ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ- ДАНЬ МОДЕ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ?»
статья по алгебре на тему
В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu-zakirova.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ- ДАНЬ МОДЕ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ?»
Закирова Ильсеяр Салихзяновна,
МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
Сегодня одной из приоритетных направлений программы развития образования является его информатизация
Реалии современного образования и, в частности, предмета математики, таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету.
Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Преподавание математики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.
Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.
Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать обучающемуся в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, то есть позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, создает комфортную среду обучения, с помощью компьютера создается прекрасная наглядность, обучающийся имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в ходе занятий.
Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков обучающихся. Проведение учебных занятий с использованием информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание обучающихся, заставляет их по-другому оценивать предлагаемую информацию.
Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Это усиливает мотивацию обучающихся к учебе, способствует эффективности преподавания математики.
Применение ИКТ в преподавании математики позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к изучению математики – неуспех.
ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активно вовлекать учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучении, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источником информации, что является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста учащихся.
Но на практике, к сожалению, до сих пор для многих учителей главными, а порой и единственными орудиями труда остаются мел и доска, а имеющееся оборудование: мультимедийные проекторы и интерактивные доски, используют разве что во время открытых уроков. Об эффективности применения ИКТ на уроках математики говорится часто и много, а в действительности, большинство учителей до сих пор остаются приверженцами «классических» средств обучения.
Мне же несколько лет назад подвернулась большая, по тем временам, удача- удалось выпросить у администрации мультимедийный проектор. У меня появилась возможность вместо старых и скучных таблиц использовать яркие слайды презентаций, использовать дополнительную литературу, дидактические материалы из электронных учебников. Тогда же начала комплектовать электронное методическое обеспечение для всех классов . Кстати, я раздаю эти электронные материалы и детям, тогда появляется возможность давать индивидуальные, дополнительные домашние задания и отпадает необходимость создавать допотопные дифференцированные карточки.
Но два года назад, когда я готовила своих учеников к ЕГЭ, поняла, что возможностей проектора уже недостаточно. На ЕГЭ и ГИА часто встречаются задания, связанные с громоздкими чертежами, графиками, геометрическими рисунками, и решение выполняется прямо на чертеже. Ну, а если перерисовывать все это на доску, то потребуется намного больше времени. Вот тогда я начала мечтать об интерактивной доске.
В итоге, в прошлом году в моем кабинете появилась эта доска. Скажу честно, она оказалась не самой современной и мощной, но и ее скромные возможности пришлись очень кстати.
В отличие от обычного мультимедийного проектора, интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их.
По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка позволяют экономить время на уроке: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, выполнять решения заданий ГИА и ЕГЭ прямо на рисунках из электронных пособий. При этом пропадает необходимость приобретать учащимся и учителю пособия по подготовке к экзаменам- электронные версии бесчисленных пособий можно легко найти в интернете.
Кроме того, есть возможность вместе или отдельным учащимся выполнять различные интернет- тестирования.
Думаю, многим знакома проблема рабочих тетрадей- они нужны и полезны, но заставлять покупать их учитель не имеет права. И тут на помощь опять приходит доска- дети просто становятся в очередь, чтобы выполнить какое-нибудь упражнение из рабочей тетради.
Тем, кто сталкивался с ГИА и ЕГЭ известно, что большая проблема-это научить правильно заполнять бланки. Доска способна помочь и в этой ситуации.
Думаю, в каждой школе проходят предметные недели. Во время проведения недели математики мы объявили конкурс рисунков, нарисованных с помощью геометрических фигур. Было очень много работ, а детки, которые любят работать с доской, нарисовали рисунки с помощью инструмента «геометрические фигуры», сохранили и распечатали на цветном принтере. Пришлось ввести номинацию «технологичный геометрический рисунок».
Еще один эффективный «плюс»- это возможность использования интернет-уроков для закрепления знаний, изучении нового материала, обобщения и т.д.
Применение информационных технологий в образовательной сфере позволяет эффективно решать многие труднореализуемые в рамках традиционной педагогики дидактические задачи. К ним в первую очередь следует отнести обеспечение творческой, самостоятельной работы учащихся над учебным материалом в интерактивном, диалоговом режиме, возможность реализации дифференцированного и индивидуального подхода к обучаемым, обучение в зоне «Ближайшего развития», высокую информативность, высокоуровневую помощь и консультирование, что позволяет решить чрезвычайно важную задачу современной образовательной системы – максимизации познавательной активности обучаемых, обучение через «делание», самообучение. Кроме того, эта технология дает возможность поставить обучающегося на позицию исследователя, предоставляет ему мощный аппарат, инструментарий моделирования, анализа и синтеза как учебной, так и опытной, экспериментальной информации и результатов учебной деятельности. Это одна из немногих технологий, которая при условии соблюдения принципов системно - структурной дидактики алгоритмов, положенных в основу программных приложений и моделирующих процесс обучения, сама по себе или в оптимальном сочетании с другими методами, ускоряет дидактический процесс, способствует достижению гарантированного конечного результата обучения, построению индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся в зависимости от их способностей, склонностей, познавательных интересов, мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...
Информационные технологии на уроках математики. Проблемное обучение на уроках математики.
Доклады и выступления на заседаниях ШМО....
Презентация по дисциплине Информационные технологии к уроку Базы данных
Данную презентацию можно использовать на занятии при знакомстве с Базами данных...
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...