказали гипотезу. Значит, какое утверждение мы получили?
- Это утверждение называется свойством пропорции. Давайте его запишем.
- Давайте вернёмся к устной работе, к уравнению, которое для нас показалось сложным: - Как вы думаете, можем ли мы рассматривать данное уравнение как пропорцию?
- А может это равенство неверное?
- Итак, мы имеем пропорцию. Давайте попробуем применить к ней свойство пропорции.
- Такие задания, где нужно найти неизвестный член пропорции, по-другому формулируют «решить пропорцию». С помощью чего мы решили данную пропорцию? - Итак, для чего можно применять свойство пропорции? |
Дать название ![](https://lh5.googleusercontent.com/ZloX55Wxi38Sjx1tYrY6AO_TqZUSVz7K3jQuR-TfqWOA45qOTnhR6EMKzxffcx5RXTWwo424kCPFNBSE0nnGTkkJhlWLdBKmPnc6cNLSiVFpl_UYd1rlZbSnZlMj76BhM6kGLJIXSnXFxKgq)
Сформулировать определение ![](https://lh4.googleusercontent.com/YLgfWTlJNMYuEoJPNn6a6TfCMHF-jHChT778YgsDfuumqfzjTO-wiDR3u9MvhdNoCAZKeUQYs_GHRDiKyn33AQsZipCJTFCFXpsrl-8gPbqEnqLrR-hqyk1Myb8GAY6icazGqmPFJm3izqfj)
Рассмотреть различные модели ![](https://lh4.googleusercontent.com/YLgfWTlJNMYuEoJPNn6a6TfCMHF-jHChT778YgsDfuumqfzjTO-wiDR3u9MvhdNoCAZKeUQYs_GHRDiKyn33AQsZipCJTFCFXpsrl-8gPbqEnqLrR-hqyk1Myb8GAY6icazGqmPFJm3izqfj)
Дать название её компонентам ![](https://lh4.googleusercontent.com/YLgfWTlJNMYuEoJPNn6a6TfCMHF-jHChT778YgsDfuumqfzjTO-wiDR3u9MvhdNoCAZKeUQYs_GHRDiKyn33AQsZipCJTFCFXpsrl-8gPbqEnqLrR-hqyk1Myb8GAY6icazGqmPFJm3izqfj)
Исследовать дополнительные свойства
20 | 0,6 | ![](https://lh3.googleusercontent.com/DYGbYaJbswT9oifmBroJp5L6PhCPcgcx_4SjqTD0DpRBtz1o3GBqgLkJyi2vqQ1c4db90g4YgFV5LtSYICGZ_Tusm7QcIi3N4h7oWOhyQOJZoKYFnOXrAk7SXlBT4SoxVGyKSfLFqlAzYevj)
| 20 | 0,5 | ![](https://lh6.googleusercontent.com/oIlcbFuhZiC1VNe4c3jrRqwxpXJu6TopDi0YKkdbjINw56WaY9fzUfux_Xps7SfQkFwIp0DGe2xhENE6Q8mKYWtwHUdXUK7KrN2Xzjtz9ZrziYdEaWqDklXrlQ8fv-dpS-GQnJXsURhtY6eA)
| 0,14 | 180 | ![](https://lh5.googleusercontent.com/ggPt0_RHAm48boTJNTBueHwyWUbon6UJ3RGGQ5bkelkxyMBQPlJlqnqiD7JAdNNKkSKbFECDGxUtgHncF_CBDrcumeIjMFugai7JsS5S30cLt27n6PJ-7mQmC9dqwq_JEiN8wRZ6TINQ2woJ)
| п | р | о | п | о | р | ц | и | я |
Р. Т. стр. 82 №13 Учащиеся заполняют пропуск. Данное равенство называется пропорцией - Сформулировать определение - пропорции Заполняют пропуски Запишите определение пропорции, заполняя следующие пропуски: пропорцией называется равенство двух отношений Подчеркните одной чертой в определении родовое понятие для нового понятия. Подчеркните волнистой линией в определении видовые отличия для нового понятия. Выполняют это задание.
- на узнавание и на выведение следствий
Р. Т. стр. 82 №14 а) Даны равенства 1) 12:18=2:3; 2) 45:20= ; 3) 3:1,5=0,5+1,5 4) 3∙0,4=0,6∙2; 5) 10:0,02=500. Подчеркните равенства, которые являются пропорциями.
- Являются ли они равенствами двух отношений и верны ли эти равенства. - 3, 4, 5, потому что они не являются равенствами двух отношений.
- Оба равенства верны. - 1 и 2 равенства являются пропорциями.
б) Известно, что равенство является пропорцией и a : b = 8. Какие выводы можно сформулировать? c : d = 8
- а) на подведение под понятие, б) на выведение следствий
- Рассмотреть различные модели.
- Это символьная модель. ; a : b = c : d
Р. Т. стр. 82 №15 Учащиеся вслух читают образец 2 : 5 = 4 : 10 или ![](https://lh3.googleusercontent.com/5yhnHS6dkqXhIKHz709LLGjcXt47sMxh_vCN4RRCXu3JRVd-8xqFnYqThmV7-Ro1TFqkdVdN-4DAm4RvvXBTc0mZdKxoaqlvjD-XiPvv58c46Ov5xmUiAOtc0swNaa60PBQF2-bWiASxGHIh) 1 способ Отношение чисел 2 к 5 равно отношению чисел 4 к 10. 2 способ Число 2 составляет от 5 такую же часть, что и число 4 от 10. 3 способ Число 2 относится к числу 5 так же, как и число 4 к числу 10. 4 способ Частное чисел 2 и 5 равно частному чисел 4 и 10.
Учащиеся читают всеми способами
Все учащиеся в тетрадях, один ученик у доски.
3 : 4 = 75 : 100
![](https://lh5.googleusercontent.com/QH7YIKUa05j3zGHw1wOIT2EflvH2vZOwQfYcV94TYa3SxldnXXAA7cjCNjE61dlmNYi7khPqSg0PEFQtUub_WlflgOgdeL9UUGXEJ98Oiw2RCB_wJtpzCT7101ujaqKAESVyO64qL-ZHKqjx)
![](https://lh5.googleusercontent.com/FwvFxgMpBpy5aHlYx2YOpAsBUlNkwR00g_T69ND4wGRkqligZ36poNyrcesAk8i3YyTro9rDgUXNjR92txtrVELvETNWe7r5nH3RWu3HtjgsTgyAwgJB8Inzw1TYPp2ycdlD_-pCvBBuB4JO)
- Дать название компонентам
- Потому что a и d записаны скраю, а b и c - в середине.
Все учащиеся выполняют в тетрадях, один ученик у доски.
Р. Т. стр. 83 №18 а) Заполните таблицу: Пропорция | Произведение крайних членов | Произведение средних членов | 12:18=2:3 | 12∙3=36 | 18∙2=36 | ![](https://lh3.googleusercontent.com/K5pBTKFIjVqUGkWbtF21_0S0PZsujUPFVJqpv3X1sjT2VU91SE9fLPYVQl3kXCrL3ILxrC_WnLmQF5rzyQy1VObOEDz-TfzKxOV0Fg5QlB1isQ44faSJygBW8ghS8xNwXU0uNATYxUpbY91-)
| 45∙4=180 | 20∙9=180 | ![](https://lh4.googleusercontent.com/Us9Ha0fN2TB_E2AMl8KJ26vPbAQaa1EBRMHvYaGa1KM9sJEIMbedVWfZOd4tUFLKdtIBalcJ2Xx8o3YIA1r-aNzkRToJ9U_JP5f3ACWXs7tAiGeIaR3JDG_kldpYf0eJfNr1nXijkmTIhPjx)
| 2,4∙5=12 | 6∙2=12 |
б) Сформулируйте гипотезу: Если дана пропорция, то произведение крайних членов равно произведению средних членов
в) Докажите её, заполняя пропуски справа. Но сначала подготовьтесь к доказательству.
![](https://lh6.googleusercontent.com/fW3ctuCxp-SKvMbJjH9EZryRTXZPYVAYhQ6_pLIwyAfFnCHhVEtX9fRgzJt3-lZE89-uoSrZlVu9I-UHBPFj5xr_myh6gS3x60rBxZ6NlHS4sJrsXMXQP2hrulxmndV5KIegGhLtCTbaTamx)
45∙4=9∙20
- Чтобы получить целочисленное выражение.
Доказательство Дана пропорция: , где a, b, c и d - не равные нулю числа. Надо доказать, что эти числа удовлетворяют равенству: ad=bc Умножим обе части данной пропорции на произведение знаменателей b∙d ![](https://lh6.googleusercontent.com/O1XMt3f1jUUC4dsBHzJKnVTnwA0irxS7R6awc1xXMOj0dZaa039p4QByH-z3PoHsR6OMcip2QZg3xLC2MRrWXjSwbsExWZ0A_Ad6FsN8hUGkVuVHoWPXGW8lzl1G7zOaBiySJ6x9wC4cxjd0)
Получаем: ad=bc
- Потому что они проведены для конкретных чисел, а не для всех.
- Они проведены для любых чисел. Поэтому мы можем считать их доказательством гипотезы.
- Мы получили верное утверждение для любых чисел.
Р. Т. стр. 84 №18(е) Если равенство - пропорция, то произведение крайних членов равно произведению средних членов. Подчеркните условие свойства пропорции одной чертой, а заключение - двумя чертами.
- Можем, потому что это равенство двух отношений. - Когда мы решим уравнение, мы найдём такое значение неизвестного, что равенство станет верным.
Все учащиеся в тетрадях, один у доски: ![](https://lh6.googleusercontent.com/SvCXcAhfHjL3z-op8bchp479agtB56FnM0mx8kEBwhlU7g66HyuUfuAh_dHUPvsjPUbrLwHHNDOAqDNzP3om-eBEaIsUeWuOep-yeqcoeiJ4djflbE-RWgA3QtAU2YYnrXrp7FB2pxEjMOHJ)
3,5у = 4,02∙0,7 3,5у = 2,814| : 3,5 у = 0,804 Ответ: у = 0,804
- с помощью свойства пропорции.
- для решения пропорций.
|
- Ребята, выполнили мы план сегодняшнего урока? Давайте пройдёмся ещё раз по всем пунктам, всё ли мы сделали?
- А теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Отгадайте кроссворд и вы узнаете как переводится с латинского языка слово «пропорция»: 1. Равенство двух отношений 2. Родовое понятие в определении пропорции 3. Пропорция - это равенство двух … 4. Отношение двух чисел - это … этих чисел 5. В пропорции x : y = m : n члены x и n называются … 6. В пропорции члены e и l называются … 7. … крайних членов пропорции равно … средних членов пропорции 8. Как называется утверждение в вопросе 7?
- Как же переводится слово «пропорция» с латинского языка? - Закончить наш урок мне бы хотелось такими словами: Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте - ничто, кроме форм, в формах - ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто, кроме числа (А. Августин) Позволю себе продолжить. Всё прекрасное в этом мире можно описать с помощью чисел, которые в свою очередь подчиняются законам математики. Не зря глава, которую мы изучаем, называется «Математика вокруг нас». На следующих уроках мы познакомимся с «божественной пропорцией» или «золотым сечением», которые лежат в основе многих шедевров живописи, архитектуры, литературы, музыки. Итак, нас ждёт с вами ещё много интересного. Спасибо за урок! |
- Да, мы узнали название модели, сформулировали определение, рассмотрели различные модели, узнали название компонентов, исследовали свойство. Значит, мы план выполнили.
| с |
|
|
| 3 | о | т | н | о | ш | е | н | и | й |
| 1 | п | р | о | п | о | р | ц | и | я | 4 | ч | а | с | т | н | о | е |
| 7 | п | р | о | и | з | в | е | д | е | н | и | е |
| м |
|
|
|
| 6 | с | р | е | д | н | и | е |
|
| 5 | к | р | а | й | н | и | е | 2 | р | а | в | е | н | с | т | в | о |
|
| о |
| 8 | с | в | о | й | с | т | в | о |
|
|
|
| т |
|
|
| ь |
|
Учащиеся читают вопросы и отвечают на них, учитель записывает верные ответы в кроссворд.
- Соразмерность.
|