Интегрированный урок по теме: "Квадратные неравенства"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Сырямина Ирина Вячеславовна, учитель информатики №249-912-679
Захарова Марина Анатольевна, учитель математики №257-434-407
Интегрированный урок по теме: «Квадратные неравенства»
Урок - это сотворчество Ученика и Учителя,
где Учитель-дирижер.
Статья отнесена к разделу: Преподавание математики, Преподавание информатики.
Цели:
Обучающие: отработка умения решать квадратные неравенства с помощью параболы, закрепление различных способов вычисления корней квадратного трехчлена, применение языка программирования Паскаль для решения квадратного неравенства; показать, что математика и информатика взаимосвязаны.
Развивающие: развитие у учащихся умения анализировать задачу; навыков синтеза и обобщения, формирование логического мышления; стимулирование познавательного интереса к данным темам и предметам «Математика» и «Информатика»
Воспитательные: активизация интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков; взаимодействия между учащимися; развития навыков групповой работы; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
Тип урока: урок обобщения изученного и совершенствования навыков.
Формы работы – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, школьная доска, карточки для самостоятельной работы (Приложение 2), среда программирования PascаlABC, заготовки программы на языке Pascal «Решения квадратных неравенств».
Учебно-методическое обеспечение – учебник «Алгебра-9» А. Г.Мордкович, презентация учителя для сопровождения урока (Приложение 1), учебник «Информатика и ИКТ -9» И.Г.Семакин.
Проведению урока предшествовала подготовительная работа. На уроке информатики при изучении темы «Ветвление» учащиеся составили блок-схему и программу решения квадратных уравнений, при изучении темы «Вложенные ветвления» - составили блок-схемы и программы решения квадратных неравенств для всех возможных случаев ( .
На уроках математики был отработан алгоритм решения квадратных неравенств с помощью параболы.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и целей урока.
Учитель информатики. Ребята, сегодня мы проведём необычный урок – интегрированный урок информатики и математики по теме «Квадратные неравенства» (Слайд 1). В курсе Информатики мы завершаем изучение темы «Ветвление в языке Паскаль». Сегодня мы с вами «научим» компьютер решать любые квадратные неравенства и вы должны убедиться в преимуществах компьютера для проведения вычислений. Для реализации этих целей нам необходимо вспомнить ключевые моменты решения квадратных неравенств.
2. Устная работа
Учитель математики. Для продуктивной работы нам необходимо ответить на некоторые вопросы.
Вопросы (слайд 2):
· Что называется квадратным неравенством с одной переменой х? Приведите примеры.
Ответ (гиперссылка на слайд 13) -неравенство вида ах2+вх+с>0(<0) где а, в, с - действительные числа а≠0 называется квадратным неравенством, примеры: 2х2-3х+4<0, х2-3>0
· При каких условиях квадратный трехчлен имеет корни и не имеет корней? Приведите пример.
Ответ (гиперссылка на слайд 14) - квадратный трехчлен имеет два корня при Д>0, квадратный трехчлен имеет один корень при Д=0, квадратный трехчлен не имеет корней при Д<0, примеры
х2-2х+4, не имеет корней, т.к. Д=-12. -12<0
х2-2х+1, имеет один корень, т.к. Д=0
х2-2х-1 имеет два корня, т.к. Д>0)
· Напомните теорему о решении квадратного неравенства при Д<0
Ответ (гиперссылка на слайд 15) - Теорема квадратный трехчлен ах2+вх+с с отрицательным дискриминантом при всех значениях х имеет знак старшего коэффициента а.
Пример: Решить неравенство:
а) 2х2-х+4>0;
б)-х2+3х-8≥0.
Решение: а) Найдем дискриминант квадратного трехчлена 2х2-х+4
Имеем, Д=(-1)2-4·2·4=-31, Д<0
Старший коэффициент трехчлена положительный. Значит, по теореме, при всех х выполняется неравенство 2х2-х+4>0, т.е. решением заданного неравенства служит вся числовая прямая (-∞;+∞)
б) Найдем дискриминант квадратного трехчлена -х2+3х-8
Имеем, Д=32-4·(-1)·(-8)=-23, Д<0
Старший коэффициент трехчлена отрицательный. Следовательно, по теореме, при всех х выполняется неравенство -х2+3х-8<0, это значит, что заданное неравенство -х2+3х-8≥0 не выполняется ни при каком значении х, т. е. не имеет решения.
Ответ: а) (-∞;+∞); б) нет решения.
· Вспомните алгоритм решения квадратного неравенства.
Ответ (гиперссылка на слайд 16). Дополнительные вопросы учителя математики. Например, когда квадратное неравенство имеет решением одно число?
Учитель информатики: Назовите вид алгоритма. (Ответ: Разветвляющийся)
Какой алгоритм называется разветвляющимся? (Ответ: должно быть хотя бы одно условие)
Какой оператор языка Паскаль позволяет реализовать ветвление (Ответ: IF)
Давайте вспомним, как записывается оператор условного перехода на языке Паскаль (Слайд №18)
Учитель математики: Устные упражнения на слайдах
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
3. Выполнение упражнений по учебнику
Упражнение №14 (у доски с записью в тетради).
Решите неравенство (Условие на Слайде №6):
х2- 4х+2≥0
Д=16-8=8
х1= =2+ ; х2= =
<Рисунок1>
Ответ: х Є (-∞; ;]U[ ;+∞)
Упражнение №10(в), Обсудить, вызвать ученика к доске.
Найдите область определения выражения f(х) (Условие на Слайде №7)
f(х)=
Решение:
Арифметический квадратный корень определен для неотрицательных чисел. Квадратный трехчлен находится в знаменателе, значит, он должен быть больше нуля.
14-2х2-3х>0
-2х2-3х+14>0
Д=9+112=121=112
х1= = =-3,5
х2 = = =2
<Рисунок2>
х Є (-3,5;2)
Ответ: Д(f(х))= (-3,5;2)
4. Решение задачи повышенной сложности (ГИА)
Квадратное неравенство с параметром (вызвать сильного ученика). Контроль и помощь учителя (слайды №8-10).
При каких значениях m неравенство тх2+(2-т)х+3-2т≤0 выполняется только для одного действительного значения х?
Решение:
Рассмотрим случай, когда т=0. Имеем 2х+3≤0, х≤ -1,5. Понятно, что т=0 не подходит.
Для т≠0 рассмотрим квадратичную функцию
у=тх2+(2-т)х+3-2т
если т<0, то ветви параболы направлены в низ, и очевидно исходное неравенство не может иметь единственное решение.
Тогда осталось рассмотреть случай, когда m>0. Возможны три случая (гиперссылка на слайд №17)
Для выполнения условия задачи дискриминант должен =0.
Следовательно
m2-4m+4-12m+8m2=0
9m2-16m+4=0
D1=64-36=28=(2 )2
m1= , m1>0
m2= , m2>0
Ответ: m = или m =
5.Практическая работа
Учитель информатики отбирает четверых сильных учеников в группу программистов. Их задача объединить четыре заготовки-программы решения квадратных неравенств в одну, протестировать программу на компьютере и проверить с помощью полученной программы самостоятельные работы учеников (Контроль и помощь учителя информатики). Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам (Слайд 11, приложение 2).
Группа программистов демонстрирует отлаженную программу (Приложение 3) с помощью проектора, вводя различные значения коэффициентов и задавая знак неравенства, и при необходимости отвечают на возникающие вопросы. Текст программы (Приложение 4).
6. Итог урока
-Ребята, вам понравился урок?
- Как вы считаете, надо уметь решать квадратные неравенства или достаточно воспользоваться готовой программой для их решения?
-Какие теоремы и алгоритмы мы вспомнили на уроке?
-Какая задача вам показалась самой интересной?
-Справилась ли группа программистов со своей задачей, как вы их оцените?
7. Выставление оценок. Домашнее задание (Слайд 12) по математике: решить №8(а,б), №10(б), №14(а,б), №15(а), №18(доп). Домашнее задание по информатике: составить блок-схему к полученной программе.
Литература:
1.А.Г.Мордкович, Алгебра 9 класс-учебник. МНЕМОЗИНА Москва 2009 год.
2. А.Г.Мордкович, Алгебра 9 класс-задачник. МНЕМОЗИНА Москва 2009 год.
3.П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М. С. Якир-ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ, «ИЛЕКСА» 2002год.
4. И.Г. Семакин, Информатика и ИКТ, 9 класс. Бином. Лаборатория знаний, Москва, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie1.pptx | 544.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационное общество. Информатизация
Основные задачи информатизации образования повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; разработка информационных технологий дистанционного обучения; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Персональный компьютер как средства обучения
] отмечаются следующие дидактические возможности компьютера как средства обучения расширенное предъявление учебной информации; индивидуализация процесса обучения; усиление мотивации обучения; реализация эффективных способов управления самостоятельной учебной деятельностью
Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях - поддержка и развитие системности мышления обучаемого; - поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; - реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров 1. По решаемым педагогическим задачам 2. По функциям в организации образовательного процесса 3. По типу информации:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); - вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); - комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
Вопросы Что называется квадратным неравенством с одной переменной х ? Ответ При каких условиях квадратный трехчлен имеет корни, не имеет корней? Приведите примеры. Ответ Сформулируйте теорему о решении квадратных неравенств при Д <0 . Ответ Алгоритм решения квадратного неравенства Ответ
Задача 1 ///////////// //////// /// / -1 7 x
Задача 2 1 5 /// // //////////// /////////// // x
Задача 3 2 x
Задача №14
Задача №10(в)
Квадратное неравенство с параметром При каких значениях m неравенство выполняется только для одного действительного значения ? Решение: m =0
Квадратное неравенство с параметром m ≠0 Рассмотрим квадратичную функцию если т<0 , то ветви параболы направлены в низ, и очевидно исходное неравенство не может иметь единственное решение. если m >0 , то возможны три случая
Д=0
Самостоятельная работа Задания №1-3 - решить неравенство . Задание №4 - найти область определения выражения .
Домашнее задание Решить: №8( а,б ), №10(б), №14( а,б ), №15(а), №18(дополнительно). C оставить блок-схему к программе решения квадратного неравенства
Ответ: Неравенство вида ax 2 + bx +с>0(<0) , где a,b,c - действительные числа и а≠0 называется квадратным неравенством . Например: 2х 2 -3х+4<0, х 2 -3>0 .
Ответ: Квадратный трехчлен имеет два корня при Д>0 , квадратный трехчлен имеет один корень при Д=0 , квадратный трехчлен не имеет корней при Д<0 . Например: х 2 -2х+4, не имеет корней , т.к. Д=-12<0 ; х 2 -2х+1, имеет один корень, т.к. Д=0 ; х 2 -2х-1 имеет два корня, т.к. Д>0 .
Ответ: Квадратный трехчлен ax 2 + bx + c с отрицательным дискриминантом при всех значениях х имеет знак старшего коэффициента a .
Вид неравенства ax 2 + bx + c >0 ax 2 + bx + c ≥ 0 ax 2 + bx + c < 0 ax 2 + bx + c ≤ 0 Д >0 a>0 (- ; x 1 )U (x 2 ;+ ) (- ; x 1 ]U[ x 2 ;+ ) (x 1 ;x 2 ) [x 1 ;x 2 ] a<0 (x 1 ;x 2 ) [x 1 ;x 2 ] (- ; x 1 )U (x 2 ;+ ) (- ; x 1 ]U[ x 2 ;+ ) Д =0 a>0 (- ; x)U (x;+ ) (- ;+ ) Нет решения {x} a<0 Нет решения {x} (- ; x ) U ( x;+ ) (- ;+ ) Д <0 a>0 (- ;+ ) (- ;+ ) Нет решения Нет решения a<0 Нет решения Нет решения (- ;+ ) (- ;+ ) Алгоритм решения квадратного неравенства
Расположение графика квадратичной функции у= a х 2 + bx + c относительно оси абсцисс в зависимости от дискриминанта Д и коэффициента а Д >0 Д =0 Д <0 a>0 a<0 x x x x x x
if < условие > then begin { что делать, если условие верно } end else begin { что делать, если условие неверно } end; Условный оператор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля
В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла 16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...
разработка 5- 6 урока из цикла уроков по теме"Квадратные уравнения"
урок применения знаний, умений и навыков.Цель урока: формирование у учащихся умений оперировать формулами квадратного уравнения ;углублять знания о решении квадратных уравнений и формирование ум...
разработка 9 -10 урока из цикла уроков по теме"Квадратные уравнения"
Решение квадратных уравнений.Урок применения знаний, навыков и умений. Цель: повторение способов решения квадратных уравнений, проверка умений верно и рационально решать квадратные уравнения; формиров...
Конспект урока по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень"
Урок по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный коркнь" 8 класс...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Конспект урока по теме: "Квадратный корень.Арифметический квадратный корень" урок 1
Тема урока: Квадратный корень. Арифметический квадратный корень.Цели: ввести понятия квадратного корня и арифметического квадратного корня; формировать умение извлекать квадратные корни.Оборудование: ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. РЕШЕНИЕ НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ" 8 КЛАСС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная образовательная школа села Усть-ХадынТандинского кожууна Республики Тыва(МБОУ ООШ с. Усть-Хадын) КОНСПЕКТ УРОКАПО ...