Урок математики в 6-м классе по теме "«Процентная концентрация растворов»."
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Данный интегрированный урок для учащихся 6-го класса. Учащиеся знакомятся впервые с понятием "Процентная концентрация", которое впоследствии встречается в задачах ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastvory.6_klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Антонова Ольга Леонидовна,
учитель математики МОУ СОШ № 26.
Абашеева Татьяна Васильевна,
учитель химии МОУ СОШ № 26.
Интегрированный урок математики и химии в 6-м классе
Тема урока «Процентная концентрация растворов».
Цели урока:
- Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению математики;
- Укреплять межпредметные связи;
- Способствовать познавательной активности учащихся и интереса к изучаемым понятиям;
- Познакомить учащихся с понятием «процентная концентрация»;
- Изучить, как находится процентное содержание вещества в растворе;
- Продолжить работу над развитием основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать, синтезировать)
Ход урока.
Учитель математики. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке математики мы познакомимся, и будем решать задачи, с которыми вы встретитесь и на уроках химии в старших классах. Помогать мне будет учитель химии нашей школы Абашеева Татьяна Васильевна.
Учитель химии. Ребята, в повседневной жизни мы встречаемся очень часто с растворами. Где? Кто может привести примеры растворов?
Дети перечисляют различные растворы.
Из чего состоят растворы?
Из растворителя и растворенного вещества.
На доске появляется запись: раствор = растворитель + растворенное вещество.
Роль растворителя могут выполнять разные жидкие вещества. Как вы думаете какие?
(Ученики называют бензин, керосин, спирт, воду).
В курсе химии вы встретитесь с различными растворами, в том числе и с «волшебными». Один такой волшебный раствор я хочу вам показать.
Демонстрационный опыт №1.
В двух химических стаканах находится бесцветная жидкость (учитель в первый стакан налил раствор щелочи NaOH, а во второй фенолфталеин).
Учитель химии. Как вы думаете, каким будет цвет раствора, если мы смешаем эти две бесцветные жидкости?
Дети говорят, не задумываясь, что раствор останется бесцветным. И когда после смешивания он приобрел малиновую окраску, удивлению не было предела.
Учитель химии. Добавим в полученный раствор еще одну бесцветную жидкость (в стакане находится раствор серной кислоты). Какой станет окраска?
Теперь дети, учитывая предыдущий опыт, с ответом не торопятся. И предлагаются разные варианты ответов.
Раствор обесцветился. Этот демонстрационный опыт создал определенный эмоциональный настрой и активизировал мышление учащихся.
Учитель химии. Почему изменился цвет раствора, мы сможем сказать при изучении химии.
А сейчас давайте посмотрим на следующий опыт.
Демонстрационный опыт №2
Предлагаются к рассмотрению два химических стакана, в которых находится одинаковое количество жидкости. В первый стакан добавляем 5г вещества, а во второй 15г вещества. Получается разная окраска.
Учитель математики. Вы все видели, что в стаканах первоначально находилось одинаковое количество жидкости. В них добавили одно и тоже вещество. Почему же получилась разная окраска?
Учащиеся говорят, что добавили разное количество вещества, поэтому получилась разная окраска.
Учитель математики. Для того чтобы грамотно выразить различия этих и других растворов введем новое понятие «процентная концентрация».
Процентной концентрацией раствора называют процентное содержание растворенного вещества в единице массы раствора.
% концентрация = ∙ 100%
Масса раствора складывается из массы вещества и массы растворителя.
Давайте вернемся ко второму опыту. В первом стакане было 100 г жидкости, добавили 15г вещества. Какой стала масса раствора? 115г. А %-ная концентрация? ∙100%=13%. А во втором стакане было 100 г жидкости, добавили 25г вещества. Какой стала масса раствора? 125г. А %-ная концентрация? ∙100%=20%
Ребята, зачем нам нужно понятие «%-ная концентрация»? Где мы с этим сталкиваемся
в повседневной жизни? Медицина, бытовая химия и т.д. Давайте устно решим с вами следующую задачу.
Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2л воды взяли 100г соли, а для консервирования томатов - рассол из 100г соли на 3л воды. Какой рассол получился более
концентрированным? Почему?
В результате обсуждения ученики делают вывод, что чем больше растворителя при равном количестве растворенного вещества, тем меньше концентрация. Здесь проводим аналогию с правилом сравнения двух дробей с одинаковыми числителями.
Учитель обращает внимание на то, что только для воды 1л=1кг. Для других жидких веществ это равенство не выполняется. Необходимая запись делается на доске.
Учитель химии. Ребята, %-ную концентрацию Вы научились считать. Теперь я хочу усложнить вам задачу.
Демонстрационный опыт №3
Предлагаю к рассмотрению два химических стакана. В первом стакане 100г раствора и растворено 10 г вещества. Чему равна процентная концентрация этого раствора?
( Один ученик выполняет вычисления на доске. Получает ответ 10%.)
Во втором стакане 50г раствора и растворено 5 г вещества. Чему равна процентная концентрация этого раствора?
( Другой ученик выполняет вычисления на доске. Получает ответ 10%.)
Мы убедились, что процентная концентрация одинаковая. Давайте смешаем эти два раствора. Какая получилась концентрация получившегося раствора?
Учащиеся работают самостоятельно. Предлагаются разные варианты ответов. Идет обсуждение и записывается правильный ответ: %-ная концентрация= ∙100%=10%.
Учитель математики. Давайте подведем промежуточный итог. Ответьте мне на вопросы:
Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворенного вещества).
Как найти массу раствора? (Масса раствора складывается из массы вещества и массы растворителя).
Как посчитать %-ную концентрацию раствора?
(% концентрация = ∙100%)
Хорошо. А теперь давайте рассмотрим еще несколько задач.
№1. На полке 280 книг. Из них 70% по математике. Сколько книг по математике на полке?
Дети решают самостоятельно в тетрадях, потом один ученик записывает решение на доске.
Сравни с предыдущей и реши такую задачу.
№2. Сколько граммов сахара содержится в 250 граммах 12%-ного раствора сахара?
Чем похожи эти задачи?
В результате обсуждения приходят к выводу, что обе задачи на нахождении части от целого.
№3. В шкафу 64 книги на английском языке, что составляет 40% от всех книг. Сколько всего книг в шкафу?
Дети решают самостоятельно в тетрадях.
Сравни с предыдущей и реши такую задачу.
№4. Найди массу 10%-ного раствора соли, если известно, что соли в растворе 0,2 кг.
Чем похожи эти задачи? Приходим к выводу, что эти две задачи на нахождение целого по его части.
Учитель химии. А я предлагаю вам такую задачу.
№5. В лаборатории имеется 2л 18%-ного раствора щелочи. В раствор добавили 2л воды. Каким стало процентное содержание щелочи в новом растворе?
Идет обсуждение решения.
Сколько щелочи было первоначально в растворе? 2∙0,18=0,36(л)
Какой стала масса раствора после добавления воды? 2+2=4(л)
Найдите %-ную концентрацию раствора. ∙100%=9%
Учитель химии. Сегодня на уроке у вас было первое знакомство с наукой химией. Мы начали урок с «волшебства», давайте и закончим его «волшебством».
Демонстрационный опыт №4
Предлагается опыт, напоминающий извержение вулкана.( В результате сжигания бихромата аммония выделяется азот, происходит изменение оранжевого цвета на серо-зеленый.)
Учащиеся уходят с урока в приподнятом настроении, обсуждая увиденное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
открытый урок в 6 классе по теме "Процентный рост"
Данный урок предназначен для проведения в 6 классе по программе 2100. Целью данного урока является создание условия для формирования умений и навыков решения задач на простой и сложный процентный рост...
Интегрированный урок (математика + химия), 10-й класс "Решение задач на вывод формул органических веществ" Учитель математики: Гугняева АА(МАОУ СОШ №107г.Пермь) Учитель химии: Коковина ЛЕ(МАОУ СОШ
Интегрированный урок (математика + химия), 10-й класс "Решение задач на вывод формул органических веществ" ...
конспект урока математики в 6 классе по теме: "Процентное отношение двух чисел»
Цель: 1) ввести понятие процентное отношения двух чисел; определить, что показывает отношение; показать, где применяется процентное отношение двух чисел;2) формировать вычислительные ...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...