- Какую последнюю тему мы с вами изучали? - Что называется отношением двух чисел?
- Итак, сейчас мы вспомним, как читаются и вычисляются отношения. - Один учащийся тем временем у доски выполнит домашнее задание.
- А мы посчитаем устно := - Как вы нашли значение х из последнего равенства? - Попробуйте найти значение у из следующего равенства: - Удобно ли здесь применить основное свойство частного? - Давайте пока оставим это уравнение и вернёмся к нему позже. - Итак, проверим, как вы выполнили домашнее задание
- Теперь послушаем, какие текстовые задачи вы составили к данной математической модели № 12 (д) - Мы убедились, что существует достаточно много ситуаций, которые соответствуют вышеприведённой модели. Какая цель нашей дальнейшей деятельности возникает перед нами? |
- Отношения - Отношением двух чисел называется частное этих чисел.
Учащийся у доски выполняет по карточке задание №12 (а, б, в, г) Р. Т. стр. 81
180
20
- С помощью основного свойства частного
- Нет, здесь сложные вычисления.
Ученик отвечает у доски Р. Т. стр. 81 №12(а, б, в, г) а) Двое мальчиков бросают баскетбольный мяч в корзину. Один мальчик из 20 бросков сделал 16 попаданий, а другой мальчик - из 35 бросков 28 попаданий. Кто из них более меткий?
Ответ: мальчики одинаково метки. б) Две машинистки печатают рукопись. Одна машинистка допускает 4 ошибки из 8000 печатных знаков, другая - 3 из 6000 знаков. Сравните мастерство машинисток.
Ответ: мастерство машинисток одинаковое. в) Какие равенства можно составить из числовых данных каждой задачи?
г) Составьте символьную модель к этим равенствам: a : b = c : d
3 учащихся зачитывают задачи
- Изучить эту модель.
|
- В математике существует общий подход к изучению новых понятий. Давайте прочитаем №12(ж) Р. Т. стр. 82
- Итак, это план нашей деятельности. Начнём с названия. Расшифруйте слово из устной работы и вы узнаете, как называется данное равенство
- Слово «пропорция» ввёл в употребление Цицерон в 1 веке до н. э. Он просто перевёл на латынь платоновский термин «аналогия». А как переводится слово «пропорция» с латинского языка на русский вы узнаете в конце урока.
- Что дальше по плану? - Определение чего?
- Под словом «равенство» мы будем понимать верное равенство. - Какие можно решать упражнение на это понятие?
- Давайте выполним такие упражнения
- Что нам нужно проверить?
- Какие равенства можно не проверять?
- Проверим первые два равенства, верны ли они. Для этого представьте все отношения в виде дробей. - Что это означает?
- Какое из этих упражнений на подведение под понятие, а какое на выведение следствий?
- Хорошо, с определением поработали. Какой следующий пункт плана?
- У нас уже есть одна модель пропорции. Посмотрите на домашнее упражнение. Как называется такая модель?
- Теперь рассмотрим вербальную (т. е. словесную) модель.
- Прочитайте по этому образцу пропорцию из Д/з
- Попробуйте по вербальной модели записать символьную модель пропорции
- Число 3 так относится к числу 4, как и число 75 относится к числу 100
- Отношение чисел 26 к 36 равно отношению чисел 13 к 18
- Число 5 составляет от 15 такую же часть, что и число 20 от числа 60
- Снова вернёмся к плану. Что дальше?
- Числа a и d называются крайними членами пропорции, а числа b и c - средними членами пропорции. Как вы думаете, почему их так назвали?
- Давайте в записанных пропорциях крайние члены обведём квадратиком, а средние кружочком.
- Ну и осталось нам исследовать дополнительные свойства.
Подготовка к доказательству Дана пропорция:
Надо доказать, что выполняется равенство: 45∙4=20∙9 Умножим обе части данной пропорции на произведение знаменателей 20∙4
Получаем:
Почему умножили на (20∙4)?
- Теперь попробуйте по аналогии провести доказательство нашей гипотезы, работая в парах. - Проверим, что у вас получилось.
- Почему рассуждения, приведённые слева, нельзя считать доказательством?
- В чём преимущества рассуждений, приведённых в правом столбце?
- Итак, мы доказали гипотезу. Значит, какое утверждение мы получили?
- Это утверждение называется свойством пропорции. Давайте его запишем.
- Давайте вернёмся к устной работе, к уравнению, которое для нас показалось сложным: - Как вы думаете, можем ли мы рассматривать данное уравнение как пропорцию?
- А может это равенство неверное?
- Итак, мы имеем пропорцию. Давайте попробуем применить к ней свойство пропорции.
- Такие задания, где нужно найти неизвестный член пропорции, по-другому формулируют «решить пропорцию». С помощью чего мы решили данную пропорцию? - Итак, для чего можно применять свойство пропорции? |
Дать название
Сформулировать определение
Рассмотреть различные модели
Дать название её компонентам
Исследовать дополнительные свойства
20 | 0,6 |
| 20 | 0,5 |
| 0,14 | 180 |
| п | р | о | п | о | р | ц | и | я |
Р. Т. стр. 82 №13 Учащиеся заполняют пропуск. Данное равенство называется пропорцией - Сформулировать определение - пропорции Заполняют пропуски Запишите определение пропорции, заполняя следующие пропуски: пропорцией называется равенство двух отношений Подчеркните одной чертой в определении родовое понятие для нового понятия. Подчеркните волнистой линией в определении видовые отличия для нового понятия. Выполняют это задание.
- на узнавание и на выведение следствий
Р. Т. стр. 82 №14 а) Даны равенства 1) 12:18=2:3; 2) 45:20=; 3) 3:1,5=0,5+1,5 4) 3∙0,4=0,6∙2; 5) 10:0,02=500. Подчеркните равенства, которые являются пропорциями.
- Являются ли они равенствами двух отношений и верны ли эти равенства. - 3, 4, 5, потому что они не являются равенствами двух отношений.
- Оба равенства верны. - 1 и 2 равенства являются пропорциями.
б) Известно, что равенство является пропорцией и a : b = 8. Какие выводы можно сформулировать? c : d = 8
- а) на подведение под понятие, б) на выведение следствий
- Рассмотреть различные модели.
- Это символьная модель. ; a : b = c : d
Р. Т. стр. 82 №15 Учащиеся вслух читают образец 2 : 5 = 4 : 10 или 1 способ Отношение чисел 2 к 5 равно отношению чисел 4 к 10. 2 способ Число 2 составляет от 5 такую же часть, что и число 4 от 10. 3 способ Число 2 относится к числу 5 так же, как и число 4 к числу 10. 4 способ Частное чисел 2 и 5 равно частному чисел 4 и 10.
Учащиеся читают всеми способами
Все учащиеся в тетрадях, один ученик у доски.
3 : 4 = 75 : 100
- Дать название компонентам
- Потому что a и d записаны скраю, а b и c - в середине.
Все учащиеся выполняют в тетрадях, один ученик у доски.
Р. Т. стр. 83 №18 а) Заполните таблицу: Пропорция | Произведение крайних членов | Произведение средних членов | 12:18=2:3 | 12∙3=36 | 18∙2=36 |
| 45∙4=180 | 20∙9=180 |
| 2,4∙5=12 | 6∙2=12 |
б) Сформулируйте гипотезу: Если дана пропорция, то произведение крайних членов равно произведению средних членов
в) Докажите её, заполняя пропуски справа. Но сначала подготовьтесь к доказательству.
45∙4=9∙20
- Чтобы получить целочисленное выражение.
Доказательство Дана пропорция: , где a, b, c и d - не равные нулю числа. Надо доказать, что эти числа удовлетворяют равенству: ad=bc Умножим обе части данной пропорции на произведение знаменателей b∙d
Получаем: ad=bc
- Потому что они проведены для конкретных чисел, а не для всех.
- Они проведены для любых чисел. Поэтому мы можем считать их доказательством гипотезы.
- Мы получили верное утверждение для любых чисел.
Р. Т. стр. 84 №18(е) Если равенство - пропорция, то произведение крайних членов равно произведению средних членов. Подчеркните условие свойства пропорции одной чертой, а заключение - двумя чертами.
- Можем, потому что это равенство двух отношений. - Когда мы решим уравнение, мы найдём такое значение неизвестного, что равенство станет верным.
Все учащиеся в тетрадях, один у доски:
3,5у = 4,02∙0,7 3,5у = 2,814| : 3,5 у = 0,804 Ответ: у = 0,804
- с помощью свойства пропорции.
- для решения пропорций.
|
- Ребята, выполнили мы план сегодняшнего урока? Давайте пройдёмся ещё раз по всем пунктам, всё ли мы сделали?
- А теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Отгадайте кроссворд и вы узнаете как переводится с латинского языка слово «пропорция»: 1. Равенство двух отношений 2. Родовое понятие в определении пропорции 3. Пропорция - это равенство двух … 4. Отношение двух чисел - это … этих чисел 5. В пропорции x : y = m : n члены x и n называются … 6. В пропорции члены e и l называются … 7. … крайних членов пропорции равно … средних членов пропорции 8. Как называется утверждение в вопросе 7?
- Как же переводится слово «пропорция» с латинского языка? - Закончить наш урок мне бы хотелось такими словами: Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте - ничто, кроме форм, в формах - ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто, кроме числа (А. Августин) Позволю себе продолжить. Всё прекрасное в этом мире можно описать с помощью чисел, которые в свою очередь подчиняются законам математики. Не зря глава, которую мы изучаем, называется «Математика вокруг нас». На следующих уроках мы познакомимся с «божественной пропорцией» или «золотым сечением», которые лежат в основе многих шедевров живописи, архитектуры, литературы, музыки. Итак, нас ждёт с вами ещё много интересного. Спасибо за урок! |
- Да, мы узнали название модели, сформулировали определение, рассмотрели различные модели, узнали название компонентов, исследовали свойство. Значит, мы план выполнили.
| с |
|
|
| 3 | о | т | н | о | ш | е | н | и | й |
| 1 | п | р | о | п | о | р | ц | и | я | 4 | ч | а | с | т | н | о | е |
| 7 | п | р | о | и | з | в | е | д | е | н | и | е |
| м |
|
|
|
| 6 | с | р | е | д | н | и | е |
|
| 5 | к | р | а | й | н | и | е | 2 | р | а | в | е | н | с | т | в | о |
|
| о |
| 8 | с | в | о | й | с | т | в | о |
|
|
|
| т |
|
|
| ь |
|
Учащиеся читают вопросы и отвечают на них, учитель записывает верные ответы в кроссворд.
- Соразмерность.
|